Введение 3
Глава 1. Проблема занимательной математики в теории и практике дошкольного образования
1.1. Понятие занимательной математики для детей дошкольного возраста 7
1.2. История использования занимательного материала по математике в
детском доме 19
1.3. Сущность математического развития детей дошкольного возраста 30
1.4. Представление занимательной математики в предметно-развивающей
среде образовательного пространства группы 34
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования занимательного материала в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в ГАУСО «Дербышкинский детский дом интернат» 43
2.2. Мероприятия, направленные на повышение уровня развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством занимательной математики 49
2.3. Заключительная диагностика уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 52
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [1, С.3].
Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка - дошкольника является изучение математики в детском саду, детском доме. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Наука математика - это точная наука, наука цифр и знаков. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно сформировать у ребенка основы математических представлений. Но нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков. А те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
«Сухой» математический язык для детей дошкольного возраста неинтересен, поэтому необходима другая форма обучения детей- дошкольников математическим представлениям. А так как основным видом деятельности дошкольников является игра, которая делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным, именно в игровой занимательной форме следует обучать детей математическим представлениям. Если с самого начала предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Таким образом, успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, причем таких, которые бы способствовали выявлению потенциальных возможностей каждого ребенка. Такими методами являются занимательные математические задачи, игры и игровые упражнения, так как элемент занимательности облегчает процесс обучения. Не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познать ее глубже. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость. С другой стороны элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.
Анализ работы в детском доме интернате показывает, что воспитатели используют занимательный материал в своей работе, но делают это стихийно, бессистемно, без учета современных требований Федерального государственного образовательного стандарта. Такое использование занимательной математики снижает ее развивающий потенциал, не позволяет повысить уровень математического развития детей. Возникает противоречие между необходимостью использования занимательного материала в новых условиях развития дошкольного образования и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.
Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: каковы методические особенности использования занимательного материала для математического развития детей старшего дошкольного возраста в современных условиях дошкольного образования.
Цель исследования: разработка методического обеспечения использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования («Программы математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики», перспективного плана работы с детьми на год, перспективного плана работы с родителями на год, тестов по разделу «Занимательная математика») и экспериментальная проверка ее эффективности.
Объект исследования: процесс развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования. Была выдвинута гипотеза: уровень развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста можно существенно повысить, если разработать методическое обеспечение использования занимательной математики в соответствии с современными требованиями.
На основе цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ методической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей использования занимательной математики в современных условиях развития дошкольного образования.
3. Изучение исходного уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка методического обеспечения использования занимательного материала («Программы математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики», перспективного плана работы с детьми на год, перспективного плана работы с родителями на год, тестов по разделу «Занимательная математика») и проверка его эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Методологическую основу исследования составили: педагогические и психологические исследования Е.И.Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер, З.А.Михайловой, Л.С. Выгодского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость опытно-экспериментального исследования заключается в том, что методическое обеспечение использования занимательной математики: разработанные и апробированные «Программа математического развития старших дошкольников средствами занимательной математики»; перспективный план работы с детьми на год; перспективный план работы с родителями на год; тесты по разделу «Занимательная математика» в дальнейшем могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в практике работы с детьми.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главам, заключения, списка литературы, который содержит 54 наименования, и приложения.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ГАУСО «Дербышкинский детский дом интернат» Советского района г. Казани и длилось с сентября 2017 г. по май 2018 г. В исследовании принимали участие 44 ребенка в возрасте от 6 до 7 лет и воспитатели детского дома.
Проведя анализ методической и педагогической литературы, нами было установлено, что проблемой использования занимательного материала в развитии математических представлений у детей занимались уже на первом этапе становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Уже в то время наблюдался интерес к занимательной математике как средству развития детских интересов, приобщения детей к осуществлению умственных усилий, к сообразительности, умению думать. Большое влияние на разработку игровых методов и подходов к их реализации оказали труды Е.И. Тихеевой, Л.В.Глаголевой, Ф.Н.Блехер и другие.
Также нами были выявлены особенности использования занимательного материала в современных условиях развития дошкольного образования. Во-первых, это обогащенная предметно-пространственная среда, которая позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия со сверстниками. Также она позволяет решать конкретные образовательные задачи, привлекая детей к процессу познания и усвоения навыков и умений, развивая любознательность, творчество. Во-вторых, занимательная математика интегрируется в разные виды деятельности. Педагог может использовать занимательную математику в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, показало, что знания детей характеризуются неполнотой, а отношение неустойчивостью в проявлении интереса, неосознанностью. Разработка методического обеспечения и активное использование в ходе формирующей работы занимательного материала (дидактических игр, ребусов, головоломок, загадок, задач-шуток, задач в стихотворной форме) привело, по нашему мнению, к формированию у большинства детей экспериментальной группы полных математических представлений. Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня математических представлений у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 7 детей (32%), то в контрольной группе это всего 4 ребенка (18%). И если со среднего уровня на высокий поднялись 10 детей (45%) экспериментальной группы, то в контрольной группе этот показатель составил -5 детей (23%). Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 12 детей (55%), в контрольной группе б детей (27%). На среднем уровне в экспериментальной группе 10 детей (45%), в контрольной группе 12 детей (55%); уровень ниже среднего в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной группе его показали 4 ребёнка (18%).
Таким образом, приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в освоении детьми экспериментальной группы математических представлений. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: целенаправленное и систематическое использование занимательного материала по математике может существенно повысить уровень математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, использование занимательного математического материала в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста делает процесс познания интересным, а значит и успешным.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приложение к приказу от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» МОиН РФ), 2013г.
2. Альтхауз, Д., Дум, Э. Цвет. Форма. Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/Рус.пер.под ред. В.В.Юртайкина. - М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
3. Аменицкий, Н.Н., Сахаров, И.П. Забавная арифметика.-М.: Просвещение. Серия «Твой кругозор», 2008г.-144с.
4. Бабкина, Н.В., Бабкин, С.В. Занимательные задачи. Для детей и их родителей. - М.: Айрис, 2006.-322с.
5. Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных
математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.-154с.
6. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. - М.: Просвещение, 1964г. - 325 с.
7. Большунова, Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании: Вопросы психологии, 1993г.,№5,с.39-43.
8. Вербенец, А.М. Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста. - Издательство «Детство -Пресс»,2008г. - 259 с.
9. Волина, В.В. Веселая математика. - М: АСТ-ПРЕСС,1999г.-238с.
10. Волина, В.В. Праздник Числа.- М: АСТ-ПРЕСС,1996г.-304с.
11. Волчкова, В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - с. 45.
12. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: Наука, 1987г. - 528 с.
13. Гик, Е.Я. Занимательные игры и развлечения. - М.: изд. «Детская литература», 2001г.- 240 с.
14. Глаголева, Л.В. Математика в нулевых группах. Издание «Книга по Требованию», 2012г.- 70с.(Воспроизведено в оригинальной авторской
орфографии издания 1930 года (издательство "Санкт-Петербург").
15. Гордиенко, Н., Гордиенко, С. Большая книга логических игр и головоломок / Редактор Е. Рудакова - Изд.: АСТ, Астрель, Харвест, 2005 г.- 320 с.
16. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Книга для воспитателей детского сада и родителей - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991г.-80с.
17. Дементьева, Л.С. В мире занимательной математики. Волгоград: издательство «Учитель»,2010г. - 82 с.
18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
19. Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? - М.: Просвещение, 1991.-65с.
20. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992г.- 191с.
21. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник
заданий / авт.-сост. В.В. Трошин. - М.: Глобус, 2008г. - 298 с.
22. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник
заданий. Выпуск 2 / Авт.-сост. В.В. Трошин - М.: Глобус, 2008г. - 282 с.
23. Иванова, Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников. - ФГУИППВ, 2004г.- 101с.
24. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки. - М.: Просвещение, 1984г.-132с.
25. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г. - 192 с.
26. Костикова, Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников/Д/с: Теория и практика, 2012г., №1, с.96-100.
27. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1988г.- 304с.
28. Кузнецова, В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006г.-286с.
29. Лебединцев, К.Ф. Развитие числовых представлений в дошкольном возрасте.- Киев, 1923г.
30. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1994г.- 208с.
31. Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2011г.-245с.
32. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2009г.-134с.
33. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга
по ТРЕБОВАНИЮ,2012г.-237с.(дополненное издание к 1990г. -М.:
Просвещение)
34. Михайлова, 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С.26-29.
35. Михайлова, З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. - СПб.: Детство-Пресс, 2001г.-175с.
36. Михайлова, 3. А., Иоффе, Э. И. Математика от трех до семи: Учебное пособие для воспитателей детских садов. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.-176с.
37. Михайлова, З.А., Носова, Е.А., Столяр, А.А., Полякова, М.Н., Вербенец, А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.-384с.
38. Михайлова, З.А., Чеплашкина, И. Н. Математика — это интересно: Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.-112с.
39. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991г.-160с.
40. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2010г.- 314с.
41. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа: методическое пособие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Центр педагогического образования, 2008г.-34с.
42. Петрова, В.Ф.Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013г. - 203с.
43. Петрова, В.Ф. Дошкольник в мире логики и математики. Учебнометодическое пособие/ТГПУ.-Казань: РИЦ «Школа», 2010г.-173с.
44. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателей детского сада.-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991г.-47с.
45. Соболевский, Р. Ф. Логические и математические игры. - Минск, 1977г.- 102с.
46. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн.для воспитателей детского сада.-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1993г.-95с.
47. Тихеева, Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование. - Пг.: Энергия, 1920г.
48. Тихеева Е.И., Морозова, М.Я. Счет в жизни маленьких детей. Пг., 1920., М. - JL: Госиздат, 1931г.
49. Тихомирова, Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.: «Академия развития»,2006г.-65с.
50. Трошин, В.В. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. - М.: Глобус, 2007г. - 382 с.
51. Шарыгин, И. Ф. Математический винегрет. 2-е изд., исправ.- М., Мир, 2002г. -221с.
52. Шярыгин, И. Ф. Математический винегрет. - М.: Издание агентства «ОРИОН», 1991г. -64 с.
53. Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы/И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: - М.: Дрофа, 2009г. - 156 с.
54. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование
элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. - М.: Мозаика- Синтез, 2004г.-126с.