Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деловая игра по дисциплине "Расследование и экспертиза пожаров"

Работа №3415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61стр.
Год сдачи2012
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1548
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
№ п/п Наименование раздела Стр.
Введение 3
Глава 1 Деловая игра как активная форма обучения 7
1.1 Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества 7
1.2 Типология, структура и особенности деловых игр 12
Глава 2 Методика разработки деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров» для слушателей Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю 17
2.1 Дисциплина «Расследование и экспертиза пожара»: организация обучения в Учебном центре федеральной противопожарной службы по Приморскому краю 17
2.2 Определение темы и целейделовой игры 23
2.3 Технология подготовки и проведения деловой игры по теме 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста» 25
Глава 3 Разработка деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров» 33
3.1 Цели и задачи деловой игры 33
3.2 Участники деловой игры и характеристика объекта 34
3.3 Сценарий деловой игры по теме «Расследование и экспертиза пожара на объекте» 35
Заключение 58
Литература 61


Введение

Пожарная опасность в историческом плане была одной из первых, которую осознало человечество, и которой оно пыталось противостоять. Основной причиной возникновения пожаров на планете является преступное или неправильное, легкомысленное отношение к огню людей.
Достаточно точное установление причин пожаров, их учет и анализ являются важными условиями для организации успешной борьбы с пожарами. В настоящее время в большей мере, чем когда-либо, привлекается внимание к вопросам расследования пожаров. Поэтому установление причин пожаров – одна из повседневных обязанностей сотрудников пожарной охраны.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» (далее – Учебный центр) является единственным учебным заведением по подготовке и повышению квалификации специалистов противопожарной службы на территории Приморского края. В Учебном центре осуществляется обучение профессиональных пожарных, а также проводится профессиональная переподготовка лиц среднего начальствующего состава, принятых в федеральную противопожарную службу из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования с углубленным изучением Государственного пожарного надзора и др.Поэтому очень важно организовать учебный процесс на таком уровне, чтобы выпускники имели не только базовые теоретические знания, но и достаточно многосторонний практический опыт. С этой целью в Учебном центре применяются различные формы обучения, в числе которых есть лекции, семинары, практические занятия и деловые игры.
Деловая игра, как одна из инновационных форм обучения, способствует воспитанию культуры профессионального мышления и профессиональной интуиции у слушателей.
Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Важное место в системе знаний, необходимых современному пожарному специалисту, занимает курс «Расследование и экспертиза пожара», который призван сформировать у слушателя пожарно-технического профиля необходимые знания в области права и инженерно-технических аспектов мероприятий по расследованию пожаров.
Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки, позволят специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности в области государственного пожарного надзора. Это указывает на актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с поиском наиболее эффективных форм обучения, отражающих специфику образования в Учебном центре. В сжатые сроки обучения слушателю необходимо максимально усвоить учебную информацию сформировать профессиональные навыки и умения, таким образом, обучение в Учебном центре носит выраженную практическую направленность. Поэтому деловая игра дает нам преимущество в сравнении с другими формами, поскольку дает возможность наиболее полно осваивать и развивать профессиональные навыки и функции специалиста. Ее использование ориентирует на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие слушателей и преподавателей, «живой» обмен мнениями между ними, выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и прослеживание связи с практической деятельностью.
Объектом исследования является процесс обучения слушателей Учебного центра по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров».
Предмет исследования - деловая игра как активная образовательная технология обучения при переподготовке, повышении квалификации дознавателей, технических специалистов и пожарно-технических экспертов.
Целью данной работы является изучения деловой игры как одной из эффективных форм подготовки квалифицированных специалистов, получившей широкое распространение среди других форм обучения и разработка сценария игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожара».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методологию, историю и мнения специалистов в области педагогики относительно специфики деловой игры, как эффективной формы обучения;
- разработать сценарий деловой игры для слушателей Учебного центра по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании разработанных учебно-методических материалов (сценария деловой игры) в учебном процессе Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю.
При написании работы были использованы «Основы технологии разработки учебно-методических пособий» Безбородько М.Д., «Технология подготовки лекции» Безбородько М.Д., «Методические указания к комплексным учениям «Обеспечение безопасности градообразующего предприятия с опасным производством». Задача № 8 Расследование и экспертиза пожара» Зернова С.И., Карпова С.Ю., Плешакова В.В., «Методологические проблемы пожарного дела. Историко-философский очерк» Абрамова В.А. и Сметанина В.Ф., учебник «Расследование пожаров» под ред. Г.Н. Кирилова, М.А. Галишева, С.А. Кондратьева, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов противопожарной службы в сфере расследования и экспертизы пожара, публикации в специальной литературе, Интернет-ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение

При написании выпускной квалификационной работы была достигнута основная цель – изучены теоретический и практический материал, а также методические разработки по организации и проведению деловой игры и сделана попытка разработать сценарий деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожара» на тему 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста».
В деловой игре происходит моделирование значимых для участников игры проблемных ситуаций профессионального общения, способствующих формированию устойчивых навыков и умений делового общения.
Опыт, полученный в игре, будет более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности, потому что деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. В игре слушателю предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения даннойформы в учебном процессе.
Суть деловой игры сводится к тому, что участник игры берет на себя определенную роль (в данном случае: начальник подразделения дознания, старший дознаватель, дознаватель; начальник экспертного подразделения, начальник сектора, старший эксперт, эксперт) и начинает вести себя так, как ожидают от него окружающие.В данном случае деловая игра выступает инструментом, позволяющим освоить профессионально значимые компетенции, а впоследствии, при возникновении соответствующей ситуации на практике, реализовать их. Кроме того, деловая игра предоставляет участникам возможность продемонстрировать наличие тех профессиональных качеств, которыми должен обладать кандидат, претендующий на ту или иную позицию. В рамках игры также наиболее четко выявляются возможные просчеты и недостатки, которые могут встретиться в работе как дознавателей, таки экспертов.
Неоднократно отмечалось, что при использовании деловой игры происходит соединение главных видов человеческой деятельности - игровой и учебной. При апробации разработанного сценария деловой игры по изучаемой теме 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста» мы пришли к следующим выводам:
- наблюдался рост познавательной активности слушателей, которая характеризуется тем, что обучающиеся приобрели большое количество информации, причем подкрепленной конкретными примерами из действительности, что способно оказать благотворное воздействие на приобретение участниками навыков принятия решений в определенных ситуациях;
- возрос интерес к обучению вообще и проблемам, которые воссоздавались в деловой игре;
- изменилось отношение слушателей к ситуациям, ставшим предметом игры; и коллегам, участвующим в деловой игре;
- изменилась самооценка участников деловой игры, в большинстве случаев их позиция стала более объективной, изменилась и оценка слушателей возможностей человеческого фактора;
- приобретенный в деловой игре опыт помог обучаемым более объективно оценивать вероятные реальные ситуации и их последствия, использовать этот опыт на практике;
- деловые игры используют эффект «сжатого времени», благодаря чему стало возможным отслеживать взаимосвязи между производимыми действиями и их последствиями более четко и ясно, чем в реальных условиях;
- в процессе деловой игры участники могли позволить себе идти на риск, поскольку успехи или неудачи можно будет оценить без нанесения реального ущерба.
Таким образом, деловая игра по вышеуказанной теме подтвердила свою актуальность и эффективность.
Деловую игру следует выбирать для реализации прежде всего следующих педагогических функций:
- для формирования у специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;
- для приобретения как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе опыта принятия индивидуальных и совместных решений;
- для развития профессионального теоретического и практического мышления;
- для формирования познавательной мотивации, обеспечения условий появления профессиональной мотивации.
Таким образом, деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности в целом.
В ходе деловой игры у слушателей вырабатываются практические навыки по составлению документации, закладываются основы закрепления и проверки знаний, сформированных на лекциях, в процессе практических занятий и самостоятельной работы. Деловая игра как активная форма обучения способствует формированию у слушателей четко структурированных и взаимосвязанных понятий по наиболее сложным изучаемым темам.



Литература

1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в последней редакции).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в последней редакции).
4. Абрамов В.А. Методологические проблемы пожарного дела. Историко-философский очерк / В.А. Абрамов, В.Ф. Сметанин. – М.: Академия ГПС, 2006. – 176 с.
5. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с.
6. Агафонов В.В. Криминалистика: конспект лекций / В.В. Агафонов, А.Г. Филиппов. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 178 с.
7. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. Учебное пособие для студентов. - М.: МГУ, 1989.
8. Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
9. Ананьева Е.Г., Алексеев В.Е., Губенков С.Ю. и др.Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. – М., 1991.
10. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. Учебное пособие. - М.,1992.
11. Бабкин В.Ф., Баркалов С.А., Щепкин А.В. Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. – Воронеж: ВГАСУ, 2004. – 207с.
12. Баркалов С.А., Бабкин В., Щепкин А.Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. – М.: АСВ, 2003. – 200с.
13. Безбородько М.Д. «Основы технологии разработки учебно-методических пособий» - М.: Академия ГПС МЧС России 2008. – 33с.
14. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. - 304с.
15. Борисова Н.В. и др. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры». – М., 1985.
16. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990.
17. Винокуров Ю.Е. Сборник сценариев деловых игр по юридическим дисциплинам. – М.: Экзамен, 2004. – 192с.
18. Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Учебник под ред. Г.Н. Кириллова. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2007. – 544 с.
19. Данилов В.И. Лекции по теории игр. - М.: Российская экономическая школа, 2002. – 140с.
20. Евграфов П.М., Глуховенко Ю.М. Ноу-хау обучающих программ и деловые игры. – М.: АРС, 2004. – 222с.
21. Игровое моделирование: методология и практика /под ред. Ладенко И.С. – Новосибирск: Наука, 1987.
22. Колмановский В.Б. Игровые задачи управления. - М.: МИЭМ, 1990. – 82с.
23. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Институт практической психологии / Воронеж, 1998. - 288с.
24. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. – Л.: Лениздат, 1989. – 172с.
25. Ментс М. ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2002. – 208с.
26. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48с.
27. Оуэн Г. Теория игр. - М.: Едиториал УРСС, 2004. – 230с.
28. Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Академия, 2006. – 368с.
29. Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии. Краткий курс. Деловая игра «Создай свое предприятие». – М.: Ось-89, 2006. – 128с.
30. Петрушинский Е.В. Игры для интенсивного обучения. - М.: Прометей, 1991.
31. Печерский С.Л., Беляева А.А. Теория игр для экономистов. Вводный курс. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Европейского университета в СПб., 2001. - 342с.
32. Платов В.Я. Деловые игры: разработка организация, проведение. - М.: Профиздат, 1991.
33. Платов В. Современные управленческие технологии. – М.: Дело, 2006. – 384с.
34. Пожары в России и в мире. Статистика, анализ, прогнозы / под ред. Н.Н. Брушлинского. – М.: Академия ГПС, 2002. – 158 с.
35. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 285с.
36. Пушкарев Н.Ф., Троицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту. Деловые игры. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 160с.
37. Расследование пожаров: учебник / под ред. Г.Н. Кирилова, М.А. Галишева, С.А. Кондратьева. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2007. – 544 с.
38. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К. Организационное поведение. Практикум. Деловые игры, тесты, конкретные ситуации. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 256с.
39. Розенмюллер И. Кооперативные игры и рынки. - М.: Мир, 1974. - 159с.
40. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент: Основные темы: Деловые игры. - М.: КноРус, 2006. – 327с.
41. Рудая И.Л.Стратегическая деловая игра Никсдорф Дельта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 280с.
42. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач /под ред. Матирко В.И. - М.: Высшая школа, 1991. – 256с.
43. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256с.
44. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. Тесты, задачи, деловые игры, ситуации. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 448с.
45. Слободина Н.Д. Деловые игры. – СПб.: ИВЭСЭП, 2006. – 72с.
46. Смирнов Т.М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр. – М.: ИМХО, 2004. – 92с.
47. Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. – М.: ГИППО, 2003. – 270с.
48. Томилов В. Культура предпринимательства: деловые игры, практикумы, ситуации. – СПб.: Питер, 2000. – 176.
49. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 360с.
50. Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Т.2. Теория и методология учебных деловых игр. – М.: Прометей, 2000.
51. Трайнев В.А. Проблемы развития игровой системы обучения в педагогическом вузе. – М.: Прометей, 1991.
52. Трайнев В. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. - М.: Владос, 2005. – 303с.
53. Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
54. Тэрбин П. Стратегические игры. – Минск: Баланс Бизнес Букс, 2004. – 264с.
55. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры /под ред. Кулапова М.Н. – М.: Экзамен, 2003. – 128с.
56. Уткин Э.А., Драчева Е.Л., Кочеткова А.И., Юликов Л.И. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Маркетинг». – М.: Финансы и статистика, 2000. – 192с.
57. Уткин Э.А., Драчева Е.Л., Кочеткова А.И., Юликов Л.И. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». – М.: Финансы и статистика, 1999. – 192с.
58. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М.: Генезис, 2004. – 253с.
59. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 400с.
60. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические группы и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 336с.
61. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003. – 272с.
62. Харшаньи Д., Зельтен Р. Общая теория выбора равновесия в играх. - СПб.: Экономическая школа, 2001. – 405с.
63. Холл М. Игры, в которые играют акулы бизнеса. Игровые модели успешного бизнеса. – М.: Эксмо, 2004. – 336с.
64. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. - М.: Высшая школа, 1991. – 320с.
65. Цзен И.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: НФ Класс, 2001. – 259c.
66. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх // Сборник ролевых игр.- М., 1991.
67. Шаппо Н.П., Мельников Н.К. По лестнице к успеху (деловые игры и конкурсы для школьников 9-11 классов). Пособие для преподавателей. – Минск: Тесей, 2000. – 104с.
68. Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. – 166с.
69. Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. – 90с.
70. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М.: Школа Культурной Политики, 1995. – 800с.
71. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. – Пущино, 1987.
72. Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. – М.: Наследие, 2005. – 800с.
73. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов. – М.: Наследие, 2004. -285с.
74. Щедровицкий Г.П. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия. – М.: Дело, 2004. – 208с.
75. Шеннон Р.Я. Имитационное моделирование систем. Искусство и наука. – М.,1978.
Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=117419


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ