Традиционно в общественном мнении проблема преступности занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых проблем жизни общества. Со времени начала про¬ведения комплекса политических, экономических и пра¬вовых реформ в Российской Федерации ее ставят по зна¬чимости на второе-третье место среди всех наиболее слож¬ных социальных проблем. Данная проблема становится более острой, актуальной и социально значимой, а также притягательной для представителей средств массовой ком¬муникации, если ею поражаются органы государственной власти и местного самоуправления.
В отечественной криминологической науке принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного поведения в органах государственной власти и управления является коррупция, или продажность власти, рассмат¬риваемая специалистами в большинстве случаев как со¬вокупность преступлений или правонарушений, соверша-емых должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления для удовлетворения своих корыстных либо иных личных интересов. Следует отметить, что коррупция существовала, существует и бу¬дет существовать всегда там, где имеются государственные институты власти и органы местного самоуправления, только в различных видах, объемах, сферах деятельности и уголовно наказуемых формах.
В последние десятилетия не только в условиях рефор¬мирования российской политической системы, но и во всем мире усматриваются тенденции глобализации, роста и повышения общественной опасности (вредоносности) это¬го негативного социально-правового явления для совре¬менного общества. Об этом косвенно свидетельствуют ре¬гулярно публикуемые официальные статистические дан¬ные государственных органов и неправительственных международных организаций, а также проводимые отече¬ственными и зарубежными специалистами социологичес-кие, правовые, криминологические и иные научные иссле¬дования. Поэтому неслучайно именно проблема противо¬действия коррупции стала предметом обсуждения на круп¬нейших международных форумах — Конгрессах ООН (Га¬вана, 1990 и Каир, 1995), а впоследствии нашла свое отра¬жение в принимаемых ими и другими авторитетными международными организациями документах. В связи с этим обстоятельством научный интерес современных ис¬следователей к проблемам противодействия коррупции постоянно увеличивается, за последние десять лет она (коррупция) стала едва ли не самым «модным» предметом научного (правового, криминологического и социологи-ческого) анализа.
Действительно, в течение последнего десятилетия в рос¬сийской печати публикуются новые статистические дан¬ные, результаты научных (криминологических, правовых, политологических, философских, экономических, социологических, культурологических и других) исследо-ваний по рассматриваемой проблеме. Однако и они не мо¬гут в полной мере удовлетворить пытливости ума совре¬менных отечественных и зарубежных исследователей и тем более потребностей российской правоохранительной (правоприменительной) системы, а поэтому изучение и обсуждение различных аспектов коррупционного поведе¬ния в общественной жизни будет еще длительное время оставаться актуальным и практически значимым.
Актуальность проблемы борьбы с коррупцией не нуждается в доказательствах. Это тот случай, когда цифры можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждодневно называются в средствах массовой информации. С другой стороны - эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. Действительность еще хуже. В общем, как говорится, - "проблема века", к тому же устойчиво переходящая из XX в XXI
Главная цель настоящей дипломной работы состоит в изучении и описании криминологических характеристик и предупреждения коррупции
В этой связи основными задачами дипломной работы явились: анализ динамики современного состояния и структуры коррупции; криминологический анализ, определение ее типологических характеристик; анализ факторов, детерминирующих данный вид преступности; определение основных направлений профилактического воздействия на коррупционную преступность и разработка системного воздействия на нее.
Эта проблема уже давно является предметом пристального изучения многих отечественных и зарубежных ученых-криминологов, посвятивших ее исследованию многие свои научные труды. Отправными точками в анализе причин и условий, приведших к коррупции, явились труды Ч. Ломброзо, Э. Фереро – представителей антропологической школы, а также их идейной продолжательницы в России П.Н. Тарновской. Так же эта проблема нашла свое отражение в трудах Г.М. Миньковского, А.И. Гурова, В.С. Овчинского, И.И. Карпеца, А.Н. Волобуева, М.Н. Зацепина, Н.А. Катаева, Л.В. Сердюка, М.В. Елеськина, Б.П. Ор¬лова, В.М. Есипова, Ф.Р. Сундурова. Среди современных необходимо, прежде всего, назвать Ю.М. Антоняна, В.Н. Кудрявцева, А.И. Долгову, В.М. Баранова, В.Н. Бурлакова, В.Н. Зырянова, П.А. Кабанова, Р.Р. Газимзянова и других.
Непосредственным объектом служит надлежащее, нормальное функционирование государственных органов и совокупность общественных отношений, определяющих представление в обществе о добре и зле, пристойности и непристойном, гуманном и негуманном, справедливом и несправедливом.
Значимость работы заключается в сочетании теоретических и практических особенностей коррупции, судебной практики, мнению специалистов в области уголовного права и криминологии, новелл уголовного законодательства.
На основе анализа трудов вышеперечисленных ученых, а также иной специальной литературы существо вопроса данной дипломной работы изложено в составе 2 глав. В первой рассмотрена сущность коррупции, понятие, основные подходы к исследованию данного феномена, а во второй – проблемы предупреждения коррупции в современном Российском обществе.
Перечисленные нами выше факторы, детерминирующие коррупцию, лишь частично отражают весь спектр проблем, связанных с воспроизводством и распространением этого негативного явления на территории современной России, постоянно реформирующей политическую систему общества. Причиной тому служит не изученность этой проблемы отечественными гуманитарными, в том числе и юридическими, науками, и в первую очередь такими, как криминология, политология, социология, психология.
На основе криминологического анализа изложенных в настоящей работе материалов пришли к следующим выводам:
а) в современном российском обществе существует множество различных по своему содержанию и природе факторов, детерминирующих коррупцию как свое закономерное следствие, специального учета которых до настоящего времени не существует, что весьма затрудняет эффективное противодействие этому специфичному негативному правовому и социально-политическому явлению как сотороны государства, его органов и должностных лиц, таки со стороны общества;
б) основной целью изучения факторов, детерминирую¬щих коррупцию в современном российском обществе в существующих видах, формах и объемах, является разработка механизма государственного и общественного воз¬действия для их эффективной нейтрализации (устранения) в рамках последовательной долгосрочной федеральной государственной антикоррупционной программы в целях удержания ее на социально терпимом уровне.
Сделанные в настоящей работе выводы по проблеме детерминации коррупции в современном российском обществе с очевидностью вытекают из приведенного анализа материала. Возможно, для кого-то покажется, что они изложены слишком схематично и просто. Но проблема при-чинного объяснения рассматриваемого нами феномена является сложной и долговременной. В настоящее время «набор» факторов его существования, воспроизводства, трансформации весьма субъективен. И это неизбежно, ибо криминологический анализ детерминации коррупции только начинается.
Специальные меры противодействия или предупреждения коррупции, на наш взгляд, должны включать в себя несколько этапов. Во-первых, необходимо проведение комплексных научных криминологических исследований по данной проблеме, предполагающих долгосрочный прогноз развития коррупции в обществе. Во-вторых, необходима подготовка комплексных федеральных и региональных антикоррупционных программ и проектов нормативных актов по ее предупреждению, а также иные меры, формирующие единую антикоррупционную политику государства. В-третьих, необходимо принятие и последующее исполнение уже принятых нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. В-четвертых, необходимо совершенствовать деятельность судов и повышать эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию актов коррупции и справедливому наказанию виновных в их совершении. В-пятых, необходимо эффективное взаимодействие между различными спецслужбами как внутри государства, так и между различными государства¬ми. Ведь противодействие коррупции внутри одного государства не будет эффективным, если на территории сосед¬них государств для коррупционеров имеется реальная возможность укрыться или избежать уголовной ответственности и наказания. Пользуясь такой возможностью, большинство высокопоставленных российских коррупционеров как из числа должностных лиц органов государственной власти, так и выращенных ими «олигархов», изобличенных или привлеченных к уголовной ответственности, скрываются от уголовного преследования за границей, обеспечивая собственную безопасность и безопасность своих высокопоставленных соучастников. При этом обязательно с их стороны такое правомерное и обоснованное уголовное преследование выдается за «модное» сегодня «преследование» или «притеснение» за политические взгляды, высказанные публично в средствах массовой коммуникации отношении находящихся у власти политических оппонентов.
На наш взгляд, такие научно-обоснованные и последовательные специально-криминологические меры противодействия коррупции в полной мере соответствуют требованиям, направленным на снижение криминализации общества. Здесь следует иметь в виду, что противодействие коррупции в обществе не может рассчитываться на ее полное искоренение или ликвидацию. Отечественный и зарубежный исторический опыт показывает, что такое искоренение немыслимо и невозможно. Поэтому разумные сторонники законности и правопорядка в борьбе с коррупцией в современном российском обществе должны, не увлекаясь иллюзиями, довольствоваться лишь снижением влияния в обществе коррупционных процессов, то есть уменьшения ее объема, ограничении (локализации) сферы ее обуславливания и распространения; изменения характера коррупционных проявлений на менее опасный; ограничение взаимовлияния различных видов коррупции.
Важное место в системе специальных мер по предупреждению коррупции должно занимать обеспечение эффективного финансового контроля за деятельностью субъектов политики, как должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, так и политических общественных организаций. При наличии достаточной правовой базы для такого вида мер социального контроля в отношении высших должностных лиц российского государства и претендентов на эти должности, каких-либо опубликованных официальных статистических сведений о полученных результатах и принимаемых мерах по их реализации в органах государственной власти и местного самоуправления не имеется.
Рассмотренные нами в настоящей работе обще¬социальные и специально-криминологические меры по предупреждению коррупции — это лишь их незначительная часть, которая нам стала известна. Разумеется, возможны и другие меры воздействия на нее, которые нами не были замечены, а поэтому не указаны и не рассмотрены. Поэтому выработка эффективных мер противодействия коррупции еще длительное время будет оставаться актуальной и притягательной для исследователей различных отраслей гуманитарного знания и журналистов.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года, по состоянию на 25 августа 2007 года.
3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 года №65-1ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии» // Российская газета. — 1994. — 28 февр.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверки конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Кон¬ституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова от 22 января 2002 года № 2-П // Российская газета. — 2002. — 31 янв.
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части второй статьи Закона Оренбургской области от 18 сентяб¬ря 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Со¬брания Оренбургской области» от 23 марта 2000 года // Информационная правовая система «Консультант Плюс». — 2001. — 13 мая.
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдель¬ных положений статьи 64 Федерального закона «Об основ¬ных гарантиях избирательных прав и права на участи в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государствен¬ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Траспова от 15 января 2002 года № 1-П // Российская газета. — 2002,
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке части второй статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г. В. Истомина, А. М. Соколова, И. Т. Султанова, М. М. Хафизова и А. В. Штанина от 25 декабря 2001 года № 17-П // Российская газета. — 2001.—30 дек.
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверки конституционности поло¬жений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах законодательных (представительных) и испол¬нительных органов государственной власти субъектов Рос¬сийской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Россий¬ской Федерации и Законодательного Собрания Краснояр¬ского края от 12 апреля 2002 года №9-П // Российская га¬зета. — 2002. — 25 апр.
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности поло¬жений пункта 5 статьи 18 и статьи 30 Федерального зако¬на «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации», ста¬тьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Яку¬тия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Яку-тия)» от 9 июля 2002 года // Российская газета. — 2002.— 16 июля.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года М 211 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мони¬торингу» // Собрание законодательства Российской Феде¬рации/— 2002. — № 14. — Ст. 1311.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 года № 820 «Вопросы Комитета Россий¬ской Федерации по финансовому мониторингу» // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. — 2001. — №49.— Ст. 4628.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 года № 418 «О некоторых социальных га¬рантиях народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Россий¬ской Федерации // Российская газета. — 2001. — 23 мая.
13. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 144/1320-3 «О содействии Центральной избирательной комиссии Рос¬сийской Федерации, органов исполнительной власти, пра¬воохранительных органов избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в организации проведе¬нии выборов» // Российская газета. — 2001. — 30 дек.
14. Абдиев К. М. Понятие коррупции и система уголовно-правовых средств борьбы с нею (по материалам Кыргыз¬ской республики): Дисс.... канд. юрид. наук. — М., 1995.
15. Абрамов С. Н. Проблемы борьбы с коррупцией в субъек¬те Федерации // Проблемы борьбы с организованной пре¬ступностью: Материалы международной научно-практи¬ческой конференции 23-25 апреля 1997 года / Отв. ред.Ф. Казусев. — М., 1998.
16. Актуальные проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации: Сборник / Под общ. ред. Н. Лопатина. — М., 2001.
17. Актуальные проблемы противодействия коррупции на региональном уровне: Сборник материалов научно-практической конференции. — Калининград: Калининг¬радский юридический институт МВД России, 2001.
18. Акутаев Р. М. Латентная преступность: актуальные проблемы и понятие // Государство и право. — 1997. — №12.
19. Арефьев А.Ю., Волков А.П., ГлуховаА.А. Определе¬ние состояния преступности и криминологическое прогно¬зирование: Учебно-практическое пособие. — Н. Новгород, 1999.
20. Асанов Р. Ф., Изосимов С. В. Уголовная ответствен¬ность за преступления, совершаемые служащими коммер¬ческих и иных организаций. — Уфа: УЮИ МВД России, 2001.
21. Астанин В. В. Инициативы международных финансо¬вых организаций по борьбе с коррупцией и некоторые до¬кументы ООН // Коррупция и борьба с ней. — М.: Россий¬ская криминологическая ассоциация, 2000.
22. Астанин В. В. Коррупция и борьба с ней в России вто¬рой половины XVI-XX вв. (криминологическое исследо¬вание): Дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2001.
23. Астанин В. В. Реагирование на проявления организо¬ванной преступной деятельности в сфере избирательных процессов // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.
24. Афиногенов Ю. А. Разрешение законодательных кол¬лизий как форма выражения системного подхода к уголов¬но-правовой борьбе со взяточничеством // Закономернос¬ти преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. проф. А. И. Долговой. — М., 2001.
25. Багиров Б. Б., Ковалева М. М. Журналистика и поли¬тика // Социологические исследования. — 2001. — №8.
26. Бакунин М.А. Коррупция. — О Макиавелли. — Разви¬тие государственности // Вопросы философии. — 1990. — №12.
27. Баранов В. М. Теневое право: Монография. — Н. Нов¬город: Нижегородская академия МВД России, 2002.
28. Бородин С. В., Лунеев В. В. О криминологической экс¬пертизе законов и иных нормативных актов // Государ¬ство и право. — 2002. — № 6.
29. Борьба с коррупцией: Материалы международной кон¬ференции «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и коррупцией». — Екатеринбург, 2000.
30. Борьба с лихоимством (редакционный материал) // Вестник полиции. — 1916. — № 13.
31. Ванюшин С. В. Организованная преступность и законо¬творчество // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. проф. А. И. Долговой. — М., 2001.
32. Барчук Т. В. Криминология: Учебное пособие. — М., 2002.
33. ВарыгинА. Н., Шлипников О. В. Коррупция в органах внутренних дел // Коррупция и борьба с ней. — М., 2000.
34. Василъченко А.А. О механизме реализации уголовной ответственности лиц, наделенных уголовно-процессуаль¬ными иммунитетами, и ответственности президента // Преступность и власть. Материалы конференции. — М., 2000.
35. Ведерникова О. Н. Основные направления борьбы с кор¬рупцией // Коррупция и борьба с ней. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000.
36. Величенков А. Без фронта и тыла: Беседа с председате¬лем Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РФ // Российская газета. — 2002. — 31 янв.
37. Владимиров Д. Госдума снова несет потери // Россий¬ская газета. — 2002. — 22 авг.
38. Владыкин А. Хочешь выпить — голосуй! // Российская газета. — 1998. — 4 апр.
39. Власихин В. А. Определения преступлений, относя¬щихся к коррупции, по законодательству США (обзор нор¬мативных актов и литературы) // Борьба с коррупцией: Материалы международной конференции «Международ¬ное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступ¬ностью и коррупцией». — Екатеринбург, 2000.
40. Волженкин Б. В. Коррупция в России // Криминоло¬гия — XX век / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальнико¬ва. — СПб., 2000.
41. Волков А. Народ отвечает за элиту // Российская газе¬та. — 2002. — 25 июля.
42. Волуев В.Н., Макарычев А.С. Коррупция в России: политологические подходы // Коррупция в России: муни¬ципальные, региональные, федеральные и международ¬ные аспекты: Аналитический доклад. — Н. Новгород, 2000.
43. Воробьев В. Выбирает тот, кто знает // Российская га¬зета. — 2002. — 15 июня.
44. Голубев А. А., Елеськин М. В. Влияние коррупцион¬ной связи в экологопользовании // Сборник научных тру¬дов Московского гуманитарно-экономического института. Часть 1: Гуманитарные науки. Юридические науки. — 2001. —№1.
45. Горшенков Г. Н. Криминологическая ситуация в сфере коммерческой деятельности // Вестник КРАГСиУ. Госу¬дарство и право. — 2002. — № 5.
46. Груздева А. П. Некоторые факторы, детерминирующие электоральную преступность в современной России // Ве¬стник научных трудов Нижнекамского филиала Москов¬ского гуманитарно-экономического института. Вып. 3. Часть 2: Вопросы борьбы с преступностью. — Нижне-камск, 2001.
47. Груздева А. П. Понятие и некоторые формы проявле¬ния преступлений, совершаемых в условиях избиратель¬ного процесса // Следователь. — 1999. — № 12.
48. Груздева А. П. Факторы, детерминирующие электо¬ральную преступность в современной России // Следова¬тель. — 2002. — № 2.
49. Груздева А. П. Электоральная преступность: понятие и некоторые формы ее проявления в современной России // Вопросы национальной безопасности в исследованиях правоведов: Сборник научных трудов / Под ред. Г. Н. Горшенкова. — Сыктывкар, 2000.
50. Диагностика российской коррупции // Чистые руки.— 2002. —№5.
51. Диагностика российской коррупции: социологичес¬кий анализ // Российская газета. — 2002. — 7 авг.
52. Дибиров А.-Н. 3., Пронский Л. М. О природе полити¬ческой власти // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. — 2002. — № 2.
53. Долгова А.И. Власть как криминологическая пробле¬ма // Преступность и власть. Материалы конференции. — М., 2000.
54. Долгова А.И. Конвенция об уголовной ответственнос¬ти за коррупцию: Статьи 1-27 с постатейным коммента¬рием // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. — М.: Российская криминологическая ассоци-ация, 2002.
55. Долгова А. И., Аргунова Ю. Н., Астанин В. В. и др. Преступность в России и ее изменения в конце XX века //Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Под ред. проф. А. И. Долговой. — М.: Российская криминологичес¬кая ассоциация, 2001.
56. Долгова А.И., Астанин В. В., Дзюба Д. И. и др. Дея¬тельность организованной преступности в политической сфере жизни общества // Организованная преступность, миграция, политика / Под ред. проф. А. И. Долговой. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.
57. Елесъкин М.В. Некоторые проблемы борьбы с корруп¬цией в экологопользовании // Экологическое право. — 2000. — №1.
58. Елесъкин М.В. Некоторые проблемы борьбы с корруп¬цией в экологопользовании // Следователь. — 2001. — №1.
59. Епихин А.Ю., Мазохин О.Б. О «касте неприкасаемых» и «государственной воле» в борьбе с коррупцией в период НЭПа//Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. — М.: РКА, 2002.
60. Есипов В.М. Криминализация экономических отноше¬ний в России: Монография. — М.: МИ МВД России, 2001.
61. Ефремов И.А. Организованная преступность и крими¬налистические возможности борьбы с ней // Закономер¬ности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. проф. А. И. Долговой. — М., 2001.
62. Жалинский А.Э. Законодательство о должностных пре¬ступлениях нуждается в изменении // Советское государ¬ство и право. — 1988. — № 1.
63. Ждамиров В.А. К вопросу о предании суду должност¬ных лиц (Пререкания между прокурором и администра¬тивным начальством) // Вопросы права. — 1911. Кн. VIII (4).
64. Закон против коррупции: вторая попытка. Основы за¬конодательства об антикоррупционной политике // Чис¬тые руки. — 2002. — № 5.
65. Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости Съезда народных депу¬татов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. — 1993.— №29.—Ст. 1114.
66. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. А. И. Долговой. — М.: Российская кри¬минологическая ассоциация, 2001.
67. Зарубин С. В. и др. Криминология: Учебно-методичес¬кое пособие для слушателей заочной формы обучения. — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.
68. Иванов М.Г. Служебно-экономическая преступность: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2002.
69. Кабанов П.А. Российская политическая криминоло¬гия в схемах и определениях. Часть Общая: Учебное посо¬бие. Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2002.
70. Кабанов П.A., Myлюков Ш.М. Политическая крими¬нология: Словарь. — Нижнекамск, 2001.
71. Калашников О. Д. Соблюдение прав человека в процес¬се борьбы с организованной преступностью и коррупцией // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Мос¬ковского гуманитарно-экономического института. Вып. 3. Часть 2: Вопросы борьбы с преступностью. — Нижне-камск, 2001.
72. Мельник Н.И. Криминологические и уголовно-право¬вые проблемы противодействия коррупции: Дисс.... докт. юрид. наук. — Киев, 2002.
73. Мельник Н.И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. — М.: Российская криминологическая ассо¬циация, 2000.
74. Остров без коррупции. На территории Республики Башкортостан реализуется проект Всемирного банка (ре¬дакционная статья) // Российская газета. — 2002. — 8 февр.
75. От выборов-99 к выборам-2000: юридические нормы и практика их применения // Российская юстиция. — 2000. — №1.
76. Попова С.А. Коррупционные преступления, соверша¬емые женщинами: теоретический аспект // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предуп¬реждения, международное сотрудничество: Сборник ста¬тей / Под ред. П.Н. Панченко, А. Ю. Чупровой, А.И. Миерия. — Н. Новгород, 2001.
77. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология: Моногра¬фия. — Н. Новгород, 1998.
78. Рокоссовская А. Билла и Хил лари Клинтон объявили коррупционерами // Российская газета. — 2002. — 27 дек.
79. Саломатин Ю.А. Борьба с коррупцией в США в XX веке и государственная модернизация // Правоведение. — 2001. — № 5.
80. Сатаров Г. Россия и коррупция: кто кого? Неэффек¬тивность власти и экономики уже привела к формирова¬нию коррупционных сетей (взгляд из России) // Чистые руки. — 2002. — №5.
81. Сатаров Г. Передел успеха // Российская газета. — 2002.— 10 дек.
82. Степашин С. Против криминализации России // Рос¬сийская юстиция. — 2000. — №1.
83. Треушников М. К. Судебная защита избирательных прав в России // Вестник МГУ. Серия 11. Право. — 2000. — №1.
84. Щедрин Н. В. Антикоррупционные меры безопасности // Коррупция и борьба с ней. — М.: Российская кримино¬логическая ассоциация, 2000.
85. Эксанова А. А. Подкуп как криминогенное преступле¬ние (понятие, виды, юридический анализ, квалификация): Дисс. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород: НА МВД Рос¬сии, 2001.
86. Эксанова А.А. Подкуп как криминогенное преступле¬ние: правовая природа, квалификация и ответственность: Монография / Под ред. П. Н. Панченко. — Н. Новгород, 2001.
87. Эминов В. Е., Максимов С. В., Мацкевич И. М. Кор¬рупционная преступность и борьба с ней: Учебное пособие.— М.: Юрист, 2001.
88. Яковлев А. Почему нет приказа бороться с коррупцией // Чистые руки. — 2000. — № 4.
89. Яни П. С, Экономические и служебные преступления.—М.,1997.
90. Яни П. С, Григорьев В. А., Трунцевский Ю. В., Юлии В. А., Доронин В. В. Коррупция в налоговой сфере: Учебное пособие. — М.: Юрист, 2002.
91. Ястребов В. Б. Предупреждение хищений социалисти¬ческого имущества на предприятиях. — М.: Знание, 1976.
92. Nye J. Corruption and political development: a cost-benefit analysis // American Political Science. — 1967. — №12(61).
93. Palmer L. The control of bureaucratize corruption. — Now-Delhi, 1987.
94. Political corruption in Canada. — Toronto, 1979.
95. Political corruption: A hand book / Ed. by Heldenheimer A.J. etal. — Oxford, 1989.
96. Steffens L. The struggle for self Government Being an Attempt to Troce American Political Corruption to its Sources in six States of the US With a Didication to the Czar. — New-York, 1906.