Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие произвольного внимания у детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста

Работа №34087

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
737
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МКОУ Волчихинская № 2 (с. Волчиха, Алтайский край).
Выборка. 10 детей младшего школьного возраста в возрасте от 8 лет 7 месяцев до 9 лет 3 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Все дети обучаются во 2-м классе. Согласно заключению ПМПК, у всех детей диагностирована задержка психического развития .
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Сущность понятия «внимание» 8
1.2 Возрастные особенности внимания у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием 14
1.3 Особенности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 20
1.4 Методы и приемы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на занятиях педагога-психолога 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
Анализ научных источников по теме исследования позволяет сформулировать следующие выводы: 32
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
2.1 Программа организации исследования 33
2.2 Методы и методика исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 40
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1 Анализ уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 41
3.2 Система работы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
3.3 Анализ результатов экспериментального исследования 52
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Актуальность исследования. Основной задачей современной начальной школы является реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые обоснованы с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов [54]. Одной из базовых психических функций, которая способствует достижению всех предметных и метапредметных планируемых результатов, является внимание. В настоящее время объем информации, который воспринимают обучающиеся, резко возрастает. Владение произвольным вниманием, выделение важного и «отсеивание второстепенного», помогает младшему школьнику ориентироваться в широком информационном поле. Наиболее нарушено произвольное внимание у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР).
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, необходимо развить внимание у детей младшего школьного возраста с ЗПР как основного компонента в системе познавательных процессов; с другой стороны, необходимо подобрать для занятий с педагогом-психологом такие методы и приемы, которые будут интересны младшему школьнику. Развитие и коррекция произвольного внимания у младших школьников с ЗПР невозможна без активного использования в педагогическом процессе специальных приемов и методов.
Степень разработанности проблемы. Внимание как познавательный процесс рассмотрено в научных трудах Л. С. Выготского, Б. Ф. Ломова, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др. Возрастные особенности внимания проанализированы М. М. Безруких, Н. В. Пережигиной, А. А. Смирновым, М. А. Файбер и др. Процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста описан в работах Н. А. Менчинской, А. М. Руденко, Л. Ф. Тихомировой и др. В. Б. Никишиной, А. П. Панфиловой, К. З. Пасяевой, А. М. Федоровой и др. определена группа методов и приемов, направленных на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Однако, несмотря на большое количество исследований, определяющих эффективные методы и приемы коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проблема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста остается актуальной.
Цель исследования – разработать, апробировать и оценить комплекс занятий для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – комплекс занятий для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – разработка и апробация комплекса занятий для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Изучить возрастные особенности внимания у младшего школьного возраста с нормой развития.
3. Охарактеризовать методы и приемы развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на занятиях, проводимых педагогом-психологом.
4. Апробировать в экспериментальном исследовании комплекс занятий для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Определить в экспериментальном исследовании эффективность применения комплекса занятий для развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
6. Разработать практические рекомендации по применению специального комплекса занятий для развитии произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: можно повысить уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, если в коррекционно-развивающей работе педагог-психолог будет в системе применять специальный комплекс занятий.
Методы исследования: теоретические – анализ теоретических источников по теме исследования, научной литературы, методы аналогии и сопоставления, систематизация и обобщение; экспериментальные – тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов тестирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внимание является необходимым условием для осуществления полноценного процесса жизнедеятельности человека, так как участвует во всех видах деятельности. Внимание – это индивидуальное свойство, так как несмотря на то, что оно присуще каждому человеку, но уровень развития внимания находится в прямой зависимости от уровня развития психических свойств человека.
Младших школьников с задержкой психического развития можно охарактеризовать как детей со слабыми интеллектуальными развитиями, узкими идеями, неспособностью контролировать свои действия, отсутствием интереса к обучению. Наряду с этим, для таких детей характерно непроизвольность внимания, слабая концентрация. Такие учащиеся с ЗПР более импульсивны и рассеяны, часто отвлекаются на занятиях, чем младшие школьники с нормой в развитии. При анализе психологических особенностей внимания младших школьников с ЗПР, удалось установить, что практически все авторы схожи во мнении, что ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития, отставание его от принятых психологических норм для определенного возраста. Выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.
В младших классах внимание занимает особое место в успешном овладении и освоении школьных программ, а его коррекция будет благотворно влиять на успеваемость учеников.
По результатам констатирующего этапа экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что в целом уровень свойств произвольного внимания младших школьников с ЗПР развит на среднем и низком уровнях. Следует отметить, что практически у всех младших школьников с ЗПР такие свойства произвольного внимания как объем и устойчивость не развиты в полной мере.
На основе анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, которые показали, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР наблюдаются нарушения в развитии произвольного внимания, был разработан и апробирован комплекс занятий, направленных на развитие свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Всего было организовано и проведено в рамках формирующего этапа экспериментального исследования 10 коррекционно-развивающих занятий.
На контрольном этапе экспериментального исследования было установлено, что значительно повысился уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития произвольного внимания, не было выявлено детей с низким уровнем развития произвольного внимания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46-50.
2. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. – Москва : Издательство «Когито-Центр», 2018. – 192 с.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб.пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – Москва : Издательство «НЦ ЭНАС», 2015. – 136 с.
4. Богословский, В. В. Общая психология [Текст] / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова : Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 2012. – 383 с.
5. Борякова, Н. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 2 – С. 33-43.
6. Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у младшего школьника с ЗПР [Текст] / А. А. Васильева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2018. – № 4. – С. 94-98.
7. Вишняков, А. И. Психологические особенности готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение [Текст] / А. И. Вишняков, Е. В. Лопина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 310-313.
8. Волокитина, Т. В. Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания [Текст] / Т. В. Волокитина // Экология человека. – 2018. – №9. – С. 22-26.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 480 с.
10. Выготский, Л. С. Основные проблемы современной дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский // Психология детей с отклонениями и нарушениями / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – С. 10–46.
11. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – Москва : Издательство Московского университета, 2014. – 102 с.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
13. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; Под ред В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2017. – 272 с.
14. Грибанов, А. В. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания [Текст] / А. В. Грибанов // Экология человека. – 2018. – № 5. – С. 44-47.
15. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной регуляции [Текст] / И. В. Забегайлова // Вестник Московского университета. – Москва : Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
16. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 168 с.
17. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т. Б. Иванова, В. А. Илюхина, М. А. Кошулько. – Москва : Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
18. Каплунович, И. Я. Структура и основные этапы развития непроизвольного внимания в младшем школьном возрасте [Текст] / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – С. 47-56.
19. Коваленко, Б. И. Особенности внимания в младшем школьном возрасте [Текст] / Б. И. Коваленко // Мир психологии. – 2016. – №1. – С. 45-51.
20. Комарова, Т. К. Психология внимания : Учеб.-метод. пособие [Текст] / Т. К. Комарова. – Гродно : ГрГУ, 2016. – 124 с.
21. Конопкин, O. A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности [Текст] / O. A. Конопкин. – Москва : Ленанд, 2011. – 320 с.
22. Корнева, П. О. Дефектология [Текст] / П. О. Корнеева. – Москва : Инфра-М, 2014. – 522 с.
23. Лебедева, Л. Д. Коррекционная педагогика [Текст] / Л. Д. Лебедева // Педагогика. – 2010. – №9. – С. 27–34.
24. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. – Москва : Academia, 2011. – 144 c.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
26. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Изд-во МГУ, 2014. – 584 с.
27. Лиман, Н. А. Познавательное развитие младших школьников с ЗПР / Н. А. Лиман. – Ульяновск : Учитель, 2015. – 225 с.
28. Ломов, Б. Ф. Психология внимания [Текст] / Б. Ф. Ломов. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 651 с.
29. Матвеева, М. А. Особенности внимания младших школьников с ЗПР [Текст] / М. А. Матвеева // Наука молодых : сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции / Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас, 2013. – № 7. – С. 505–507.
30. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская. – Москва : Инфра-М, 2013. – 448 с.
31. Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г. А. Мишина, Е. Н. Моргаева. – Москва : Дрофа, 2017. – 144 с.
32. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В. Б. Никишина. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 128 с
33. Обухова, Л. Ф. Детская психология :. 2-е изд., стереотип. [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Тривола, 2016. – 360 с.
34. Основы специальной психологии : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
35. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений : Т. 3, кн. 2 [Текст] / И. П. Павлов. – Москва : Наука, 1951. – 841 с.
36. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учебное пособие [Текст] / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – Москва : Академия, 2014. – 368 с.
37. Пасяева, К. З. Развитие внимания и логического мышления [Текст] / К. З. Пасяева // Педагогика. – 2005. – №7. – С. 38-40.
38. Пережигина, Н. В. Онтогенез внимания : Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста [Текст] / Н. В. Пережигина. – Ярославль, 2012. – 100 с.
39. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. – Москва : Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
40. Порошина, Е. А. Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Электронный ресурс] / Е. А. Порошина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.07.2019).
41. Произвольное, послепроизвольное внимание [Текст]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psyworld.info (Дата обращения: 30.07.2019).
42. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / Б. П. Пузанов. – Москва : Академия, 2016. – 362 с.
43. Пушкарева, И. М. Методы развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Текст] / И. М. Пушкарева // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 85-88.
44. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка [Текст] / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких ; Российская академия образования ; Московский психолого-социальный институт. – Мосвка : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 432 с.
45. Рибо, Т. Психология внимания [Текст] / Т. Рибо. – Санкт-Петербург : Изд-во Ф. Павленкова, 2016. – 369 с.
46. Роговин, М. С. Проблемы внимания [Текст] / М. С. Роговин. –Ярославль : Академия развития, 2016. – 288 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : ПитерКом, 2011. – 688 с.
48. Руденко, А. М. Психология внимания [Текст] / А. М. Руденко. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 225 с.
49. Саенко, Ю. В. Специальная психология [Текст] / Ю. В. Саенко. – Таганрог : ТИУиЭ, 2018. – 142 с.
50. Смирнов, А. А. Проблемы психологии внимания [Текст] / А. А. Смирнов. – Москва : Просвещение, 2018. – 168 с.
51. Ступницкий, В. П. Психология : Учебник для бакалавров [Текст] / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 520 с.
52. Титченер, Э. Б. Внимание : психология внимания [Текст] / Э. Б. Титченер. – Москва : ЧеРо, 2017. – 246 с.
53. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
55. Федорова, А. М. Развитие произвольного внимания младших школьников с ЗПР [Текст] / А. М. Федорова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 36-39.
56. Фотекова, Т. А. Особенности развития познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 25-28.
57. Шаповалова, О. Е. Особенности произвольного внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. Е. Шаповалова // Казанская наука. – 2014. – № 9. – С. 211-213.
58. Щукина, Ю. Т. Произвольное внимание при задержке психического развития [Текст] / Ю. Т. Щукина // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 74-77.
59. Якиманская, И. С. Основные направления исследований внимания в психологии [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 3-29.
60. Яцук, О. Д. Проблема развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Текст] / О. Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ