Введение
1.1. История развития отечественной телевизионной аналитики 11
1.2. Развитие и становление телевидения Республики Татарстан 23
1.3 Характеристика форм информационно-аналитического жанра на
телевидении 32
ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ИТОГОВЫХ (ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ) ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 41
2.1. Группа информационных жанров в информационно-аналитических
программах на телеканалах Республики Татарстан 41
2.2. Группа аналитических жанров в информационно-аналитических
программах на телеканалах Республики Татарстан 51
2.3. Специфика итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Начало 1990-х годов стало знаковым для отечественного телевидения. Это было время, когда на волне фундаментальных преобразований в стране у общества возникла потребность в переосмыслении политической, социальной, экономической и культурной сфер жизни. Из всех средств массовой информации именно телевидение стало первым медиаресурсом, который начал меняться под влиянием времени. Ввиду того, что экономическая формация начала 1990-х годов диктовала свои условия на рынке производства, информационные сообщения - новости - теперь стали не просто набором актуальных событий, произошедших за определённый промежуток времени, но и товаром, «требующим не только конкурентоспособного уровня качества (новизны, оперативности, оригинальности и других факторов), но и яркой «упаковки», «ярлыка», соответствующей рекламы - формальных признаков».
Возникновение информационных и информационно-аналитических программ на телевидении было обусловлено рядом факторов. Во-первых, заметно увеличилась потребность населения в информации, во-вторых, общество нуждалось не просто в новостях, а в анализе происходящих вокруг него событий бурных 1990-х годов, в разъяснении причин и следствий тех или иных явлений и процессов в жизни страны. Появившиеся тогда еженедельные информационно-аналитические программы, как, в принципе, и всё телевидение в целом, имели высокий уровень доверия населения. В-третьих, в развитии аналитического телевидения было заинтересовано и руководство страны, которое нуждалось в одобрении обществом нового курса. Телевидение также не потеряло, а даже развило свою пропагандирующую функцию, ведь в новых политических условиях всё большее значение стали приобретать личные рейтинги. В-четвертых, возникшая конкуренция на рынке телепроизводства способствовала поиску доступных форм подачи, обработки и интерпретации информации, что благотворно сказалось на качестве медиапродукции в целом и жанра информационно-аналитических программы в частности.
Вместе со становлением информационно-аналитического жанра на российском телевидении в регионах также возникла потребность в своего рода «местной аналитике». Особенно актуально это стало в период «парада суверенитетов» и выборов разного уровня. Так, острая политическая ситуация, сложившаяся в Татарстане в начале 1990-х годов, требовала ясности и доступности. Неосведомлённое население опасалось тяжёлых перемен.
Актуальность. Данное исследование посвящено жанровому своеобразию информационно-аналитических программ на современном региональном телевидении (на примере Республики Татарстан). Региональное телевидение органично перенимает опыт федеральных форматов телепрограмм, иногда привнося свои новшества и ноу-хау. Актуальность исследования обуславливается динамичным развитием сети региональных телеканалов в России. Характерной особенностью происходящих сегодня культурных изменений и, как следствие трансформация функций современных СМИ, является регионализация социально-культурной сферы и медиапотребления соответственно .
Тема развития и особенностей регионального телевидения не нова для сети Интернет, однако пока не имеется крупных академических трудов, посвященных этой тематике. Формы и особенности телевидения Республики Татарстан не редко становятся центральной проблемой сборников статей, издаваемых Казанским университетом, однако и здесь недостаёт фундаментальных обобщающих работ. Таким образом, новизна данного исследования заключается в дополнении уже имеющегося пласта исследований, посвящённых особенностям телевидения Татарстана.
Гипотезой исследования является наличие на региональном телевидении жанрового своеобразия в части подачи информационно-аналитических программ, мотивация отбора информационных и аналитических жанров для освещения местных событий.
Объектом исследования являются информационно-аналитические телепрограммы Республики Татарстан: «7 дней» (телеканал «Татарстан - Новый век») и «Вести-Татарстан. События недели» (телеканал ГТРК «Татарстан», филиал ВГТРК), а предметом - жанровое своеобразие информационно-аналитических программ на современном региональном телевидении (на примере Республики Татарстан).
Цель исследования - характеристика жанрового своеобразия информационно-аналитических программ на региональном телевидении (на примере Республики Татарстан), для чего поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать формы информационно-аналитического жанра на телевидении;
2) обозначить основные исторические этапы развития группы информационно-аналитических жанров на отечественном телевидении;
3) рассмотреть развитие телевидения Республики Татарстан в историческом аспекте;
4) выявить и охарактеризовать группу информационных жанров на телеканалах Республики Татарстан;
5) определить и дать характеристику группе аналитических жанров на телеканалах Республики Татарстан;
6) изучить специфику итоговых (еженедельных) информационно - аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан;
Историография. На сегодняшний день в журналистской науке тема жанрового своеобразия информационно-аналитических программ регионального телевидения требует более глубокого осмысления. Однако имеются труды, посвящённые формированию, развитию и особенностям тележурналистики в регионах России, а также работы по тележурналистике в Республике Татарстан, описывающие различные аспекты данной области исследования . Несмотря на недостаток литературы по затронутой тематике имеется ряд работ, посвящённых средствам массовой информации России в целом. Изучение и анализ этих исследований составляет теоретико-методологическую базу магистерской диссертации. В исследовании используется традиционная система классификации жанров журналистики Пельта В.Д. Фундаментальные труды, статьи и лекции Борецкого Р.А. , Тертычного А.А. , Ворошилова В. В. , Кузнецова Г.В., Цвика В.Л. и других составили теоретическую основу нашего исследования. Кроме того, имеются крупные работы по истории тележурналистики и перспективах её развития , они помогли проанализировать этапы развития журналистской науки в целом и тележурналистики в частности. Труды, затрагивающие междисциплинарную связь журналистики и других наук (психологии , социологии , филологии , экономики , политологии и философии )
Методология. В данной работе используется несколько методов:
1.) важнейшим из них является метод сбора информации, анализа и синтеза. Во-первых, был произведен сбор и анализ уже имеющихся теоретических работ по данной тематике. Во-вторых, был проделан анализ специфики и особенностей телепрограмм «7 дней» и «Вести-Татарстан. События недели», выходящей на телеканале «ТНВ» и ГТРК «Татарстан» соответственно. В-третьих, были синтезированы полученные данные и сделаны выводы по обозначенной проблематике;
2) историко-генетический метод применялся в части раскрытия особенностей формирования и этапов развития регионального телевидения в России на примере Республики Татарстан;
3) системный метод предполагает рассмотрение ряда главных задач: во-первых, вычленение элементов, которые входят в систему; во-вторых, анализ характера отношений между элементами (горизонтальные, иерархические); в-третьих, изучение взаимодействия системы с внешней средой. Этот метод исходит из понимания системы как совокупности взаимосвязанных элементов.
В качестве эмпирической (источниковой) базы магистерской диссертации использовались выпуски телевизионных программ «7 дней» и «Вести-Татарстан. События недели». Хронологические рамки использованных источников - выпуски 2017 года, выборка - по одному выпуску программы каждого месяца - всего 24 выпуска.
Теоретическая значимость данного исследования заключается, прежде всего, в дополнении имеющихся научных исследований по теме особенностей развития тележурналистики в Татарстане и раскрытии особенностей форм, подачи и тематики информационно-аналитических программ. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов данного исследования для подготовки студентов-журналистов к телевизионной практике и профессиональной деятельности в сфере тележурналистики. Научная новизна магистерской диссертации состоит в определении жанрового содержания информационно-аналитических программ регионального телевидения и выявлении особенностей их применения на телеканалах Республики Татарстан.
Апробация. Материалы данного исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2017», которая проходила в Казани 26-28 апреля 2017 года, международной научнопрактической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2018», которая проходила 26-27 апреля 2018 года и на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Телевидение и общество», которая проходила в Казани 22 ноября 2018 года .
Описание структуры работы. Магистерская диссертация (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается выбор темы, формулируется объект и предмет, указываются цель и задачи исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития отечественного телевидения в целом и в Татарстане в частности. Во второй главе выявляются группы информационных и аналитических жанров, раскрывается специфика информационно-аналитических программ на телевидении Республики Татарстан. В заключении подводятся итоги и выводы исследования.
В заключении своего исследования необходимо отметить что каждый телеканал занял собственную нишу в Республике Татарстан, однако такое разграничение можно считать лишь условным, поскольку год от года появляются новые программы, а интересы зрителя меняются. В борьбе за зрителя каждый телеканал стремится оттянуть зрителя схожим по форме и содержанию продуктом. Эта конкуренция позволяет телеканалам сохранять высокое качество программ.
В первой главе была изучена история и современность информационно-аналитических программ на региональном телевидении - этапы становления, форматы и их современное состояние в России и в Татарстане. Информационная аналитика на телевидении преодолела большой путь от первых новостей с комментариями диктора до ежедневных выпусков информационно-аналитических программ и ток- шоу. Развитие аналитики в целом и аналитических жанров в частности происходило синхронно общественно-политическим и социально-экономическим изменениям в стране.
Коренное изменение политической ситуации в СССР в конце 1980-х годах дали толчок к развитию аналитического жанра на телевидении, однако именно в следующее десятилетие аналитика сумела развиться и стать наиболее популярным жанром на телевидении. В России появилось множество программ данного жанра, где проявлялась свобода слова, плюрализм мнений, обсуждались самые острые и актуальные вопросы без прикрас. Развитие жанра способствовало трансформации цели и задач работы корреспондентов, редакторов и операторов, повышали степень объективности в журналистике и способствовали развитию аналитических жанров в СМИ. Именно благодаря этому в последующие десятилетия начала XXI века на отечественном телевидении продолжается поиск оригинальных форм аналитических программ, повышается конкурентная борьба за массовую аудиторию, растёт число программ.
Развитие телевидения в Татарстане имело свои особенности (в первую очередь наличие программ на татарском языке и необходимость работы отдельной редакции), но также было тесно связано с политической атмосферой в стране.
На современном этапе местного телевидения выделяется три крупных телеканала - ГТРК «Татарстан», являющаяся продолжателем Большого Казанского телецентра, работающая на волне федеральных каналов Россия-1 и Россия-24 с вещанием на русском и татарском языках на территории Татарстана и основной редакцией новостных программ; Телекомпания «Эфир» - негосударственный канал с широким спектром программ собственного производства (в том числе научно-популярными и развлекательными), имеющая большую поддержку зрителей Казани; Телекомпания «Татарстан - Новый век», позиционирующаяся как главное татарское телевидение с разнообразным контентом собственного производства и сильной татарской редакцией.
Вторая глава отражает характеристику информационных и аналитических жанров, жанровое наполнение итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан и их специфику.
Рассмотрев жанры информационно-аналитической телевизионной журналистики необходимо выделять ряд существенных особенностей. Во- первых, развитие жанров телевизионной журналистики процесс подвижный, живой. Во-вторых, отличительной чертой отечественной журналистики является синтез информационных и аналитических жанров, когда как на Западе превалирует чёткое разделение новости от личного мнения. В-третьих, большое влияние на развитие жанров оказал технический прогресс и расширение возможностей телевидения. В- четвёртых, помимо усилившегося тяготения к аналитике для телевидения характерно движение к поиску новых, необычных, запоминающихся форм подачи контента, примечательно, что это роднит информирование и анализ с развлекательными жанрами.
Подводя итог вышесказанному можно заключить что важнейшими особенностями группы информационных жанров в информационно - аналитических программах на телеканалах Республики Татарстан являются: наличие аудиовизуального ряда, который изменяет функцию текста, выводя его информативную значимость на второй план; многожанровый характер сюжетов, выходящих в информационно - аналитических программах регионального телевидения, то есть отсутствие строго информационного контента; благодаря особенностям аудиовизуального восприятия и удобствам в программировании наиболее распространённым информационным жанром информационно - аналитических программ является репортаж; в силу технических особенностей создания и выпуска итоговой (еженедельной) программы жанр заметки не используется, поскольку программа не выходит в прямом эфире; учитывая более проработанный и детальный характер сюжетов информационные жанры в таких программах находятся в подчинённом положении относительно аналитических; единая региональная повестка дня побуждает редакции информационно-аналитических программ к поиску новых форматов и форм подачи одних и тех же новостей.
Информационно-аналитическая программа подразумевает наличие многоаспектного анализа (соотношение информационных и аналитических материалов в выпуске). Плюрализм мнений, объективность высказываний, аргументированность и логика - факторы, дающие аудитории возможность ориентироваться в поднимаемых темах, проблемах. Формат - это композиционные особенности информационно-аналитической программы, своеобразный метод борьбы за внимание аудитории, включающий в себя использование графиков, таблиц, архивных кадров, кадров из кинофильмов и других средств визуальной коммуникации.
Аналитические жанры телевизионной журналистики играют ведущую роль в создании информационно-аналитической программы. Хотя первоосновой всегда является событие (то есть информация о нём), которое зритель видит по телевизору, в такого рода программах он ожидает услышать комментарии, оценки и пояснения. В связи с этим наиболее важными особенностями использования аналитических жанров на местном телевидении являются:
- во-первых, наличие профессионального анализа, проведённого благодаря скрупулёзному изучению проблемы, мнений экспертов, определённого вывода;
- во-вторых, для поддержания того или иного мнения или вывода используется наглядный материал - графические схемы, диаграммы, карты, таблицы, особенности видеоконтента, яркие образы и другое. Всё то, что позволяет подкрепить логически выстроенную мысль;
- в-третьих, определённая подборка новостных сюжетов, именно тех, которые и будут формировать общую тематику всего выпуска информационно-аналитической программы;
- в-четвёртых, в силу ограниченности хронометража, технических и людских ресурсов избираются наиболее доступные жанры;
- в-пятых, происходит синтез информационных и аналитических жанров, с ведущей ролью последнего;
- в-шестых, высокая роль ведущего программы, особенно в авторских программах, определяющее значение подводок к сюжетам и их взаимосвязанность.
Эти особенности позволяют использовать аналитические жанры для расстановки акцентов, выявлении объективных и субъективных процессов, выявлении существенного и второстепенного, что в конечном итоге ведёт к формированию определённого общественного мнения.
Другой составляющей является политика телекомпании. Её формированием занимаются две стороны - владельцы вещателя с одной стороны и массовая аудитория, с другой стороны. Финансовая составляющая определяет направление работы телекомпании, что сильнейшим образом сказывается на аналитике, усиливая в ней субъективность и ангажированность.
Особенности жанрового наполнения итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан необходимо рассматривать вкупе с форматами этих программ. Благодаря речевым, языковым, стилистическим особенностям, региональную информационно-аналитическую программу необходимо рассматривать как особую часть телевидения вообще и жанра аналитики в частности. Меньшая дистанция между тематикой сюжетов и речью журналистов с одной стороны и реальными потребностями конкретного зрителя с другой стороны обуславливают актуальность использования рассматриваемых стилистических особенностей. Каждая телевизионная программа, в особенности информационно-аналитическая, имеет свои особенности. Их наличие обуславливается задачей формирования картины мира, информационной и редакционной политикой телеканала, стилистическими и языковыми особенностями, личностью журналиста, потребностями массовой аудитории.
Учитывая своеобразие информационных и аналитических жанров, а также оригинальность форматов, используемых на телеканалах Республики Татарстан можно говорить о наличии специфических признаков, характерных для информационно-аналитических программ на местном телевидении. Эти свойства в конечном счёте и обосновывают своеобразие подачи и использования жанров. Помимо жанрового наполнения рассматриваемых программ важное значение имеют и другие особенности - такие как двуязычие телевещания в Республике Татарстан, информационная политика телеканалов, профессиональные и личностные характеристики телевизионных журналистов, степень актуальности освещаемых событий, форма их подачи, использование специфических, оригинальных средств передачи информации, поиск актуальных и запоминающихся форматов телевизионных программ.
1. Айтуганова М.Л. Роль ТРК «Новый век» в консолидации татарского народа и возрождении национальной культуры // Г лобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. - Казань. Экоцентр, 2004. С. 28-30.
2. Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров [Текст] // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 230-234. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/341/ (дата обращения: 30.11.2018).
3. Аникеева, Татьяна Яковлевна Личные особенности телекоммуниканта. / Т. Я. Аникеева. - М.: РИП: Холдинг. - 2000. 312 с.
4. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы
телевизионной журналистики: учебник для вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 238 с.
5. Багиров, Эдуард Григорьевич. Очерки теории телевидения. Учебное пособие / Э. Г. Багиров - М.: Изд-во Московского университета. - 1978. - 258 с.
6. Багиров Э.Г. Телевидение. XX век: Политика. Искусство. Мораль. - М.: Искусство, 1968. - 301 с.
7. Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М.: Логос,
2002. - 316с.
8. Бехманн Г. Современное общество: общество риска,
информационное общество, общество знаний. - 2-е изд. - М.: Логос, 2011. - 248 с.
9. Боголюбова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 126 с.
10. Богословская К. Идол. Телевидение: режиссура реальности / Сост. Д. Дондурей. - М.: Искусство кино, 2007. - С. 327-334.
11. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. - М.:
81
Прогресс, 1989. 168 с.
12. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. - М.: Икар, 2011. - 380 с.
13. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт. // Телерадиоэфир: История и современность. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 240 с.
14. Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Жанры телевизионной публицистики // В кн.: Телевизионная журналистика: Учебник. Под ред. Г.В. Кузнецова. - М., 1994. 304 с.
15. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2004. - 432 с.
16. Бурдье П. О телевидении и журналистике. / Пер. с фр. Т.
Анисимовой, Ю. Марковой. - М.: Фонд научных исследований
"Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.
17. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003. - 320 с.
18. Вартанова Е.Л. СМИ в меняющейся России. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 336 с.
19. Ворошилов В. В. Техника и технология СМИ. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 48 с.
20. Г авра Д.П. Основы теории коммуникации. - СПб.: Питер, 2011. - 285 с.
21. Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1998 гг.) М.: ИПКРТиР, 2000. - 16 с.
22. Гегель Г. В. Ф. Сочинения, Т. 1. М., 1929. - 473 с.
23. Герасимов В. В. Технология новостей от Интерфакса. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 159 с.
24. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2010. - 190 с.
25. Горшков М.К. Российское общество в условиях
трансформации (социологический анализ). - М.: РОССПЭН, 2000. - 384 с.
26. Гострова Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние (на примере программ федеральных каналов "Вести недели" ("Россия") и "Намедни" (НТВ): Автореф. дис. ... канд. филолог. наук / Е.В. Гострова. Ростов-на- Дону. РГУ. - Ростов-на-Дону, 2006. - 24 с.
27. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М., 2001. - 330 с.
28. Грызунова О.И. Формирование современной системы телевизионного вещания в Российской Федерации / О.И. Грызунова, Г.Т. Дерибас, Т.С. Косова и др. - М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1996. - 38с.
29. Гуревич П.С. Приключение имиджа: типология
телевизионного образа и его парадоксы / П.С. Гуревич. - М.: Искусство, 1991. - 221 с.
30. Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. - М.: РИП-Холдинг, 2001. - 244 с.
31. Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения Татарстана (вторая половина 1950-х-1985 г.г.) / Р.В.Даутова. - Казань: КГУ, 2008 - 170 с.
32. Даутова Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к
настоящему. Казань: ЗАО Новое знание, 2010. - 280 с.;
33. Даутова Р.В. Что происходит национальным телевидением? // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - № 11. - С. 39-41.
34. 25 лет в «Эфире». С вами и для вас! / [авт-сост. С. В.
Шерстнев]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2016. - 247 с.
83
35. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества: учеб. пособие. - М.: Пульс, 2001. - 39 с.
36. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 202 с.
37. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М.: МНЭПУ, 1992. - 312 с.
38. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004. - 567 с.
39. Засурский Я.Н. Телевидение: структурно-функциональные
аспекты // Система средств массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 173-195.
40. Зверева В.В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. - 2004. - № 5. - С. 14-16.
41. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.
42. Зиммель Г еорг. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3-4 (34), 2002, С. 24.
43. Иванов В. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социс. - 2003. - № 10. - С. 20-29.
44. Иванова А. Проблема объективности телевизионных новостей // Медиальманах. - 2010. - №5. - С. 59-65.
45. Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). - М., 2001. - 286 с.
46. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Д.М.Чистова, К.Р.Казарьяна. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011. - 80 с.
47. Кацев И.Г. История российского телевидения (1907-2000). -
84
М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004. - 256 с.
48. Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия
10. Журналистика, № 6, 2010. С. 42-51
49. Качкаева А.Г. Эфирное похмелье // Московские новости. - 2013. Режим доступа: Ь0р://шп.гаЛШау/20130208/337016690.Ыт1 (Дата обращения: 29.05.2018).
50. Качкаева А.Г. Российское телевидение: между спросом и предложением: Т. 1 / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. - М.: Элиткомстар, 2007. - 328 с.
51. Каширин А.А. Сравнительный анализ экстралингвистических особенностей авторских информационно-аналитических телепрограмм // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 4. С. 59-71
52. Ковальчук Г.Л. Языковые и стилистические особенности телевизионной речи в информационных программах телеканалов Республики Татарстан: на материале информационных выпусков 20022007 гг.: Автореф. дис. ... канд. филолог. наук / Г.Л. Ковальчук. Казань. КГУ. - Казань, 2008. - 168 с.
53. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 255 с.
54. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов н/Д, 1999. - 224 с.
55. Короченский А.П. "Пятая власть?" Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Р-н/Д: Международный институт филологии и журналистики, 2003. - 280 с.
56. Костина А.В. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального / А.В. Костина, Т.М. Гудима. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 238 с.
57. Крутов А. О жизни, о себе. // Русский дом. - Режим доступа:
http://www.mssdоm.ru/nоdе/27 (Дата обращения: 24.02.2018).
85
58. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (19172000). - М.: Флинта, 2008. - 640 с.
59. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. - М.: Высшая школа, 2002. - 304 с.
60. Лазуткина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной тележурналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 6, 2010, С. 14-21.
61. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. - М., 2004. - 159 с.
62. Лысенко А.Г. ТВ живьем и в записи. - М.: ПРОЗАиК, 2011. -
592 с.
63. Мандрова Н., Осипова Н. Телекомпания "ВИД" вчера и
сегодня. // Коммерсантъ. - 1995. - №156. - Режим доступа:
http://www.kоmшеrsаnt.ru/dоc/116096 (Дата обращения: 29.07.2018).
64. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 320 с.
65. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / 2-е изд., испр. М.: УРСС, 2002. - 240 с.
66. Низамова Л.Р. Новостное телевещание в многокультурном регионе: приемы и стратегии управления напряженностью // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - № 11. - С. 172-177.
67. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-начало 90-х годов): Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 208 с.
68. Овчинников В. 21 бесполезный совет // Журналистика и медиарынок. - 2010. - №5. - С. 28-31.
69. Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров
/ [под ред. С. Г. Корконосенко]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва:
86
Юрайт, 2014. - 332 с.
70. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 360 с.
71. Очерки по истории Российского телевидения. - М.:
Воскресенье, 1999. - 416 с.
72. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. - М., 1984. - 84 с.;
73. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 367с.
74. Постановление ЦК КПСС от 29 января 1960 г. // КПСС о средствах массовой информации. - М., 1979. - 353 с.
75. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. - М.: Рефл-бук, 2007. - 656 с.
76. Прошина М.Г. СМИ как институт гражданского общества в России / М.Г. Прошина. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. - 167 с.
77. Розенталь Д.Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М., МГУ, 1980. - 247 с.
78. Саруханов В.А. Азбука телевидения: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 223 с.
79. Сагалаев Э. ТВ играет у нас роль национальной идеи //
Московский Комсомолец. - 2011. - №25802. - Режим доступа:
http://www.mеdiаkоmitеt.ru/nеws.php?id=2490 (Дата обращения: 29.05.2018).
80. Сенькин А. О. Социально-экономическое управление структурой вещания региональных телекомпаний: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. О. Сенькин. СПб, 1999. - 24 с.
81. Ситников В. П. Техника и технология СМИ. - М.: Слово, 2005. - 415 с.
82. Солодовник Л.В. Российские СМИ в системе формирующегося
87
гражданского общества: институциональный аспект: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / Л.В. Солодовник. Краснодар. Ун-т МВД России. - Краснодар, 2006. - 24 с.
83. Солопова С. 10 лет меняя взгляд на мир. // Огоне. - 1997. - №52. - Режим доступа: http://оgоniоk.cоm/аrchivе/1997/4522/39-04-07/ (Дата обращения: 29.05.2017).
84. Старобахин Н.Н. Освещение социально-политических событий в теленовостях как способы конструирования реальности // Медиаскоп. - 2008. - №2. - Режим доступа: http://www.mеdiаscоpе.ru/nоdе/251 (Дата обращения: 29.05.2017).
85. Стровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. М.: Юнити-Дана, 2011. - 360 с.
86. Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред.
B. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. Волгоград: Учитель. - 504 с.
87. Телехранитель: программа, изменившая российское
телевидение. К 20-летию проекта "Взгляд". // Эхо Москвы. - Эфир от 30.09.2007. - Режим доступа: http://www.еchо.msk.ru/prоgrаms/tv/55185/ (Дата обращения: 22.05.2018).
88. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.;
89. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательнопсихологический подход. - М: Аспект Пресс, 1998. - 230 с.
90. Тулупов В. В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет / В. В. Тулупов, А. А. Колосов, М. И. Цуканова. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 318 с.
91. Фатыхова М.Х. Особенности регионального вещания в 1990-е годы / М.Х.Фатыхова // Вестн.Чувашского университета. - 2015.- №2. -C. 131-134.
92. Федоров В. Свободы не хватает, но цензура нужна. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=13779 (Дата обращения: 22.05.2017).
93. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: Научный мир, 2001. - 214 с.
94. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 445 с.
95. Хубецова 3. Ф. Средства массовой информации как фактор политического самоуправления в регионе: (на материале Республики Северная Осетия-Алания): Автореф. дис. ... канд. политол. наук / 3. Ф. Хубецова.- СПб., 2001. - 23 с.
96. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 496 с.
97. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. - М., 2004. - 384 с.
98. Шапинская Е. Н. Телевидение в современной культуре и обществе: технология и культурная форма. Массовая культура / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - С. 230-255.
99. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. - М.: ВГТРК, 1997. - 79 с.
100. Шариков А.В. Телевидение: роль в современном российском обществе / В кн.: Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 384 с.
101. Щербина В. И. Основы современного телерадиовещания. - М.: Горячая линия-Телеком, 2004. - 224 с.
102. Шкондин, М.В., Вычуб, Г.С., Фролова, Т.И. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. Учебное пособие. - М.: АспектПресс, 2008. - 215 с.
103. Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о
языковой ситуации в Республике Татарстан. - Казань: Магариф, 2002. -208 с.
2. Источники
1. Интернет-ресурс: Официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL: http://trt-tv.ru (дата обращения: 01.04.2018)
2. Интернет-ресурс: Официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL: http://tnv.ru (дата обращения: 01.04.2018)
3. Интернет-ресурс: Официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан 24». - URL: http://tаtаrstаn24.tv.ru (дата обращения: 21.10.2018)
4. Интернет-ресурс: Официальный сайт телерадиокомпании
«Эфир». - URL: http://www.efir24.tv/kazan/ (дата обращения: 21.10.2018)
5. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http: //tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=7&idV ideo=54461#videoa nc (дата обращения 03.12.2017)
6. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http: //tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=7&idV ideo=54551 #video a nc (дата обращения 03.12.2017)
7. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=7&idVideo=54611 #videoa nc (дата обращения 03.12.2017)
8. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7dney/?p=7&idVideo=54331#videoa nc (дата обращения 03.12.2017)
9. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL: http: //tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=7&idV ideo=56778#videoa nc (дата обращения 26.12.2017)
10. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7dney/?p=6&idVideo=57472#videoa nc (дата обращения 09.02.2018)
11. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7dney/?p=6&idVideo=57492#videoa nc (дата обращения 09.02.2018)
12. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http: //tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=6&idV ideo=59379#videoa nc (дата обращения 09.02.2018)
13. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7dney/?p=5&idVideo=59958#videoa nc (дата обращения 09.02.2018)
14. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=5&idVideo=60721 #videoa nc (дата обращения 09.02.2018)
15. Интернет-ресурс: . - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=5&idVideo=61651 #videoa nc (дата обращения 21.02.2018)
16. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7dney/?p=4&idVideo=62370#videoa nc (дата обращения 21.02.2018)
17. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http: //tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=4 &idV ideo=78371#videoa nc (дата обращения 26.04.2018)
18. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL: http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-08-01-17/ (дата обращения 13.03.2018)
19. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL: http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-05-02-17/ (дата обращения 13.03.2018)
20. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-05-03-17/ (дата обращения 13.03.2018)
21. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-02-04-17/ (дата обращения 13.03.2018)
22. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-07-05-17/ (дата обращения 13.03.2018)
23. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-04-06-17/ (дата обращения 13.03.2018)
24. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-02-07-17/ (дата
обращения 13.03.2018)
25. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-06-08-17/ (дата
обращения 13.03.2018)
26. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-03-09-17/ (дата
обращения 13.03.2018)
27. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-01-10-17/ (дата
обращения 13.03.2018)
28. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-05-n-17/ (дата
обращения 13.03.2018)
29. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-03-12-17/ (дата
обращения 13.03.2018)
30. Интернет-ресурс: официальный сайт государственной
телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан». - URL:
http://trt-tv.ru/vesti-tatarstan/vesti-tatarstan-sobytiya-nedeli-01 -04-18/ (дата
обращения 13.03.2018)
31. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http: //tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=7&idV ideo=56778#videoa nc (дата обращения 26.12.2017)
32. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7dney/?p=7&idVideo=56742#videoa nc (дата обращения 26.12.2017)
33. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http://tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7dney/?p=7&idVideo=56799#videoa nc (дата обращения 26.12.2017)
34. Интернет-ресурс: официальный сайт телерадиокомпании
«Татарстан - Новый век». - URL:
http: //tnv.ru/main/katalog/informacionnye/7 dney/?p=7&idV ideo=56795#videoa nc (дата обращения 26.12.2017)