ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА СОВРЕМЕННОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
Введение
1.1. История развития отечественной телевизионной аналитики 11
1.2. Развитие и становление телевидения Республики Татарстан 23
1.3 Характеристика форм информационно-аналитического жанра на
телевидении 32
ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ИТОГОВЫХ (ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ) ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 41
2.1. Группа информационных жанров в информационно-аналитических
программах на телеканалах Республики Татарстан 41
2.2. Группа аналитических жанров в информационно-аналитических
программах на телеканалах Республики Татарстан 51
2.3. Специфика итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
1.1. История развития отечественной телевизионной аналитики 11
1.2. Развитие и становление телевидения Республики Татарстан 23
1.3 Характеристика форм информационно-аналитического жанра на
телевидении 32
ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ИТОГОВЫХ (ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ) ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 41
2.1. Группа информационных жанров в информационно-аналитических
программах на телеканалах Республики Татарстан 41
2.2. Группа аналитических жанров в информационно-аналитических
программах на телеканалах Республики Татарстан 51
2.3. Специфика итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Начало 1990-х годов стало знаковым для отечественного телевидения. Это было время, когда на волне фундаментальных преобразований в стране у общества возникла потребность в переосмыслении политической, социальной, экономической и культурной сфер жизни. Из всех средств массовой информации именно телевидение стало первым медиаресурсом, который начал меняться под влиянием времени. Ввиду того, что экономическая формация начала 1990-х годов диктовала свои условия на рынке производства, информационные сообщения - новости - теперь стали не просто набором актуальных событий, произошедших за определённый промежуток времени, но и товаром, «требующим не только конкурентоспособного уровня качества (новизны, оперативности, оригинальности и других факторов), но и яркой «упаковки», «ярлыка», соответствующей рекламы - формальных признаков».
Возникновение информационных и информационно-аналитических программ на телевидении было обусловлено рядом факторов. Во-первых, заметно увеличилась потребность населения в информации, во-вторых, общество нуждалось не просто в новостях, а в анализе происходящих вокруг него событий бурных 1990-х годов, в разъяснении причин и следствий тех или иных явлений и процессов в жизни страны. Появившиеся тогда еженедельные информационно-аналитические программы, как, в принципе, и всё телевидение в целом, имели высокий уровень доверия населения. В-третьих, в развитии аналитического телевидения было заинтересовано и руководство страны, которое нуждалось в одобрении обществом нового курса. Телевидение также не потеряло, а даже развило свою пропагандирующую функцию, ведь в новых политических условиях всё большее значение стали приобретать личные рейтинги. В-четвертых, возникшая конкуренция на рынке телепроизводства способствовала поиску доступных форм подачи, обработки и интерпретации информации, что благотворно сказалось на качестве медиапродукции в целом и жанра информационно-аналитических программы в частности.
Вместе со становлением информационно-аналитического жанра на российском телевидении в регионах также возникла потребность в своего рода «местной аналитике». Особенно актуально это стало в период «парада суверенитетов» и выборов разного уровня. Так, острая политическая ситуация, сложившаяся в Татарстане в начале 1990-х годов, требовала ясности и доступности. Неосведомлённое население опасалось тяжёлых перемен.
Актуальность. Данное исследование посвящено жанровому своеобразию информационно-аналитических программ на современном региональном телевидении (на примере Республики Татарстан). Региональное телевидение органично перенимает опыт федеральных форматов телепрограмм, иногда привнося свои новшества и ноу-хау. Актуальность исследования обуславливается динамичным развитием сети региональных телеканалов в России. Характерной особенностью происходящих сегодня культурных изменений и, как следствие трансформация функций современных СМИ, является регионализация социально-культурной сферы и медиапотребления соответственно .
Тема развития и особенностей регионального телевидения не нова для сети Интернет, однако пока не имеется крупных академических трудов, посвященных этой тематике. Формы и особенности телевидения Республики Татарстан не редко становятся центральной проблемой сборников статей, издаваемых Казанским университетом, однако и здесь недостаёт фундаментальных обобщающих работ. Таким образом, новизна данного исследования заключается в дополнении уже имеющегося пласта исследований, посвящённых особенностям телевидения Татарстана.
Гипотезой исследования является наличие на региональном телевидении жанрового своеобразия в части подачи информационно-аналитических программ, мотивация отбора информационных и аналитических жанров для освещения местных событий.
Объектом исследования являются информационно-аналитические телепрограммы Республики Татарстан: «7 дней» (телеканал «Татарстан - Новый век») и «Вести-Татарстан. События недели» (телеканал ГТРК «Татарстан», филиал ВГТРК), а предметом - жанровое своеобразие информационно-аналитических программ на современном региональном телевидении (на примере Республики Татарстан).
Цель исследования - характеристика жанрового своеобразия информационно-аналитических программ на региональном телевидении (на примере Республики Татарстан), для чего поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать формы информационно-аналитического жанра на телевидении;
2) обозначить основные исторические этапы развития группы информационно-аналитических жанров на отечественном телевидении;
3) рассмотреть развитие телевидения Республики Татарстан в историческом аспекте;
4) выявить и охарактеризовать группу информационных жанров на телеканалах Республики Татарстан;
5) определить и дать характеристику группе аналитических жанров на телеканалах Республики Татарстан;
6) изучить специфику итоговых (еженедельных) информационно - аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан;
Историография. На сегодняшний день в журналистской науке тема жанрового своеобразия информационно-аналитических программ регионального телевидения требует более глубокого осмысления. Однако имеются труды, посвящённые формированию, развитию и особенностям тележурналистики в регионах России, а также работы по тележурналистике в Республике Татарстан, описывающие различные аспекты данной области исследования . Несмотря на недостаток литературы по затронутой тематике имеется ряд работ, посвящённых средствам массовой информации России в целом. Изучение и анализ этих исследований составляет теоретико-методологическую базу магистерской диссертации. В исследовании используется традиционная система классификации жанров журналистики Пельта В.Д. Фундаментальные труды, статьи и лекции Борецкого Р.А. , Тертычного А.А. , Ворошилова В. В. , Кузнецова Г.В., Цвика В.Л. и других составили теоретическую основу нашего исследования. Кроме того, имеются крупные работы по истории тележурналистики и перспективах её развития , они помогли проанализировать этапы развития журналистской науки в целом и тележурналистики в частности. Труды, затрагивающие междисциплинарную связь журналистики и других наук (психологии , социологии , филологии , экономики , политологии и философии )
Методология. В данной работе используется несколько методов:
1.) важнейшим из них является метод сбора информации, анализа и синтеза. Во-первых, был произведен сбор и анализ уже имеющихся теоретических работ по данной тематике. Во-вторых, был проделан анализ специфики и особенностей телепрограмм «7 дней» и «Вести-Татарстан. События недели», выходящей на телеканале «ТНВ» и ГТРК «Татарстан» соответственно. В-третьих, были синтезированы полученные данные и сделаны выводы по обозначенной проблематике;
2) историко-генетический метод применялся в части раскрытия особенностей формирования и этапов развития регионального телевидения в России на примере Республики Татарстан;
3) системный метод предполагает рассмотрение ряда главных задач: во-первых, вычленение элементов, которые входят в систему; во-вторых, анализ характера отношений между элементами (горизонтальные, иерархические); в-третьих, изучение взаимодействия системы с внешней средой. Этот метод исходит из понимания системы как совокупности взаимосвязанных элементов.
В качестве эмпирической (источниковой) базы магистерской диссертации использовались выпуски телевизионных программ «7 дней» и «Вести-Татарстан. События недели». Хронологические рамки использованных источников - выпуски 2017 года, выборка - по одному выпуску программы каждого месяца - всего 24 выпуска.
Теоретическая значимость данного исследования заключается, прежде всего, в дополнении имеющихся научных исследований по теме особенностей развития тележурналистики в Татарстане и раскрытии особенностей форм, подачи и тематики информационно-аналитических программ. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов данного исследования для подготовки студентов-журналистов к телевизионной практике и профессиональной деятельности в сфере тележурналистики. Научная новизна магистерской диссертации состоит в определении жанрового содержания информационно-аналитических программ регионального телевидения и выявлении особенностей их применения на телеканалах Республики Татарстан.
Апробация. Материалы данного исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2017», которая проходила в Казани 26-28 апреля 2017 года, международной научнопрактической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2018», которая проходила 26-27 апреля 2018 года и на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Телевидение и общество», которая проходила в Казани 22 ноября 2018 года .
Описание структуры работы. Магистерская диссертация (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается выбор темы, формулируется объект и предмет, указываются цель и задачи исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития отечественного телевидения в целом и в Татарстане в частности. Во второй главе выявляются группы информационных и аналитических жанров, раскрывается специфика информационно-аналитических программ на телевидении Республики Татарстан. В заключении подводятся итоги и выводы исследования.
Возникновение информационных и информационно-аналитических программ на телевидении было обусловлено рядом факторов. Во-первых, заметно увеличилась потребность населения в информации, во-вторых, общество нуждалось не просто в новостях, а в анализе происходящих вокруг него событий бурных 1990-х годов, в разъяснении причин и следствий тех или иных явлений и процессов в жизни страны. Появившиеся тогда еженедельные информационно-аналитические программы, как, в принципе, и всё телевидение в целом, имели высокий уровень доверия населения. В-третьих, в развитии аналитического телевидения было заинтересовано и руководство страны, которое нуждалось в одобрении обществом нового курса. Телевидение также не потеряло, а даже развило свою пропагандирующую функцию, ведь в новых политических условиях всё большее значение стали приобретать личные рейтинги. В-четвертых, возникшая конкуренция на рынке телепроизводства способствовала поиску доступных форм подачи, обработки и интерпретации информации, что благотворно сказалось на качестве медиапродукции в целом и жанра информационно-аналитических программы в частности.
Вместе со становлением информационно-аналитического жанра на российском телевидении в регионах также возникла потребность в своего рода «местной аналитике». Особенно актуально это стало в период «парада суверенитетов» и выборов разного уровня. Так, острая политическая ситуация, сложившаяся в Татарстане в начале 1990-х годов, требовала ясности и доступности. Неосведомлённое население опасалось тяжёлых перемен.
Актуальность. Данное исследование посвящено жанровому своеобразию информационно-аналитических программ на современном региональном телевидении (на примере Республики Татарстан). Региональное телевидение органично перенимает опыт федеральных форматов телепрограмм, иногда привнося свои новшества и ноу-хау. Актуальность исследования обуславливается динамичным развитием сети региональных телеканалов в России. Характерной особенностью происходящих сегодня культурных изменений и, как следствие трансформация функций современных СМИ, является регионализация социально-культурной сферы и медиапотребления соответственно .
Тема развития и особенностей регионального телевидения не нова для сети Интернет, однако пока не имеется крупных академических трудов, посвященных этой тематике. Формы и особенности телевидения Республики Татарстан не редко становятся центральной проблемой сборников статей, издаваемых Казанским университетом, однако и здесь недостаёт фундаментальных обобщающих работ. Таким образом, новизна данного исследования заключается в дополнении уже имеющегося пласта исследований, посвящённых особенностям телевидения Татарстана.
Гипотезой исследования является наличие на региональном телевидении жанрового своеобразия в части подачи информационно-аналитических программ, мотивация отбора информационных и аналитических жанров для освещения местных событий.
Объектом исследования являются информационно-аналитические телепрограммы Республики Татарстан: «7 дней» (телеканал «Татарстан - Новый век») и «Вести-Татарстан. События недели» (телеканал ГТРК «Татарстан», филиал ВГТРК), а предметом - жанровое своеобразие информационно-аналитических программ на современном региональном телевидении (на примере Республики Татарстан).
Цель исследования - характеристика жанрового своеобразия информационно-аналитических программ на региональном телевидении (на примере Республики Татарстан), для чего поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать формы информационно-аналитического жанра на телевидении;
2) обозначить основные исторические этапы развития группы информационно-аналитических жанров на отечественном телевидении;
3) рассмотреть развитие телевидения Республики Татарстан в историческом аспекте;
4) выявить и охарактеризовать группу информационных жанров на телеканалах Республики Татарстан;
5) определить и дать характеристику группе аналитических жанров на телеканалах Республики Татарстан;
6) изучить специфику итоговых (еженедельных) информационно - аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан;
Историография. На сегодняшний день в журналистской науке тема жанрового своеобразия информационно-аналитических программ регионального телевидения требует более глубокого осмысления. Однако имеются труды, посвящённые формированию, развитию и особенностям тележурналистики в регионах России, а также работы по тележурналистике в Республике Татарстан, описывающие различные аспекты данной области исследования . Несмотря на недостаток литературы по затронутой тематике имеется ряд работ, посвящённых средствам массовой информации России в целом. Изучение и анализ этих исследований составляет теоретико-методологическую базу магистерской диссертации. В исследовании используется традиционная система классификации жанров журналистики Пельта В.Д. Фундаментальные труды, статьи и лекции Борецкого Р.А. , Тертычного А.А. , Ворошилова В. В. , Кузнецова Г.В., Цвика В.Л. и других составили теоретическую основу нашего исследования. Кроме того, имеются крупные работы по истории тележурналистики и перспективах её развития , они помогли проанализировать этапы развития журналистской науки в целом и тележурналистики в частности. Труды, затрагивающие междисциплинарную связь журналистики и других наук (психологии , социологии , филологии , экономики , политологии и философии )
Методология. В данной работе используется несколько методов:
1.) важнейшим из них является метод сбора информации, анализа и синтеза. Во-первых, был произведен сбор и анализ уже имеющихся теоретических работ по данной тематике. Во-вторых, был проделан анализ специфики и особенностей телепрограмм «7 дней» и «Вести-Татарстан. События недели», выходящей на телеканале «ТНВ» и ГТРК «Татарстан» соответственно. В-третьих, были синтезированы полученные данные и сделаны выводы по обозначенной проблематике;
2) историко-генетический метод применялся в части раскрытия особенностей формирования и этапов развития регионального телевидения в России на примере Республики Татарстан;
3) системный метод предполагает рассмотрение ряда главных задач: во-первых, вычленение элементов, которые входят в систему; во-вторых, анализ характера отношений между элементами (горизонтальные, иерархические); в-третьих, изучение взаимодействия системы с внешней средой. Этот метод исходит из понимания системы как совокупности взаимосвязанных элементов.
В качестве эмпирической (источниковой) базы магистерской диссертации использовались выпуски телевизионных программ «7 дней» и «Вести-Татарстан. События недели». Хронологические рамки использованных источников - выпуски 2017 года, выборка - по одному выпуску программы каждого месяца - всего 24 выпуска.
Теоретическая значимость данного исследования заключается, прежде всего, в дополнении имеющихся научных исследований по теме особенностей развития тележурналистики в Татарстане и раскрытии особенностей форм, подачи и тематики информационно-аналитических программ. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов данного исследования для подготовки студентов-журналистов к телевизионной практике и профессиональной деятельности в сфере тележурналистики. Научная новизна магистерской диссертации состоит в определении жанрового содержания информационно-аналитических программ регионального телевидения и выявлении особенностей их применения на телеканалах Республики Татарстан.
Апробация. Материалы данного исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2017», которая проходила в Казани 26-28 апреля 2017 года, международной научнопрактической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным - 2018», которая проходила 26-27 апреля 2018 года и на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Телевидение и общество», которая проходила в Казани 22 ноября 2018 года .
Описание структуры работы. Магистерская диссертация (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается выбор темы, формулируется объект и предмет, указываются цель и задачи исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития отечественного телевидения в целом и в Татарстане в частности. Во второй главе выявляются группы информационных и аналитических жанров, раскрывается специфика информационно-аналитических программ на телевидении Республики Татарстан. В заключении подводятся итоги и выводы исследования.
В заключении своего исследования необходимо отметить что каждый телеканал занял собственную нишу в Республике Татарстан, однако такое разграничение можно считать лишь условным, поскольку год от года появляются новые программы, а интересы зрителя меняются. В борьбе за зрителя каждый телеканал стремится оттянуть зрителя схожим по форме и содержанию продуктом. Эта конкуренция позволяет телеканалам сохранять высокое качество программ.
В первой главе была изучена история и современность информационно-аналитических программ на региональном телевидении - этапы становления, форматы и их современное состояние в России и в Татарстане. Информационная аналитика на телевидении преодолела большой путь от первых новостей с комментариями диктора до ежедневных выпусков информационно-аналитических программ и ток- шоу. Развитие аналитики в целом и аналитических жанров в частности происходило синхронно общественно-политическим и социально-экономическим изменениям в стране.
Коренное изменение политической ситуации в СССР в конце 1980-х годах дали толчок к развитию аналитического жанра на телевидении, однако именно в следующее десятилетие аналитика сумела развиться и стать наиболее популярным жанром на телевидении. В России появилось множество программ данного жанра, где проявлялась свобода слова, плюрализм мнений, обсуждались самые острые и актуальные вопросы без прикрас. Развитие жанра способствовало трансформации цели и задач работы корреспондентов, редакторов и операторов, повышали степень объективности в журналистике и способствовали развитию аналитических жанров в СМИ. Именно благодаря этому в последующие десятилетия начала XXI века на отечественном телевидении продолжается поиск оригинальных форм аналитических программ, повышается конкурентная борьба за массовую аудиторию, растёт число программ.
Развитие телевидения в Татарстане имело свои особенности (в первую очередь наличие программ на татарском языке и необходимость работы отдельной редакции), но также было тесно связано с политической атмосферой в стране.
На современном этапе местного телевидения выделяется три крупных телеканала - ГТРК «Татарстан», являющаяся продолжателем Большого Казанского телецентра, работающая на волне федеральных каналов Россия-1 и Россия-24 с вещанием на русском и татарском языках на территории Татарстана и основной редакцией новостных программ; Телекомпания «Эфир» - негосударственный канал с широким спектром программ собственного производства (в том числе научно-популярными и развлекательными), имеющая большую поддержку зрителей Казани; Телекомпания «Татарстан - Новый век», позиционирующаяся как главное татарское телевидение с разнообразным контентом собственного производства и сильной татарской редакцией.
Вторая глава отражает характеристику информационных и аналитических жанров, жанровое наполнение итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан и их специфику.
Рассмотрев жанры информационно-аналитической телевизионной журналистики необходимо выделять ряд существенных особенностей. Во- первых, развитие жанров телевизионной журналистики процесс подвижный, живой. Во-вторых, отличительной чертой отечественной журналистики является синтез информационных и аналитических жанров, когда как на Западе превалирует чёткое разделение новости от личного мнения. В-третьих, большое влияние на развитие жанров оказал технический прогресс и расширение возможностей телевидения. В- четвёртых, помимо усилившегося тяготения к аналитике для телевидения характерно движение к поиску новых, необычных, запоминающихся форм подачи контента, примечательно, что это роднит информирование и анализ с развлекательными жанрами.
Подводя итог вышесказанному можно заключить что важнейшими особенностями группы информационных жанров в информационно - аналитических программах на телеканалах Республики Татарстан являются: наличие аудиовизуального ряда, который изменяет функцию текста, выводя его информативную значимость на второй план; многожанровый характер сюжетов, выходящих в информационно - аналитических программах регионального телевидения, то есть отсутствие строго информационного контента; благодаря особенностям аудиовизуального восприятия и удобствам в программировании наиболее распространённым информационным жанром информационно - аналитических программ является репортаж; в силу технических особенностей создания и выпуска итоговой (еженедельной) программы жанр заметки не используется, поскольку программа не выходит в прямом эфире; учитывая более проработанный и детальный характер сюжетов информационные жанры в таких программах находятся в подчинённом положении относительно аналитических; единая региональная повестка дня побуждает редакции информационно-аналитических программ к поиску новых форматов и форм подачи одних и тех же новостей.
Информационно-аналитическая программа подразумевает наличие многоаспектного анализа (соотношение информационных и аналитических материалов в выпуске). Плюрализм мнений, объективность высказываний, аргументированность и логика - факторы, дающие аудитории возможность ориентироваться в поднимаемых темах, проблемах. Формат - это композиционные особенности информационно-аналитической программы, своеобразный метод борьбы за внимание аудитории, включающий в себя использование графиков, таблиц, архивных кадров, кадров из кинофильмов и других средств визуальной коммуникации.
Аналитические жанры телевизионной журналистики играют ведущую роль в создании информационно-аналитической программы. Хотя первоосновой всегда является событие (то есть информация о нём), которое зритель видит по телевизору, в такого рода программах он ожидает услышать комментарии, оценки и пояснения. В связи с этим наиболее важными особенностями использования аналитических жанров на местном телевидении являются:
- во-первых, наличие профессионального анализа, проведённого благодаря скрупулёзному изучению проблемы, мнений экспертов, определённого вывода;
- во-вторых, для поддержания того или иного мнения или вывода используется наглядный материал - графические схемы, диаграммы, карты, таблицы, особенности видеоконтента, яркие образы и другое. Всё то, что позволяет подкрепить логически выстроенную мысль;
- в-третьих, определённая подборка новостных сюжетов, именно тех, которые и будут формировать общую тематику всего выпуска информационно-аналитической программы;
- в-четвёртых, в силу ограниченности хронометража, технических и людских ресурсов избираются наиболее доступные жанры;
- в-пятых, происходит синтез информационных и аналитических жанров, с ведущей ролью последнего;
- в-шестых, высокая роль ведущего программы, особенно в авторских программах, определяющее значение подводок к сюжетам и их взаимосвязанность.
Эти особенности позволяют использовать аналитические жанры для расстановки акцентов, выявлении объективных и субъективных процессов, выявлении существенного и второстепенного, что в конечном итоге ведёт к формированию определённого общественного мнения.
Другой составляющей является политика телекомпании. Её формированием занимаются две стороны - владельцы вещателя с одной стороны и массовая аудитория, с другой стороны. Финансовая составляющая определяет направление работы телекомпании, что сильнейшим образом сказывается на аналитике, усиливая в ней субъективность и ангажированность.
Особенности жанрового наполнения итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан необходимо рассматривать вкупе с форматами этих программ. Благодаря речевым, языковым, стилистическим особенностям, региональную информационно-аналитическую программу необходимо рассматривать как особую часть телевидения вообще и жанра аналитики в частности. Меньшая дистанция между тематикой сюжетов и речью журналистов с одной стороны и реальными потребностями конкретного зрителя с другой стороны обуславливают актуальность использования рассматриваемых стилистических особенностей. Каждая телевизионная программа, в особенности информационно-аналитическая, имеет свои особенности. Их наличие обуславливается задачей формирования картины мира, информационной и редакционной политикой телеканала, стилистическими и языковыми особенностями, личностью журналиста, потребностями массовой аудитории.
Учитывая своеобразие информационных и аналитических жанров, а также оригинальность форматов, используемых на телеканалах Республики Татарстан можно говорить о наличии специфических признаков, характерных для информационно-аналитических программ на местном телевидении. Эти свойства в конечном счёте и обосновывают своеобразие подачи и использования жанров. Помимо жанрового наполнения рассматриваемых программ важное значение имеют и другие особенности - такие как двуязычие телевещания в Республике Татарстан, информационная политика телеканалов, профессиональные и личностные характеристики телевизионных журналистов, степень актуальности освещаемых событий, форма их подачи, использование специфических, оригинальных средств передачи информации, поиск актуальных и запоминающихся форматов телевизионных программ.
В первой главе была изучена история и современность информационно-аналитических программ на региональном телевидении - этапы становления, форматы и их современное состояние в России и в Татарстане. Информационная аналитика на телевидении преодолела большой путь от первых новостей с комментариями диктора до ежедневных выпусков информационно-аналитических программ и ток- шоу. Развитие аналитики в целом и аналитических жанров в частности происходило синхронно общественно-политическим и социально-экономическим изменениям в стране.
Коренное изменение политической ситуации в СССР в конце 1980-х годах дали толчок к развитию аналитического жанра на телевидении, однако именно в следующее десятилетие аналитика сумела развиться и стать наиболее популярным жанром на телевидении. В России появилось множество программ данного жанра, где проявлялась свобода слова, плюрализм мнений, обсуждались самые острые и актуальные вопросы без прикрас. Развитие жанра способствовало трансформации цели и задач работы корреспондентов, редакторов и операторов, повышали степень объективности в журналистике и способствовали развитию аналитических жанров в СМИ. Именно благодаря этому в последующие десятилетия начала XXI века на отечественном телевидении продолжается поиск оригинальных форм аналитических программ, повышается конкурентная борьба за массовую аудиторию, растёт число программ.
Развитие телевидения в Татарстане имело свои особенности (в первую очередь наличие программ на татарском языке и необходимость работы отдельной редакции), но также было тесно связано с политической атмосферой в стране.
На современном этапе местного телевидения выделяется три крупных телеканала - ГТРК «Татарстан», являющаяся продолжателем Большого Казанского телецентра, работающая на волне федеральных каналов Россия-1 и Россия-24 с вещанием на русском и татарском языках на территории Татарстана и основной редакцией новостных программ; Телекомпания «Эфир» - негосударственный канал с широким спектром программ собственного производства (в том числе научно-популярными и развлекательными), имеющая большую поддержку зрителей Казани; Телекомпания «Татарстан - Новый век», позиционирующаяся как главное татарское телевидение с разнообразным контентом собственного производства и сильной татарской редакцией.
Вторая глава отражает характеристику информационных и аналитических жанров, жанровое наполнение итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан и их специфику.
Рассмотрев жанры информационно-аналитической телевизионной журналистики необходимо выделять ряд существенных особенностей. Во- первых, развитие жанров телевизионной журналистики процесс подвижный, живой. Во-вторых, отличительной чертой отечественной журналистики является синтез информационных и аналитических жанров, когда как на Западе превалирует чёткое разделение новости от личного мнения. В-третьих, большое влияние на развитие жанров оказал технический прогресс и расширение возможностей телевидения. В- четвёртых, помимо усилившегося тяготения к аналитике для телевидения характерно движение к поиску новых, необычных, запоминающихся форм подачи контента, примечательно, что это роднит информирование и анализ с развлекательными жанрами.
Подводя итог вышесказанному можно заключить что важнейшими особенностями группы информационных жанров в информационно - аналитических программах на телеканалах Республики Татарстан являются: наличие аудиовизуального ряда, который изменяет функцию текста, выводя его информативную значимость на второй план; многожанровый характер сюжетов, выходящих в информационно - аналитических программах регионального телевидения, то есть отсутствие строго информационного контента; благодаря особенностям аудиовизуального восприятия и удобствам в программировании наиболее распространённым информационным жанром информационно - аналитических программ является репортаж; в силу технических особенностей создания и выпуска итоговой (еженедельной) программы жанр заметки не используется, поскольку программа не выходит в прямом эфире; учитывая более проработанный и детальный характер сюжетов информационные жанры в таких программах находятся в подчинённом положении относительно аналитических; единая региональная повестка дня побуждает редакции информационно-аналитических программ к поиску новых форматов и форм подачи одних и тех же новостей.
Информационно-аналитическая программа подразумевает наличие многоаспектного анализа (соотношение информационных и аналитических материалов в выпуске). Плюрализм мнений, объективность высказываний, аргументированность и логика - факторы, дающие аудитории возможность ориентироваться в поднимаемых темах, проблемах. Формат - это композиционные особенности информационно-аналитической программы, своеобразный метод борьбы за внимание аудитории, включающий в себя использование графиков, таблиц, архивных кадров, кадров из кинофильмов и других средств визуальной коммуникации.
Аналитические жанры телевизионной журналистики играют ведущую роль в создании информационно-аналитической программы. Хотя первоосновой всегда является событие (то есть информация о нём), которое зритель видит по телевизору, в такого рода программах он ожидает услышать комментарии, оценки и пояснения. В связи с этим наиболее важными особенностями использования аналитических жанров на местном телевидении являются:
- во-первых, наличие профессионального анализа, проведённого благодаря скрупулёзному изучению проблемы, мнений экспертов, определённого вывода;
- во-вторых, для поддержания того или иного мнения или вывода используется наглядный материал - графические схемы, диаграммы, карты, таблицы, особенности видеоконтента, яркие образы и другое. Всё то, что позволяет подкрепить логически выстроенную мысль;
- в-третьих, определённая подборка новостных сюжетов, именно тех, которые и будут формировать общую тематику всего выпуска информационно-аналитической программы;
- в-четвёртых, в силу ограниченности хронометража, технических и людских ресурсов избираются наиболее доступные жанры;
- в-пятых, происходит синтез информационных и аналитических жанров, с ведущей ролью последнего;
- в-шестых, высокая роль ведущего программы, особенно в авторских программах, определяющее значение подводок к сюжетам и их взаимосвязанность.
Эти особенности позволяют использовать аналитические жанры для расстановки акцентов, выявлении объективных и субъективных процессов, выявлении существенного и второстепенного, что в конечном итоге ведёт к формированию определённого общественного мнения.
Другой составляющей является политика телекомпании. Её формированием занимаются две стороны - владельцы вещателя с одной стороны и массовая аудитория, с другой стороны. Финансовая составляющая определяет направление работы телекомпании, что сильнейшим образом сказывается на аналитике, усиливая в ней субъективность и ангажированность.
Особенности жанрового наполнения итоговых (еженедельных) информационно-аналитических программ на телеканалах Республики Татарстан необходимо рассматривать вкупе с форматами этих программ. Благодаря речевым, языковым, стилистическим особенностям, региональную информационно-аналитическую программу необходимо рассматривать как особую часть телевидения вообще и жанра аналитики в частности. Меньшая дистанция между тематикой сюжетов и речью журналистов с одной стороны и реальными потребностями конкретного зрителя с другой стороны обуславливают актуальность использования рассматриваемых стилистических особенностей. Каждая телевизионная программа, в особенности информационно-аналитическая, имеет свои особенности. Их наличие обуславливается задачей формирования картины мира, информационной и редакционной политикой телеканала, стилистическими и языковыми особенностями, личностью журналиста, потребностями массовой аудитории.
Учитывая своеобразие информационных и аналитических жанров, а также оригинальность форматов, используемых на телеканалах Республики Татарстан можно говорить о наличии специфических признаков, характерных для информационно-аналитических программ на местном телевидении. Эти свойства в конечном счёте и обосновывают своеобразие подачи и использования жанров. Помимо жанрового наполнения рассматриваемых программ важное значение имеют и другие особенности - такие как двуязычие телевещания в Республике Татарстан, информационная политика телеканалов, профессиональные и личностные характеристики телевизионных журналистов, степень актуальности освещаемых событий, форма их подачи, использование специфических, оригинальных средств передачи информации, поиск актуальных и запоминающихся форматов телевизионных программ.
Подобные работы
- ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ МЕСТНЫХ ГАЗЕТ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



