Деловая игра по дисциплине "Расследование и экспертиза пожаров"
|
Содержание
№ п/п Наименование раздела Стр.
Введение 3
Глава 1 Деловая игра как активная форма обучения 7
1.1 Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества 7
1.2 Типология, структура и особенности деловых игр 12
Глава 2 Методика разработки деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров» для слушателей Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю 17
2.1 Дисциплина «Расследование и экспертиза пожара»: организация обучения в Учебном центре федеральной противопожарной службы по Приморскому краю 17
2.2 Определение темы и целейделовой игры 23
2.3 Технология подготовки и проведения деловой игры по теме 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста» 25
Глава 3 Разработка деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров» 33
3.1 Цели и задачи деловой игры 33
3.2 Участники деловой игры и характеристика объекта 34
3.3 Сценарий деловой игры по теме «Расследование и экспертиза пожара на объекте» 35
Заключение 58
Литература 61
№ п/п Наименование раздела Стр.
Введение 3
Глава 1 Деловая игра как активная форма обучения 7
1.1 Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества 7
1.2 Типология, структура и особенности деловых игр 12
Глава 2 Методика разработки деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров» для слушателей Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю 17
2.1 Дисциплина «Расследование и экспертиза пожара»: организация обучения в Учебном центре федеральной противопожарной службы по Приморскому краю 17
2.2 Определение темы и целейделовой игры 23
2.3 Технология подготовки и проведения деловой игры по теме 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста» 25
Глава 3 Разработка деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров» 33
3.1 Цели и задачи деловой игры 33
3.2 Участники деловой игры и характеристика объекта 34
3.3 Сценарий деловой игры по теме «Расследование и экспертиза пожара на объекте» 35
Заключение 58
Литература 61
Введение
Пожарная опасность в историческом плане была одной из первых, которую осознало человечество, и которой оно пыталось противостоять. Основной причиной возникновения пожаров на планете является преступное или неправильное, легкомысленное отношение к огню людей.
Достаточно точное установление причин пожаров, их учет и анализ являются важными условиями для организации успешной борьбы с пожарами. В настоящее время в большей мере, чем когда-либо, привлекается внимание к вопросам расследования пожаров. Поэтому установление причин пожаров – одна из повседневных обязанностей сотрудников пожарной охраны.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» (далее – Учебный центр) является единственным учебным заведением по подготовке и повышению квалификации специалистов противопожарной службы на территории Приморского края. В Учебном центре осуществляется обучение профессиональных пожарных, а также проводится профессиональная переподготовка лиц среднего начальствующего состава, принятых в федеральную противопожарную службу из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования с углубленным изучением Государственного пожарного надзора и др.Поэтому очень важно организовать учебный процесс на таком уровне, чтобы выпускники имели не только базовые теоретические знания, но и достаточно многосторонний практический опыт. С этой целью в Учебном центре применяются различные формы обучения, в числе которых есть лекции, семинары, практические занятия и деловые игры.
Деловая игра, как одна из инновационных форм обучения, способствует воспитанию культуры профессионального мышления и профессиональной интуиции у слушателей.
Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Важное место в системе знаний, необходимых современному пожарному специалисту, занимает курс «Расследование и экспертиза пожара», который призван сформировать у слушателя пожарно-технического профиля необходимые знания в области права и инженерно-технических аспектов мероприятий по расследованию пожаров.
Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки, позволят специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности в области государственного пожарного надзора. Это указывает на актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с поиском наиболее эффективных форм обучения, отражающих специфику образования в Учебном центре. В сжатые сроки обучения слушателю необходимо максимально усвоить учебную информацию сформировать профессиональные навыки и умения, таким образом, обучение в Учебном центре носит выраженную практическую направленность. Поэтому деловая игра дает нам преимущество в сравнении с другими формами, поскольку дает возможность наиболее полно осваивать и развивать профессиональные навыки и функции специалиста. Ее использование ориентирует на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие слушателей и преподавателей, «живой» обмен мнениями между ними, выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и прослеживание связи с практической деятельностью.
Объектом исследования является процесс обучения слушателей Учебного центра по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров».
Предмет исследования - деловая игра как активная образовательная технология обучения при переподготовке, повышении квалификации дознавателей, технических специалистов и пожарно-технических экспертов.
Целью данной работы является изучения деловой игры как одной из эффективных форм подготовки квалифицированных специалистов, получившей широкое распространение среди других форм обучения и разработка сценария игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожара».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методологию, историю и мнения специалистов в области педагогики относительно специфики деловой игры, как эффективной формы обучения;
- разработать сценарий деловой игры для слушателей Учебного центра по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании разработанных учебно-методических материалов (сценария деловой игры) в учебном процессе Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю.
При написании работы были использованы «Основы технологии разработки учебно-методических пособий» Безбородько М.Д., «Технология подготовки лекции» Безбородько М.Д., «Методические указания к комплексным учениям «Обеспечение безопасности градообразующего предприятия с опасным производством». Задача № 8 Расследование и экспертиза пожара» Зернова С.И., Карпова С.Ю., Плешакова В.В., «Методологические проблемы пожарного дела. Историко-философский очерк» Абрамова В.А. и Сметанина В.Ф., учебник «Расследование пожаров» под ред. Г.Н. Кирилова, М.А. Галишева, С.А. Кондратьева, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов противопожарной службы в сфере расследования и экспертизы пожара, публикации в специальной литературе, Интернет-ресурсы.
Пожарная опасность в историческом плане была одной из первых, которую осознало человечество, и которой оно пыталось противостоять. Основной причиной возникновения пожаров на планете является преступное или неправильное, легкомысленное отношение к огню людей.
Достаточно точное установление причин пожаров, их учет и анализ являются важными условиями для организации успешной борьбы с пожарами. В настоящее время в большей мере, чем когда-либо, привлекается внимание к вопросам расследования пожаров. Поэтому установление причин пожаров – одна из повседневных обязанностей сотрудников пожарной охраны.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» (далее – Учебный центр) является единственным учебным заведением по подготовке и повышению квалификации специалистов противопожарной службы на территории Приморского края. В Учебном центре осуществляется обучение профессиональных пожарных, а также проводится профессиональная переподготовка лиц среднего начальствующего состава, принятых в федеральную противопожарную службу из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования с углубленным изучением Государственного пожарного надзора и др.Поэтому очень важно организовать учебный процесс на таком уровне, чтобы выпускники имели не только базовые теоретические знания, но и достаточно многосторонний практический опыт. С этой целью в Учебном центре применяются различные формы обучения, в числе которых есть лекции, семинары, практические занятия и деловые игры.
Деловая игра, как одна из инновационных форм обучения, способствует воспитанию культуры профессионального мышления и профессиональной интуиции у слушателей.
Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Важное место в системе знаний, необходимых современному пожарному специалисту, занимает курс «Расследование и экспертиза пожара», который призван сформировать у слушателя пожарно-технического профиля необходимые знания в области права и инженерно-технических аспектов мероприятий по расследованию пожаров.
Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки, позволят специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности в области государственного пожарного надзора. Это указывает на актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с поиском наиболее эффективных форм обучения, отражающих специфику образования в Учебном центре. В сжатые сроки обучения слушателю необходимо максимально усвоить учебную информацию сформировать профессиональные навыки и умения, таким образом, обучение в Учебном центре носит выраженную практическую направленность. Поэтому деловая игра дает нам преимущество в сравнении с другими формами, поскольку дает возможность наиболее полно осваивать и развивать профессиональные навыки и функции специалиста. Ее использование ориентирует на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие слушателей и преподавателей, «живой» обмен мнениями между ними, выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и прослеживание связи с практической деятельностью.
Объектом исследования является процесс обучения слушателей Учебного центра по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров».
Предмет исследования - деловая игра как активная образовательная технология обучения при переподготовке, повышении квалификации дознавателей, технических специалистов и пожарно-технических экспертов.
Целью данной работы является изучения деловой игры как одной из эффективных форм подготовки квалифицированных специалистов, получившей широкое распространение среди других форм обучения и разработка сценария игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожара».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методологию, историю и мнения специалистов в области педагогики относительно специфики деловой игры, как эффективной формы обучения;
- разработать сценарий деловой игры для слушателей Учебного центра по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании разработанных учебно-методических материалов (сценария деловой игры) в учебном процессе Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю.
При написании работы были использованы «Основы технологии разработки учебно-методических пособий» Безбородько М.Д., «Технология подготовки лекции» Безбородько М.Д., «Методические указания к комплексным учениям «Обеспечение безопасности градообразующего предприятия с опасным производством». Задача № 8 Расследование и экспертиза пожара» Зернова С.И., Карпова С.Ю., Плешакова В.В., «Методологические проблемы пожарного дела. Историко-философский очерк» Абрамова В.А. и Сметанина В.Ф., учебник «Расследование пожаров» под ред. Г.Н. Кирилова, М.А. Галишева, С.А. Кондратьева, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов противопожарной службы в сфере расследования и экспертизы пожара, публикации в специальной литературе, Интернет-ресурсы.
Заключение
При написании выпускной квалификационной работы была достигнута основная цель – изучены теоретический и практический материал, а также методические разработки по организации и проведению деловой игры и сделана попытка разработать сценарий деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожара» на тему 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста».
В деловой игре происходит моделирование значимых для участников игры проблемных ситуаций профессионального общения, способствующих формированию устойчивых навыков и умений делового общения.
Опыт, полученный в игре, будет более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности, потому что деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. В игре слушателю предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения даннойформы в учебном процессе.
Суть деловой игры сводится к тому, что участник игры берет на себя определенную роль (в данном случае: начальник подразделения дознания, старший дознаватель, дознаватель; начальник экспертного подразделения, начальник сектора, старший эксперт, эксперт) и начинает вести себя так, как ожидают от него окружающие.В данном случае деловая игра выступает инструментом, позволяющим освоить профессионально значимые компетенции, а впоследствии, при возникновении соответствующей ситуации на практике, реализовать их. Кроме того, деловая игра предоставляет участникам возможность продемонстрировать наличие тех профессиональных качеств, которыми должен обладать кандидат, претендующий на ту или иную позицию. В рамках игры также наиболее четко выявляются возможные просчеты и недостатки, которые могут встретиться в работе как дознавателей, таки экспертов.
Неоднократно отмечалось, что при использовании деловой игры происходит соединение главных видов человеческой деятельности - игровой и учебной. При апробации разработанного сценария деловой игры по изучаемой теме 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста» мы пришли к следующим выводам:
- наблюдался рост познавательной активности слушателей, которая характеризуется тем, что обучающиеся приобрели большое количество информации, причем подкрепленной конкретными примерами из действительности, что способно оказать благотворное воздействие на приобретение участниками навыков принятия решений в определенных ситуациях;
- возрос интерес к обучению вообще и проблемам, которые воссоздавались в деловой игре;
- изменилось отношение слушателей к ситуациям, ставшим предметом игры; и коллегам, участвующим в деловой игре;
- изменилась самооценка участников деловой игры, в большинстве случаев их позиция стала более объективной, изменилась и оценка слушателей возможностей человеческого фактора;
- приобретенный в деловой игре опыт помог обучаемым более объективно оценивать вероятные реальные ситуации и их последствия, использовать этот опыт на практике;
- деловые игры используют эффект «сжатого времени», благодаря чему стало возможным отслеживать взаимосвязи между производимыми действиями и их последствиями более четко и ясно, чем в реальных условиях;
- в процессе деловой игры участники могли позволить себе идти на риск, поскольку успехи или неудачи можно будет оценить без нанесения реального ущерба.
Таким образом, деловая игра по вышеуказанной теме подтвердила свою актуальность и эффективность.
Деловую игру следует выбирать для реализации прежде всего следующих педагогических функций:
- для формирования у специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;
- для приобретения как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе опыта принятия индивидуальных и совместных решений;
- для развития профессионального теоретического и практического мышления;
- для формирования познавательной мотивации, обеспечения условий появления профессиональной мотивации.
Таким образом, деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности в целом.
В ходе деловой игры у слушателей вырабатываются практические навыки по составлению документации, закладываются основы закрепления и проверки знаний, сформированных на лекциях, в процессе практических занятий и самостоятельной работы. Деловая игра как активная форма обучения способствует формированию у слушателей четко структурированных и взаимосвязанных понятий по наиболее сложным изучаемым темам.
При написании выпускной квалификационной работы была достигнута основная цель – изучены теоретический и практический материал, а также методические разработки по организации и проведению деловой игры и сделана попытка разработать сценарий деловой игры по дисциплине «Расследование и экспертиза пожара» на тему 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста».
В деловой игре происходит моделирование значимых для участников игры проблемных ситуаций профессионального общения, способствующих формированию устойчивых навыков и умений делового общения.
Опыт, полученный в игре, будет более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности, потому что деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. В игре слушателю предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения даннойформы в учебном процессе.
Суть деловой игры сводится к тому, что участник игры берет на себя определенную роль (в данном случае: начальник подразделения дознания, старший дознаватель, дознаватель; начальник экспертного подразделения, начальник сектора, старший эксперт, эксперт) и начинает вести себя так, как ожидают от него окружающие.В данном случае деловая игра выступает инструментом, позволяющим освоить профессионально значимые компетенции, а впоследствии, при возникновении соответствующей ситуации на практике, реализовать их. Кроме того, деловая игра предоставляет участникам возможность продемонстрировать наличие тех профессиональных качеств, которыми должен обладать кандидат, претендующий на ту или иную позицию. В рамках игры также наиболее четко выявляются возможные просчеты и недостатки, которые могут встретиться в работе как дознавателей, таки экспертов.
Неоднократно отмечалось, что при использовании деловой игры происходит соединение главных видов человеческой деятельности - игровой и учебной. При апробации разработанного сценария деловой игры по изучаемой теме 3.3.1 «Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста» мы пришли к следующим выводам:
- наблюдался рост познавательной активности слушателей, которая характеризуется тем, что обучающиеся приобрели большое количество информации, причем подкрепленной конкретными примерами из действительности, что способно оказать благотворное воздействие на приобретение участниками навыков принятия решений в определенных ситуациях;
- возрос интерес к обучению вообще и проблемам, которые воссоздавались в деловой игре;
- изменилось отношение слушателей к ситуациям, ставшим предметом игры; и коллегам, участвующим в деловой игре;
- изменилась самооценка участников деловой игры, в большинстве случаев их позиция стала более объективной, изменилась и оценка слушателей возможностей человеческого фактора;
- приобретенный в деловой игре опыт помог обучаемым более объективно оценивать вероятные реальные ситуации и их последствия, использовать этот опыт на практике;
- деловые игры используют эффект «сжатого времени», благодаря чему стало возможным отслеживать взаимосвязи между производимыми действиями и их последствиями более четко и ясно, чем в реальных условиях;
- в процессе деловой игры участники могли позволить себе идти на риск, поскольку успехи или неудачи можно будет оценить без нанесения реального ущерба.
Таким образом, деловая игра по вышеуказанной теме подтвердила свою актуальность и эффективность.
Деловую игру следует выбирать для реализации прежде всего следующих педагогических функций:
- для формирования у специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;
- для приобретения как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе опыта принятия индивидуальных и совместных решений;
- для развития профессионального теоретического и практического мышления;
- для формирования познавательной мотивации, обеспечения условий появления профессиональной мотивации.
Таким образом, деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности в целом.
В ходе деловой игры у слушателей вырабатываются практические навыки по составлению документации, закладываются основы закрепления и проверки знаний, сформированных на лекциях, в процессе практических занятий и самостоятельной работы. Деловая игра как активная форма обучения способствует формированию у слушателей четко структурированных и взаимосвязанных понятий по наиболее сложным изучаемым темам.



