Введение 3
Глава 1. Роль музыкального телевидения в телевещательном пространстве России 11
1.1. Основные этапы развития музыкального телевидения в России... 11
1.2. Модификация музыкальных телеканалов в постсоветском
пространстве 25
1.3. Музыкальные программы в рамках универсального телевидения.. 29
Глава 2. Функции просвещения и развлечения и их дисфункции на музыкальном телевидении 36
2.1. Функции музыкального телевидения РФ 36
2.2 Музыкальные программы телеканала «Культура» как средство
просвещения, их функции и дисфункции 46
2.3 Музыкальный телеканал «МУЗ-ТВ» как средство развлечения, его
функции и дисфункции 53
Заключение 62
Список использованной литературы
Музыка является неотъемлемым элементом жизни общества. Она развивалась вместе с человечеством и тесно сосуществовала с его культурной жизнью. Сегодня, благодаря техническим инновациям проникновение музыки в жизнь современного человека максимально: человек становится потребителем музыки повсюду и в любом формате. Телевидение - один из важнейших и незаменимых ресурсов распространения музыки и музыкальной культуры в мире.
Как отмечает Н.Н. Ефимова, музыкальная культура на телевидении играет существенную роль: «Под влиянием современных технических средств наступает период функционального использования звука как средства, расширяющего наше представление об экранном действии, что приводит к активному формированию звукового пространства. Роль музыки в звуковом пространстве значительно увеличивается и переосмысливается. Звучащая речь, музыка, шумы существуют одновременно, создавая реальный объем звуковой информации. Таким образом, формируются сложные звуковые комплексы, которые тесно связаны с мироощущением современного человека, находящегося в дисгармонии с окружающим миром. Отсюда необычность звучания, иррационализм экранного языка».
Актуальность исследования. В наши дни музыкальное телевидение занимает самые массовые позиции в музыкальной культуре. Зачастую, музыкальные телепередачи заменяют собой поход на концерт любимого исполнителя или музыкальной группы, филармонии или оперы. Актуальная информация из мира музыки транслируется повсеместно на музыкальных телеканалах. Причем, они рассчитаны на массовую аудиторию, занимают широкий возрастной диапазон и отвечают критериям любого музыкального вкуса: от поп-музыки до классической. Музыкальные телеканалы стали некими носителями образцов музыки, звучащей по всему миру, а также одними из наиболее массовых ориентиров в вопросах музыкознания, музыкальных трендов, произведений музыкального искусства и его авторах.3 Музыкальное телевидение сегодня - не только способ проведения досуга, но и проводник в музыкальный мир для слушателей с абсолютно различными музыкальными интересами.
Музыкальные телеканалы - важнейшая часть музыкальных медиа, которая выполняет определенные функции по отношению к зрителю, формируя мировоззренческие взгляды общества, транслируя ту или иную модель приемлемого в социальном плане поведения, которое транслируется в музыкальных клипах, концертах и поведении звезд музыкальной сцены, освещая необходимо важные вопросы музыкальной культуры, передавая значительную часть знаний о музыкальной сфере. Тем самым, формируя определенный уклад в сознании зрителей.
Новизна диссертации состоит в том, что нами впервые рассматриваются и сравниваются музыкальные телеканалы «МУЗ-ТВ» и «Культура» как музыкальные телеканалы различные по программному содержанию и контенту, исследуются их функции и дисфункции. Уделяется особое внимание периодизации отечественного музыкального телевидения в привязке к общественно-политическим изменениям и исследуется их взаимозависимость. Рассматриваются новые закономерности в развитии музыкального телевидения. В работе даны представления об особенностях музыкальных телепрограмм нишевого телевидения, особенностях подачи контента, целях, методах воздействия на зрителя, содержании программ, их особых функциях и дисфункциях.
Гипотеза исследования: телевидение способно функционировать как средство развлечения, так и как средство просвещения, причем, определенным выполняемым функциям соответствуют определенные дисфункции.
Степень изученности российского музыкального телевидения отмечается в научных публикациях, учебниках, определяющих историю, развитие, функциональные и жанровые особенности, тенденции и специфику работы музыкального телевидения.
При выполнении работы мы опирались на уже известные исследования в области музыкального телевидения. Это труды Я.Н. Засурского , Э.В. Советкиной . В учебнике Г.В. Кузнецова, B.JI. Цвика, A. Я. Яровского «Телевизионная журналистика» акцентируется внимание на специфике телевидения, его роли в системе средств массовой информации, выделяются его общественно-значимые функции, рассматриваются жанровые особенности и типология телевизионных программ, история российской и зарубежной тележурналистики. В книге B. В. Егорова «Телевидение: теория и практика» рассматриваются закономерности развития телевидения, выделяется его особая роль, выявляются методы взаимодействия телевидения с радио, печатными изданиями, киноиндустрией, театром и литературой. А.А Шерель в книге «Радиожурналистика» рассматривает особую роль радио как средства массовой информации и выделяет несколько основных его функций, а также говорит о проявлении дисфункциональных явлений в срезе функционирования радиовещания. А.С. Вартанов в учебном пособии «Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках» говорит о проблемах развития российского телевидения, рассматривает профессиональные аспекты работы популярных телеведущих, исследует разножанровые программы российского телевидения. А.А. Новикова в книге «Телевизионная реальность» исследует телевидение как инструмент интерпретации реальности, анализирует выразительные средства, используемые на телевидении, смешение телевизионных жанров и их разнообразие, рассматривает телевизионную реальность как способ формирования картины мира зрителей. Е.В. Поберезникова в ученом пособии «Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения» рассматривает телевидение как способ взаимодействия со зрителем, исследует телепередачи, сюжет которых направлен на взаимодействие. Автор акцентирует внимание на формах и методах работы журналиста подобных телепередач, рассматривает телевидение и телезрителя как отдельные каналы получения и передачи информации, направленные на взаимодействие обеих сторон, рассматриваются факторы, побуждающие к непосредственному взаимодействию. Т.А. Курышева в учебнике «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» рассматривает музыкальную журналистику в срезе музыкально-культурной сферы, исследует роль словесного творчества в музыкальной журналистике, затрагивает жанры музыкальной журналистики и музыкальной критики, исследует эффект массовости в музыкальной культуре, говорит о роли музыкально-критической журналистики как современной массовой музыкальной культуры.
Значительная часть информации о нынешнем состоянии музыкального телевидения публикуется в специализированных журналах: «Биллборд» , «Артист» , «New York Times» , «The Wall Street Journal» , «Rolling Stone Russia» , «Rhyme Magazine» и проч. При написании данной работы также были использованы интернет-ресурсы музыкальных телеканалов «Муз-ТВ» и «Культура» : официальные сайты телеканалов, страницы в социальных сетях.
В основу методологии исследования легли системный подход, фактологический и исторический анализ, сравнительный анализ.
Системный подход позволяет нам рассматривать музыкальное телевидение как один из объектов целостной системы массовой информации. Музыкальное телевидение исследуется как самостоятельный элемент системы средств массовой информации, который также представляет внутри себя комплекс взаимосвязанных элементов. Такой подход позволяет выявить уникальные черты музыкального телевидения, его структуру, а также исследовать его в системе СМИ.
Исторический анализ помогает исследовать историю развития музыкального телевидения, рассмотреть телевидение в историческом
ключе, анализировать суть явлений прошлого и настоящего в становлении музыкального телевидения.
Сравнительный анализ помогает анализировать два рассматриваемых телеканала, «Муз-ТВ» и «Культура» посредством их сопоставления. Таким образом мы выявляем структуру телеканалов, рассматриваем их функции и дисфункции в сравнительном ключе.
Автором диссертации был проведен анализ программ на российском музыкальном телевидении. А именно, телеканалах «МУЗ-ТВ» и «Культура». Особое внимание в процессе исследования уделяется также изучению музыкальных телепередач на этих телеканалах за 2017 - 2018гг.
Цель исследования состоит в описании и сравнении функций музыкального телевидения России и музыкальных телепрограмм на телеканалах «МУЗ-ТВ» и «Культура» и их дисфункций.
В основные задачи исследования входит:
1. Изучение развития и составление периодизации музыкального телевидения в телевещательном пространстве России,
2. Изучение модификации музыкальных телеканалов в
постсоветском пространстве,
3. Определение понятия универсального телевидения и
музыкальных программ, транслирующихся в его рамках,
4. Выявление функций музыкального телевидения России,
5. Анализ музыкальных передач телеканала «Культура» как средства просвещения, выявление их функций и дисфункций,
6. Анализ музыкальных программ телеканала «МУЗ-ТВ» как средства развлечения, анализ их функций и дисфункций.
Объектом исследования являются музыкальные телепрограммы телеканалов «МУЗ-ТВ» и «Культура», которые являются специализированными телеканалами. В объект исследования входят телепрограммы, ориентированные как на массовую аудиторию и
молодежь, так и на узкий круг зрителей.
Музыкальное телевидение как средство развлечения и просвещения является предметом данного исследования.
При написании данного исследования мы пользовались материалами телеканалов «МУЗ-ТВ» и «Культура» за 2017-2018гг.
Практической базой исследования являются музыкальные телепрограммы российских эфирных каналов «Культура» и «МУЗ-ТВ». Это передачи «Pro новости», «Русская десятка», «Звездный допрос» на телеканале «МУЗ-ТВ» , «Новости культуры», «Белая студия», «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура» . Пониманию специфики музыкального телевидения способствуют собственные наблюдения автора на данных телеканалах.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации, полученные знания и выводы могут быть использованы в теории - в рамках учебного процесса на факультетах журналистики при чтении лекционных курсов спецкурсов, посвященных музыкальному телевидению, при проведении семинаров и практических занятий в университетах и вузах, занимающихся подготовкой и переподготовкой тележурналистов: материалы могут быть полезны в системе образования административных работников телевидения. Исследование представляет интерес для научных исследователей, занимающихся изучением современного музыкального телевидения.
Апробация работы. Основные тезисы и положения магистерской диссертации докладывались на методических семинарах кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Казанского федерального университета. Работа прошла предзащиту на заседании кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Казанского федерального университета.
Диссертация состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.
В работе мы исследовали развитие музыкального телевидения в советском и постсоветском пространстве. Музыкальное телевидение в России претерпевало различные периоды в своем становлении. Начиная от 1917г., когда государственная политика содействовала развитию музыкального телевидения, до полного контроля и цензурирования в режиме жесткого государственного воздействия на средства массовой информации в советский период. Этот период дал некий толчок, благодаря которому на телеэкранах начали впервые транслироваться музыкальные концерты, постановки, выступления исполнителей и музыкальных групп. Кроме того, телевидение долгое время являлось инструментом воздействия государства на общество. Все передачи жестко цензурировались, подвергались четкому контролю со стороны властей, что не могло не сказаться на выпускаемом в то время музыкальном контенте.
Исследовав музыкальные телеканалы в постсоветском пространстве, мы можем сказать о том, что музыкальное телевидение 90-х годов претерпевает период активной коммерциализации. Начинают функционировать первые музыкальные телеканалы, транслируется, предпочтительно, русскоязычный контент. Немного позже на российских музыкальных телеканалах появляется англоязычный контент, музыкальные чарты. В эфире транслируются не только музыкальные подборки, но и телешоу, мультфильмы, сериалы, новостные музыкальные выпуски. Происходит так называемое расширение границ музыкального телевидения.
Мы проанализировали музыкальные передачи в рамках универсального телевидения. Они охватывают наиболее широкий круг зрителей. Основным направлением музыкальных телепередач, транслируемых на универсальном телевидении является музыкальное реалити-шоу. Основной целью музыкальных телепередач является
массовизация аудитории, большое значение придается образу известных исполнителей музыкальной сцены, происходит популяризация концертов и телешоу с использованием концертных выступлений.
В исследовании мы рассмотрели основные функции музыкального телевидения. Ими являются: информационная, культурно - просветительская, досугово-развлекательная, рекреационная, воспитательная, функция социальной интеграции, организаторская, образовательная.
Во второй части работы мы исследовали телеканалы «Культура» и «Муз-ТВ», анализировали их функции и дисфункции. Основной функцией телеканала является культурно-просветительская. «Культура» является неким образовательным инструментом, с помощью которого зритель получает необходимые ему знания в области культуры. Телеканал, в некотором роде, привлекает внимание зрителя к произведениям культуры посредством творческой наполненности передач, что играет огромную роль в формировании духовных ценностей, повышении культурного уровня зрителей. Телеканалом выполняется культурно просветительская функция, однако, наблюдаются и дисфункциональные примеры: рекреативная функция уходит на второй план, основным посылом телепередач является просвещение зрителя. Делается упор на познавательный, а не развлекательный контент. Телезрителю необходимо сосредотачивать свое внимание при просмотре телепередачи, что исключает факт релаксации. На телеканале отсутствуют передачи игрового и юмористического формата.
Проанализировав программы телеканала «МУЗ-ТВ», мы можем говорить о том, что они не несут образовательного посыла, преподносятся в легкой и непринужденной манере, освещают вопросы, не требующие активного интеллектуального участия зрителя как потребителя информации. Посредством транслируемых передач, телеканалом выполняется функция развлечения, с одной стороны, но выявляются и дисфункциональные явления с другой. Телеканал утрачивает культурно-просветительский аспект за счет обилия развлекательного контента в эфире, происходит понижение уровня культуры аудитории, пропагандируется система ценностей, размывающая моральные понятия современного общества, происходит так называемая дезинтеграция общества. Активная пропаганда образа жизни звезд шоу-бизнеса, часто противоречащего духовным ценностям и не носящего нравственно - поучительный характер, способствует утверждению схожего стиля жизни у аудитории, перениманию привычек и интересов, оказывающих пагубное воздействие на жизнедеятельность человека. Неформальный характер общения ведущего, использование просторечных слов, жаргонизмов, художественная бедность речи приводят к перенятию схожей манеры общения в обществе, деструктивизации русского языка.
Поставленные задачи были выполнены. Цель исследования: описание и сравнение функций музыкального телевидения России и музыкальных телепрограмм на телеканалах «МУЗ-ТВ» и «Культура» и их дисфункций, была выполнена. Гипотеза исследования: телевидение способно функционировать как средство развлечения, так и как средство просвещения, причем, определенным выполняемым функциям соответствуют определенные дисфункции, подтверждена.
1. Авербах Е.М. Музыка на телевидении. М.: Знание, 1984. - 248 с.
2. Астахов П.А. Справочник журналиста и руководителя СМИ / П.А.Астахов. М.: Эксмо, 2008. - 336 с.
3. Бакшин В. В. Основы журналистики: Учебное пособие / В.В. Бакшин. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 279 с.
4. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М.: Икар, 2002. - 260 с.
5. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. / Р.А. Борецкий. — М.: Изд-во Икар, 2011. — 178 с.
6. Вартанова Е.Л. СМИ в меняющейся России. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 336 с.
7. Глейзер М. С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1963 (даты и факты). - М.: Госкомитет СМ СССР по радиовещанию и телевидению, 1965. - 230 с.
8. Голядкин Н.А.. История отечественного и зарубежного телевидения Учеб. пособие для студентов вузов / Н. А. Голядкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 316 с.
9. Гуськова, С. В. Культура речи журналиста, учебнометодическое пособие. М.: ФЛИНТА, 2013. - 297 с.
10. Егоров В.В. Очерки по истории Российского телевидения. - М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.
11. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 202 с.
12. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М.: МНЭПУ, 1992. - 312 с.
13. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения:
основные понятия и комментарии. - Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Редакционно-издательский отдел, М, 1997. - 92 с.
14. Ефимова Н.Н.: Звук в эфире: Учеб. пособие для вузов / Н. Н. Ефимова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 316 с.
15. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-ХХвв. М., 2001.368с.
16. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации
России. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
17. Карцов Н.П. Телевидение в нашей жизни. М.: Знание; 1981. - 280 с.
18. Качкаева А.Г. Трансформация российского ТВ // Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д.Болотова, Е.Л.Вартанова и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2006. - 322 с.
19. Коновалов А. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса.
Спб.: Питер, 2005. - 188 с.
20. Корнеева С.М. Музыкальный менеджмент. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2006. - 303 с.
21. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. М. Искусство, 1985. - 207 с.
22. Кузнецов Г.В. ТВ журналистика: критерии профессионализма. М.: Изд. РИП - холдинг, 2003. - 220 с.
23. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (19172000). - М.: Флинта, 2008. - 640 с.
24. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 295 с.
25. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М.: Аспект Пресс, 2003. - 206 с.
26. Новикова А.А. Телевизионная реальность. Экранная интерпретация действительности // ВШЭ. 2013. - 240 с.
27. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февр. 1917- 1990гг.) / Учеб.пособие. Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ. 1999. - 303 с.
28. Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.: Издательство «ВК», 2007. - 368 с.
29. Романовский И.И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд. Союза журналистов России. 2004. - 480 с.
30. Поберезникова Е.В. «Телевидение взаимодействия:
интерактивное поле общения» // - М.: Аспект Пресс. 2004. - 224 с.
31. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. - М.: Рефл-бук, 2007. - 656 с.
32. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 367с.
33. Прозоров, В. В. Власть и свобода журналистики: учеб. пособие / В. В. Прозоров. 2-е изд.: Флинта : Наука, 2012. - 240 с.
34. Розенталь Д.Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М., МГУ, 1980. - 247 с.
35. Советкина Э.В. Эстетика музыкальных видеоклипов. Дисс., 2005. - 314 с.
36. Саровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. М.: Юнити-Дана, 2011. - 360 с.
37. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика / А.А. Тертычный - М.: Аспект Пресс, 2010. - 352 с.
38. Тулупов В. В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет / В. В. Тулупов, А. А. Колосов, М. И. Цуканова. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 318 с.
39. Цвик В.Л., Кузнецов Г.В., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. - М., 2004. - 384 с.
40. Шариков А.В. Телевидение: роль в современном российском обществе / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 384 с.
41. Шерель А.А. Радиожурналистика. М., 2004. - 218 с.
42. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 212 с.
Источники:
1. «Взгляд». Телевизионный видеоархив. [Электронный ресурс]. - URL: http://tv-videoarchive.ru/vzglvad/428-vzglvad.html/ (дата
обращения: 01.04.2018)
2. Вконтакте. Официальная страница телеканала «Культура» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/tvkultura/ (дата обращения:
01.04.2018)
3. Вконтакте. Официальная страница телеканала «Муз-ТВ» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/muztv/ (дата обращения:
01.04.2018)
4. «Звёздный допрос» с Андреем Разыграевым. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.telemarshrut.ru/tv/2014/10/26/Zvyozdnyj-dopros- s-Andreem-Razygraevym.phtml/ (дата обращения: 01.04.2018)
5. «Музыкальные шоу и передачи». [Электронный ресурс]. - URL: https://tvsalat.com/muzykalnye/ (дата обращения: 04.04.2018)
6. Официальный сайт журнала «Артист». [Электронный ресурс]. - URL: http://artist-magazine.ru/ (дата обращения: 01.04.2018)
7. Официальный сайт телеканала «Культура». [Электронный ресурс]. - URL: http://tvkultura.ru/ (дата обращения: 01.04.2018)
8. Официальный сайт телеканала «Муз-ТВ». [Электронный ресурс]. - URL: http://muz-tv.ru/ (дата обращения: 01.04.2018)
9. Официальная страница журнала «Billboard». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.billboard.com/ (дата обращения: 01.04.2018)
10. Официальный сайт газеты «NewYorkTimes». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nytimes.com/section/world/ (дата обращения:
01.04.2018)
11. Официальный сайт издания «RhymeMagazine». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rhymemag.com/ (дата обращения: 01.04.2018)
12. Официальный сайт издания «RollingStoneRussia». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rollingstone.ru/ (дата обращения:
01.04.2018)
13. Официальный сайт издания «TheWallStreetJournal».
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.wsi.com/europe/ (дата
обращения: 01.04.2018)
14. Программа «Аттракцион» [Электронный ресурс]. - URL: https://tv-80.ru/muzykalnye/novogodniy-attrakcion/ (дата обращения:
04.04.2018)
15. Программа «Шире круг» [Электронный ресурс]. - URL: https ://tv-80.ru/muzykalnve/shire-krug/ дата обращения: 04.04.2018)
16. «MTV - история бренда». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.brandpedia.ru/brand-247.html/ (дата обращения: 04.04.2018)
17. «MTV 1990-х годов». [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/club29512443/ (дата обращения: 04.04.2018)
18. MTVMusic. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gpedia.com/en/gpedia/MTV Music (UK %26 Ireland)(дата обращения: 04.04.2018)
19. Performing spaces: Street music and public territory’, Twentieth
Century Music. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.ukessays.com/dissertation/topics/music.php (дата обращения:
04.04.2018)