Введение 3
Глава 1. Специфика ведения и развитие музыкальных радиопередач club формата 8
1.1. Музыкальный формат на радио: понятие и структура 8
1.2. Специфика ведения и популярность музыкальных программ
формата club на радио 15
Глава 2. Анализ документального фильма «За пультом» 24
2.1. Идея и структура фильма 24
2.2. Подготовительный и съемочный период фильма 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложения 43
Радиовещание - это технология передачи звукового сигнала, который работает по принципу «от одного ко многим». Он передается при помощи приемника, благодаря чему у всех нас есть возможность узнавать новости, слушать музыку и конкурсы, которые устраивают радиоведущие.
С приходом XXI века в России сложилась стройная структура радиовещания, которая проявилась в появлении коммерческого радио, что было новым для нашей страны.
Сегодня немалую часть сетки радиовещания составляют музыкальные FM - форматы. Их отличительной особенностью принято считать высокий процент содержания музыкального контента. Они впервые появились в США и оттуда распространились по всему миру. Исходя из их концепции, радиостанции начали выпускать музыкальные программы, которые не только не утратили популярность, но и продолжают на сей день набирать ее. Такие передачи имеют свою специфику, которая отличает их от остальных, а именно - высокий процент содержания музыкального контента.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современном мире существует множество людей с определенными музыкальными вкусами, которые предпочитают те или иные радиостанции. В свою очередь также существует множество радиостанций, которые отличаются форматами вещания. Клубный формат на радио сегодня трансформируется в различные жанры радиопередач, приобретает все большую популярность. Развитие club формата напрямую зависит от развития электронной музыки, которая легла в основу музыкальных радиопередач ночного клубного формата. На сегодняшний день электронная музыка вызывает интерес у молодежи своей многогранностью стилей, масштабными фестивалями и тематическими вечеринками. Также клубный формат на радио сегодня развивается и обретает бОльшую популярность, нежели в прошлые года, особенно популярны клубные передачи в формате ночных подкастов. Это говорит о трансформации радиопрограмм клубного формата, следовательно, радиопрограмма club формата являет собой актуальный, современный объект для изучения.
Степень изученности темы. Особенности разработки и ведения радиопрограмм изучают такие зарубежные ученые, как Майкл Си Кейт (Michael C Keith) , Стив Уоррен (Steve Warren) , Джон Аллен Хендрикс (John Allen Hendricks) , Броутон Ф. , Брюстер Б. и Брюс Мимс (Bruce Mims). Из российских исследователей радио-форматы изучали Чернышов А.В. , Раскатова Е.Р. (исследование «Формат в радиовещании как термин и как понятие» ), также внимание к этой теме уделялось в диссертации Шабуниной Н.Ю. («Музыка в радиожурналистике: эволюция функций и образная система»). На сегодняшний день музыкальные FM-форматы хорошо изучены. Вместе с тем слабо изучен club формат, относительно новый в сетке российского радиовещания, на базе которого строятся популярные музыкальные программы отдельных радиостанций.
Цель исследования состоит в выявлении тенденций развития музыкальных программ на российских радиостанциях.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- определить понятие музыкального клубного формата на радио, дать его понятие и раскрыть структуру;
- сформулировать понятие музыкальной программы клубного формата на радио, выявить принципы построения и специфику;
- снять документальный просветительский фильм об истоках клубного формата на радио;
- выявить тенденции развития клубной электронной музыки, от чего зависит развитие club формата на радио, и продемонстрировать их в авторском фильме.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении club- форматных признаков музыкальных программ, таких, как радиошоу с контентом электронной музыки, а также съемки документального фильма на тематику клубной музыки и ее связи с радио. На данный момент клубный формат на радио еще слабо изучен. Фильмы, схожие по концепцией с нашей, есть, однако связи вечеринок и радио не рассматривалось.
Объект исследования - club формат на российских радиостанциях.
Предмет исследования - тенденции развития музыкальных передач на российских радиостанциях.
Эмпирическая база исследования - радиопрограммы «Digital emotions» и «Танцпол», а также документальный фильм «За пультом»
Теоретическая база исследования - труды Шабуниной Н.Ю , Чернышева А.В., Раскатова Е.Р., Шереля А.А. Эти работы были полезны в написании теоретических аспектов о радиоформатах и музыкальных программ.
Методы исследования, которые использовались в работе:
Метод классификации - использовался путем расфасовки музыкальных форматов, исходя из источников литературы.
На основе метода анализа и синтеза -была проанализирована теоретическая информация (понятие, структура музыкальных программ, в частности, club формата, на радио), в связи с чем были выведены основные признаки клубной радиопередачи.
С помощью метода наблюдения были изучены различные радиопрограммы, чтобы подтвердить достоверность теоретических данных о форматах радио.
Метод опроса позволил определить популярность радиопрограмм формата club.
Документальная съемка - была произведена съемка документального фильм об электронной музыке в клубах и на радио, чтобы показать историю клубного формата на радио и зависимость его развития от развития клубной индустрии.
Гипотеза исследования - сегодня развитие клубного формата на радио зависит от развития электронной музыки и клубной индустрии в целом, так как история таких программ начинается именно оттуда. Поскольку в России клубная индустрия находится в стадии развития, формат club похожим образом набирает популярность.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что оно будет полезно студентам старших курсов журналистики, изучающих теле- и радиовещания, которые планируют работать на радио и, возможно, строить карьеру ведущего музыкальных передач. Также в рамках нашего исследования был снят документальный просветительский фильм, рассказывающий об истории клубного формата на радио. В связи с этим, мы также рассмотрели основные аспекты документального кинематографа, что поможет начинающим тележурналистам в съемке собственных исследовательских телевизионных фильмов на музыкальную тематику.
Апробация работы. По теме исследования было написано две курсовые работы: «Сравнительный анализ новых и традиционных музыкальных форматов на примере радиошоу «Аэростат» и «Digital emotions» и «Специфика музыкальных программ на радио».
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и документального фильма. В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты, связанные с музыкальным форматом (клубным в частности). В разделе 1.1 была выявлена специфика музыкальных форматов в общих чертах. В разделе 1.2 мы рассмотрели клубный формат на радио, привели примеры двух радиопередач club формата и определили с помощью опроса, насколько электронная музыка на радио сегодня востребована. Во второй главе, в разделе 2.1 был рассмотрен документальный фильм «За пультом», его идея и структура. В разделе 2.2 мы анализировали данный документальный проект относительно подготовительного и съемочного периода.
В ходе нашего исследования мы сделали следующие выводы, выявив тенденции развития музыкальных радиопередач club - формата:
1) Тенденции развития музыкальных программ формата club на радио напрямую зависят от развития электронной музыки в контексте клубной индустрии, так как первое выходит из второго.
2) На сегодняшний день клубная индустрия в Казани слабо развита, на весь город всего один идеологический ночной клуб, где продвигается транс, техно и хаус музыка. В связи с этим, популярность электронной музыки на низком уровне как в плане клубной индустрии, так и на радио.
3) Вместе с тем, сегодня создавать электронную музыку может любой человек, что возвышает ее популярность в связи с ее доступностью. С другой стороны, писать качественную музыку могут не все, потому что это требует большого труда, терпения и упорства. Поэтому здесь тенденция развития такова: слушатели уделяют много времени прослушиванию качественных треков, «отсеивая» ненужное, и слушают они ее как в клубах, так и в интернет-радио.
4) Чтобы прививать интерес слушателей к электронной музыке как в сфере клубной индустрии, так и на радио, нужно проводить тематические вечеринки, приглашать знаменитых диджеев, потому что они всегда собирают много публики. Зачастую даже не важно, слушают ли люди электронную музыку - они все равно придут, заинтересуясь громким названием.
5) В наше время на радио (в Казани) мало экспериментируют с электронной музыкой, добавляя в эфиры треки всем известных жанров, не пропуская творчество отечественных диджеев, которые, в свою очередь, умело смешивают разные стили музыки. Возможно, это изменится в ближайшем будущем.
6) В результате опроса, клубная музыка вызывает наибольшее внимание людей на радио, оставив позади поп и рэп музыку.
7) Радио видоизменяется, переходя с привычного формата на интернет. Клубный формат обретает популярность в виде подкастов и передач, где слушатель может перемотать (по крайней мере, назад) музыку, чтобы, к примеру, найти понравившийся трек и послушать его еще раз.
8) Радио направлено на ознакомление слушателя с новой музыкой, которую умело представляет в эфире диджей. Сегодня неформальное общение притягивает молодую аудиторию, поэтому «язык» передач клубного формата как нельзя кстати подходит к прослушиванию у молодежи. Краткое представление трека, свое лаконичное мнение у ведущего (в Казани, на других передача ситуации могут быть немного другими) заинтересовывают слушателей все больше и больше. В нашем мире, где нас окружает множество нужной и ненужной информации, краткий и понятный язык радиоведущего становится все более востребован.
Также мы выполнили поставленные нами задачи:
1) Раскрыли понятие клубного формата.
Клубный (club) формат на радио - развивающийся формат на российских радиостанциях, основной контент которого составляет электронная музыка. Музыкальные направления включают в себя множество поджанров: транс, минимал транс, хаус, прогрессив хаус, дип хаус, техно, минимал техно, драм-энд-бэйс, ликвид фанк, нейрофанк и т.п. Диджей не должен быть строго профессиональным ведущим, но должен быть профессиональным музыкальным диджеем на танцполе. «Корни» данного радиоформата уходят в клубную культуру, в связи с чем прослеживается крепкая связь между ведением ночной вечеринки/фестиваля и радиопрограммой.
2) Была выявлена специфика музыкальных программ.
Основу музыкальной передачи составляет 80% музыки и 20% реплик ведущего. Основные задачи ведущего - представлять музыкальные хиты, новинки, выражать свое краткое мнение по поводу отдельных композиций. В отдельных случаях (когда радиопрограмма авторская), ведущий может выйти за эти рамки и рассказывать историю каждого трека, песни и рассуждать о тенденциях развития музыки больше, чем этого требует ознакомительный фактор программы. Касается в первую очередь club - передачи Владимира Фонарева.
Музыкальные программы, в том числе авторские, в основном существуют в сетке вещания информационно - музыкальных и музыкальных станций.
1. Бараневич Ю. Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования, развития. — Одесса, 2012
2. Болотова Л. А. Отечественное радиовещание в начале ХХ1 века: новые реалии и старые проблемы // Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005
3. Броутон Ф, Брюстер Б. История диджеев. Headline, 1999. - 6 с
4 Бубукин А. Какое радио мы слушаем? // Шоу-мастер. 2000. №1 - С. 49.
5 Бысько М. В. Звуки современного информационного радиоэфира // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012)
6. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России / Государственное и независимое вещание. — М., 2012
7. Волгина А., ведущая музыкального радио: «Можно стать звездой, но только если ты готов созидать себя». [Электронный ресурс] URL: https://mediajobs.ru/career/alla-volgina-veduschaya-muzykalnogo-radio-mozhno- stat-z (дата обращения 09.12.2018)
8. Г оряева Т.М. Радио России. М., 2000
9. Губин Д. ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения / Д. Губин - Альпина Паблишер, 2016. - 322 с.
10. Гулидов Р. Форматы радиостанций [Электронный ресурс] URL: https://guzei.com/radio/joumal/artide/format.php (дата обращения 06.12.2018)
11. Дубовцева Л. И. Музыкальная радиожурналистика // ЭНЖ "Медиамузыка". № 3 (2014)
12. Егошкина В.А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм // Коммуникативные исследования. - 2017. - № 2
(12) . - С. 61-68.
13. Засурский Я. Н. Самый открытый источник информации // Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. М.:Аспект Пресс, 2005
14. Кийт М. Радиостанция: Пер. с англ. А. И. Филекина. — М., 2001
15. Клюев Ю.В. Радиожурналистика: основы профессии. Учебное пособие. - Санкт - Петербург, 2015. - 5 с
16. Лебедева, Т. В. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие / Т. В. Лебедева. М.: Аспект Пресс, 2012. - 165 с6. Основы радиожурналистики: Учебное пособие. / - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2015.
17. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. — М., 2011
18. Минков М. К проблеме жанров в радиовещании — М., 2013
19. Новиков К. Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке: история и трансформация жанра, перспективы профессии. М.: ИКАР, 2005
20. Отраслевой доклад. Радиовещание в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]
URL:http://onair.ru/main/enews/view_msg/NMID 70058/ (дата обращения
11.12.2018)
21. Почкай Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие. - СПб.: Знание, 2000. - 103 с.
22. Радиожурналистика. Под ред. проф. A. A. Шереля. М.: 2000
23. «Радио: музыкальное, новостное, общественное...» под ред. А.А Аллахвердова и В.А Сухаревой, М.: Фонд независимого радиовещания, 2001
24. Радио: мы говорим нас слушают?.. Программы на радио и реакция аудитории - М.: Фонд независимого радиовещания, 2004
25. Раскатова Е.Р. «Формат» в радиовещании как термин и как понятие // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2003. № 5-6 (40-41). - С. 22-28.
26. Романова Ю. Заявка на создание авторской радиопрограммы
[Электронный ресурс] URL: http://getonair.ru/radio/zayavka-na-sozdanie-
avtorskoy-radioprogrammy (дата обращения 00.12.2018)
27. Смирнов В. В. Жанровая система радиожурналистики: история, теория, особенности функционирования. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 2006. - 32 с
28. Смирнов В.В. Реклама на радио: — М.: Изд-во. РИП-холдинг, 2003
29. Смирнов, В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм / В. В. Смирнов. М.:Аспект Пресс, 2002
30. Сухарева В.А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -
2010. - № 10. - С. 70-74.
31. Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках : метод. матер. для преподавателей / под ред. М. А. Бережной. СПб.:С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014
32. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб.пособие для студентов ф-та журн. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ф-т журн., 2000
33. Тхагушев И.Н. Радиовещание в системе журналистики // Введение в теорию журналистики. учебное пособие / под ред. И.Н. Тхагушев - М., 2011
34. Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств
массовой информации // Вестник Московского университета: Серия
журналистика. 2010
35. Фомина М.В. Особенности трансформации российского регионального радиовещания в современных условиях: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 28 с.
36. Чернышов, А.В. Музыкальная история СМИ // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - .№2. - 2010. С. 70-77.
37. Шабунина Н.Ю. Музыка в радиожурналистике: эволюция
функций и образная система :1924-2004 гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., - 2005. - 243 с.
38. Шерель A.A. Радиожурналистика: учебник для высших учебных заведений. - М.: Моск. гос. ун-т, 2000. - 267 с.
39. Яременко, Н. Как стать радио-журналистом. Работа на радио в вопросах и ответах / Н. Яременко - Этерна, 2011. - 272 с.
40. Hendricks J. A., Mims B. The Radio Station: Broadcasting, Podcasting, and Streaming. - Routledge, 2018. - 458 p.
41. Keith M. C. The Radio Station: Broadcast, Satellite and Internet? - Focal Press, 2015. - 368 p.
42. Warren S. Radio: The Bok. - Focal Press, 2016. - 240 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Официальный сайт Владимира Фонарева [Электронный ресурс] // UPL: http: //fonarev. com/radioshow/
2. Digital emotions: выпуск от 28 февраля [Электронный ресурс] // UPL: http: //fonarev.com/radio show/page/3/
3. Digital emotions: выпуск от 7 марта [Электронный ресурс] // UPL: http://fonarev.com/radioshow/page/3/
4. Передача «Танцпол». Выпуск от 19.11.2018.
5. Передача «Танцпол». Выпуск от 26.11.2018.