ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование «образа родителей» у детей старшего
дошкольного возраста 40
2.1 Обоснование методов исследования и описание методик 40
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.3 Рекомендации по созданию положительного образа родителей 49
Вывод по второй главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование «образа родителей» у детей старшего
дошкольного возраста 40
2.1 Обоснование методов исследования и описание методик 40
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.3 Рекомендации по созданию положительного образа родителей 49
Вывод по второй главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что роль родители в становлении личности ребенка играют важную и ответственную роль. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познает окружающий мир, наполняет свои мысли образами близких, предметов, природных явлений и связанных с ними переживаний. В семье дети удовлетворяют основные потребности, приобретают ценностную ориентацию, культуру и национальные традиции. В идеале ребенок получает первый духовный опыт от родителей: в форме религии или отношений с природой. Родители знакомят ребенка с социумом, с различными ролевыми поведениями, родственными отношениями и семейной жизнью, вызывая те или иные чувства, поведение,влияющее на формирование привычек, личностных качеств и психологических качеств.
Родители составляют первую социальную среду ребенка. Образ родителей играет важнейшую роль в жизни каждого человека. В трудной жизненной ситуации не случайно мы мысленно обращаемся к своим родителям, особенно к матерям. В то же время чувство окрашивания отношений между ребенком и родителем является особым чувством и полностью отличается от других эмоциональных связей. Специфика отношений между ребенком и родителем зависит, прежде всего, от того, что родительская забота необходима для поддержания жизни ребенка. Потребность в родительской любви является действительно жизненной потребностью для маленького ребенка. Любовь каждого ребенка к родителям безгранична, безусловна. Если в первые несколько лет жизни любовь родителей обеспечивает их собственную жизнь и безопасность, то по мере роста любовь их родителей все больше выполняет функцию сохранения и защиты внутреннего, эмоционального и психологического мира людей. Любовь родителей является источником и гарантией благополучия человека и поддерживает физическое и психическое здоровье.
Таким образом, в данной работе рассматривается формирование образа родителей у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - образ родителей.
Цель работы - исследовать образ родителей у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- рассмотреть психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать соответствующие методики;
- провести эмпирическое исследование «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста;
Методологическую основу исследования составили концепции отечественной психологической науки, положения возрастной психологии и психологии развития, общей психологии, педагогической психологии, а также данные специальных научных исследований на стыке этих дисциплин.
Методы исследования^ процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы;
- эмпирическое исследование: наблюдение, тестирование, опрос;
- обработка данных.
Методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана; детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак)
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной работы с родителями и их детьмив формировании детскородительских отношений, при подготовке к проведению тренингови семинаров, направленных на помощь в воспитаниидетей дошкольного возраста. Полученные результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной психологии, психологии семьи, дифференциальной и социальной психологии.
Родители составляют первую социальную среду ребенка. Образ родителей играет важнейшую роль в жизни каждого человека. В трудной жизненной ситуации не случайно мы мысленно обращаемся к своим родителям, особенно к матерям. В то же время чувство окрашивания отношений между ребенком и родителем является особым чувством и полностью отличается от других эмоциональных связей. Специфика отношений между ребенком и родителем зависит, прежде всего, от того, что родительская забота необходима для поддержания жизни ребенка. Потребность в родительской любви является действительно жизненной потребностью для маленького ребенка. Любовь каждого ребенка к родителям безгранична, безусловна. Если в первые несколько лет жизни любовь родителей обеспечивает их собственную жизнь и безопасность, то по мере роста любовь их родителей все больше выполняет функцию сохранения и защиты внутреннего, эмоционального и психологического мира людей. Любовь родителей является источником и гарантией благополучия человека и поддерживает физическое и психическое здоровье.
Таким образом, в данной работе рассматривается формирование образа родителей у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - образ родителей.
Цель работы - исследовать образ родителей у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- рассмотреть психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать соответствующие методики;
- провести эмпирическое исследование «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста;
Методологическую основу исследования составили концепции отечественной психологической науки, положения возрастной психологии и психологии развития, общей психологии, педагогической психологии, а также данные специальных научных исследований на стыке этих дисциплин.
Методы исследования^ процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы;
- эмпирическое исследование: наблюдение, тестирование, опрос;
- обработка данных.
Методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана; детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак)
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной работы с родителями и их детьмив формировании детскородительских отношений, при подготовке к проведению тренингови семинаров, направленных на помощь в воспитаниидетей дошкольного возраста. Полученные результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной психологии, психологии семьи, дифференциальной и социальной психологии.
В ходе анализа различных подходов к изучению понятия образа родителей у детей старшего дошкольного возраста создаются дополнительные возможности эффективного становления образа родителей, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности.
На основе анализа сущностно-содержательной характеристики таких понятий, как «ценности», «традиции», «отношение к родителям» представленных в психологопедагогической литературе, привел нас к выводу, что понятие образ родителей для детей старшего дошкольного возраста - это отражение знаний о родителях в сознании ребенка, это то, что ребенок видит на примере собственных родителей.
Специфика становления образа родителей у старших дошкольников заключается в эмоциональном восприятии родительских отношений, осознании личной сопричастности к родителям, ценностном отношении и соотнесении с другими ценностями на уровне личной значимости.
Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование образа родителей у старших дошкольников. Родители со своими традиционными ценностями готовили ребенка к будущей семейной жизни. Влиять на формирование позитивного "образа родителей" у детей можно общими усилиями детского сада и семьи. Дошкольные учреждения традиционно оказывают помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия учителя с семьями учащихся. Однако в рамках этой деятельности не всегда удается сформировать адекватные представления о воспитании детей старшего дошкольного возраста. Ребенок должен быть представлен в образе родителя как феномен общественной жизни.
Эмпирическое исследование работы проводилось в МБДОУ №9 «Теремок» города Мензелинска. Субъектами экспериментального исследования были 25 детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированное™ показателей образа родителей у старших дошкольников были подобраны и проведены следующие методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана и Детский апперцептивный тест.
В ходе исследования, анализ рисунков детей показал, что на формирование образа родителей влияют отношения родителей к детям, их заинтересованность в познании детьми этого образа. А также, анализируя рассказы детей, можно сделать вывод, что наибольший интерес представляет то, что ребенок «берет» из изображения и почему он рассказывает именно эту историю. В основном тему своих рассказов, дети старшего дошкольного возраста берут сложную, исходя из своего возраста. История часто содержит и несколько тем, связанных друг с другом достаточно сложным образом. В основном ребенок ставит себя на место главного героя, и рассказывает историю своей жизни.
Нами были разработаны рекомендации и игры: игра развивает интерес к партнеру в общении;развивает способности к контактам, участию; развивает невербальное общение.
Предложенная игра поможет родителям поддерживать общение с ребенком, в том числе с уважением к личности, потребностям и интересам ребенка.
Мы также составили рекомендации, способы, приемы формирования положительного образа родителей по теме "Положительный образ родителей". Эта памятка предназначена для того, чтобы обратить внимание на эмоциональное здоровье ребенка, понять симптомы эмоциональной нестабильности ребенка, дать родителям понять рекомендации, направленные на создание положительного имиджа родителей.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи реализованы
На основе анализа сущностно-содержательной характеристики таких понятий, как «ценности», «традиции», «отношение к родителям» представленных в психологопедагогической литературе, привел нас к выводу, что понятие образ родителей для детей старшего дошкольного возраста - это отражение знаний о родителях в сознании ребенка, это то, что ребенок видит на примере собственных родителей.
Специфика становления образа родителей у старших дошкольников заключается в эмоциональном восприятии родительских отношений, осознании личной сопричастности к родителям, ценностном отношении и соотнесении с другими ценностями на уровне личной значимости.
Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование образа родителей у старших дошкольников. Родители со своими традиционными ценностями готовили ребенка к будущей семейной жизни. Влиять на формирование позитивного "образа родителей" у детей можно общими усилиями детского сада и семьи. Дошкольные учреждения традиционно оказывают помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия учителя с семьями учащихся. Однако в рамках этой деятельности не всегда удается сформировать адекватные представления о воспитании детей старшего дошкольного возраста. Ребенок должен быть представлен в образе родителя как феномен общественной жизни.
Эмпирическое исследование работы проводилось в МБДОУ №9 «Теремок» города Мензелинска. Субъектами экспериментального исследования были 25 детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированное™ показателей образа родителей у старших дошкольников были подобраны и проведены следующие методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана и Детский апперцептивный тест.
В ходе исследования, анализ рисунков детей показал, что на формирование образа родителей влияют отношения родителей к детям, их заинтересованность в познании детьми этого образа. А также, анализируя рассказы детей, можно сделать вывод, что наибольший интерес представляет то, что ребенок «берет» из изображения и почему он рассказывает именно эту историю. В основном тему своих рассказов, дети старшего дошкольного возраста берут сложную, исходя из своего возраста. История часто содержит и несколько тем, связанных друг с другом достаточно сложным образом. В основном ребенок ставит себя на место главного героя, и рассказывает историю своей жизни.
Нами были разработаны рекомендации и игры: игра развивает интерес к партнеру в общении;развивает способности к контактам, участию; развивает невербальное общение.
Предложенная игра поможет родителям поддерживать общение с ребенком, в том числе с уважением к личности, потребностям и интересам ребенка.
Мы также составили рекомендации, способы, приемы формирования положительного образа родителей по теме "Положительный образ родителей". Эта памятка предназначена для того, чтобы обратить внимание на эмоциональное здоровье ребенка, понять симптомы эмоциональной нестабильности ребенка, дать родителям понять рекомендации, направленные на создание положительного имиджа родителей.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи реализованы
Подобные работы
- Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОЭТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



