РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы познавательной деятельности и межпредметных связей 9
1.1 Сущность, структура, особенности организации учебно-познавательной деятельности 9
1.2 Познавательный интерес как эмоциональная регуляция
познавательной деятельности учащихся 20
1.3 Влияние межпредметных связей на развитие познавательной
деятельности, интересов и умений учащихся 29
1.4 Формы и методы реализации познавательной деятельности
учащихся на уроке истории 37
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития познавательной деятельности учащихся 52
2.1 Диагностическое исследование познавательной деятельности при
реализации межпредметных связей 52
2.2 Формирование познавательной деятельности в условиях проектной
деятельности на междисциплинарной основе 65
2.3 Анализ результатов исследования познавательной деятельности
учащихся в процессе реализации межпредметных связей 71
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение 1. Анкета «Анализ познавательной активности учащихся»
по методике Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой 96
Приложение 2. Анкета «Направленность на приобретение знаний» по
методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой 101
Приложение 3. Методика Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой 103
Приложение 4. Описание проекта «Декабристы 107
Приложение 5. Адаптированный конспект урока по истории на тему: «Общественная жизнь при Александре I» 109
Приложение 6. Адаптированный интегрированный урок по истории на тему: «Восстание декабристов»
Глава 1. Теоретические основы познавательной деятельности и межпредметных связей 9
1.1 Сущность, структура, особенности организации учебно-познавательной деятельности 9
1.2 Познавательный интерес как эмоциональная регуляция
познавательной деятельности учащихся 20
1.3 Влияние межпредметных связей на развитие познавательной
деятельности, интересов и умений учащихся 29
1.4 Формы и методы реализации познавательной деятельности
учащихся на уроке истории 37
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития познавательной деятельности учащихся 52
2.1 Диагностическое исследование познавательной деятельности при
реализации межпредметных связей 52
2.2 Формирование познавательной деятельности в условиях проектной
деятельности на междисциплинарной основе 65
2.3 Анализ результатов исследования познавательной деятельности
учащихся в процессе реализации межпредметных связей 71
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение 1. Анкета «Анализ познавательной активности учащихся»
по методике Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой 96
Приложение 2. Анкета «Направленность на приобретение знаний» по
методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой 101
Приложение 3. Методика Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой 103
Приложение 4. Описание проекта «Декабристы 107
Приложение 5. Адаптированный конспект урока по истории на тему: «Общественная жизнь при Александре I» 109
Приложение 6. Адаптированный интегрированный урок по истории на тему: «Восстание декабристов»
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развития познавательной деятельности 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Современная система образования направлена на то, чтобы сформировать интеллектуально-развитую личность с целостным представлением о мире, способную к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей жизни. Содержание курсов истории помогает каждому человеку понять прошлое и настоящее, лучше осознать себя и свою роль в обществе. Что, в свою очередь, соответствует тенденциям гуманизации образования.
Требования, представленные в ФГОС ООО и в Историко-культурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. Наш предмет имеет огромный потенциал для развития познавательной деятельности. Согласно историко-культурному стандарту важнейшей задачей преподавания истории в школе является выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам, явлениям через активную деятельность ученика на уроке. ФГОС устанавливает требования к результатам обучения в числе которых знания межпредметных понятий и универсальных учебных действий и умение их использовать в учебно-познавательной деятельности. [43, 41] Это требует исследования способов реализации межпредметных связей на уроках истории, способствующих развитию познавательной деятельности учащихся. Кроме того, в современных условиях наблюдается слабая подготовка педагогических кадров в использовании межпредметных заданий, способствующих активизации познавательной деятельности.
Значительный вклад в развитие теории познавательной деятельности внесли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова, Ш.А. Амонашвили и другие, каждый из которых внес свой вклад в решение проблемы.
Интерес к изучению познавательной деятельности учащихся нашло свое отражение в диссертационных работах В.В. Садовой, В.В. Дубининой, Е.В. Коноваловой и др.
Однако нужной информации о развитии познавательной деятельности посредством межпредметных связей в 8-х классах нами выявлено не было. Проблема недостаточно изучена для данной возрастной категории.
В связи с этим возникает ряд противоречий:
- между необходимостью использования новых форм и методов обучения в процессе развития познавательной деятельности и недостаточной профессиональной подготовкой педагогов;
- между современными требованиями образования в подготовке всесторонне-развитой личности, и недостаточностью межпредметных заданий для развития познавательной деятельности;
- между наличием большого количества межпредметных связей с курсом истории и неиспользованием их на уроке из-за недостаточной разработанности методической базы.
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Актуальность обозначенной проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие познавательной деятельности 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей».
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Исходя из цели и предмета, формируется гипотеза исследования. Она заключается в том, что развитие познавательной деятельность учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, расширяющий школьную программу, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 8-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать в теории и практике состояние проблемы развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей;
- выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории в условиях интеграции;
- разработать проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории, реализуя межпредметные связи.
достижения отечественной педагогики и психологии, а именно, психологической стороной познавательной деятельности занимались В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, в дидактическом плане проблема рассматривалась О.Б. Даутовой, Ю.К. Бабанским и Г.И. Щукиной, познавательный интерес стал основой исследований Г.И. Щукиной и П.П. Блонского; концепции и подходы: системно-деятельностный, компетентностный, культорологический.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ познавательной деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Кроме того, использовались следующие методики исследования: Авторские методики анкетирования: - анализ познавательной активности учащихся (Бойко Ю.В., Червякова Л.А.);
- «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П. и Курдюкова Н.А.);
- методика Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю., направленная на выявление интереса к изучению истории.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужила общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты сущность, структура и особенности процесса развития познавательной деятельности учащихся и реализации межпредметных связей;
- определены, научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «межпредметные связи», «интеграция», «межпредметные умения». Обоснована педагогическая целесообразность и методическая необходимость проведения интегрированных уроков в процессе изучения истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- материалы исследования могут быть использованы учителями как истории, так и других смежных предметов в процессе обучения школьников;
- предложены апробированные межпредметные проблемные и творческие задания, которые являются средством овладения опытом познавательной деятельности при изучении истории;
- разработан межпредметный проект, направленный на повышение познавательной деятельности учащихся 8-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой исходных положений выпускной квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Всего по теме исследования опубликована одна научная работа в сборнике «Урок в современной школе» на тему: «Игровые технологи как инновационный вид познавательной деятельности на уроках истории и обществознания. Описание опыта работы» В соавторстве с учителем истории первой квалификационной категории ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ Дурмановой С.В. Общий объем 3 п.л.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы 95 страниц.
Современная система образования направлена на то, чтобы сформировать интеллектуально-развитую личность с целостным представлением о мире, способную к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей жизни. Содержание курсов истории помогает каждому человеку понять прошлое и настоящее, лучше осознать себя и свою роль в обществе. Что, в свою очередь, соответствует тенденциям гуманизации образования.
Требования, представленные в ФГОС ООО и в Историко-культурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. Наш предмет имеет огромный потенциал для развития познавательной деятельности. Согласно историко-культурному стандарту важнейшей задачей преподавания истории в школе является выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам, явлениям через активную деятельность ученика на уроке. ФГОС устанавливает требования к результатам обучения в числе которых знания межпредметных понятий и универсальных учебных действий и умение их использовать в учебно-познавательной деятельности. [43, 41] Это требует исследования способов реализации межпредметных связей на уроках истории, способствующих развитию познавательной деятельности учащихся. Кроме того, в современных условиях наблюдается слабая подготовка педагогических кадров в использовании межпредметных заданий, способствующих активизации познавательной деятельности.
Значительный вклад в развитие теории познавательной деятельности внесли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова, Ш.А. Амонашвили и другие, каждый из которых внес свой вклад в решение проблемы.
Интерес к изучению познавательной деятельности учащихся нашло свое отражение в диссертационных работах В.В. Садовой, В.В. Дубининой, Е.В. Коноваловой и др.
Однако нужной информации о развитии познавательной деятельности посредством межпредметных связей в 8-х классах нами выявлено не было. Проблема недостаточно изучена для данной возрастной категории.
В связи с этим возникает ряд противоречий:
- между необходимостью использования новых форм и методов обучения в процессе развития познавательной деятельности и недостаточной профессиональной подготовкой педагогов;
- между современными требованиями образования в подготовке всесторонне-развитой личности, и недостаточностью межпредметных заданий для развития познавательной деятельности;
- между наличием большого количества межпредметных связей с курсом истории и неиспользованием их на уроке из-за недостаточной разработанности методической базы.
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Актуальность обозначенной проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие познавательной деятельности 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей».
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Исходя из цели и предмета, формируется гипотеза исследования. Она заключается в том, что развитие познавательной деятельность учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, расширяющий школьную программу, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 8-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать в теории и практике состояние проблемы развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей;
- выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории в условиях интеграции;
- разработать проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории, реализуя межпредметные связи.
достижения отечественной педагогики и психологии, а именно, психологической стороной познавательной деятельности занимались В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, в дидактическом плане проблема рассматривалась О.Б. Даутовой, Ю.К. Бабанским и Г.И. Щукиной, познавательный интерес стал основой исследований Г.И. Щукиной и П.П. Блонского; концепции и подходы: системно-деятельностный, компетентностный, культорологический.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ познавательной деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Кроме того, использовались следующие методики исследования: Авторские методики анкетирования: - анализ познавательной активности учащихся (Бойко Ю.В., Червякова Л.А.);
- «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П. и Курдюкова Н.А.);
- методика Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю., направленная на выявление интереса к изучению истории.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужила общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты сущность, структура и особенности процесса развития познавательной деятельности учащихся и реализации межпредметных связей;
- определены, научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «межпредметные связи», «интеграция», «межпредметные умения». Обоснована педагогическая целесообразность и методическая необходимость проведения интегрированных уроков в процессе изучения истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- материалы исследования могут быть использованы учителями как истории, так и других смежных предметов в процессе обучения школьников;
- предложены апробированные межпредметные проблемные и творческие задания, которые являются средством овладения опытом познавательной деятельности при изучении истории;
- разработан межпредметный проект, направленный на повышение познавательной деятельности учащихся 8-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой исходных положений выпускной квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Всего по теме исследования опубликована одна научная работа в сборнике «Урок в современной школе» на тему: «Игровые технологи как инновационный вид познавательной деятельности на уроках истории и обществознания. Описание опыта работы» В соавторстве с учителем истории первой квалификационной категории ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ Дурмановой С.В. Общий объем 3 п.л.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы 95 страниц.
Модернизация современного образования настоятельно требует поиска новых путей его совершенствования. Одним из таких путей является развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории в условиях межпредметной интеграции.
Теоретическое изучение развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов в условиях интеграции истории с другими предметами, проведенное нами педагогическое исследование позволили нам подтвердить выдвинутую ранее гипотезу и сделать следующие выводы:
1. Ученые по-разному трактуют понятие «учебно-познавательная деятельность», но все они сходятся в одном - эта деятельность может быть организована как самим обучающимся, так и с помощью педагога. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделяли основные составляющие учебно-познавательной деятельности: 1) мотивация, 2) учебная задача, 3) учебное действие, 4) контроль, 5) оценка.
Активатором познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес складывается в процессе всей жизнедеятельности человека. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы и может служить мотивом, если ученик готов совершенствовать свою деятельность. Задача современной школы и учителя последовательно формировать познавательный интерес, включая учеников в активную самостоятельную деятельность.
Для наиболее полного усвоения и систематизации полученных знаний реализуются межпредметные связи. В процессе решения межпредметных задач у учащихся формируются навыки познавательной деятельности.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели сформированности познавательной деятельности учащихся 8-х классов. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой. Было выявлено, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства сформирована средняя познавательная активность. Однако контрольная группа проявила более высокие результаты на высоком и среднем уровнях познавательной активности, а низких результатов оказалось больше у экспериментальной группы. Это позволило нам сделать вывод, что контрольная группа является более познавательно активной.
Анализ результатов диагностики Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой, показал, что мотивация в исследуемом классе также находится на более низком уровне. Основная масса класса видят мотивом обучения получение отметки, а не приобретение знаний.
Методика Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. помогла нам выявить отношение учащихся непосредственно к истории. Выяснилось, что учащиеся экспериментальной группы в меньшей степени считают историю необходимым предметом, нежели контрольной. Кроме того, история не представляет для них личной значимости, интересует только фактологическая и событийная сторона предмета. Доминирует воспроизводящий способ познавательной деятельности.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить познавательную деятельность экспериментального класса. Для достижения поставленной цели нами был разработан проект, расширяющий школьную программу по истории в восьмом классе на тему: «Декабристы». Проект включал в себя межпредметные проблемные задания. В ходе реализации проекта мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, познавательная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
4. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что познавательная активность сформирована на более высоком уровне. Меньше учащихся стали проявлять низкую познавательную активность. Мотивация также повысилась. Учеников с высокой мотивацией на приобретение знаний стало больше, а учеников, интересующих отметки - меньше. Повысилось количество учащихся, для которых история интересный и необходимый предмет. Более того, способ познавательной деятельности повысился до творческо-поискового уровня.
Результаты контрольного этапа нашего эксперимента подтвердили гипотезу исследования: развитие познавательной деятельность учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 8-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Теоретическое изучение развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов в условиях интеграции истории с другими предметами, проведенное нами педагогическое исследование позволили нам подтвердить выдвинутую ранее гипотезу и сделать следующие выводы:
1. Ученые по-разному трактуют понятие «учебно-познавательная деятельность», но все они сходятся в одном - эта деятельность может быть организована как самим обучающимся, так и с помощью педагога. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделяли основные составляющие учебно-познавательной деятельности: 1) мотивация, 2) учебная задача, 3) учебное действие, 4) контроль, 5) оценка.
Активатором познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес складывается в процессе всей жизнедеятельности человека. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы и может служить мотивом, если ученик готов совершенствовать свою деятельность. Задача современной школы и учителя последовательно формировать познавательный интерес, включая учеников в активную самостоятельную деятельность.
Для наиболее полного усвоения и систематизации полученных знаний реализуются межпредметные связи. В процессе решения межпредметных задач у учащихся формируются навыки познавательной деятельности.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели сформированности познавательной деятельности учащихся 8-х классов. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой. Было выявлено, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства сформирована средняя познавательная активность. Однако контрольная группа проявила более высокие результаты на высоком и среднем уровнях познавательной активности, а низких результатов оказалось больше у экспериментальной группы. Это позволило нам сделать вывод, что контрольная группа является более познавательно активной.
Анализ результатов диагностики Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой, показал, что мотивация в исследуемом классе также находится на более низком уровне. Основная масса класса видят мотивом обучения получение отметки, а не приобретение знаний.
Методика Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. помогла нам выявить отношение учащихся непосредственно к истории. Выяснилось, что учащиеся экспериментальной группы в меньшей степени считают историю необходимым предметом, нежели контрольной. Кроме того, история не представляет для них личной значимости, интересует только фактологическая и событийная сторона предмета. Доминирует воспроизводящий способ познавательной деятельности.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить познавательную деятельность экспериментального класса. Для достижения поставленной цели нами был разработан проект, расширяющий школьную программу по истории в восьмом классе на тему: «Декабристы». Проект включал в себя межпредметные проблемные задания. В ходе реализации проекта мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, познавательная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
4. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что познавательная активность сформирована на более высоком уровне. Меньше учащихся стали проявлять низкую познавательную активность. Мотивация также повысилась. Учеников с высокой мотивацией на приобретение знаний стало больше, а учеников, интересующих отметки - меньше. Повысилось количество учащихся, для которых история интересный и необходимый предмет. Более того, способ познавательной деятельности повысился до творческо-поискового уровня.
Результаты контрольного этапа нашего эксперимента подтвердили гипотезу исследования: развитие познавательной деятельность учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 8-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Веб - квест как средство развития познавательного интереса у обучающихся 5 классов на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Методика изучения темы «Развитие железнодорожной сети Российской империи в конце XIX- начале XX вв.» на уроках истории в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



