Управление качеством юридического образования в высшей школе на основе образовательных результатов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Понятие, сущность и содержание юридического образования 6
1.2. Особенности развития юридического образования в России 12
1.3. Нормативно - правовые акты в сфере юридического образования 21
ГЛАВА II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Управление качеством юридического образования в высшей школе 28
2.2. Требования к юридическому образованию в высшей школе 49
2.3. Образовательные результаты в высшей школе 56
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В К(П)ФУ 68
3.1. Задачи и функции деятельности отдела методического обеспечения и
мониторинга образовательного процесса К(П)ФУ 68
3.2. Мониторинг качества образования и система менеджмента качества на
юридическом факультете К(П)ФУ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Понятие, сущность и содержание юридического образования 6
1.2. Особенности развития юридического образования в России 12
1.3. Нормативно - правовые акты в сфере юридического образования 21
ГЛАВА II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Управление качеством юридического образования в высшей школе 28
2.2. Требования к юридическому образованию в высшей школе 49
2.3. Образовательные результаты в высшей школе 56
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В К(П)ФУ 68
3.1. Задачи и функции деятельности отдела методического обеспечения и
мониторинга образовательного процесса К(П)ФУ 68
3.2. Мониторинг качества образования и система менеджмента качества на
юридическом факультете К(П)ФУ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Среди всех социальных институтов сфера образования занимает одно из основных мест, так как на ней лежит важная функция - передача знаний от одного поколения в другое. Сегодня юридическое образование является одним из самых востребованных направлений подготовки. На современном этапе развития нашей страны роль юридического образования неуклонно растет, в силу постоянного совершенствования нормативной - правовой базы государства. С возрастанием роли данной профессии одновременно увеличиваются и требования к уровню юридического образования.
Одно из приоритетных мест в сфере образования, в частности юридического образования, занимает вопрос обеспечения его качества. Качество образования на любом его уровне всегда находится в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Все реформационные процессы в сфере образования всегда во главу угла ставят именно проблему либо сохранения существующего уровня качества образования, либо достижения более высокого уровня. Основная задача юридического образования заключается в подготовке конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда.
В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную важность, поскольку от её уровня и развития зависит успех развития всего государства. Развитие образования является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что на сегодняшний день обеспечение качества, доступности и эффективности образования, в частности юридического образования, являются основными задачами политики России. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, но и успешное функционирование самой образовательной организации, а также деятельность каждого преподавателя и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Управление качеством образования является одной из важных проблем для государства, для каждой образовательной организации, для каждого руководителя и для каждого преподавателя.
Одним из показателей качества образования в высшей школе выступают образовательные результаты. Целью данной выпускной квалификационной работы является раскрытие роли образовательных результатов в системе управления качеством юридического образования в высшей школе
Объектом исследования данной работы является управление качеством образования.
Предметом исследования выступает управление качеством юридического образования в высшей школе на основе образовательных результатов.
Гипотеза: эффективность управления качеством юридического образования в высшей школе повысится, если деятельность по управлению качеством образования будет осуществляться на основе образовательных результатов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность, содержание юридического образования в России и управление качеством юридического образования в высшей школе;
• проанализировать законодательные основы и требования к качеству юридического образования в высшей школе;
• выявить роль образовательных результатов в управлении качеством юридического образования;
• проанализировать деятельность отдела методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса К(П)ФУ;
• рассмотреть мониторинг качества образования и систему менеджмента качества на юридическом факультете К(П)ФУ.
Теоретической основой исследования явились работы Лазарева В.С., Поташника М.М., Панасюк В.Н., Варченко В.В. и др., посвященные различным аспектам управления качеством образования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовался метод исследования - теоретический анализ предмета исследования.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении представлены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрываются теоретические и правовые аспекты юридического образования в России. Вторая глава посвящена раскрытию образовательных результатов, как средства управления качеством юридического образования в высшей школе. В третьей главе рассмотрено управление качеством юридического образования в К(П)ФУ. В заключении приведены основные выводы, сделанные в процессе исследования выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Одно из приоритетных мест в сфере образования, в частности юридического образования, занимает вопрос обеспечения его качества. Качество образования на любом его уровне всегда находится в центре внимания научных исследований и практики управления образованием. Все реформационные процессы в сфере образования всегда во главу угла ставят именно проблему либо сохранения существующего уровня качества образования, либо достижения более высокого уровня. Основная задача юридического образования заключается в подготовке конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда.
В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную важность, поскольку от её уровня и развития зависит успех развития всего государства. Развитие образования является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что на сегодняшний день обеспечение качества, доступности и эффективности образования, в частности юридического образования, являются основными задачами политики России. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, но и успешное функционирование самой образовательной организации, а также деятельность каждого преподавателя и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Управление качеством образования является одной из важных проблем для государства, для каждой образовательной организации, для каждого руководителя и для каждого преподавателя.
Одним из показателей качества образования в высшей школе выступают образовательные результаты. Целью данной выпускной квалификационной работы является раскрытие роли образовательных результатов в системе управления качеством юридического образования в высшей школе
Объектом исследования данной работы является управление качеством образования.
Предметом исследования выступает управление качеством юридического образования в высшей школе на основе образовательных результатов.
Гипотеза: эффективность управления качеством юридического образования в высшей школе повысится, если деятельность по управлению качеством образования будет осуществляться на основе образовательных результатов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность, содержание юридического образования в России и управление качеством юридического образования в высшей школе;
• проанализировать законодательные основы и требования к качеству юридического образования в высшей школе;
• выявить роль образовательных результатов в управлении качеством юридического образования;
• проанализировать деятельность отдела методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса К(П)ФУ;
• рассмотреть мониторинг качества образования и систему менеджмента качества на юридическом факультете К(П)ФУ.
Теоретической основой исследования явились работы Лазарева В.С., Поташника М.М., Панасюк В.Н., Варченко В.В. и др., посвященные различным аспектам управления качеством образования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовался метод исследования - теоретический анализ предмета исследования.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении представлены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрываются теоретические и правовые аспекты юридического образования в России. Вторая глава посвящена раскрытию образовательных результатов, как средства управления качеством юридического образования в высшей школе. В третьей главе рассмотрено управление качеством юридического образования в К(П)ФУ. В заключении приведены основные выводы, сделанные в процессе исследования выбранной темы выпускной квалификационной работы.
По итогам написания данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Начало развития юридического образования в России было положено в восемнадцатом веке. Весь путь его развития подразделяется на четыре этапа, в ходе которого оно неоднократно менялось и совершенствовалось. После присоединения России к Болонскому соглашению в 2003 году, в стране интенсивно внедрилась Болонская система образования. Образовательные организации высшего образования, в том числе и юридическое образование, перешли на двухступенчатую систему подготовки: первая ступень - бакалавриат, вторая - магистратура.
Юридическое образование являясь составной частью единой российской системы образования представляет собой процесс подготовки специалистов- юристов в рамках образовательной организации, результатом которого является достижение студентом определённого уровня профессиональной компетенции, позволяющего ему работать в сфере юриспруденции. Его основная цель заключается в подготовке студентов, обладающих высокой правовой культурой, хорошо знающих правовую теорию, основные направления деятельности государственных органов, актуальное законодательство и умеющих правильно применять свои знания на практике. Юридическое образование в России осуществляется согласно требованиям, установленным Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
Как и любой вид общественных отношений, отношения в сфере юридического образования являются предметом законодательного регулирования. Система источников права, с помощью которых регулируется юридическое образование, включает в себя два уровня правового регулирования: международно-правовые акты и законодательство Российской Федерации.
Качество юридического образования в высшей школе, под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы, обеспечивается управлением качеством.
В Российской Федерации система управления качеством юридического образования в высшей школе включает 2 уровня: внутренняя и внешняя оценка. Внутренняя оценка качества включает в себя деятельность самой образовательной организации высшего образования по обеспечению качества. В процессе внутреннего контроля реализуется оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации. Внешняя оценка включает в себя государственную регламентацию образовательной деятельности и имеет целью установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Во внешнюю оценку качества образования входят: лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования, независимая оценка качества образования, общественная аккредитация организаций и профессионально - общественная аккредитация образовательных программ.
Огромную роль в управлении качеством юридического образования в высших школах играют образовательные результаты. Они могут быть использованы для принятия решений касаемо конкретных обучающихся, а также для оценки эффективности деятельности образовательной организации и принятия управленческих решений на её основе. Для того чтобы делать анализ динамики состояния образовательного процесса и прогноза его возможных изменений, процесс оценивания должна проводиться в режиме регулярного наблюдения, т. е. мониторинга.
В Казанском (Приволжском) Федеральном Университете разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления качеством научно-образовательной деятельности К(П)ФУ осуществляет Отдел методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса. Деятельность Отдела направлена на проведение внутриуниверситетской политики в области менеджмента качества образовательного процесса; создание и внедрение внутривузовской системы управления качеством образовательной деятельности К(П)ФУ; информационное, методическое, нормативно-правовое, организационно-консультативное обеспечение и сопровождение внедрения в КФУ современной системы менеджмента качества.
Для анализа динамики состояния образовательного процесса и прогноза его возможных изменений, в Казанском (Приволжском) Федеральном Университете процесс оценивания проводится в режиме мониторинга. Данная процедура предусматривает регулярную процедуру сбора, экспертизы и оценки качества образовательных услуг К(П)ФУ с целью улучшения системы образования и своевременного предотвращения неблагоприятных ситуаций. Основными объектами системы мониторинга юридического образования в университете выступают: образовательные результаты, условия и цена их достижения. Применение мониторинга качества юридического и системы менеджмента качества в работе Казанского (Приволжского) Федерального Университета позволяет повысить эффективность управления качеством юридического образования, а также практически осмыслить выявленные в ходе мониторинговых исследований негативные и позитивные факторы.
Итак, исходя из поставленных задач, нами были рассмотрены понятие, сущность, содержание юридического образования в России и управление качеством юридического образования в высшей школе. Проанализированы законодательные основы и требования к качеству юридического образования; выявлена роль образовательных результатов в управлении качеством юридического образования; проанализирована деятельность отдела методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса К(П)ФУ; рассмотрен мониторинг качества юридического образования и система менеджмента качества на юридическом факультете К(П)ФУ.
Начало развития юридического образования в России было положено в восемнадцатом веке. Весь путь его развития подразделяется на четыре этапа, в ходе которого оно неоднократно менялось и совершенствовалось. После присоединения России к Болонскому соглашению в 2003 году, в стране интенсивно внедрилась Болонская система образования. Образовательные организации высшего образования, в том числе и юридическое образование, перешли на двухступенчатую систему подготовки: первая ступень - бакалавриат, вторая - магистратура.
Юридическое образование являясь составной частью единой российской системы образования представляет собой процесс подготовки специалистов- юристов в рамках образовательной организации, результатом которого является достижение студентом определённого уровня профессиональной компетенции, позволяющего ему работать в сфере юриспруденции. Его основная цель заключается в подготовке студентов, обладающих высокой правовой культурой, хорошо знающих правовую теорию, основные направления деятельности государственных органов, актуальное законодательство и умеющих правильно применять свои знания на практике. Юридическое образование в России осуществляется согласно требованиям, установленным Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
Как и любой вид общественных отношений, отношения в сфере юридического образования являются предметом законодательного регулирования. Система источников права, с помощью которых регулируется юридическое образование, включает в себя два уровня правового регулирования: международно-правовые акты и законодательство Российской Федерации.
Качество юридического образования в высшей школе, под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы, обеспечивается управлением качеством.
В Российской Федерации система управления качеством юридического образования в высшей школе включает 2 уровня: внутренняя и внешняя оценка. Внутренняя оценка качества включает в себя деятельность самой образовательной организации высшего образования по обеспечению качества. В процессе внутреннего контроля реализуется оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации. Внешняя оценка включает в себя государственную регламентацию образовательной деятельности и имеет целью установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Во внешнюю оценку качества образования входят: лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования, независимая оценка качества образования, общественная аккредитация организаций и профессионально - общественная аккредитация образовательных программ.
Огромную роль в управлении качеством юридического образования в высших школах играют образовательные результаты. Они могут быть использованы для принятия решений касаемо конкретных обучающихся, а также для оценки эффективности деятельности образовательной организации и принятия управленческих решений на её основе. Для того чтобы делать анализ динамики состояния образовательного процесса и прогноза его возможных изменений, процесс оценивания должна проводиться в режиме регулярного наблюдения, т. е. мониторинга.
В Казанском (Приволжском) Федеральном Университете разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления качеством научно-образовательной деятельности К(П)ФУ осуществляет Отдел методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса. Деятельность Отдела направлена на проведение внутриуниверситетской политики в области менеджмента качества образовательного процесса; создание и внедрение внутривузовской системы управления качеством образовательной деятельности К(П)ФУ; информационное, методическое, нормативно-правовое, организационно-консультативное обеспечение и сопровождение внедрения в КФУ современной системы менеджмента качества.
Для анализа динамики состояния образовательного процесса и прогноза его возможных изменений, в Казанском (Приволжском) Федеральном Университете процесс оценивания проводится в режиме мониторинга. Данная процедура предусматривает регулярную процедуру сбора, экспертизы и оценки качества образовательных услуг К(П)ФУ с целью улучшения системы образования и своевременного предотвращения неблагоприятных ситуаций. Основными объектами системы мониторинга юридического образования в университете выступают: образовательные результаты, условия и цена их достижения. Применение мониторинга качества юридического и системы менеджмента качества в работе Казанского (Приволжского) Федерального Университета позволяет повысить эффективность управления качеством юридического образования, а также практически осмыслить выявленные в ходе мониторинговых исследований негативные и позитивные факторы.
Итак, исходя из поставленных задач, нами были рассмотрены понятие, сущность, содержание юридического образования в России и управление качеством юридического образования в высшей школе. Проанализированы законодательные основы и требования к качеству юридического образования; выявлена роль образовательных результатов в управлении качеством юридического образования; проанализирована деятельность отдела методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса К(П)ФУ; рассмотрен мониторинг качества юридического образования и система менеджмента качества на юридическом факультете К(П)ФУ.
Подобные работы
- МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Мониторинг качества правового образования студентов профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - Молодые специалисты юридического профиля: подготовка и востребованность на рынке труда
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



