ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Специфика современной литературы о подростках 7
1.1 Особенности young adult literature 7
1.2 Образ подростка в young adult literature 12
1.3 Джон Грин - автор романов о подростках 18
Глава II. Использование стилистических средств при создании
образов в произведении «Виноваты звезды» 24
2.1 Языковые средства создания образа персонажа в литературе 24
2.2 Создание образов главных героев романа «Виноваты звезды» 30
2.3 Роль литературно-стилистических приемов в создании второстепенных
персонажей в романе «Виноваты звезды» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
В настоящее время молодые люди достаточно заинтересованы в чтении, а наиболее популярными и покупаемыми книгами среди подросткового населения являются произведения, написанные в литературном направлении young adult literature (YAL). Данное литературное направление широко известно на Западе, однако является новым явлением для русскоязычной аудитории, по причине того, что термин young adult, который дословно переводится «молодой взрослый», не до конца понятен для России. Понятие «Подростковая литература» в России подразумевает определенную проблематику произведений, не противоречащую цензурным требованиям. Обратную мысль можно сказать по поводу литературного направления young adult literature, которое расчитано на широкий диапазон читательской аудитории от 13 до 25 лет и охватывает множество проблем, присущих не только для подросткового населения, но и для взрослых людей. Художественные произведения, написанные в YAL, зачастую содержат жестокие сцены и не отвечают цензурным требованиям.
Как правило, литературное направление young adult literature имеет абсолютный антропоцентрический характер, идея которого состоит в том, что человек, а точнее персонаж является основным предметом изображения в литературном тексте. Следовательно, образ подростка занимает центральное место в YAL.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения функционирования стилистических приемов в романе Джона Грина «Виноваты звезды», так как они ярко демонстрируют индивидуальный стиль писателя и выступают способом создания образов персонажей в произведении.
В данной работе мы будем рассматривать роман «Виноваты звезды» в контексте литературного направления YAL, и стилистические приемы, с помощью которых, автор воссоздал образы современных американских подростков в романе «Виноваты звезды».
Следует подчеркнуть, что название романа на языке оригинала (The fault in our stars) предполагает, что автор заимствовал его из пьесы «Юлий Цезарь» Шекспира, в которой Кассий провозглашает: The fault dear Brutus is not in our stars but in ourselves that we are underlings [24]. Но, вопреки высказыванию Кассия, роман описывает историю беспомощности тяжелобольных подростков перед судьбой, «перед звездами».
Другая особенность данного романа: в основе сюжета лежит несуществующий роман несуществующего писателя Питера Ван Хутона «Царственная скорбь» (англ. An Imperial Affliction), название которого заимствовано со стихотворения Эмили Дикинсон There’s a certain slant of light: «Отчаяньем запечатлен - / Кому он подневолен? / Он - словно царственная скорбь, / Которой воздух болен» (пер. В. Марковой) [14].
Объект исследования - текст романа «Виноваты звезды» Джона Грина.
Предмет исследования - стилистические фигуры как средство создания образа подростка в произведении «Виноваты звезды».
Цель данной работы - определение специфики индивидуального стиля Джона Грина в создании образов персонажей с помощью литературных приемов в контексте направления young adult literature.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по специфике современной подростковой литературы.
2. Проанализировать и классифицировать образы подростков в произведениях young adult literature.
3. Рассмотреть стилистические приемы с точки зрения их эффективности в создании образов подростков в произведении Джона Грина «Виноваты звезды».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования на практических занятиях по изучению стилистики и литературы английского языка, в частности современной литературы США.
Теоретическую базу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, таких как И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, В.Е. Хализев, Д.Н. Фрэй, где уделяется существенное внимание вопросам использования стилистических приемов и средств создания персонажа в литературном произведении, а также работа P.B. Cole, где уделяется существенное внимание правильному преподаванию young adult literature ученикам средней школы в США.
Для исследования литературного направления young adult literature мы обращались к трем монографиям таких российских ученых, как Л.И. Татанова, А.А. Зеличенок и Е.Н. Михеева. Также за основу мы брали труды зарубежных ученых, таких как M. Cart, A.E. Gumiran, R. Gautam, J. Allen.
Апробация работы
Исследование, проведеннное в данной работе, стало причиной определенного интереса со стороны редакторов студенческого сборника «Казанский вестник молодых ученых». Статья на тему «Стилистические средства создания образов американских подростков в романах Джона Грина» готовится к публикации в 4 номере, 2018 года.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка использованных словарей.
Введение раскрывает актуальность работы, формирует основную цель, задачи, обосновывает объект и предмет исследования работы.
В первой главе дается общая характеристика young adult literature, освещаются основные характеристики образов персонажей данного литературного направления, дается общая информация об авторе - Джоне Грине - представителе направления young adult literature.
Во второй главе нами рассматривается художественный способ создания образа персонажа при помощи различных стилистических приемов, характерных для young adult literature на примере романа «Виноваты звезды».
В заключении подводятся итоги исследования проблемы создания образа подростка в литературном направлении young adult literature, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по изменению и дополнению данной сферы.
В данной работе мы анализировали особенности создания образов подростков с помощью стилистических средств на примере романа Джона Грина «Виноваты звезды» в контексте young adult literature.
Анализ показал, что в настоящее время young adult literature имеет культовый статус среди молодежи, несмотря на то, что данное направление довольно «молодое».
Так, мы выяснили, что направление young adult literature охватывает множество жанров, нацеленных на молодежную аудиторию, от фэнтези до хоррора. Особенностями young adult literature являются многоплановый сюжет, яркие персонажи, реалистичные диалоги между персонажами, понятный стиль изложения, чувство юмора и детальная передача фактов.
Благодаря тому, что young adult literature имеет антропоцентричный характер, основу нашего исследования составили образы персонажей, свойственные данному литературному направлению, а именно, стилистические средства, с помощью которых автор создает образ персонажа-подростка.
Из этого следует, что наиболее характерные черты, присущие персонажу-подростку - это идентичность с реальным человеком, высокие умственные способности, решительность, желание «перевернуть горы», чтобы повысить свою значимость, пойти против системы. Часто герои-протагонисты «эволюционируют» по мере развития сюжета, то есть находят ответы на свои философские вопросы. Образ героя-подростка иллюстрирует современные нравы подросткового населения.
В романе «Виноваты звезды» мы выяснили, что автор широко использует различные стилистические приемы для создания образа главных и второстепенных героев. При исследовании образов персонажей, мы обратились к классификации В.Е. Хализева, который считает, что полный образ создается из нескольких составляющих: портрет, поступки, индивидуализация речи, биография героя, авторская характеристика, характеристика героя другими действующими лицами, мировоззрение героя, привычки, манеры, отношение героя к природе, средства психологического анализа, говорящее имя/фамилия, вещная характеристика.
Таким образом, мы выяснили, что Джон Грин использовал в своем романе разные лексические пласты для придания колоритности сюжету. Например, автор умело включает в диалоги подростков вульгаризмы, американизмы и разговорные выражения, которые обогащают речь персонажей, и косвенно указывают на их социальный статус, способ мышления, религиозные предпочтения, национальность.
Одним из важных стилистических средств, используемых автором в романе, является метафора и метафоричный эпитет.
В конструкции предложений автор умело включает художественное сравнение и многосоюзие, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация персонажа и усиливается выразительность речи.
Автор включает в реплики своих персонажей аллюзии, создавая образ начитанного и образованного героя. Стоит отметить, тема любви к книгам довольно ярко выделена в данном романе.
Поднимая темы любви, дружбы, семьи как важные аспекты жизни подростка, автор показывает читателям самоиронию подростков над собственной трагичной судьбой.
В своем романе «Виноваты звезды» Джон Г рин иллюстрирует персонажей заурядными жителями Америки, часто напоминая читателям, мир - это не фабрика по исполнению желаний, а жестокая борьба со смертельной болезнью за простое человеческое счастье.
Как считает, А.А. Зеличенок, «умение говорить с подростками честно и жестко, без скидок на возраст и присущий части тинэйджеров избыточный оптимизм - характерная черта творческого стиля Джона Г рина, определяющая его популярность в читательской среде»
1. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе / Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т.т. - М., 1996.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Исскуство, 1986. - 445 с.
3. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Учебное пособие. — Л.:
Просвещение, 1978. — 327 с.
4. Наумова Н.Г. Художественный образ-персонаж как предмет лингвистического анализа Текст. / Н.Г. Наумова. Киров: ВятГГУ, 2006. - 298 с.
5. Пустовойт П.Г. Созвездие неповторимых. Мастерство русских классиков.
- M.: МГУ, Наука, 2006. -184 с.
6. Степанова О.М. Особенности выражения симпатии и антипатии в английской подростковой речи: 10.02.04 / О.М. Степанова Особенности выражения симпатии и антипатии в английской подростковой речи (на материале художественной литературы) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 Москва, 2006 146 с. РГБ ОД, 61:06-10/1521
7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2015. -624 с.
8. Фрэй Д.Н. Как написать гениальный роман. - СПб.: Амфора, 2005. -239 с.
9. Хализев Е.В. Теория литературы // Е.В. Хализев М., 4-е изд., испр. и доп. -М.: 2004. - 405 с.
10. Юркина Л.А. Литературное произведение: основные понятия и термины.
- М.: Высшая школа, Академия, 2005. -337 с.
11. Биография писателя Джона Грина [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://real-books.ru/sovremenniye-pisateli/dzhon-grin/biografia.html, (дата обращения 13.04.2018).
12. «Волшебники»: Хогвартс для взрослых [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mirf.ru/serial/magicians-s 1, (дата обращения 02.05.2018).
13.Зеличенок А.А. Особенности творчества Джона Грина (на примере романа «Виноваты звезды») / А.А Зеличенок [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorchestva-dzhona- grina-
na-primere-romana-vinovaty-zvyozdy, (дата обращения 21.05.2018).
14. Дикинсон Э. Стихотворения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://read24.ru/ pdf7emili-dikinson-stihotvoreniYAL-2.html. (дата обращения
08.04.2018)
15. Как литература young adult вывела девушек в активные герои [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
bttp://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/books/196989-young- adult, (дата обращения 06.05.2018).
16. Мелихов А. Young Adult Fiction: особенности жанра и целевой аудитории [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bookscriptor.ru/articles/96122/. (дата обращения 08.05.2018).
17. Михеева Е. Н. Гендерный стереотипный образ главного героя в романе- антиутопии / Е. Н. Михеева [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //cyberl eninka. ru/arti cl e/v/gendernyy-stereotipnyy-obraz- glavno go- geroYAL-v-romane-antiutopii, (дата обращения 07.04.2018).
18. Стилистические приемы и выразительные средства в английском языке [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.english-source.ru/english- linguistics/discourse-analysis/^-stylistic-devices-and-expressive-means. (дата обращения 07.05.2018).
19. Султанова М.Т. Функционирование гиперболы в различных типах речи (на
материале произведений С. Рушди и Э. Картер) / М. Т. Султанова [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/23 D 2009/Philologia/49933.doc.htm, (дата
обращения 05.05.2018).
20. Ухтомский А.А. Доминанта души. Из гуманитарного наследия / А. А. Ухтомский [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib.sibnet.ru/book/3860/ (дата обращения 07.04.2018).
21. Татанова Л. И. Стиль Джона Грина в романах «Виноваты звезды» и «Бумажные города» / Л. И. Татанова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470200.htm, (дата обращения 24.04.2018)
22. Федотова Л. В. Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе: Вторая половина XX века / Л. В. Федотова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/obraz-tineidzhera- v-angliiskoi-amerikanskoi-i-russkoi-literature-vtoraYAL-polovina-xx-veka, (дата обращения: 04.05.2018).
23.Что такое «4-я улица»? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pgbooks.ru/news/8457/, (дата обращения 10.05.2018).
24. Шекспир У. Юлий Цезарь / У. Шекспир [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.russianplanet.ru/fllolog/evropa/england/shakespeare/caesar.htm. (дата обращения 04.05.2018).
25. Allen J. It’s never too late: Leading adolescents to life-long literacy / J. Allen
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id= i VqRaZn-
oC&pg=PA97&lpg=PA97&dq=Allen,+J.+It’s+never+too+late:+Leading+adolesc ents+to+life-long+literacy+pdf&source=b. (дата обращения 02.04.2018).
26. Brockes E. John Green: teenager aged 36 / E. Brockes [Электронный ресурс] //
Режим доступа: www.1843magazine.com/content/features/emma-brockes/iohn- green?page=full. (дата обращения 11.05.2018).
27. Caldecott Honor Books [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.goodreads.com/list/show/333.Caldecott Honor Books, (дата
обращения 08.04.2018).
28. Cart M. From Insider to Outsider: The Evolution of Young Adult Literature. Voices from the Middle / M. Cart [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://cccc.ncte.org/library/NCTEFiles/Resources/Journals/VM/0092- dec01/VM0092From.pdf, (дата обращения 11.05.2018).
29. Cole, P. B. Young adult literature in the 21st century / P. B. Cole [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
https://trove.nla. gov.au/work/34144261 ?q&versionId=42034998, (дата
обращения 06.04.2018).
30. 'Don't be afraid to write a bad book': David Levithan on Every Day
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.theguardian.com/books/2013/oct/07/david-levithan-everv-dav- interview, (дата обращения 03.05.2018).
31. Gautam, R. Mortality in the novel "The Fault in Our Stars" by John Green. An exploration of the theme with reference to the cancer patients Hazel Grace and Augustus Waters / R. Gautam [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.grin.com/document/338308, (дата обращения 28.04.2018).
32. Green H. VidCon Questions Answered [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v= f7iSXDq6qqo, (дата обращения
27.04.2018) .
33. Green J. The fault in our stars / J. Green [Электронный ресурс] // Режим доступа:
file:///C:/Users/116/Desktop/Downloads/1green iohn the fault in our stars.pdf, (дата обращения 05.01.2018).
34. Gumiran A. E. Transitivity Analysis of John Green’s “The Fault in Our Stars” / A. E. Gumiran [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.academia.edu/26275188/Transitivity Analysis of John Greens The Fault in Our Stars , (дата обращения 19.05.2018).
35. John Green: 'I'm tired of adults telling teenagers that they aren't smart'
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.theguardian.com/childrens-books-site/2013/feb/27/iohn-green-adults- teenagers-smart-interview, (дата обращения 07.04.2018).
36. John Green: teenager, aged 36 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.1843magazine.com/content/features/emma-brockes/iohn- green?page=full, (дата обращения 08.05.2018).
37. Publishing: books for teens are a bright spot [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://www.newsweek.com/publishing-books-teens-are-bright-spot-
90443, (дата обращения 08.09.2018)
38. Romano A. DFTBA: Behind the Vlogbrothers’ Nerdfighers Movement [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //www. dailydot.com/society/hank-iohn- green-vlo gborthers-nerdfi ghters/, (дата обращения 12.05.2018).
39.Scieszka, J. The True Story of the Three Little Pigs / J. Scieszka [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.sps186.org/downloads/basic/610716/The True Story of the Three Little Pigs1.pdf (дата обращения 03.05.2018).
40. Vlogbrothers. August 30th: A Secret Project for Nerdfighters [Электронный
ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EOCi2mi2gOO, (дата обращения 12.05.2018).
41. Vlogbrothers. The Difference A Decade Makes: The 10th Annual Project for
Awesome Is Here! [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https: //www. youtube. com/watch?v=dJu0RyI4A 1 o, (дата обращения
05.05.2018) .