Психолого – педагогические основы проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой
База исследования: МАДОУ «Детский сад «Радуга» (Свердловская область, Артинский район, п. Арти). В работе приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Есть приложения ( в том числе и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 5
1.1. Методы и приемы развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении 5
1.2. Анализ программного содержания работы по развитию выразительности речи и ознакомлению старших дошкольников с детской книгой 12
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ 19
2. 1. Диагностика сформированности выразительности речи старших дошкольников 19
Интерпретация результатов проведения констатирующего этапа. 26
2. 2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность исследования. Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций личности. В ФГОС ДО большое внимание уделено многоаспектному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и выразительной ее стороны.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной.
Выразительное (художественное) чтение – это вид художественной деятельности. Как у любой деятельности, у выразительного чтения есть свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой результат. Результат деятельности – восприятие произведения слушателями и их эстетические реакции на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей. Умение использовать основные средства выразительности, которые отражают в чтении свое понимание, оценку содержания, смысла текста, отношение к нему является высшим типом выразительного чтения.
Объект исследования – процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет исследования – комплекс мероприятий, способствующий развитию выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования – разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие выразительности речи старших дошкольников …..
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1) ознакомление с методикой работы над выразительностью речи детей в ДОУ;
2) осуществление практического анализа предметно-развивающей среды в процессе развития выразительности речи;
3) подбор диагностики по развитию выразительности речи;
4) составление перспективного плана по развитию выразительности речи в старшей группе на месяц и год;
5) составление методических рекомендаций для родителей.
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов. Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были использованы методы эмпирические, среди которых тестирование, экспертная оценка, анализ результатов. Также выбраны методы количественного (первичного) и качественного (вторичного) анализа данных.
Практическая значимость проектировочной работы состоит в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного в процессе театрализованной деятельности.
Методологические основы проектировочной работы: психолого- педагогические концепции развития речи детей (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др.; лингвистические учения о литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Л. А. Введенская, Д. Э. Розенталь, Л. И. Скворцов и т. д.).
База исследования: МАДОУ «Детский сад «Радуга» п. Арти. В проектировочной работе приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Структура исследования работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, приложений.
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальное исследование по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности, сделаны соответствующие выводы
Чтение является приобретенным навыком и содержит в себе несколько компонентов, а именно: правильность, осознанность, выразительность, беглость. Выразительное чтение формирует правильное понимание предмета чтения, дает осмысленные образы и возможность уловить эмоциональный сюжет произведения.
Существует много методов и приемов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
В практической части проектировочной деятельности было проведено изучение эффективности театрально-игровой деятельности в процессе формирования речевой выразительности старших дошкольников. Так, на констатирующем этапе был выявлен относительно невысокий уровень сформированности выразительности речи у старших дошкольников. Это отражено в проведение комплексной работы по формированию выразительности речи среди детей старшей группы. Также был разработан перспективный план по развитию речевой выразительности на год для детей старшего дошкольного возраста.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Актуальные проблемы и перспективы становления ребенка-читателя в современном информационном обществе [Текст] // Материалы междунар. науч.-практ. конф. Чита, 18–19 октября 2010 г. / ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. – Чита : ЗабГГПУ, 2010. – С. 323-326.
2. Бережнова, О. В. Проектируем основную образовательную программу дошкольного образования : организационный раздел [Текст] / О. В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015. – № 5. – С. 18- 32.
3. Введенская, Л. А. Культура и техника речи : учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, В. П. Чихачев. – Ростов-на-Дону : изд-во «Феникс» , 1994. – 451 с.
4. Воробьева, Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок : пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов [Текст] / Т. А. Воробьева. – Санкт-Петербург : Литера, 2010. – 96 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1991. – 206 с.
6. Григорович, Л. А. Педагогическая психология : [учеб. пособие для вузов по специальности 031000 «Педагогика и психология»] [Текст] / Л. А. Григорович. – Москва : Гардарики, 2013. – 314 с.
7. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей [Текст] / Н. Ф. Губанова. – Москва : ВАКО, 2007. – 369 с.
8. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного [Текст] / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2014. – № 19 (78). – С. 531-533.
9. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Академия развития, 2007. – 192 с.
10. Лазаренко, О. И. Диагностика выразительности речи детей [Текст] / И. О. Лазаренко. – [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/664283/page/diagnostika-vyrazitelnosti-rechi (Дата обращения: 29.11.2018 г.).
11. Логинова, В. И. Детство : Программа развития и воспитания детей детском саду. – изд. 3-е, переработанное [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. – 244 с.
12. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников [Текст] / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7. – С. 35-37.
13. Найдёнов, Б. С. Выразительность речи и чтения [Текст] / Б. С. Найденов. – Москва : АСТ, 2014. – 341 с.
14. Нужнова, М. А. Выразительное чтение [Текст] / М. А. Нужнова. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 211 с.
15. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
16. Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования : Истоки. – 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Под ред. Л. А. Парамоновой. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
17. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. Сада [Текст] / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. – Москва : Просвещение, 2010. – 111 с.
18. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку : словарь лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь. – Москва : Оникс, 2008. – 623 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 652 с.
20. Сборник образовательный программ для дошкольных образовательных организаций [Текст] / Под. ред. М. И. Ивановой. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 569 с.
21. Синицын, В. А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие [Текст] / В. А. Синицын. – Москва : Рост. 2012 – 96 с.
22. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2010 – 250 с.
23. Сохин, Ф. А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – Москва : МОДЭК МПСИ, 2008 – 224 с.
24. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд. [Текст] / И. А. Стернин. – Москва : Директ-медиа, 2015. – 289 с.
25. Терентьева, Ю. В. Выразительное чтение: сущность, приемы и методы формирования [Текст] / Ю. В. Терентьева // Детский сад До и После. – 2011. – 34. – С. 45-48.
26. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева / Под ред. Ф. А. Сохина. – Москва : Просвещение, 2007. – 159 с.
27. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – Москва : Сфера. 2009. – 240 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
29. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1960. – 348 с.
30. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – Москва : Академия, 2013. – 369 с.