Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право муниципальной собственности

Работа №34090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1. Право муниципальной собственности: понятие, содержание, субъекты и объекты 8
1.1 Понятие, особенности и содержание права муниципальной собственности 8
1.2 Субъекты права муниципальной собственности 16
1.3 Особенности объектов муниципальной собственности 22
Глава 2. Осуществлениеправа муниципальной собственности 30
2.1 Осуществление права муниципальной собственности посредством деятельности органов местного самоуправления 30
2.2 Осуществление права муниципальной собственности посредством деятельности муниципальных предприятий и учреждений 45
Заключение 53
Список использованных источников 56

В соответствии с частью 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, в нашем государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Несмотря на то, что в советское время по причине отсутствия местного самоуправления как такового, такая категория как «муниципальная собственность» отсутствовала, нельзя говорить о том, что собственность органов местного самоуправления является новеллой в истории отечественного права – существовавшие в Российской Империи во второй половине XIX – начале XX веков земства по сути так же представляли собой органы местного самоуправления, и для решения стоявших перед ними задач наделялись правом пользовать, владеть и распоряжаться определенным имуществом.
Вместе с тем очевидно, что «забвение» местного самоуправления в советские годы обусловило отсутствие стабильности и преемственности в развитии института права муниципальной собственности, по сути, современной России пришлось заново «учиться» нормативно-правовому регулированию права муниципальной собственности и использованию механизмов осуществления данного права.
При этом следует понимать, что с момента распада СССР прошло уже почти три десятка лет, и вряд ли в настоящее время справедливо «оправдывать» проблематику исследуемого института «наследием» советского периода. Безусловно, что в современной России институт права муниципальной собственности уже прошел стадию формирования и становления, и большинство присущих данному институту проблем никоим образом не связаны с прошлым. Так же очевидно, что такие проблемы как правило далеко выходят за рамки юриспруденции.
Например, органы местного самоуправления ограничены относительно объектов права своей собственности, в частности, муниципальная собственность не может распространяться на недра – последние могут находится исключительно в государственной собственности.
Очевидно, что правовой режим недр, на богатствах которых по сути строится вся современная отечественная экономика – один из основополагающих аспектов всей вертикали современного российского государства, и сколько бы ученые ни доказывали обоснованность и необходимость предоставления органам местного самоуправления возможности иметь в собственности недра, последнее слово в любом случае останется за политиками, и именно политические, а не правовые факторы, в конечном итоге определяют основные принципы собственности на недра. Очевидно, что чем меньший перечень объектов может находиться в муниципальной собственности, тем более органы местного самоуправления зависимы от государственной власти.
Можно долго спорить о том, как оценивать такую модель взаимоотношений государства и муниципалитетов, при которой последние находятся практически в полной зависимости – посягает ли это право граждан на местное самоуправления или же препятствует злоупотреблениям со стороны муниципальной власти, которая вынуждена действовать «с оглядкой» на органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Однако, такой спор выходит за рамки предмета настоящего исследования, вместе с тем, говоря об институте права муниципальной собственности, в любом случае следует учитывать существенную политизированность данного вопроса.
Если говорить непосредственно о юридических проблемах, то, в частности, ошибочным представляется подход, в соответствии с которым многие исследователи, давая определение права муниципальной собственности, выделяют функциональное назначение имущества, в отношении которого это право осуществляется, в виде решения вопросов местного значения, удовлетворения нужд населения муниципального образования и т.д.
Тем самым «за скобки», в частности, выносится имущество, переданное государством в собственность муниципального образования при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Кроме того, дискуссионным представляется вопрос о субъекте права муниципальной собственности – является ли таковым «муниципальное образование» или же «население муниципального образования».
Ряд авторов, опираясь на нормы Конституции, субъектом права муниципальной собственности понимают именно «население муниципального образования», а не «муниципальное образование» как таковое.
Проблемой представляется и то, что законодательство не предусматривает приоритета перепрофилирования муниципального имущества над его отчуждением в случае, если у муниципального образования возникает право собственности на имущество, целевое предназначение которого не соответствует требованиям законодательства о целевом назначении имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
Цель исследования.
Комплексный анализ института права муниципальной собственности, выявление проблем, свойственных данному институту, а также предложение методов решения таких проблем.
Задачи исследования:
 изучить понятие, особенности и содержание права муниципальной собственности;
 определить субъектов права муниципальной собственности;
 охарактеризовать особенности объектов муниципальной собственности;
 исследовать осуществление муниципальной собственности посредством деятельности органов местного самоуправления;
 проанализировать осуществление муниципальной собственности посредством деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения в сфере муниципальной собственности.
Предмет исследования – нормы законодательства, доктрина науки муниципального и гражданского права.
Теоретическую основу исследования составили монографии, диссертации и научные статьи по проблемам права муниципальной собственности таких авторов, как В. Кухтин, А. Сергиенко, А. Уваров, А. Цирин, Т Модникова, А. Руднев, А. Соколова, Л.Чердакова, А Хорев, Д. Сергеев, Д. Лисовицкий.
Методологическую основу исследования составляют как специальные методы (метод правового моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Степень разработанности проблемы.
Исследуемые вопросы достаточно глубоко изучены отечественной наукой, в частности, можно отметить работы таких авторов, как В. Кухтин, А. Сергиенко, А. Уваров, А. Цирин, Т Модникова, А. Руднев, А. Соколова, Л.Чердакова, А Хорев, Д. Сергеев, Д. Лисовицкий и др. Вместе с тем, сложность и актуальность темы обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении.
Научная новизна исследования связана с анализом осуществления муниципальной собственности как сложного юридического и управленческого процесса, имеющего своим итогом удовлетворение потребностей населения муниципального образования, эффективное решение вопросов местного значения.
Теоретическая значимость исследования.
Связана с системным анализом основных элементов права муниципальной собственности.
Практическая значимость работы.
Связана с тем, что ее результаты и выводы могут быть использованы в целях совершенствования российского законодательства, регулирующего вопросы, связанные с исследуемым институтом.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности пять параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Право муниципальной собственности может пониматься в объективном и в субъективном смысле.
С объективной точки зрения такое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, функционально предназначенным для решения вопросов местного значения, иных вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а так же для осуществления делегированных отдельных государственных полномочий.
С субъективной точки зрения право муниципальной собственности представляет собой возможность конкретного муниципального образования в лице его органов местного самоуправления, а также уполномоченных предприятий и учреждений.
2) Субъектом права муниципальной собственности выступает муниципальное образование как особая территориальная единица, созданная для осуществления в ее пределах права населения на местное самоуправление.
При этом само «население муниципального образования» именовать субъектом права муниципальной собственности неверно.
Органы местного самоуправления субъектами права муниципальной собственности не являются, они лишь осуществляют данное право от имени муниципального образования. Реализация данного права осуществляется посредством муниципального управления.
3) Основной особенностью объектов права муниципальной собственности является то, что в их число может входить исключительно такое имущество, которое соответствует целевому (функциональному) назначению, предусмотренному законодательством.
В первую очередь это, безусловно, решение вопросов местного значения, так же реализация отдельных государственных полномочий и т.д. В случае, если имущество, находящееся в муниципальной собственности, не соответствует установленным законом целевым характеристикам, он перепрофилируется или отчуждается. При этом, учитывая важность и значимость муниципальной собственности как средства реализации конституционного права граждан на местное самоуправление, часть 5 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ необходимо изложить в следующей редакции: «В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества). В случае невозможности перепрофилирования такого имущества оно подлежит отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом».
4) Деятельность органов местного самоуправления является необходимым условием для фактического осуществления права пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Если владение муниципальным имуществом, т.е. та часть права собственности, которая связана со «статическим» положением собственности (имущества) и по сути представляет собой «пребывание» имущества в собственности муниципалитета, возможно и без участия органов местного самоуправления, то пользование и распоряжение муниципальной собственностью без представительных и административных органов местной власти практически невозможно.
Именно данные органы, с учетом требований федерального и регионального законодательства, устанавливают нормативные правила пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а также осуществляют конкретные действия, направленные на реализацию указанных правил, в целях эффективного и рационального использования муниципальной собственности в интересах населения муниципального образования.
5) «Направленность» осуществления права муниципальной собственности посредством деятельности муниципальных предприятий и учреждений в первую очередь зависит от конкретного вида организации. Муниципальные унитарные предприятия, выступая коммерческими организациями, осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в целях извлечения прибыли, в то время как муниципальные учреждения, являющиеся некоммерческими организациями, преследуют при осуществлении права муниципальной собственности иные цели (удовлетворение управленческих, социально-культурных и иных потребностей населения муниципального образования).



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994 - № 238-239.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ// Российская газета. – 2001. - № 211-212.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. - № 202.
5. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Российская газета. – 2002. - № 229.
6. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. – 2002. - № 16.
7. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I // Российская газета. – 1992. - № 102.
8. Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 49. – Ст. 6951.
9. «Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - № 30. – Ст. 3821.
10. Закон Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» // Сборник законодательства Алтайского края. – 2015. - № 235. – С. 16.
11. Устав муниципального образования «Шелаболихинский район Алтайского края», утв. Решением Совета депутатов Шелаболихинский район Алтайского края от 31 марта 2015 года № 7 // Знамя Советов. – 2015. - № 13.
12. Решение Совета депутатов Шелаболихинского района от 30.05.2012 № 21 «Об утверждении Положения о порядке приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Шелаболихинский район Алтайского края» // Знамя Советов. – 2015. - № 22.
13. «Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования Шелаболихинский район Алтайского края, предоставленные в аренду без проведения торгов», утв. Постановлением Администрации Шелаболихинского района от 26 апреля 2016 года № 168 // Знамя Советов. – 2016. - № 16.
14. Отчет о работе отдела по управлению муниципальной собственностью Шелаболихинского района за первое полугодие 2019-го года // Официальный сайт администрации муниципального образования «Шелаболихинский район Алтайского края». URL: http://шелаболиха.рф.





Книги, монографии, учебныепособия


15. Муниципальное право. Учебник. Под ред. А.В. Виноградова. – М.: Юрайт, 2018. – 455 с.


Научныестатьиипубликации

16. Государственное и муниципальное управление собственностью. Коллективная монография. Под общ. ред. Кухтина В.П. – М.: Мир науки, 2014. – 365 с.
17. Лисовицкий, Д.А. О значении термина «население муниципального образования»и некоторых подходах к исследованию проблемы субъекта права местного самоуправления / Д.А. Лисовицкий // Муниципальное право – 2007 - № 5. – С. 51-56.
18. Митрохина Я.А. Муниципальная ответственность в России и зарубежных странах / Я.А. Митрохина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2015 - № 6. – С. 133-138.
19. Сергеев, Д.В. Местное сообщество и муниципальное образование как субъекты права муниципальной собственности / Д.В. Сергеев // Современное право – 2011. - № 5. – С. 67-72.
20. Сергиенко, А.И. Вопросы местного значения / А.И. Сергиенко // Управленческое консультирование. – 2007. - № 3. – С. 64-69.
21. Хорев, АА. О субъектах права муниципальной собственности / А.А. Хорев// Юридический мир. – 2003. -№ 6. - С. 7-12.
22. Уваров, А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления / А.А, Уваров // Журнал российского права. – 2001. -№ 3. - С. 50-56.
23. Угренинова Е.А. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий / Е.А. Угренинова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2018. - № 5. – С. 21-28.
24. Усанова В.А. Некоторые аспекты создания муниципального бюджетного учреждения / В.А. Усанова // Legalconcept. – 2016. - № 5. – С. 54-59.
25. Цирин, А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации / А.М. Цирин // Современное право. -2006. - № 7. - С. 82.
26. Чердакова, Л.А. Объекты права муниципальной собственности: особенности состава / Л.А. Чердакова // Сибирский юридический вестник. – 2013. - № 6. – С. 122-127.




Диссертации и авторефераты


27. Модникова, Т.Н. Правовое регулирование деятельности главы муниципального образования в механизме решения вопросов местного значения / Т.Н. Модникова. – Автореферат дисс..канд. юр. Наук. – Белгород, 2014. – 29 с.
28. Руднев А. В. Управление земельными ресурсами муниципальных образований/ А. В. Руднев. – М.: Юрайт, 2014. – 503 с.
29. Соколова,А.А. Право муниципальной собственности и его ограничения / А.А. Соколова. – Автореферат дисс..канд. юр. наук. – М., 2002.– 30 с.
30. Чердакова, Л.А. Осуществление права собственности муниципальными образованиями / Л.А. Чердакова – Автореферат дисс..канд. юр. наук. – М., 2015.– 31 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ