Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Суфизм в России

Работа №34135

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
604
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Зарождение суфизма в регионах 7
§1.1 Становление суфизма на территории Северного Кавказа 7
§1.2 Становление суфизма на территории Крымского полуострова 18
§1.3 Становление суфизма на территории Поволжья 26
Глава 2 Состояние суфизма на современном этапе 36
§2.1 Современное состояние суфизма на территории Северного Кавказа 36
§2.2 Современное состояние суфизма на территории Поволжья 40
Заключение 53
Библиография

В новой трансформирующейся социокультурной среде современного российского общества особенно ярко проявляется многообразие религиозных объединений, приобретающих все большее число последователей. Исторически сложилась так, что в "период социальных и политических потрясений люди, стремясь к обновлению личностных ориентиров, погружаются в эзотерические, оккультные или мистические учения. Посредством систем мистической трансформации сознания современный человек пытается перейти от привычного рационального гнозиса к иррациональному, духовному центру своего "Я" в мистическом опыте, предполагая возможность "контакта" с трансцендентной реальностью. Это продиктовано личностным поиском который стимулирован девальвацией традиционных ценностей современного общества и стремлением человека к философскому самоопределению и самопознанию. В связи с этим изучение суфизма как мистического течения в исламе и его влияния на каждую личность в отдельности и духовную атмосферу социума в целом является на сегодняшний день актуальным. Существуют различные точки зрения относительно природы и социального влияния исламского мистицизма. Согласно одной из них, сущность мистических переживаний суфиев патологична, что, казалось бы, говорит о потенциальной опасности исламского мистицизма, особенно в русле его общественной популяризации. Однако противоположный взгляд на проблему открывает человеку мистицизм как некий процесс, естественно протекающий во внутреннем "пространстве" личности, указывая на неведомую доселе ее широту. Возникает необходимость глубокого изучения духовнопсихологической природы мистических переживаний суфиев и определения места мистико-аскетического течения в мусульманской культуре. Кроме того, рассмотрение исламского мистицизма в историческом контексте предполагает гипотетическую возможность прогнозирования перспектив развития этого явления с аксеологической точки зрения, что позволит выбрать адекватную государственную политику по отношению к суфийким объединениям.
Следовательно, научное осмысление различных сторон мусульманского мистицизма является актуальным и представляет собой несомненный теоретический и практический интерес для. религиоведческой науки. Базируется на исследованиях отечественных и зарубежных философов. Несмотря на многочисленность трудов, описывающих специфику исламского мистицизма в социальном, культурном и философском русле, все же за пределами изучения остается природа мистических переживаний, которая является основной суфийской теории и практики. Сущность исламского мистицизма, таким образом, исследована еще явно недостаточно, вследствие чего существуют большие резервы в изучения этой много аспектной проблемы.
Актуальность работы тема суфизма в системе культуры народов Российской Федерации по-прежнему остается плохо изученной в исторических, философских и культурных аспектах. Идеологические основы этого сложного мозаичного феномена мусульманской культуры, влияющего на этнокультурные особенности регионов страны, недостаточно раскрыты. Арабско-графические тексты местных авторов, переведенные на русский и региональные языки, отражающие суфийскую доктрину, не были подвергнуты надлежащей исторической, философской и культурологической интерпретации.
Методологическую базу исследования составили исторические и философские методы, которые раскрывают развитие культуры и социальной мысли. Важную роль в этом играет принцип непрерывности культур, в том числе религиозных. В ходе исследования используется системно - интегративный метод, который позволяет построить модель всего бытия культуры, понимая структуру, архитектонику и механизмы функционирования суфизма как субкультуры мусульманской культуры. Знание общих подходов позволяет нам понять конкретные процессы проявления суфийской доктрины в регионах страны, что является вариацией инварианта, в нашем случае, изменением общих тенденций суфизма в мусульманском мире.
Целью дипломной работы является реализация историкофилософского анализа специфики суфизма как мистического и философского направления в исламе, его проникновения, распространения и функционирования в регионах страны. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие взаимосвязанные задачи: выявление исторических, политических и идеологических предпосылок возникновения суфизма как мистического и философского феномена, сформированного в рамках мусульманской культуры;
- проанализировать эволюцию суфийских орденов (тарикатов) в мусульманских регионах;
- выделить особенности суфизма как мистико-философского течения, определяя его место в исламе, основные формы и идеологические и философские аспекты;
- выявить исторические и политические предпосылки для проникновения идеологии суфизма в регионы;
Объектом исследования Суфизм как мистическое и философское течение в исламе, и как неотъемлемый элемент мусульманской культуры.
Предмет связан с историческим и философским анализом эволюции региональных особенностей суфизма в стране.
Научная новизна состоит в том, что в работе:
1) выявлены основные социально-культурные предпосылки возникновения суфизма как мистико-философского направления в исламе, берeoего его на востоке;
2) проанализировны философские идеи выдающихся мусульманских мыслителей, которые повлияли на дальнейшее развитие суфизма, уточнил значение термина «суфий»;
3) раскрыты особенности суфизма как мистико-философского течения и его системный характер. Идеологические и практические аспекты различных суфийских школ..
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Суфизм - мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама - оказывал большое влияние на развитие религиозной мысли народов России и играл значительную роль в их общественно-политической жизни. На сегодняшний день проблемы суфизма вызвали неожиданный интерес в мусульманском мире: он обусловлен активным ростом суфийских братств и их мощным влиянием на процессы формирования общественной мысли. Кроме того, сложный процесс исламизации современных народов также связан с развитием и укреплением суфизма.
Проанализировав работы историков, исламоведов, философов, религиоведов, изучив материалы архивных фондов Центрального государственного архива Российской федерации, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального государственного архива, определены место и роль суфизма в политическом и социальном развитии народов Северного Кавказа. Суфийское учение существовало в Дагестане, начиная с IX-XI вв., в Чечне - с ХШ века, в Крыму с Х11, Поволжье с X.
Большое влияние на духовную жизнь верующих оказало суфийское учение накшбандийского и кадирийского тарикатов.
Тарикат накшбандийа был известен еще в XV-XVI вв., тарикат кадирийа распространился во второй половине XIX в. Последний получил название зикризм. Суфийское учение этих тарикатов связано с именами таких шейхов и устазов, как шейх Мансур, Мухаммад Ярагский, Джамал-Эддин Казикумухский, Эллах-мулла, Ташу-Хаджи, Кунта-Хада, Баматгири-Хаджи, Али Мигаев, Батал-Хаджи, Дени-шейх и др.
Дан анализ ключевых элементов суфийской практики - зикра, посвящения в братство, почитания святых эвлия. Бикр, являясь строгим кораническим предписанием, в каждом суфийском братстве исполняется по- своему. Но он выступает основным компонентом тариката для достижения конечной цели познающего суфия - состояния фана или гармонии с Божественной Природой.
Делаем вывод, что культ святых нашел благодатную почву в доисламских верованиях народов России. В дипломе рассмотрена проблема политизации суфизма. В зависимости от политической ситуации суфийские братства проявили гибкость в проведении своей деятельности. Это и позволило сохранить им до сего дня ритуально - обрядовую практику, опиравшуюся на определенную религиозно - философскую систему.
Предприняв комплексный философско-религиоведческий анализ феномена суфизма и его влияния на общественную жизнь народов, автором выявлены специфические условия возникновения суфизма и охарактеризованы основные компоненты суфийской практики. Суфизм рассмотрен в историко-теоретическом плане;
Вместе с тем актуальным остается объективное осмысление и исследование прошлого религиозного наследия, только это позволит глубже понять современное духовное состояние общества.



1. Абдуллаев И. Мечети Крыма / И. Абдуллаев // Голос Крыма. - 1997. - C. 200.
2. Абдульваап Н. Крымскотатарская литература XIII-XIX вв. / Н.Абдульваап // Симферополь. - 2005. - C. 168.
3. Алиакберов А.К. Эпоха класического ислама на Кавказе / К.А. Алиакберов // Москва. - 2003. - C. 120.
4. Артамонов М.И. История Хазар.-Л / М.И. Артамонов // Айрис-пресс - 2003. С. 174.
5. Бадерхан Ф. Суфийские ордена в Турции / Ф. Бадерхан // Крафт. - 2001. - C. 140.
6. Вейденбаум Е. Путеводитель по кавказу/ Е. Вейденбаум // Тифлис - 1888. - С. 159.
7. Г ордлевский В.А. Рукописи Восточного музея г.Ялта / В.А. Г ордлевский // Ленинград. - 1927. - №10. - C. 224.
8. Джавелидзе Э.Д У истоков турецкой литературы / Э.Д Джавелидзе // Тбилиси. - 1985. - C. 170.
9. Илйас ал-Цудхари Суллам ал-мурид/ Илйас ал-Цудхари // Казань. - 1904. - C. 153.
10. Ильясов И.А. О возникновении суфизма / И.А. Ильясов // Махачкала. - 2003. - №1. - C. 121.
11. Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. / М. Казем-Бек // Махачкала - 1990. С. 204.
12. Кемпер М.К. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане / М.К. Кемпер // Москва. - 2003. - C. 305.
13. Конкурат К. К истокам крымскотатарской литературы / К. Конкурат // Qasevet - 1996. - №1. - C. 183.
14. Макаров Д.В.. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане / Д.В. Макаров // Москва. - 2000. - C. 174.
15. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в ХХ веке / Р.М. Мухаметшин // Фэн.
- 2003. - C. 298.
16. Саетов И.Г. Вызов модерну из центра Стамбула: джамаат «Исмаил ага» в общественной жизни Турции / И.Г. Саетов // Нур. - 2013. - C. 197.
17. Саетов И.Г. «Джамаатизация» тарикатов в республиканской Турции / И.Г. Саетов // Иман. - 2006. - №6. - C.158.
18. Саидов М.С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына аль Фараджа ад- Дербенди «Райхан хакаик ва бустан ал-дакаик» («Базилик - сад истин и сад тонкостей») / М.С. Саидов // Махачкала. - 1991. - C. 123.
19. Цибенко В.В. Накшибандийский тарикат хакканийа / В.В. Цибенко// Москва. - 2014. - C. 96.
20. Чиркави С. Сокровищница благодатных знаний / С. Чиркави // Иман. - 2006. - C. 420.
21. Шиммель A. Мир исламского мистицизма / Шиммель, Аннемари // Москва. - 2000.- C. 414.
22. Эвлия Челеби Книга путешествий ч-2 / Эвлия Челеби // Москва. - 1979. - C. 145.
23. Якупов В.М. Ислам в Татарстане / В.М.Якупов // Иман. - 2005. - C. 105.
24. Ярош О.А. Международные миссионерские движения суфийского толка / О.А. Ярош // Родина. - 2015. - №6. - C. 125.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ