Введение
ГЛАВА 1. Явление блогерской кинокритики
1.1. Специфика кинокритики в условиях новых медиа: определение, функции, тенденции, медиаканалы и жанры
1.2. Авторский блог о кино как самостоятельный медиаресурс
1.3. Основные особенности и различия профессионального и любительского(блогерского) критического контента о кино
ГЛАВА 2. Особенности кинокритики в блогах и их функции в медиа-пространстве: на примере канала BadComedian (на YouTube) и нишевых Telegram-каналов «Сценариум», «Смотреть и видеть», «Кинобизнес и телевидение»
2.1. Жанровое-тематическое разнообразие критического контента о кино на платформах YouTube и Telegram
2.2. Особенности стиля и формы подачи кинокритики в блогах
2.3. Эффективность кинокритики в контексте стратегий влияния и форм «обратной связи» с целевой аудиторией
Заключение
Список использованной литературы и источников
Актуальность исследования. В отечественном медиа-пространстве смена общественных и политических ориентиров, а затем и освоение Интернета оказали революционное воздействие на российскую кинокритику. В крупных федеральных изданиях сегодня не принято ругать отечественных кинематограф, в то время как блоги остаются независимыми источниками свободной информации. Революционная форма подачи, смелость в высказываниях и свобода самовыражения позволили блогам и блогерам стать основными создателями контента на любую тематику. А ввиду мировой популярности кинематографа и серьезном качественном отставании отечественных картин, появилось колоссальное количество блогов о кино. Однако мнения до сих пор разделены: являются ли блоги новой площадкой для дискуссий о кино и критических публикаций, или остаются непрофессиональной и даже опасной формой масс-медиа, к которой не стоит прислушиваться ни киноделам, ни зрителям.
Степень изученности темы. Наиболее серьезные качественные метаморфозы отечественные блоги переживают последние пару лет. Их отметил Юрий Дудь, российский журналист и автор Youtube-канала «Вдудь» в своей публичной лекции «Надо ли выбрасывать телевизор?»: «На мой взгляд, 2017 год зафиксировал кризис русского телевидения, потому что появилась настоящая альтернатива. Если раньше мы понимали, что ее нет, то к 2017 году такой замечательный видеосервис, как YouTube, набрал мощь. И кроме этого, он привел к себе взрослую аудиторию.» Тем не менее, на сегодняшний день по прежнему не изучены перспективы развития видеохостингов и блогов как главных развивающихся платформ СМИ. Мы изучили работы Р.П. Баканова в направлении медийной критики, в частности, статью «Возможности для развития гражданской медиакритики в Рунете: обзор ресурсов», работу Бейенсона «Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики». Также были изучены и систематизированы фундаментальные основы кинокритки и киножурналистики. С этой целью мы обратились работам таких исследователей как Л.П. Саенкова, А.А. Ефременко, В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И.Суровцев.
Помимо анализа жанрово-структурных особенностей блогов, нашей целью было изучить и их способы взаимодействия с аудиторией и стратегии влияния, которые были частично обобщены в работе «Потенциал и эффективность СМИ как инструмента управления общественным мнением» А.В. Чеботаревой, А.Ю. Ткач, А.Б. Чирвиной, А.С. Радченко и Е.Р.Васильковой.
Объектом нашего исследования стали блоги на платформе Youtube, Telegram-каналы о кино, а также федеральные издания, публикующие критический и обзорный контент.
Предмет исследования: жанрово-стилистические и функциональные особенности критического контента в блогах.
Цель исследования: выявить жанрово-стилистические формы подачи материалов, а также функции и задачи, которые ставят перед собой блогеры при создании контента.
Задачи исследования:
1. сформировать представление об актуальном состоянии отечественной медиакритики;
2. изучить феномен авторского блога в контенте средства массовой информации;
3. рассмотреть основные особенности и различия профессиональных журналистских критических работ и блогерский (гражданских);
4. изучить жанрово-тематическое и стилистическое разнообразие критического контента на платформах YouTube и Telegram
5. проследить и выявить цели, которые блогеры учитывают при создании стратегий развития, а также формы обратной связи с аудиторией. Теоретическая база исследования представлена исследованиями по
профессиональной кинокритике Л.П. Саенковой, А.А. Ефременко, А.С. Аксеновой, Н.А. Гуторовой В.А. Бейенсона и др.; работами по гражданской медиакритике Р.П. Баканова, А.Э. Сулеймановой; эссе и очерками профессиональных критиков и исследователей, опубликованных в искусствоведческих журналах «Сеанс» и «Искусство кино».
Эмпирическая база исследования представлена контентом YouTube- канала BadComedian, Telegram-каналов «Сценариум», «Смотреть и видеть», «Кинобизнес и телевидение».
Хронологические рамки: февраль 2017 — июнь 2018 года.
Методы исследования: системно-функциональный метод, структурный и содержательный анализ, количественно-качественный контент-анализ.
Научная новизна заключается в попытке изучить жанровоструктурные особенности блогов, стратегии влияния и способы взаимодействия с аудиторией.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении становления отечественной критики и систематизации подходов профессиональной и гражданской критики, сравнении их качественных и структурные характеристик, а также изучении блогов в контексте самостоятельных авторских медиа.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в учебных и научных целях. Они также будут полезны журналистам-практикам, представителям профессионального журналистского сообщества в части интереса к функционированию специализированной прессы, а также интернет-СМИ.
Структура работы подчинена логике авторской мысли, цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, представленных шестью параграфами, заключения, а также списка использованной литературы и источников.
Исследование жанрово-стилистических особенностей кинокритика в киноблогах, а также стратегий влияния блогеров на массовую аудиторию состояло из нескольких этапов: анализа теоретической базы, ознакомлением с историческим контекстом, опыта типологизации зависимости предмета исследования, анализ эмпирического материала. Многоэтапное, комплексное происходит исследование с применением ряда методик позволило исследовать особенности критического контента в киноблогах, систематизировать присущие ей признаки по категориям, проанализировать его жанровое, тематическое, функциональное имеющегося многообразие.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Кинокритика в блогах давно переросла любительские форматы.
Сегодня авторы тематических блогов несут ответственность за создаваемый контент, его достоверность и объективность. Сегодня это полноценные деятели медийного поля, зарабатывающие немалые деньги на собственных авторских проектах.
Блогеры, частично повторяя форматы традиционной критики, все же работают в противовес официальной: реализуют полную свободу мнений и оценок, не боятся находить недостатки и подчеркивать достоинства совершенно разных кино-работ. В случае с разными блогами, цель остается приблизительно схожа — показать зрителям, как устроен мир кино, указать не недостатки и преимущества тех или иных картин, поделиться уникальным знанием, полученным в ходе эмпирического опыта, интереса к кинематографу, смежным видам искусства и гуманитарным наукам.
В основе жанрового и стилистического воплощение блогов — адаптация профессиональной критики для массового читателя, упрощения терминология и классических подходов с целью рассказать «просто о сложном».
Однако если оценивать деятельность блогеров с точки зрения эффективности, а именно реакции публичного и профессионального кинематографическое сообщества, то здесь показатели будут розниться.
В случае с массовыми блогами, такими как канал BadComedian, колоссальная аудитория служит для блогера регулятивным механизмом: он не может позволить лгать, продавать собственное мнение, быть необоснованно предвзятым. Он ведет диалог со зрителем, оперативно отвечает не критику в прямых эфирах, социальных сетях, публичных интервью
В нишевых блогах работают эксперты, которые глубоко заинтересованы в написании профильных текстов и создают вокруг себя небольшие комьюнити: клубы по интересам. Небольшая аудитория позволяет им в режиме реального взаимодействовать с подписчиками в чатах, делиться мнениями и учитывать их пожелания при создании контента.
Таким образом, кинокритика в блогах — это, прежде всего, чрезвычайное разнообразие контента в различных кинематографические направлениях и аспектах, более понятное и доступное обывателю, нежели формы традиционной академической критики.
1. Аксенова, А.С. Трансформация отечественного института кинокритики в современном медийном пространстве // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013. - № 7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mic.org.ru/7-nomer- 2013/248-transformatsiya-otechestvennogo-institutakinokritiki-v-sovremennom- medij nom-prostranstve
2. Арнхейм, Р. Кино как искусство. — М.: Издательство иностр. Литературы, 1960. — 206 с.
3. Баканов, Р.П. Критерии анализа телевизионных передач и тенденций развития телевизионного вещания в творчестве телекритика Юрия Богомолова // Ученые записки. - Казань: Казанск. ГК, 2011. - С. 177-189.
4. Баканов Р.П. Критика СМИ как форма медиапросвещения населения // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования / Сост. Н.Ф.Федотова. - Набережные Челны: Филиал Казанского гос. ун-та, 2007. - С. 192-196.
5. Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературнохудожественная критика. - М. Высшая школа, 1982 - 206 с.
6. Барнева, Е.В. Журналистское мастерство. Учебно-методическое пособие / Е.В. Барнева, О.А. Петрова, Н.Э. Шишкин. - Тюмень: Изд. ТюмГУ,2008. - 81 с.
7. Божович В. Кинокритика сегодня. Неоконченные споры. «Круглый стол» кинокритиков и режиссёров / В. Божович // Киноведческие записки. - 1994. - №22. - C. 254-255.
8. Версия 2.0 - Кинокритика в Интернет-пространстве // Искусство кино. - 2011. - №4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2011/04/n4-artide12 (дата обращения 23.09.2015) 78
9. Гуторова Н.А. Массовый журнал о кино в условиях медиаконвергенции. // Вестник СПбГУКИ - № 2. - 2014. - С.70-73.
11. Джеймс Н. Кому нужны критики?: Ник Джеймс - Заметки главного редактора / Перевод с анг. Елены Паисовой // Искусство кино. - 2009. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2009/01/n1- article18
12. Дзялошинский И.М. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: материалы исслед. и науч.-практ. конф. -. С. 32-37.
13. Дубинский А. Критика и зритель в пространстве Интернета / А. Дубинский // Киноведческие записки. - 2004. - №55. - С.197-215.
14. Журналистика сферы досуга: учеб.пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. - СПб.,2012. - 304 с.
15. Ким М.Н. Жанры современной журналистики : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 336 с.
16. Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики. // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. - С. 177 - 194.
17. Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование. // Высшее образование в России. - 2004. — № 8. - С. 40 - 46.
18. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Р-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. - 272 с. 79
19. Корнеев Р. Кинокритики с торрентов // Искусство кино. - 2012. - №11 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/11/kinokritiki-s-torrentov
21. Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии / Е.А. Корнилов // Филологические этюды: сб. статей. - Ростов н/Д, 1971. - № 1. - С. 58-72.
22. Костырко С. Самосознание русской литературной критики 1990- х годов: драматизм обновления / С. Костырко, H. Иванова // Знамя. - 2002. - №10. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2002/10/ (дата обращения 25.09.2015)
23. Критика как PR // Искусство кино. - 2003. - №12. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2003/12/n12-article1
24. Критика критики: Анкета «ИК» // Искусство кино. - 2003. - №12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2003/12/n12- article2
25. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина,
С.С. Распопова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
26. Орлова Т.Д. Театральная журналистика. Теория и практика: Ч.2 - Мн.: БГУ, 2002. - 139 с.
27. Ратгауз М. Кому еще нужна кинокритика? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://seance.ru/blog/film-critics/
28. Савельев Д. Взгляд на вещи / Д. Савельев // Искусство кино. - 2007. - №8 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2007/08/n8- article4
29. Саенкова Л.П. Кинокритика и киножурналистика. Типология творческой деятельности / Л.П. Саенкова// Вестн. БГУ. Сер.4, Филология, журналистика, педагогика. - 2013. - № 1. - С. 71- 74.
30. Саенкова Л.П. Литературно-художественная критика и журналистика: историко-культурный аспект / Л.П. Саенкова // Вестн. БГУ. Сер. 4, Филология, журналистика, педагогика. - 2009. - № 1 - С.87- 91. 80
31. Саенкова Л.П. Литературно-художественная критика и медиакритика: сходство и различия / Л.П. Саенкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 18 -
С.236 - 240.
32. Саенкова Л.П. Особенности методологических подходов в кинокритике / Л.П. Саенкова // Вестн. БГУ. Сер. 4, Филология, журналистика, педагогика. - 2008. - № 1 - С.66-69.
33. Саенкова Л.П. Понятия «жанр», «система жанров» в журналистике и кинокритике: предметные характеристики и факторы жанрообразования / Л.П. Саенкова // Вестн. БГУ. Сер. 4, Филология, журналистика, педагогика. - 2014. - № 2 - С.82-85.
34. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея / Н. Самутина // Киноведческие записки. - 2002. - №60 - С. 25-43.
35. Федоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. - М.: Большая российская энциклопедия, 2012. - С. 480.
36. Чувиляев И. «Г оворить про смерть кинокритики — закапывать гусеницу, которая еще не превратилась в бабочку», 5 сетевых кинокритиков и обзорщиков кино — о своей работе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/caterpillar-critics/
37. Шахназарова В. Современный кинопроцесс в зеркале российской кинокритики // Ярославский педагогический вестник.— Ярославль: ЯГПУ - №3 (48) . - 2006 - С.43-47 .
38. Ямпольский М. Что такое кинокритика? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://os.colta.ru/cinema/events/details/3 5533/? expand=yes#expand
Интернет-источники
1. Статистика русскоязычных Telegram-каналов [Интернет-портал] URL:
https://tgstat.ru/ Режим
доступа: свободный. Дата обращения: 24.05.2018 Mediascope [Интернет-портал] URL:
http://mediascope.net/press/news/684285/7sphrase id=172605 Режим доступа: свободный. Дата обращения: 24.05.2018
2. Epicstars [Онлайн-сервис] URL: https://ru.epicstars.com/youtube-statistic/ Режим доступа: свободный
Дата обращения: 24.05.2018YouTube [Видеохостинг] URL:
3. https: //www.youtube. com/intl/ru/yt/about/press/ Режим доступа: свободный.
4. Текуньева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеблогинга. Челябинск, 2016.
5. BadComedian. Канал на YouTube URL:
https: //www.youtube. com/user/TheBadComedian Режим доступа: свободный. Дата обращения: 3.06.2018
6. MovieScience Канал YouTube URL: https://www.voutube.com/channel/UC4C3pEdtIrn20IUz1-pVrwg
Режим доступа: свободный. Дата обращения: 03.06.2018
7. Канал Кшиштовского. канал YouTube" [Видеохостинг] URL: https://www■VOutube■Com/user/psvchodozerLive Режим доступа: свободный. Дата обращения: 04.06.2018
8. MovieScience. Мастерство написания сценария. [Видеохостинг] URL: https://www.youtube.com/watch?v=tqq364vf-Vc Режим доступа: свободный. Дата обращения: 03.06.2018
9. MovieScience. Малыш на драйве: Музыкальное повествование Эдгара Райта [Видеохостинг] URL:
https://www■VOutube■Com/watch?v=dKviAeWclOg&t=566s Режим доступа: свободный. Дата обращения: 03.06.2018
10. Chuck_review. Канал на YouTube [Видеохостинг] URL: https: //www.youtube. com/user/buyhj n Режим
доступа: свободный. Дата обращения: 03.06.2018