Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический потенциал курса «Информационная культура» и условия повышения его эффективности

Работа №34155

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы184
Год сдачи2004
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-12
Глава 1. Проблемы развития информационной культуры студентов вузов в педагогическом процессе 13-91
1.1. Внедрение информационного образования как условие
вхождения страны в информационное общество 13-29
1.2. Информационная культура как научное направление и
предмет преподавания 29-51
1.3. Информационная культура студента: критерии и уровни
развития 51-79
1.4. Анализ уровня развития информационной культуры
студентов: педагогический эксперимент 79-91
Глава 2. Педагогические условия, способствующие развитию информационной культуры студентов в педагогическом процессе 92-137
2.1. Развитие учебно-информационной деятельности в
педагогическом процессе вуза 92-109
2.2. Формирование информационно-насыщенной образовательной
среды вуза 109-115
2.3. Активизация педагогического потенциала курса
«Информационная культура» 115-130
2.4.Эффективность итогов педагогического эксперимента по развитию информационной культуры студентов 131-137
Заключение 138-140
Список источников и использованной литературы 141-159
Приложение


Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения противоречий, как глобального, так и узкопрагматического характера. Одно из них связано с перспективами вхождения страны в информационное общество и резким усилением разрыва между возрастающим потоком информации и возможностями получения необходимой человеку суммы знаний для профессиональной деятельности. Это обстоятельство обостряет необходимость общества в подготовленных в информационном плане специалистах, масштабно мыслящих, представляющих весь объем накопленных информационных ресурсов в традиционном и электронном виде, умеющих вести поиск информации, осуществлять рациональное информационное поведение и процессы информационной деятельности.
Социальный заказ в подготовке таких специалистов общество адресует системе образования, которая пока не способна в полной мере его реализовать. Развиваемое в настоящее время так называемое информационное образование в большей степени ориентируется на ликвидацию отставания в обучении компьютерным технологиям, оставляя за бортом гуманитарную составляющую этого процесса — информационную культуру.
Несмотря на то, что информационная культура как научное направление бурно развивается, вовлекая в сферу исследования философов, социологов, психологов, педагогов, информатиков, библиотековедов и библиографоведов, как предмет преподавания в учебный процесс она вводится эпизодически, не обеспечена комплексом утвержденных и апробированных учебно-методических материалов, недостаточно разработана в содержательном и методическом плане. Дисциплина «Информационная культура» имеет большой педагогический потенциал, но нерешенным до настоящего времени оставался вопрос реального влияния педагогических возможностей курса на повышение уровня информационной культуры студентов.
Необходимость разрешения этих противоречий, недостаточная научная и методическая разработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость для образования определили выбор темы исследования.
Объект исследования информационная культура как направление научных исследований и учебная дисциплина.
Предмет исследования заключается в исследовании возможностей влияния педагогических условий на повышение уровня информационной культуры студентов. В такой формулировке предмет исследования не рассматривался в существующей литературе.
Степень научной разработанности темы. Логика раскрытия темы диссертации вызвала необходимость обращения к общетеоретическим, методологическим трудам по информационной культуре общества и личности, к работам по моделированию информационной культуры различных групп потребителей информации.
Изучение данного феномена характеризуется многогранностью подходов. Интерес к данной проблематике обозначился в разных областях науки: философии, лингвистике, семиотике, информатике, психологии, социологии, библиотековедении и библиографоведении. В одних случаях исследования носят философский характер (А.А.Гречихин, Н.Б.Зиновьева, Ю.С.Зубов, А.И.Ракитов, И.А.Сляднева,В.Е.Леончиков, В.М.Петров, В.А.Фокеев и др.), в других - технологический (В.Ю.Милитарев, Н.М.Яглом, Г.И.Калитич и др.), наметился также подход к рассмотрению информационной культуры как социальной технологии (Т.А.Полякова). В ряде исследований преобладает гуманитарная проблематика (О.И.Алексеенко, Б.С.Сармабехьян, С.Г.Антонова, Э.Л.Шапиро), которая имеет большое значение для данного исследования.
Для рассмотрения и решения возникающих в этой области вопросов Международной академией информатизации (МАИ) в 1993 году было создано Отделение информационной культуры. Под его эгидой Краснодарским государственным университетом культуры и искусства были проведены 11 международных научных конференций, изданы 13 выпусков сборников статей в серии «Проблемы информационной культуры».
В г. Краснодаре был издан и первый учебник Н.Б.Зиновьевой Информационная культура личности: Введение в курс (Краснодар, 1996.- 136с.). В г. Кемерово был подготовлен и издан сборник «Информационная культура в структуре новой парадигмы образования» (Кемерово, 1999.- 191с.). Специалистами Кемеровской государственной академии культуры и искусств было проведено исследование «Формирование информационной культуры в системе непрерывного образования», позволившее разработать типовые модели программ курса «Основы информационной культуры», рассчитанные на различные категории обучаемых - старших школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов. Информационная культура выступила предметом диссертационных исследований Н.Б.Зиновьевой, Н.А.Коряковцевой, В.Н.Зорина, А.Ю.Оршанского и др.
Информационная культура к настоящему времени с помощью коллективных усилий не только вошла в структуру наук, но и стала стержнем учебной дисциплины. Сфера образования при этом рассматривается как важнейший фактор формирования информационной культуры студентов (И.М.Андреева, С.Г.Антонова, М.Г.Вохрышева, Н.И.Гендина, А.Н.Дулатова, Н.Б.Зиновьева, Ю.С.Зубов, Н.В.Лопатина, Е.А.Медведева, Л.Н.Тихонова и др.). Параллельно ведутся многочисленные исследования, связанные с внедрением в учебный процесс новых информационных технологий. Психолого-педагогическим основам, состоянию и перспективам использования современных информационных технологий в учебном процессе, влиянию их на процесс повышения качества образования посвящены труды Ю.Н.Афанасьева, Д.А.Богдановой, Ю.С.Брановского, А.М. Бурлакова, Я.А.Ваграменко, Т.П.Ворониной, В.А.Садовничего и др.
«Информационная культура» - дисциплина особая, требующая разработки соответствующей методики, инновационных технологий. Применению инновационных технологий в отечественной педагогике посвящены работы Н.В.Басовой, М.С.Бугрина, Ю.С.Бранского, В.В.Горшкова, В.И.Загвязинского, И.П.Подласого и др.
Несмотря на большой объем публикаций по проблеме информационной культуры, особенностями ее внедрения в учебный процесс, тем не менее изучение педагогических условий, способствующих более полному раскрытию ее педагогического потенциала, не проводилось.
Проблема исследования. На основе анализа современного состояния, научной разработанности проблематики информационной культуры выявлено рассогласование, проявляющееся в отрыве научных фундаментальных изысканий от практического внедрения разработок, существенно влияющих на повышение уровня информационной культуры студентов, учащейся молодежи.
Цель исследования - теоретически обосновать и методически разработать педагогические условия, способствующие более полному раскрытию педагогического потенциала курса «Информационная культура» и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность. Реализация цели потребовала решения следующих задач исследования:
- рассмотреть место и роль информационной культуры в развитии информационного образования как условия вхождения в информационное общество;
- проанализировать современное состояние информационной культуры как направления научных исследований и предмета преподавания;
- сформулировать и теоретически обосновать критерии и уровни развития информационной культуры студентов;
- экспериментально определить современный уровень развития информационной культуры студента;
- выявить педагогические условия, способствующие развитию информационной культуры студента, теоретически их обосновать;
- наметить пути и способы активизации педагогического потенциала курса «Информационная культура».
Предварительно нами была выдвинута гипотеза - формирование информационной культуры студента в вузе будет более эффективно, если этот процесс вычленить в качестве специальной цели обучения и разработать специальные педагогические условия: создать информационно-насыщенную образовательную среду, активизирующую учебно-информационную деятельность педагогов и учащихся; определить место курса «Информационная культура» в структуре смежных дисциплин; разработать систему учебных занятий междисциплинарного характера, своими способами, методами, приемами стимулирующих информационную активность студентов, развивающих их информационное мировоззрение, информационную мотивацию и включенность в коммуникативный процесс.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала кафедра документоведения и информационной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, где с 1994 года читается курс «Информационная культура личности». Эксперимент по развитию информационной культуры студентов, активизации педагогического потенциала курса «Информационная культура», а также педагогических условий, ему сопутствующих, проходил в 2003 году. Личное участие диссертанта в эксперименте состояло в выявлении критериев и уровней информационной культуры студентов, в их анализе, а также в разработке структуры и содержания занятий, в проведении их в интенсивном режиме, в создании и прочтении авторского курса «Информационная культура».
Методологической базой исследования послужили труды по педагогике и психологии высшей школы, рассматривающие новые подходы к развитию личности в процессе образования - К.А.Абульхановой-Славской,
A. Г.Асмолова, Б.С.Гершунского, С.С.Шевелевой, В.В.Шексиунова и др.
Теоретико-методологической базой служат идеи и положения теории культуры личности (А.И.Арнольдов, И.С.Злобин, Э.В.Именков, В.М.Межуев, Э.В.Соколов и др.), фундаментальные работы о творческой природе человеческой деятельности, о ведущей роли деятельности в формировании личности (Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн и др.), идеи целостного подхода к организации педагогического процесса и формирования личности (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.В.Краевский,
B. С.Ледиев, И.Я. Лернер и др.).
Характер исследования обусловил применение комплекса следующих методов: анализа специальной литературы для исследования изученности основных направлений и вопросов информационной культуры; системного анализа - для определения роли и места информационной культуры в общей структуре информационного образования; социологическими методами (анкетирования, • тестирования) выявлено современное состояние развития информационной культуры студентов; методы терминологического и типологического анализа использовались при изучении основных понятий, терминов и определений.
Научная новизна исследования. Выявлены критерии,
характеризующие уровень информационной культуры студентов: информационная активность, развитая информационная мотивация, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс, информационное мировоззрение.
Определена их взаимная зависимость в структуре информационной культуры студента, уровни их развития, соответствующие уровням развития информационной культуры. Ряд критериев, не получивших достойного рассмотрения в специальной литературе, рассмотрены более детально. Так практически введено в научный оборот и теоретически обосновано понятие «информационная активность», дано определение понятию «информационное поведение» и проранжированы по степени развитости его формы, теоретически определено место информации в структуре ценностей студента, что легло в основу понятия «информационная мотивация».
Проведено исследование информационной культуры студентов. Сделан вывод о недостаточно высоком ее уровне. Разработаны педагогические условия, содействующие более эффективному ее развитию, в качестве которых были предложены: развитие учебно-информационной деятельности студентов и педагогов вуза; формирование информационно насыщенной образовательной среды, а также специально разработанный комплекс занятий.
Разработано понятие учебно-информационной деятельности, рассмотрены ее сущность, место, цели, задачи, специфические процессы, показаны различия и взаимосвязь процессов учебно-информационной деятельности, осуществляемых педагогом и студентами. Учебно-информационная деятельность показана с точки зрения ее информационных подпроцессов, таких как сбор, качественный отбор, обработка, накопление, хранение, поиск, использование информации; и с точки зрения наличия в ней компонентов: конструктивного, проектировочного, коммуникативного и организаторского.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке проблематики информационной культуры и ее педагогических аспектов. Ее научный арсенал был пополнен совокупностью новых знаний, в частности, была уточнена терминология, введены в научный оборот новые понятия, определена структура информационной культуры студента и выявлена зависимость между ее компонентами, осуществлена разработка места, цели, задач и процессов учебно-информационной деятельности, показаны пути повышения эффективности формирования информационной культуры студента.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке интегрированного содержания курса «Информационная культура», в разработке его концептуальных основ и программно-методического обеспечения, позволяющих на практике существенно повысить уровень информационной культуры студентов. Результаты исследования использованы в педагогическом процессе Краснодарского государственного университета культуры и искусств и Краснодарского филиала Белгородского кооперативного института.
Положения, выносимые на защиту:
1. В последние десятилетия резко усилился разрыв между возрастающим потоком информации и получением необходимой человеку суммы знаний для профессиональной деятельности. Его преодоление предполагает не только процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий, но овладение каждым субъектом методами поиска, извлечения, переработки, генерирования и использования информации. Таким образом, формирование информационной культуры студента в педагогическом процессе выступает одной из главных задач в становлении информационного общества.
2. Структура информационной культуры студента может быть рассмотрена с точки зрения наличия сформированной информационной мотивации, информационного мировоззрения, информационной активности, включающей читательскую, познавательную активность, поисковое поведение и усвоение навыков информационной деятельности, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс. Эти структурные элементы информационной культуры выступают одновременно показателями сформированности информационной культуры и служат критериями разграничения ее уровней развития.
3. В соответствии с выявленными критериями определяются уровни развития информационной культуры студента: низший, средний и высший. Низший уровень - репродуктивный, основанный на деятельности памяти и на наличии социального опыта работы с информацией. Элементы информационной культуры проявляются в воспроизведении уже созданной и введенной в социальный оборот информации на основе простейших (элементарных) процессов работы с ней. Средний уровень основан на развитии информационной активности при условии развития тезауруса, читательской активности. Переход к первого на второй уровень связан с умением видеть информационные проявления в различных видах деятельности, овладение процессов информационной деятельности, развитием информационной мотивации и осознанием собственных информационных потребностей. Высший уровень развития информационной культуры отличается осмыслением информационных ценностей на основе единства эмоционального и интеллектуального восприятия мира, выделения информационной доминанты. Переход на этот уровень связан с умением субъекта не только осознанно воспроизводить знания, творчески применять их в учебной, производственной и жизненной практике, но и самостоятельно производить новые необходимые знания в процессе деятельности творческого мышления, на базе уже сформированных знаний, умений и навыков.
4. Формирование информационной культуры студента в педагогическом процессе может осуществляться прямо и опосредованно. Прямо - это путем внесения в сознание учащихся некоторой совокупности знаний информационной проблематики в курсе «Информационная культура».
Опосредованное формирование информационной культуры заключается в стимуляции информационной активности студентов путем постановки педагогических задач, в результате чего они должны столкнуться с проблемами поиска информации, ее переработки и использования.
5. Дисциплина «Информационная культура» имеет специфические особенности, обусловленные ее пропедевтическим характером, наличием множества междисциплинарных связей, особым соотношением фундаментальных и прикладных знаний. Но новизна курса и отсутствие традиций преподавания, а также признанного педагогическим сообществом комплекса учебно-методических материалов не позволяют в полной мере использовать ее педагогический потенциал. Повышение эффективности формирования информационной культуры студентов предполагает создание особых педагогических условий, в качестве которых выступают развитие учебно-информационной деятельности студентов и педагогов, формирование информационно-насыщенной образовательной среды, а также специально разработанный комплекс занятий.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были опубликованы в статьях и представлены на научных, научно-практических конференциях различного уровня. Работа обсуждена на кафедре документоведения и информационной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Авторский курс «Информационная культура» преподавался диссертантом в экспериментальных группах университета.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диссертационная работа преследовала цель - обосновать необходимость активизации педагогического потенциала курса «Информационная культура» на основе выявленных педагогических условий и действий. Эта цель достигнута путем решения следующих задач. Во- первых, путем проведения анализа современного состояния научной разработанности проблематики информационной культуры. Выявлено, что это динамично развивающееся направление исследований, со своим научным центром - отделением информационной культуры Международной академии информатизации, научными школами. Анализ многочисленной литературы по проблеме позволил определить роль и место информационной культуры, которая признается сегодня важным условием вхождения нашей страны в информационное общество, что предполагает обязательность владения элементами информационной культуры каждым членом сообщества. Это, в свою очередь, ставит вопрос перед системой образования о формировании информационной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки, о развитии курса «Информационная культура» и активном включении его в преподавание.
Несмотря на то, что курс «Информационная культура» внедрен в преподавание ряда высших учебных заведений, он пока недостаточно разработан в теоретико-методическом плане. Мы настаиваем на том, что курс имеет большой педагогический потенциал, реализация которого позволит стимулировать информационную активность учащихся, оказать существенное влияние на формирование их мировоззрения, на расширение кругозора, понимание межпредметных связей и т.п., что в конечном итоге окажет влияние на весь педагогический процесс в целом.
Анализ опыта преподавания курса «Информационная культура» демонстрирует попытку непосредственно в ходе изучения предмета сформировать информационную культуру студентов. Но формирование культуры вообще, и информационной, в частности, не может осуществляться прямо, «в лоб». Более того, информационную культуру невозможно заготовить «впрок», для будущей информационной деятельности. Поэтому, по нашему мнению, курс «Информационная культура» должен стимулировать информационную активность студентов, которая, в свою очередь, вызовет необходимость переработки больших объемов информации. А это возможно лишь при определенных усилиях со стороны педагогов при развитии учебно-информационной деятельности и формировании информационно-насыщенной образовательной среды.
Большие же объемы информации возможно перерабатывать лишь, владея навыками информационной деятельности, элементами информационной культуры. Таким образом, студент сам станет перед необходимостью осваивать основные процессы информационной деятельности и азы информационной культуры. Такой подход ставит вопрос об активизации педагогического потенциала курса «Информационная культура», разработки теоретических и методических вопросов.
Курс «Информационная культура» находится вначале своего пути и поэтому остается много нерешенных проблем, как в плане содержания, так и методики преподавания. Одной из важных, но не затронутых в диссертации проблем, является профилизация курса. Нужно ли профильное преподавание «Информационной культуры» - для экономистов, юристов, педагогов, инженеров и т.д. С одной стороны, эффект от такого преподавания был бы высок, ибо давал бы возможность охарактеризовать и информационные ресурсы в отраслевом разрезе, и поисковые системы (традиционные и электронные), познакомить с существующей отраслевой системой информационных изданий. Но в таком варианте преподавание потребовало бы привлечь к учебному процессу совершенно уникальных специалистов, знакомых и с проблематикой информационной культуры, и глубоко знающих отрасль. Подобных специалистов никто не готовит.
Проблема подготовки кадров для преподавания курса «Информационной культуры» стоит очень остро. Сегодня этот предмет отсутствует в Государственных образовательных стандартах по гуманитарным и техническим специальностям, его вводят в рамках часов, отведенных вузу на курсы по выбору, факультативы и т.д. Поэтому о специальной подготовке педагога - преподавателя информационной культуры речи пока не идет. В большинстве случаев этот курс ведут либо библиотекари-библиографы, либо информатики, специалисты в области компьютерных технологий. И в том, и в другом случаях им приходится существенно пополнять свой багаж, прежде всего, за счет вопросов фундаментального, мировоззренческого характера, чтобы полностью представить весь его содержательный спектр.
Отсутствуют и учебники в области информационной культуры. Единственное в стране учебное пособие Н.Б.Зиновьевой «Информационная культура: Введение в курс», вышло мизерным тиражом в 1996 году и нуждается в дополнении, расширении и одновременно упрощении сложной философской трактовки ряда вопросов.
Тем не менее, тенденции дальнейшего развития общества, переход его в статус информационного диктует сегодня настоятельную необходимость подготовки специалистов с высоким уровнем информационной культуры, что требует дальнейшей работы в этой области.



1. Абульханова-Славская К.Д. Деятельность и психология личности / Абульханова-Славская К.Д.- М., 1980.- 334сс
2. Алешин Л.И. Культура информации в информационном обществе: Постановка проблемы / Алешин Л.И. // Информационная культура: Процессы теоретического осмысления: Сб.11.- Краснодар, 2001.- С.87-101
3. Андреева И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований / Андреева И.М., Зубов Ю.С. // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тезисы докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995г.-Краснодар, 1995.- С.6-8.
4. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание / Антонов А.В.; Отв. ред. А.Г.Ивахненко.- Киев: Наук.думка, 1988.- 185с.
5. Антонова С.Г. Информатизация и информационная культура личности / Антонова С.Г. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новроссийск, 11-14 сент. 1996г.-Краснодар, 1996.-С.50-51.
6. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / Антонова С.Г. // Высшее образование в России.- 1994.- №11.-С.82-88.
7. Антонова С.Г. Формирование информационного мировоззрения современного студента как признак продвижения к информационному обществу / Антонова С.Г. // Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2002г.- Краснодар,
2002. - С.393-397
8. Арнольдов А.И. Культура: Современный портрет / Арнольдов А.И.- М.,
1997. - 32с.
9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / Арнольдов А.И. - М., 1992.- 240с.
10. Архипов С.В. Типы информационной культуры личности / Архипов С.В. И Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.- Краснодар, 1996.- С.34-36.
11. Астафьева О.Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях социокультурных трансформаций / Астафьева О.Н. // Культура и образование в информационном обществе: Материалы Междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2003г.- Краснодар, 2003.- С.64-67
12. Астафьева О.Н. Информационно-коммуникативная среда как новая форма бытия человека / Астафьева О.Н. // Человек в информационном пространстве цивилизации: Культура, религия, образование: Тез. докл. Междунар. науч. конф. 19-21 сент. 2000г.- Краснодар, 2000.- С. 40-44
13. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом / Афанасьев В.Г.- М., 1975.- 408с.
14. Белл Д. Социальные рамки информационного общества//Новая технологическая волна на Западе / Белл Д.- М.: Прогресс, 1986.-С.330-342
15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. / Бердяев Н.А. - М.: Искусство, 1994.- 542с.
16. Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф.- Киев, 1978.
17. Бодалев А.А. О предмете акмеологии / Бодалев А.А. // Психологический журнал.- 1993.- №5.- С. 12-13
18. Бондаренко И.А. Попытки идентификации нового типа общества - информационного / Бондаренко И.А. И Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16- 18 сент. 2002г.- Краснодар, 2002.- С.23-24
19. Бриллюэн Л. Наука и теория информации / Бриллюэн Л.; Пер. с англ. А.А.Харкевича.- М.: Гос. изд-во физикомат. лит., I960.- 392с.
20. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов: Монография / Буданцев Ю.П..- М.: Изд-во УДН, 1986.- 168с.
21. Буланова-Топоркова М.В. Воспитательный и социальный потенциал содержания университетского образования в условиях информационной свободы / Буланова-Топоркова М.В., Кулаковская Н.А // Информационная свобода и информационной безопасность: Материалы Междунар. науч. конф. Краснодар 30-31 окт. 2001г.- Краснодар, 2001.- С.341-344
22. Буланова-Топоркова М.В. Система интегрированного обучения в контексте новой образовательной парадигмы информационного общества / Буланова-Топоркова М.В. // Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2002г.- Краснодар, 2002.- С.393-397
23. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность.- 2001.- №4.- С.5-26
24. Вахитов Г.З. Нравственные аспекты информационной культуры: В порядке постановки проблемы / Вахитов Г.З. //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Материалы междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.- Краснодар, 1996.- С.92-93.
25. Ващекин Н.П. Информатизация общества как феномен культуры / Ващекин Н.П. // Информатика и культура: Сб.науч.тр.- Новосибирск, 1990.- С.24-49.
26. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника школы: Итоги одного исследования / Витухновская А.А.// НТБ.- 1996.- №5.- С.33-43
27. Войханская К.М. Библиотекари и читатели об информационной культуре И Войханская К.М., Смирнова Б.А. Оптимизация библиотечно-
библиографического обслуживания специалистов: Сб. матер, в помощь разработке проблемы “Библиотека и научная информация”.- Л, 1974.-Вып.2 (28).- С.92-96.
28. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе / Воробьев Г.Г.- М.: Молод, гвардия, 1990.- 255с.
29. Воронина Е.В. Образование как стратегический фактор построения информационного общества / Воронина Е.В. // Информационная свобода и информационной безопасность: Материалы Междунар. науч. конф. Краснодар 30-31 окт. 2001г.- Краснодар, 2001.- С.331-332
30. Восченко В.Н. Экоэтика и безопасность электронной информации в целостном миропонимании / Восченко В.Н. // Библиотеки м ассоциации в меняющемся мире: новые тенденции и новые формы сотрудничества: Сб. матерериалов.- М.: ГПНТБ, 2001.- С.827
31. Вохрышева М.Г. Интерактивные культурологические модели диалогического взаимодействия в информогенезе личности / Вохрышева М.Г. // Информационная культура: Процессы теоретического осмысления: Сб.11.- Краснодар, 2001.- С.29-86
32. Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста / Вохрышева М.Г. // Проблемы информационной культуры: Сб.статей.- М., 1994.- С.117-123.
33. Вохрышева М.Г. Компетентностный подход к культурологическому образованию / Вохрышева М.Г. // Культура и образование в информационном обществе: Тез.докл. Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16-18 сент. 2003г.- Краснодар, 2003.- С.385-388.
34. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре / Вохрышева М.Г. // Методология и организация информационно-культурологических исследований: Сб.статей.- Вып.6.- М.-Магнитогорск, 1997.- С.48-63.
35. Гендина Н.И. Концепция формирования содержания учебных программа по основам информационной культуры в системе непрерывного образования/ Гендина Н.И. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.-Краснодар, 1996.-С.224-226.
36. Гендина Н.И. Курс «Основы информационной культуры личности»: Дидактические проблемы / Гендина Н.И. // Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар, 16- 18 сент. 2002г.- Краснодар, 2002.- С.112-116
37. Гендина Н.Н. Концепция разработки комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры» / Гендина Н.И. // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. ст. / Кемеровская гос. акад, культуры и искусств; науч. ред. Н.И.Гендина.- Кемерово, 1999.- С.97-106
38. Голицын Г. А. Информация - поведение - творчество / Голицын Г. А., Петров В. М.- М.: Наука, 1991.
39. Голубев А.Н. Ключевые проблемы культуры и образования в информационном обществе / Голубев А.Н., Зубов Ю.С. // Культура и образование в информационном обществе: Материалы Междунар. науч, конф. Краснодар, 16-18 сент. 2003г.- Краснодар, 2003.- С.6-8
40. Горлова И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики / Горлова И.И. // Проблемы информационной культуры. Сб.статей.-М., 1994.- С.90-101.
41. Горлова И.И. Свет культуры в мире информатизации / Горлова И.И. // Кубань: Проблемы культуры и информатизации.- 1995.- №1.- С.6-8
42. Горлова И.И. Что такое информационная культура? / Горлова И.И. // Кубань: проблемы культуры и информатизации.- 1995.- №2-3.- С.7-8
43. Гречихин А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / Гречихин А.А. // Проблемы информационной культуры: Сб.статей.- М., 1994.- С. 12-38.
44. Гриценко В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера / Гриценко В.П..- Краснодар: КГУКИ, 2000.- 248с.
45. Гусева В.М. Формирование гуманитарной культуры преподавателей высшей школы (информационный аспект) / Гусева В.М. // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез.докл. Междунар.науч.конф. Краснодар-Новороссийск, 17-19 сент. 1997г.- Краснодар, 1997.- С.388-390
46. Давыдова И.А. Дифференцированный подход как основа преподавания курса “Информационная культура личности” / Давыдова И.А., Лопатина Н.В. // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 14-15 сент. 1995г.- Краснодар, 1995.- С.35-38.
47. Дворкина М.Я. О коммуникационных и информационных потребностях / М.Я.Дворкина // НТБ.- 1999.- №3.- С.102-106
48. Деятельность: Теория, методика, проблемы.- М.: Политиздат, 1990.- 366с.
49. Дракер П. Пост-капиталистическое общество / Дракер П. // Новая индустриальная волна на Западе.- М.: Академия, 1999.-С.67-100
50. Дриккер А.С. «Интеллектуальные принципы» компьютера и проблема образования / Дриккер А.С. // Информационная культура в контексте гуманитарного знания: Сб. ст.- Краснодар, 2001.- С.60-68
51. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг: Монография / Дубровский Д.И.- М.: Высш, шк., 1980.- 286с.
52. Дулатова А.Н. “Информационная культура личности” как общепрофессиональная дисциплина на информационно-библиотечном факультете / Дулатова А.Н. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар- Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.-Краснодар, 1996.-С.235-236.
53. Еременко Т.В. Формирование информационного мировоззрения будущего педагога на этапе вузовского профессионального образования / Еременко Т.В. // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез.докл. Междунар.науч.конф. Краснодар-Новороссийск, 17-19 сент. 1997г.-Краснодар, 1997.- С.399-400
54. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / Есарева З.Ф.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 112с.
55. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности в контексте концепции равновесия / Зиновьева Н.Б. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.-Краснодар, 1996.- С.25-27.
56. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введ. в курс: Учеб, пособие / Зиновьева Н.Б.; МК РФ, Краснодар, гос. акад, культуры и искусства; Под ред. И.И.Горловой.- Краснодар, 1996.- 136с.
57. Зиновьева Н.Б. Информационная культура: современные подходы к
рассмотрению объема понятия / Зиновьева Н.Б. // Методология и организация информационно-культурологических исследований: Сб. ст.- М.:
Магнитогорск.- 1997.- С.64-73
58. Зиновьева Н.Б. Межпредметные связи и возможности их реализации в курсе “Информационная культура личности” / Зиновьева Н.Б.// Современные проблемы организации и содержания учебного процесса на информационно¬библиотечном факультете: Метод.разработки.-Краснодар, 1995.-С.34-36.
59. Зиновьева Н.Б. Проблемы становления дисциплины «Информационная культура личности» / Зиновьева Н.Б. // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. ст. / Кемеровская гос. акад, культуры и искусств; науч. ред. Н.И.Гендина.- Кемерово, 1999.- С. 106-116
60. Зорин В.Н. Библиографическая культура в структуре информационной культуры курсанта военного вуза: Автореф. дис... канд. пед. наук / Зорин В.Н..- Краснодар, 2003.-19с.
61. Зорин В.Н. Библиографическое управление и самоуправление как факторы совершенствования информационной культуры курсанта военного вуза / Зорин В.Н. // Информационная культура в контексте гуманитарного знания: Сб. 12.- Краснодар, 2001.- С.90-99
62. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура / Зубов Ю.С. // Проблемы информационной культуры: Сб.ст.- М, 1999.- С.5-11
63. Зубов Ю.С. Человек в пространстве и времени: информационный аспект проблемы / Зубов Ю.С., Сляднева Н.А. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.-Краснодар, 1996.- С. 12-17.
64. Иванова Э.И. О некоторых направлениях исследований чтения за рубежем / Иванова Э.И. И Социология и психология чтения. Труды. 15.- М, 1979.- 136-153с.
65. Ильин Г.Л. Философия образования (Идея непрерывности) / Ильин Г. Л.— М.: Вузовская книга,2002.-223с.
66. Ильинский И.М. Образовательная революция / Ильинский И.М.- М.: Изд-во Моск, гуманит.-социальн. академии, 2002.-592с.
67. Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск 14-15 сент. 1995г.- Краснодар, 1995
68. Информатика и культура: Сб.науч.тр.- Новосибирск: Наука, 1990.- 133с.
69. Информатика и научно-технический прогресс.- М.: Наука, 1987.-190с.
70. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. ст. / Кемеровская гос. акад, культуры и искусств; науч. ред. Н.И.Гендина.- Кемерово, 1999.- 181с.
71. Информационная культура: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч, конфер. Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.- Краснодар, 1996 .-490с.
72. Информационная свобода и информационной безопасность: Материалы Междунар. науч. конф. Краснодар 30-31 окт. 2001г.- Краснодар, 2001.- 428с.
73. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез.докл. Междунар.науч.конф. Краснодар-Новороссийск, 17-19 сент. 1997г.- Краснодар, 1997.-477с.
74. Информация и научные исследования культуры: Сб. науч, тр.- М.,1988.- 180с.
75. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) / Каган М. С.- М.: Политиздат, 1974.- 328с.
76. Каган М.С. Философия культуры / Каган М. С.- СПб.: Петрополис, 1996.-416с.
77. Капишникова С.И. Развитие информационной культуры с помощью языковых средств / Капишникова С.И., Капишникова А.В. // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. науч, конфер. Краснодар - Новороссийск, 17-19 сент. 1997г.- Краснодар, 1997.- С.139-140
78. Клячин С.П. О значении концепции педагогики индивидуальности // Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: Сб. науч, статей / Клячин С.П.; Науч. ред. О.С. Гребенюк; Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000.- С. 12-20
79. Ковалёв А.Г. Психология личности. -3-е изд., доп. / Ковалёв А.Г.- М.: Просвещение, 1970.-390 с.
80. Коготков С.Д. Формирование информационных потребностей / Коготков С.Д. // НТИ.- Сер. 2.- 1986.- №2.- С. 1-7
81. Койбаев Б.Г. Информационная культура личности и процесс изменений / Койбаев Б.Г. //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл. Междунар.науч.конфер. Краснодар-Новороссийск, 11-14 сент. 1996г.-Краснодар, 1996.-С. 124-125.
82. Колин К.К. Россия на пути в информационное общество / Колин К.К. // Библиотековедение.- 2000.- №3.- С.32-39
83. Концепция формирования информационного общества: Одобрено Гос. комиссией по информатизации при Гос. комитете РФ по связи и информатизации от 28 мая 1999г. №32 // Информационное общество: Россия и информационное общество.- 1999.- №3.- С.3-11
84. Копылов В. А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: Проблемы формирования, совершенствования / Копылов В. А. // НТИ.- Сер.2.- 1994.- №9.- С. 1-21
85. Коряковцева Н.А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения: Автореф. дис... канд. пед. наук / Коряковцева Н. А.-М., 1999.- 17с.
86. Костромов Ю.Л. Об информационной потребности и некоторых свойствах информации (Обзор) / Костромов Ю.Л., Истомина Л.Б. // НТИ. Сер.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ