Введение 3
Глава 1. Тенденции развития литературной критики и литературоведения начала XX века 11
1.1 Общее понятие критики и ее функции в литературе и
литературоведении 11
1.2 Литературная критика в историческом аспекте 17
1.3 «Новая критика» 1910-1920-х годов 22
Глава 2. Критические оценки творчества Анны Ахматовой в 1910 -е гг...27
2.1 Начало творческого пути А.Ахматовой в 1910-е годы 27
2.2 Литературная критика начала ХХ века: основные имена и тенденции .30
2.3 Первые рецензии на стихи Ахматовой 34
Глава 3. Критический контекст восприятия поэзии Ахматовой 1920 -х гг.. ..43
3.1 Творчество и биография Анны Ахматовой периода 1920 г 43
3.2 Литературная критика 1920- х гг.: основные тенденции и имена 46
3.3 Литературная деятельность Анны Ахматовой в оценке критиков и
литературоведов 1920-х гг 54
Заключение 62
Список используемой литературы
Анна Андреевна Ахматова принадлежит к выдающейся плеяде представителей поэтического мира серебряного века русской литературы, которые благодаря своему творчеству внесли вклад в русскую и мировую культуру. Современниками Ахматовой являются широко известные имена А. Блока и В. Брюсова, И. Анненского и Ф. Сологуба, А. Белого и М. Волошина, Н. Гумилева и К. Бальмонта, В. Иванова и И.Северянина и многих других.
Первые стихи Ахматовой появились в 1911 году, а в следующем году вышел поэтический сборник «Вечер». Почти в самом начале литературного пути Ахматова была поставлена критиками в один ряд с самыми знаменитыми русскими поэтами. Ее первые сборники «Вечер», «Чётки», «Белая стая» заняли особое место в истории русской поэзии. Ранний этап творчества был связан с литературной программой и отношениями дружбы с поэтами-акмеистами. Но читатели и критики тех лет и отделяли творчество Ахматовой от акмеизма, признавая самобытность, оригинальность и неповторимое очарование ее лирики.
Талант Ахматовой был многогранным — она поэт-лирик, автор поэм, переводчик, критик, историк литературы. Все, что создала Ахматова, отличалось вдохновенным талантом, широтой кругозора, подлинной искренностью. В своем творчестве она опиралась на традиции классиков мировой литературы. Пушкин, Данте, Шекспир — были ее учителями. Поэзия Ахматовой полна раздумий, философских обобщений и в то же время она конкретна, ее лирические герои живут, действуют в определенное место и конкретно-историческое время.
Поэзии Анны Ахматовой присущи такие качества, как своеобразие, оригинальность и узнаваемость литературного слога поэтессы. Ее стихи считаются поистине «женскими», но не из-за того, что в них можно увидеть внутреннюю слабость, недостаток мужественности, а наоборот, прочувствовать, что они отличаются женской интуицией и чуткостью к движимым изменениям в мире, сдержанной эмоциональностью, честной позицией автора по отношению к самой себе. Ахматова разрушила давний стереотип в представлении, что так называемая "женская поэзия" ограничена сферой любовно-семейной и пейзажной тематики, носит узкий биографический характер и отличается традиционностью организации стихотворного материала. Кроме глубоко разработанной темы женской любви, в ее творчество уже до революции входят темы философской и гражданской лирики, а сама поэзия получает дополнительные - культурологическое и мифопоэтическое - измерения, которая раскрывает духовный мир лирической героини Ахматовой в нелегкое и великое время мировой культуры и истории. Но в то же время многие современники Анны Ахматовой считали ее поэтический язык «мужественным», что означает великую силу творческой личности. Мужество в поэзии Ахматовой не просто свойство ее натуры, черта биографии, это исходное качество мироощущения, влиявшее на своеобразие ее героини в стихах, на особенности и формы ее поэзии.
Успех Ахматовой состоялся именно из-за личного и автобиографического характера ее стихов: они откровенно чувственны, чувства выражены не в символических или мистических терминах, а на простом и внятном человеческом языке. Главная их тема - любовь. Стихотворения ее реалистичны, их легко представить себе зрительно. У них всегда определенное место действия - Петербург, Царское Село, деревня в Тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы, как лирические драмы. Главная черта коротких стихотворений Ахматовой - сжатость. Поэтический язык Ахматовой невозможно спутать ни с чьим другим, поскольку внимательный взгляд поэта помогает увидеть необычность обычного, свежесть и новизну привычного. Большинство стихов Анны Андреевны весьма короткие, но перед нами — не фрагментарные отрывки и не разрозненные психологические этюды. Недлинные по форме, эти произведения очень емкие по содержанию, острота взгляда в них сопровождается остротой мысли. Поэзию Анны Ахматовой отличает повествовательность лирики, многие ее стихотворения напоминают новеллы. Написанные простым, разговорным языком, эти произведения являются доверительным рассказом поэта о реальных событиях, о своих мыслях и чувствах, словно она хочет без какой-либо тайны раскрыться перед читателем. Поэтесса несомненно многое вобрала от своего яркого и талантливого Серебряного века — необычную словесную культуру и саму основу новаторства, которые свойственны как наиболее крупным символистам, так и возникшим после другим поэтическим направлениям и школам, которые пришли на смену символистской эпохи. Анна Ахматова начала писать свои стихи еще в раннем детстве и сочинила их немалое множество. В творческом наследии Анны Андреевны нет ни развернутых статей, ни специальных выступлений, выражающих ее поэтическое кредо, но отдельные высказывания, полупризнания можно найти в автобиографической прозе, её листках из дневника, в строчках писем, в воспоминаниях современников. Для самой себя в первую очередь поэтесса пыталась сформулировать тайну возникновения стихов. При всей строгой аналитики ума Ахматова не представляла себе подлинной поэзии без некой тайны, поэтому ее отсутствие считала серьезным недостатком стихов.
Жизнь и творчество Анны Ахматовой показывает рост ее понимания и самопознания. Если бы на какой-то миг она потеряла способность превращать основы своей жизни в поэтическую биографию, то оказалась бы сломленной хаотичностью и трагедийностью происходившего с ней. Творчество Ахматовой принято делить всего на два периода - ранний (1910 - 1930-е гг.) и поздний (1940 - 1960-е гг.). Разница между «ранней» и «поздней» Ахматовой видна как на содержательном уровне (ранняя Ахматова - камерный поэт, поздняя испытывает все большее тяготение к общественно-исторической тематике), так и на стилистическом: для первого периода характерна предметность, слово не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом. В поздних стихах Ахматовой господствуют переносные значения, слово в них становится подчеркнуто символическим. Эти изменения не уничтожили цельности ее стиля. Напряженное и сосредоточенное чувство заключено в простую, точную и гармоническую форму. Ахматова была признана классиком отечественной поэзии, несмотря на то, что начиная с 1920 года, её произведения подвергались жёсткой цензуре, замалчиванию и критике. Многие произведения не были разрешены к публикации, а были напечатаны спустя более двух десятилетий после смерти Ахматовой. Имя Анны Ахматовой, как великой поэтессы, окружала слава при жизни среди читателей СССР и за его пределами.
Ее стихи сразу привлекли к себя внимание современников. После того, как вышли в свет ее первые сборники, начали появляться критические статьи, которые показывали необычность, нестандартность и новизну творческого таланта юной Анны Ахматовой. В 1910-1920 годы популярность Анны Ахматовой породила массу критических откликов. Ее лирика подверглась детальному и всестороннему анализу ученых- литературоведов и лингвистов.
Актуальность темы ВКР состоит в том, что анализ литературной критики и литературоведческих работ 1910-х - начала 1920-х гг. позволяет посмотреть на феномен ахматовской поэзии глазами современников, сопоставить и систематизировать оценочные суждения о произведении, выявить как плодотворные, так и бесперспективные тенденции в его осмыслении, которые нашли отражение в более поздних работах, посвященных творчеству Ахматовой. Некоторые вопросы, связанные с изучением литературно-критических работ этого периода, посвященных лирике Ахматовой, лишь отмечаются литературоведами, но остаются не исследованными в полной мере. Поэтому проблема комплексного осмысления критического и литературоведческого восприятия поэзии Ахматовой Шолохова является актуальной как в историко-литературном, так и в теоретическом планах. Жёсткое следование принципам избранной системы нередко приводит к игнорированию или даже насильственному искажению смысла ахматовских текстов. Описание системных параметров ахматовского творчества традиционно определяется представлением исследователя о соответствующих характеристиках акмеизма. Между тем обсуждение свойств этого течения до сих пор вызывает разногласия. Остаётся актуальным вопрос соотношения его поэтики с поэтикой символизма. Он трактуется разноречиво: от утверждения В. М. Жирмунского о преодолении акмеистами символизма до редуцирования различий между ними в современных работах, посвященных поэтике Серебряного века, постсимволизму, постмодернизму, а также постклассической поэзии.
В 1910- е годы увидели свет исследования, ставшие фундаментальными для науки об Ахматовой. В 1915 г. В журнале «Русская мысль» была опубликована статья Н.В. Недоброво «Анна Ахматова». В ней критик охарактеризовал движущие мотивы ахматовской лирики, основные особенности лирического героя и некоторые черты поэтического языка, служащие выражению идей поэта. В 1916 г. в статье «Преодолевшие символизм» В. М. Жирмунский уделил особое внимание языку Ахматовой. Ставя перед собой задачу определить различия языка символистов и Ахматовой, ученый приходит к выводу о простоте, разговорности, лаконизме, эпиграмматичности ахматовской лирики. Одним из первых Жирмунский назвал характерным приемом Ахматовой описание кого-либо или чего-либо посредством детали. Позже основные положения статьи, а также новые наблюдения ученого нашли отражение в его обобщающей монографии «Творчество Анны Ахматовой». На сегодняшний день это одна из лучших монографий о творчестве поэта. В 1923 г. Б. М. Эйхенбаум в работе «Анна Ахматова» исследовал такие особенности творческого метода поэта, как семантическая нагрузка слова, употребленного в прямом значении, сюжетность, специфическая интонация, оригинальная словесная инструментовка. В 1920-е г. было опубликовано исследование В.В. Виноградова «О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски)», имеющее цель показать особенности семантики, или «символики», языка поэта.
Ахматова называла пророческой статью Н. Недоброво «Анна Ахматова». Одной из наиболее значимых в оценках и суждениях она считала работу В. Жирмунского «Преодолевшие символизм». Об особенностях художественной манеры молодого поэта до революции писали М. Кузмин («Предисловие к первой книге стихов А.А. Ахматовой. «Вечер»), В. Чудовский («По поводу стихов Анны Ахматовой»), Н. Гумилев («Анна Ахматова. Четки») и О. Мандельштам («О современной поэзии (К выходу «Альманаха муз»). Классикой ахматоведения являются научные труды о стиле поэта сторонников формального метода. К примеру, Б. Эйхенбаум в своей работе под названием «Анна Ахматова. Опыт анализа», вышедшая в 1923г., важнейшей особенностью поэтики Ахматовой считал лаконизм формы и содержания. Критик В. Виноградов в книге «О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски)», отмечал символичность ее образа, его особую смысловую насыщенность. Эти и другие тексты стали основным материалом для анализа.
Новизна ВКР обусловлена тем, что процесс восприятия поэзии Ахматовой литературной критикой и литературоведением 1910-1920 -х гг. впервые анализируется как целостное и значимое для истории отечественной критики явление.
— на основе анализа систематизируются литературно-критические работы, некоторые из которых не являлась самостоятельным объектом исследования;
— выявляются и обосновываются закономерности становления отечественного ахматоведения как самостоятельного направления истории литературы XX века.
Цель исследования: выявить вклад критики и литературоведения 1910-1920 гг. в понимание специфики и новаторства поэзии Ахматовой.
Предмет исследования: является совокупность посвященных поэзии Ахматовой критических, литературоведческих статей, рецензий и публичных откликов, сопровождавших сборники Ахматовой на протяжении 1910-х начала 1920-х гг. В исследовании анализируются работы В.Виноградова, Н.Недоброво, О.Мандельштама, М.Кузмина, Н.Гурвича, Б.Эйхенбаума, а также статьи из антологии «Анна Ахматова: pro et contra» (СПб., 2001).
Для достижения указанной цели перед нами поставлены следующие задачи:
— произвести аналитический обзор исследований, посвященных характеристике литературной критики предреволюционного десятилетия;
— рассмотреть содержание важнейших литературно-критических оценок и интерпретаций лирики Ахматовой в 1910- е гг.;
— систематизировать и дать сравнительный анализ литературоведческих суждений и выводов о поэзии Ахматовой в 1920-е гг.
Методы исследования: Методы ВКР базируются на принципах историко-функционального анализа творчества, а также на исследованиях рецепции творчества писателей-классиков. Метод исследования - историко-литературный. Мы рассматриваем критические и литературоведческие интерпретации в связи с историей литературы и критики начала XX века и характерными явлениями литературного процесса того времени.
Теоретическая значимость исследования представляется в обобщении и сравнении имеющейся исследовательской литературы по изучению творчества и поэзии Анны Ахматовой в русской критике и литературоведении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть полезна в изучении курса истории литературы и критики начала XX века.
В истории литературы XX века поэзия Анны Ахматовой признана уникальным явлением. Творческий путь поэтессы, продолжавшийся более половины столетия, совпал с резкими историческими переломами в жизни не только России, но и всего мира. Ее лирика отличается от прочих литературных родов наиболее непосредственной связью с читателями. Уважение к гордой независимой личности, восприятие любви как важнейшей жизненной ценности обусловили появление в её стихах героев и героинь с исключительными страстями. Исключительные и экзотические обстоятельства привлекали её в меньшей степени, жанр баллады не получил развития. Несмотря на то, что высказанное В. Брюсовым мнение об
ахматовской поэзии как «романе» было подхвачено критиками и подкреплено авторитетом Б. Эйхенбаума, её поэзия осталась по преимуществу в рамках лирического рода. Драматизм переживаемой ситуации производил впечатление «романности», потому что интенсивность чувства проецировалась на кульминацию длящихся отношений, рамки лирического сюжета выглядели разомкнутыми во времени и пространстве. Использование традиционных романтических мотивов подчёркивает интенсивность и значительность переживаемого чувства. Маски лирической героини ранних сборников способствуют повышению выразительности лирических ситуаций, конкретизации чувств и обстоятельств. В ранней поэзии Ахматовой оттенки демонизма, характеризующие субъектов чувства и способствовавшие вначале укрупнению их масштаба, соединяются с темами греха и совести. За многообразными масками лирической героини Ахматовой поступает лицо современной женщины, социокультурные роли которой требуют осмысления.
Многие критики отмечали необыкновенный дар Анны Андреевны своими творениями устанавливать связь не только со временем, в котором она жила, но и со своими читателями, которых она чувствовала и видела перед собой. Ахматова не искала легких жизненных дорог и даже в дни революционного переворота не пожелала покинуть Родину. Истоки освещения Ахматовой темы России надо искать в ее семье и воспитании. Ахматова была православным человеком, воспитывалась в духе уважения к наследию прошлого. В ранних стихах о Родине Ахматова пока не рисует образ России. У поэтессы нет глубинного понимания народной жизни, но есть стремление к ней, и оно естественно и, следовательно, правдиво.
Отечественное ахматоведение, которое зародилось сразу после публикации ранних сборников «Вечер» и «Четки», является живым, динамичными противоречивым процессом. Общая концепция выделение простоты ахматовского слога, народность, «дневниковость» ее лирики, интимный характер поэзии, национальное, выраженное через личное. В данной работе, проведя общий анализ отечественных работ, можно установить, что развитие русского ахматоведения началось с выходом первых сборников Ахматовой, а критиками выступили ее современники Н.Гумилев, Н.Недоброво, М.Кузмин, В.Жирмунский. Сразу были определены основные признаки творчества поэта простота ахматовского синтаксиса, разговорность ее лирики, вещность символики, акцентирование на детали в поэзии. По мнению критиков , Анна Ахматова отличалась от всех акмеистов своей легкостью и новаторством.
Ахматова способна из личного житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих; некоторые же другие поэты способны великую поэтическую действительность трактовать как дидактическую прозу, в которой, несмотря на сильные звуки, нет обольщения современным миром и образ его лишь знаком и неизбежен, но не прекрасен. Связь поэзии Ахматовой с традициями прошлого делает ее живой и нужной для современного читателя. Об огромной популярности ее стихотворений в годы ее молодости может свидетельствовать число переизданий ранних сборников, благодаря которым ее творчество получило множество разных критических оценок. Творчество Ахматовой в интерпретации русских критиков является индивидуальным и неповторимым, отличается особым звуковым строем, поэтическим языком, детальностью передаваемых изображений, которые создают конкретный образ героини у поэтессы. Критики Н.Недоброво, В.Жирмунский, Айхенвальд и М.Кузмин отметили высокий потенциал раннего творчества Ахматовой, аргументируя свое мнение тем, что поэтесса пишет откровенно и искренно свои стихи, которые благодаря глубинному содержанию находят неравнодушие со стороны читателей. Именно поэтому сборники «Белая стая» и «Четки» имеют положительную оценку в русской литературной критике.
В.Виноградов, О.Мандельштам, К. Мочульский раскрыли поэзию Ахматовой 1920-х годов как осознанный этап ее литературного творчества. Кроме темы любви, появляется тема жизненного предназначения, помыслы о истинном бытие, а также тема молитвы. В этот период Ахматова показывает себя с более зрелой стороны своей личности и поэтому, многие критики не могли не отметить то, что творчество приобрело более серьезный и в то же время интересный оттенок, который раскрыл поэтессу как осознанную и ищущую новые пути развития своей литературной деятельности. Внутренняя сила Ахматовой отразилась на всем ее творчестве. Мужество в ее поэзии не просто свойство натуры, черта биографии, скорее это исходное качество мироощущения, влиявшее на своеобразие ее лирической героини, на особенности лиризма и формы ее поэзии.
1. Ахматова А.А., Сочинения в 2-х томах, т. 2, М., «Просвещение», 1986.432с.
2. Ахматова A.A. Стихотворения и поэмы. JL, 1977.
3. Ахматова. А: Pro et еоп1та.-Спб.:РХГИ,2001. С.843-964.
4. Ахматова.А. Собрание сочинений, М.: «Цитадель», 1997.-900с.
5. Н.В.Недоброво. Анна Ахматова. Pro et contra.Антология. Том 1.Серия "Русский путь".-РХГИ,2005.-992с.
6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М.: Худ. лит, 1975.-504с.
7. Блок В. Субъективное и объективное в художественной критике / В. Блок // Методологические проблемы художественной критики / отв. ред. А. Я. Зись.М.:Искусство,1987.-С.222-246.
8. Бурсов Б.И. Критика как литература / Б.И. Бурсов. - Л.: Лениздат, 1976. - 319 с.
9. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973.- 184 с.
10. В.М. Жирмунский Теория стиха / В.М. Жирмунский. - Л., 1975.
11. Виноградов В.В. О символике А.Ахматовой : (Отрывки из работы по символике поэтической речи ) // Лит.мысль: Альм.-Пг.,1922.- (Кн.1).-С.91- 138.
12. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика / П: А. Вяземский. М:: Искусство, 1984. - 458 с.
13. Гиппиус В. Анна Ахматова. «Вечер» // Новая жизнь. 1912. -№ 3. - С. 4557.
14. Гурвич И.: Любовная лирика Анны Ахматовой (целостность и эволюция) //Вопросы литературы. М., 1997г.-Вып.5.-С.22-38.
15. Гурвич И. Художественное открытие в лирике Ахматовой // Вопросы литературы.1995. -Вып.3.-С.153-175.
16. Добролюбов Н. А. Литературная критика. В 2 т. / Н. А. Добролюбов. Л.: Худ. лит, 1984. - 398 с.
17. Жирмунский В.М. «Творчество Анны Ахматовой» Раздел 3, Наука. Ленинградское отделение , 1973г.
18. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм //Рус.мысль.- М.; СПб.,1916.-№12.-С.33-41.
19. К 100-летию со дня рождения А.А.Ахматовой // Литературное обозрение, 1989. - № 5. - С. 5.
20. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпоха. _под ред. Е. Добренко, Г. Тиханова. М.: Новое литературное обозрение. 2011.
21. Казаркин А.П. Писательская критика как самосознание литературы / А.П. Казаркин // Проблемы метода и жанра. Сб. статей. / Под. ред. Ф.З. Канунова. - Томск: издательство ТГУ, 1991. - с.209-211.
22. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика / Л.Г. Кихней. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 184 с.
23. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997.
24. Клинг О.А. Своеобразие эпического в лирике А.А.Ахматовой // Филологические науки .989 .- №6. - С 78-89.
25. Коновалов В.Н. Литературно-критическая деятельность русских писателей XIX века. / В.Н. Коновалов. - Казань: Издательство Казанского Университета, 1989. - 174 с.
26. Коржавин Н. Анна Ахматова и «Серебряный век» // Новый мир. 1989. - № 7. - С. 240-261.
27. Кормилов С.И. А.А.Ахматова. // Русская литература XIX-XX веков: В 2-х т. Т.2: Русская литература XX века. Сост. и науч. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. М., 2001.
28. Кралин М.М. «Хоровое начало» в книге Ахматовой «Белая стая» // Русская литература. 1989. - № 3. - С. 97-108.
29. Крылов В. Н. Поэтика литературно-критического текста как предмет научного изучения / В. Н. Крылов // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. — 2007. Т. 149, Кн. 2. - С. 110 -122.
30. Кузмин М.А. Предисловие к сборнику «Вечер» А. Ахматовой Антология русской поэзии , СПб.,1912г.-С.5-10.
31. Лекманов O.A. Акмеисты: поэты круга Гумилева: Статья первая. // Новое лит. обозрение. М., 1996. №17. С. 168-184.
32. Лекманов O.A. Акмеисты: поэты круга Гумилева: Статья вторая. // Новое лит. обозрение. М., 1996. №19. С. 148-161.
33. Лекманов O.A. Акмеисты: поэты круга Гумилева: Статья третья. // Новое лит. обозрение. М., 1996. №20. С.40-55.
34. Лукницкий П.Н. Ранние пушкинские штудии Анны Ахматовой. //
Вопросы литературы, 1978, № 1, с. 185-228.
35. Мандельштам О.Э. Буря и натиск // Рус. искусство.-1923.-№1.-С.78,82.
36. Мочульский.К.В. Поэтическое творчество Анны Ахматовой.// Литературное обозрение.1989.-№5.-С.44-52.
37. Мочульский Ю. Анна Ахматова // Лепта. 1994. - № 20. -С. 43-49.
38. Недоброво Н.В. Анна Ахматова // Рус.мысль.- М.;СПб.,1915.-№7.-С.50-
68.
39. Недоброво Н. В.: Анна Ахматова.//Ахматова А.А. Поэма без героя. М.: Изд-во МПИ, 1989.-С.250-272.
40. Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. Л.: Советский писатель, 1982. - 264 с.
41. Русская литературная критика XVIII - начала XX века: Учеб. пособие и хрестоматия /под ред. Н.И. Якушина, Л.В. Овчинникова, - М.: Камерон, 2005. - с. 250-291.
42. Русская наука о литературе в конце XIX - начале XX в. / под ред. П.А. Николаева. - М.: Наука, 1982.
43. Слонимский А. Белая стая. Стихотворения Анны Ахматовой // Вестник Европы. 1917. - №9-12. - С. 403.
Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000.-398 с.
44. Чуковский К.И. «Критические рассказы. Часть 2. Ахматова и Маяковский», 1990г.,М.: Правда,1990г.,206 с.
45. Чулков Г.А. Ахматова. Вечер. Стихи. СПб.,1912.- В кн.: Жатва, кн.3. М., 1912, С. 275-277.
46. Шилов Л.А. Анна Ахматова. М.: Знание, 1989. - 126 с.
47. Эйхенбаум Б.М. Роман-лирика [ Рец. На кн. Ахматова А.
«Подорожник».-Пг.,1921.] //Вестн.лит.-1921.-№6/7.- С.8-9.
48. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 2013г.-512с.
ГУ.Справочная литература:
49. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. /Под редакцией Шведовой Н. Ю.; Изд-во М.: ИТИ Технологии,2014.
50. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: том 2. М.: Астрель, 2003.-702с.