Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование «образа родителей» у детей старшего
дошкольного возраста 40
2.1 Обоснование методов исследования и описание методик 40
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.3 Рекомендации по созданию положительного образа родителей 49
Вывод по второй главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что роль родители в становлении личности ребенка играют важную и ответственную роль. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познает окружающий мир, наполняет свои мысли образами близких, предметов, природных явлений и связанных с ними переживаний. В семье дети удовлетворяют основные потребности, приобретают ценностную ориентацию, культуру и национальные традиции. В идеале ребенок получает первый духовный опыт от родителей: в форме религии или отношений с природой. Родители знакомят ребенка с социумом, с различными ролевыми поведениями, родственными отношениями и семейной жизнью, вызывая те или иные чувства, поведение,влияющее на формирование привычек, личностных качеств и психологических качеств.
Родители составляют первую социальную среду ребенка. Образ родителей играет важнейшую роль в жизни каждого человека. В трудной жизненной ситуации не случайно мы мысленно обращаемся к своим родителям, особенно к матерям. В то же время чувство окрашивания отношений между ребенком и родителем является особым чувством и полностью отличается от других эмоциональных связей. Специфика отношений между ребенком и родителем зависит, прежде всего, от того, что родительская забота необходима для поддержания жизни ребенка. Потребность в родительской любви является действительно жизненной потребностью для маленького ребенка. Любовь каждого ребенка к родителям безгранична, безусловна. Если в первые несколько лет жизни любовь родителей обеспечивает их собственную жизнь и безопасность, то по мере роста любовь их родителей все больше выполняет функцию сохранения и защиты внутреннего, эмоционального и психологического мира людей. Любовь родителей является источником и гарантией благополучия человека и поддерживает физическое и психическое здоровье.
Таким образом, в данной работе рассматривается формирование образа родителей у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - образ родителей.
Цель работы - исследовать образ родителей у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- рассмотреть психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать соответствующие методики;
- провести эмпирическое исследование «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста;
Методологическую основу исследования составили концепции отечественной психологической науки, положения возрастной психологии и психологии развития, общей психологии, педагогической психологии, а также данные специальных научных исследований на стыке этих дисциплин.
Методы исследования^ процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы;
- эмпирическое исследование: наблюдение, тестирование, опрос;
- обработка данных.
Методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана; детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак)
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной работы с родителями и их детьмив формировании детскородительских отношений, при подготовке к проведению тренингови семинаров, направленных на помощь в воспитаниидетей дошкольного возраста. Полученные результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной психологии, психологии семьи, дифференциальной и социальной психологии.
В ходе анализа различных подходов к изучению понятия образа родителей у детей старшего дошкольного возраста создаются дополнительные возможности эффективного становления образа родителей, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности.
На основе анализа сущностно-содержательной характеристики таких понятий, как «ценности», «традиции», «отношение к родителям» представленных в психологопедагогической литературе, привел нас к выводу, что понятие образ родителей для детей старшего дошкольного возраста - это отражение знаний о родителях в сознании ребенка, это то, что ребенок видит на примере собственных родителей.
Специфика становления образа родителей у старших дошкольников заключается в эмоциональном восприятии родительских отношений, осознании личной сопричастности к родителям, ценностном отношении и соотнесении с другими ценностями на уровне личной значимости.
Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование образа родителей у старших дошкольников. Родители со своими традиционными ценностями готовили ребенка к будущей семейной жизни. Влиять на формирование позитивного "образа родителей" у детей можно общими усилиями детского сада и семьи. Дошкольные учреждения традиционно оказывают помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия учителя с семьями учащихся. Однако в рамках этой деятельности не всегда удается сформировать адекватные представления о воспитании детей старшего дошкольного возраста. Ребенок должен быть представлен в образе родителя как феномен общественной жизни.
Эмпирическое исследование работы проводилось в МБДОУ №9 «Теремок» города Мензелинска. Субъектами экспериментального исследования были 25 детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированное™ показателей образа родителей у старших дошкольников были подобраны и проведены следующие методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана и Детский апперцептивный тест.
В ходе исследования, анализ рисунков детей показал, что на формирование образа родителей влияют отношения родителей к детям, их заинтересованность в познании детьми этого образа. А также, анализируя рассказы детей, можно сделать вывод, что наибольший интерес представляет то, что ребенок «берет» из изображения и почему он рассказывает именно эту историю. В основном тему своих рассказов, дети старшего дошкольного возраста берут сложную, исходя из своего возраста. История часто содержит и несколько тем, связанных друг с другом достаточно сложным образом. В основном ребенок ставит себя на место главного героя, и рассказывает историю своей жизни.
Нами были разработаны рекомендации и игры: игра развивает интерес к партнеру в общении;развивает способности к контактам, участию; развивает невербальное общение.
Предложенная игра поможет родителям поддерживать общение с ребенком, в том числе с уважением к личности, потребностям и интересам ребенка.
Мы также составили рекомендации, способы, приемы формирования положительного образа родителей по теме "Положительный образ родителей". Эта памятка предназначена для того, чтобы обратить внимание на эмоциональное здоровье ребенка, понять симптомы эмоциональной нестабильности ребенка, дать родителям понять рекомендации, направленные на создание положительного имиджа родителей.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи реализованы
1. Березина Т.А. Особенности формирования образа семьи усовременных дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 12.- С. 20-29.
2. Березина Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких // Детский сад: теория и практика. - 2011. - №1. - С. 64-73.
3. Борисова Е.П. Ф. Каптерев о роли матери и отца в воспитании детей // Народное образование. - 1999. - №10. - С. 285 - 286.
4. Виноградова Н.Ф. Детский сад и семья. - 2-е изд., испр. доп. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
5. Водзинский Д.И. Семейно - бытовая культура / под ред. Д.И. Водзинского. - Мн.: Народнаасвета, 1987. - 255 с.
6. Воспитание дошкольника в семье: вопросы, теории и методики / подред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979. - 192 с.
7. Градусова Л. В. Дошкольникам о семье (из опыта работы). - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 36 с.
8. Григорян Л. Г. Роль семьи в нравственном воспитании старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2013. - № 6. - С. 95-102.
9. Давлиев И.И. Я и моя семья. - Казань, 1984. - 168 с.
10. Демидова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников // Детский сад от Адо Я. - 2014. - № 4. - С. 79 - 83.
11. Демидова Н. И. Особенности стихийно складывающегося «Образа семьи» у старших дошкольников // Сборник работ молодых ученыхМГПУ. - М., 2011. - Вып. 7. - С. 60-66.
12. Демидова Н.И. Представления о семье у старших дошкольников: [по данным эмпирического исследования в одном из детских садов] // Вестник МГПУ. - 2012. - № 1. - С. 101-108.
13. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3 - 4 лет в детском саду. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
14. Дыбина О. В. Приобщение детей к истокам семьи // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 6. - С. 124 - 129.
15. Дыбина О.В. Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи: учебно-методическоепособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 144 с.
16. Елистратова О.В. Преодоление неприспособленности детей к взрослому миру // Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2010. - №3. - С. 82 - 84.
17. Загик Л.В., Куликова А.Н., Маркова Т.А. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
18. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
19. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов
высшихучебных заведений - М.: Академия, 2003. - 336 с.
20. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 4. - C. 40-46.
21. Кочетова Н.А., Жёлтикова И.А., Тверетина М.А. Взаимодействие семьи и
ДОУ: программы развития детско - родительских отношений; совместная
деятельность педагогов, родителей и детей. - Волгоград: Учитель, 2014. - 218 с.
22. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2000. - 232с.
23. Кулиш О.Г. Образ благополучной и неблагополучной семьи у детей разного психологического возраста //Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российскойсемьи». В 2-х частях. - Часть 1/ под общей ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2013. - 328 с.
24. Латта Н. Сынология. Матери, воспитывающие сыновей. [пер. с англ. А.А. Давыдовой]. - М.: РИППОЛ классик, 2012. - 320 с.
25. Лебедь О.Л., Дудина Ю.В., Куликова Е.Н. Имидж семьи в современных русских песнях // Социс. - 2002. - №3. - С. 120 - 123.
26. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие. - М.: Педагогика 1984. - 200 с.
27. Низамов Р.А. Воспитание детей в семье. - Казань,1985. - 184 с.
28. Рыжкова А. В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - Санкт-Петербург, 2010. - 193 с.
29. Сапоровская М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 374 с.
30. Семья и брак в современном изменяющемся мире: конструирование социальных представлений: монография / Е.А. Ипполитова,О.С. Гурова, И.В. Михеева и др.; под общ. ред. Е.А. Ипполитовой. - Барнаул: Азбука, 2012. - 255с.
31. Смирнов Т.А. Семья как институт социализации личности (социальнофилософское исследование): монография. - Норильск:НИИ, 2013. - 166 с.
32. Спиридонова И. А. Социально-адаптивная программа «Моя семья - моя опора» // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2013. - Т. 1. - С. 364-365.
33. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учебно - методическое пособие. - М.: Центр
педагогическогообразования, 2012. - 96 с.
34. Тер-Минасян М.Р. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в семейных условиях: на материале взаимодействия специалистов Центра образования с семьями воспитанников: дис. ... канд.педагогич. наук: 13.00.01. - М., 2014. - 153 с.
35. Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «...племя молодое, незнакомое...// Детский сад: теория и практика. - 2011. - №1.- С. 50-56.
36. Ушенина Т.Б. Гармония взаимоотношений между поколениями в семье как условие ее благополучия // Воспитание школьников. - 2012. - №7.- С. 36-38.
37. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
38. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - М.: Феникс, 2005. - 128 с.
39. Шведовская А. А. Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью методики «Семейная доска» // Вопросыпсихологии. - 2014. - № 2. - С. 117124.
40. Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. -М.: Астрель, 2011. - 128 с.
41. Шептихина Г.В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиций у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я.
- 2008. - №1. - С. 32 - 39.
42. Шипицына Г.М. Семейное воспитание: идеалы и традиции «малых» народов // Педагогика. - 2008. - №4. - С. 44 - 50.
43. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов: Феликс, 2004.
- 384 с.
44. Ятусевич И.А. Сущность и структура ценностного отношения к семье // Актуальные вопросы образования и науки. - 2013. - № 1/2 (35/36). -С. 13 -18.
45. Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего
дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 3. - С. 189-192; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prinadlezhnosti-k-semie-deteystarshego- doshkolnogo-vozrasta
46. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 182 с.; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит.
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-obraza- semi-ustarshikhdoshkolnikov
47. Самохвалова Е.В. Формирование позитивного имиджа института семьи в регионе // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33569
48. Смагина С.С. Образ семьи в структуре субъективного опыта дошкольников //
Вестн. Кемеровского гос. ун-та. - 2011. - № 2. - С. 52-59; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-semi-vstrukture-subektivnogo-opyta-
doshkolnikov