Введение 4
Глава 1. Теоретические основы познавательной деятельности и межпредметных связей 9
1.1 Сущность, структура, особенности организации учебно-познавательной деятельности 9
1.2 Познавательный интерес как эмоциональная регуляция
познавательной деятельности учащихся 20
1.3 Влияние межпредметных связей на развитие познавательной
деятельности, интересов и умений учащихся 29
1.4 Формы и методы реализации познавательной деятельности
учащихся на уроке истории 37
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития познавательной деятельности учащихся 52
2.1 Диагностическое исследование познавательной деятельности при
реализации межпредметных связей 52
2.2 Формирование познавательной деятельности в условиях проектной
деятельности на междисциплинарной основе 65
2.3 Анализ результатов исследования познавательной деятельности
учащихся в процессе реализации межпредметных связей 71
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение 1. Анкета «Анализ познавательной активности учащихся»
по методике Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой 96
Приложение 2. Анкета «Направленность на приобретение знаний» по
методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой 101
Приложение 3. Методика Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой 103
Приложение 4. Описание проекта «Декабристы 107
Приложение 5. Адаптированный конспект урока по истории на тему: «Общественная жизнь при Александре I» 109
Приложение 6. Адаптированный интегрированный урок по истории на тему: «Восстание декабристов»
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развития познавательной деятельности 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Современная система образования направлена на то, чтобы сформировать интеллектуально-развитую личность с целостным представлением о мире, способную к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей жизни. Содержание курсов истории помогает каждому человеку понять прошлое и настоящее, лучше осознать себя и свою роль в обществе. Что, в свою очередь, соответствует тенденциям гуманизации образования.
Требования, представленные в ФГОС ООО и в Историко-культурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. Наш предмет имеет огромный потенциал для развития познавательной деятельности. Согласно историко-культурному стандарту важнейшей задачей преподавания истории в школе является выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам, явлениям через активную деятельность ученика на уроке. ФГОС устанавливает требования к результатам обучения в числе которых знания межпредметных понятий и универсальных учебных действий и умение их использовать в учебно-познавательной деятельности. [43, 41] Это требует исследования способов реализации межпредметных связей на уроках истории, способствующих развитию познавательной деятельности учащихся. Кроме того, в современных условиях наблюдается слабая подготовка педагогических кадров в использовании межпредметных заданий, способствующих активизации познавательной деятельности.
Значительный вклад в развитие теории познавательной деятельности внесли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова, Ш.А. Амонашвили и другие, каждый из которых внес свой вклад в решение проблемы.
Интерес к изучению познавательной деятельности учащихся нашло свое отражение в диссертационных работах В.В. Садовой, В.В. Дубининой, Е.В. Коноваловой и др.
Однако нужной информации о развитии познавательной деятельности посредством межпредметных связей в 8-х классах нами выявлено не было. Проблема недостаточно изучена для данной возрастной категории.
В связи с этим возникает ряд противоречий:
- между необходимостью использования новых форм и методов обучения в процессе развития познавательной деятельности и недостаточной профессиональной подготовкой педагогов;
- между современными требованиями образования в подготовке всесторонне-развитой личности, и недостаточностью межпредметных заданий для развития познавательной деятельности;
- между наличием большого количества межпредметных связей с курсом истории и неиспользованием их на уроке из-за недостаточной разработанности методической базы.
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Актуальность обозначенной проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие познавательной деятельности 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей».
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Исходя из цели и предмета, формируется гипотеза исследования. Она заключается в том, что развитие познавательной деятельность учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, расширяющий школьную программу, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 8-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать в теории и практике состояние проблемы развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей;
- выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории в условиях интеграции;
- разработать проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории, реализуя межпредметные связи.
достижения отечественной педагогики и психологии, а именно, психологической стороной познавательной деятельности занимались В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, в дидактическом плане проблема рассматривалась О.Б. Даутовой, Ю.К. Бабанским и Г.И. Щукиной, познавательный интерес стал основой исследований Г.И. Щукиной и П.П. Блонского; концепции и подходы: системно-деятельностный, компетентностный, культорологический.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ познавательной деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Кроме того, использовались следующие методики исследования: Авторские методики анкетирования: - анализ познавательной активности учащихся (Бойко Ю.В., Червякова Л.А.);
- «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П. и Курдюкова Н.А.);
- методика Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю., направленная на выявление интереса к изучению истории.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужила общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты сущность, структура и особенности процесса развития познавательной деятельности учащихся и реализации межпредметных связей;
- определены, научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «межпредметные связи», «интеграция», «межпредметные умения». Обоснована педагогическая целесообразность и методическая необходимость проведения интегрированных уроков в процессе изучения истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- материалы исследования могут быть использованы учителями как истории, так и других смежных предметов в процессе обучения школьников;
- предложены апробированные межпредметные проблемные и творческие задания, которые являются средством овладения опытом познавательной деятельности при изучении истории;
- разработан межпредметный проект, направленный на повышение познавательной деятельности учащихся 8-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой исходных положений выпускной квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Всего по теме исследования опубликована одна научная работа в сборнике «Урок в современной школе» на тему: «Игровые технологи как инновационный вид познавательной деятельности на уроках истории и обществознания. Описание опыта работы» В соавторстве с учителем истории первой квалификационной категории ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ Дурмановой С.В. Общий объем 3 п.л.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы 95 страниц.
Модернизация современного образования настоятельно требует поиска новых путей его совершенствования. Одним из таких путей является развитие познавательной деятельности учащихся 8-х классов на уроках истории в условиях межпредметной интеграции.
Теоретическое изучение развития познавательной деятельности учащихся 8-х классов в условиях интеграции истории с другими предметами, проведенное нами педагогическое исследование позволили нам подтвердить выдвинутую ранее гипотезу и сделать следующие выводы:
1. Ученые по-разному трактуют понятие «учебно-познавательная деятельность», но все они сходятся в одном - эта деятельность может быть организована как самим обучающимся, так и с помощью педагога. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделяли основные составляющие учебно-познавательной деятельности: 1) мотивация, 2) учебная задача, 3) учебное действие, 4) контроль, 5) оценка.
Активатором познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес складывается в процессе всей жизнедеятельности человека. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы и может служить мотивом, если ученик готов совершенствовать свою деятельность. Задача современной школы и учителя последовательно формировать познавательный интерес, включая учеников в активную самостоятельную деятельность.
Для наиболее полного усвоения и систематизации полученных знаний реализуются межпредметные связи. В процессе решения межпредметных задач у учащихся формируются навыки познавательной деятельности.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели сформированности познавательной деятельности учащихся 8-х классов. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой. Было выявлено, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства сформирована средняя познавательная активность. Однако контрольная группа проявила более высокие результаты на высоком и среднем уровнях познавательной активности, а низких результатов оказалось больше у экспериментальной группы. Это позволило нам сделать вывод, что контрольная группа является более познавательно активной.
Анализ результатов диагностики Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой, показал, что мотивация в исследуемом классе также находится на более низком уровне. Основная масса класса видят мотивом обучения получение отметки, а не приобретение знаний.
Методика Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. помогла нам выявить отношение учащихся непосредственно к истории. Выяснилось, что учащиеся экспериментальной группы в меньшей степени считают историю необходимым предметом, нежели контрольной. Кроме того, история не представляет для них личной значимости, интересует только фактологическая и событийная сторона предмета. Доминирует воспроизводящий способ познавательной деятельности.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить познавательную деятельность экспериментального класса. Для достижения поставленной цели нами был разработан проект, расширяющий школьную программу по истории в восьмом классе на тему: «Декабристы». Проект включал в себя межпредметные проблемные задания. В ходе реализации проекта мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, познавательная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
4. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что познавательная активность сформирована на более высоком уровне. Меньше учащихся стали проявлять низкую познавательную активность. Мотивация также повысилась. Учеников с высокой мотивацией на приобретение знаний стало больше, а учеников, интересующих отметки - меньше. Повысилось количество учащихся, для которых история интересный и необходимый предмет. Более того, способ познавательной деятельности повысился до творческо-поискового уровня.
Результаты контрольного этапа нашего эксперимента подтвердили гипотезу исследования: развитие познавательной деятельность учащихся 8-х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 8-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе/ Ш. А. Амонашвили// Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 36 - 41.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика/ Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1983.
3. Батурина Г.И. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе / Г.И. Батурина// Советская педагогика. - 1974. - № 5. С. 46-51.
4. Беспечанский В. П. Формирование исторического мышления школьников/Под ред. В.П. Беспечанского. - Челябинск, 1974 -1976. - Вып.1- 3.
5. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности/ В.А. Беликов. - Челябинск: Факел, 1995 - 141 с.
6. Блонский П.П. Педагогика. / П.П. Блонский. - 4-е изд. М., 1924. -С. 76.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения./П.П. Блонский. - М., 1961. - С.141.
8. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения./П.П. Блонский. - М., 1961. - С. 126.
9. Блонский П.П. Что нам взять от Долтонского плана // На путях к новой школе. №3. 1924. - 121 с.
10. Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей /Н.Ф. Борисенко// Советская педагогика. - 1971. - № 1. с. 4-24.
11. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. зведений/ Е.Е. Вяземский О.Ю. Стрелова. - М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
12. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе/ П.В. Гора. - М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
13. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника/ В.В. Давыдов. - М, 1990. - С. 12-27.
14. Давыдов В.В. Учебная деятельность// Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - 2 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - с. 497.
15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования - М Педагогика, 1986 - 240 с. - (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
16. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/Отв.ред. Н.Г. Дайри. - М., 1978. - Ч2. - Гл. XVII.
17. Данильченко М.Г. П.П. Блонский о формировании интереса к учению и желании школьников учиться как об условиях их успешного учения / М.Г. Данильченко, Е.Р. Артамонова// Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1988. - 217 с.
18. Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьников на уроке в условиях ФГОС/О.Б. Даутова. - Санкт- Петербург: КАРО, 2016. - 184 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
19. Дорожкина Н. Как готовить интегрированные уроки: история + литература/ Н.Дорожкина, Т.Нехорошева. Е.Семыкина, О.Ковальчук - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первое сентября», серия «История». Вып.3 (9)).
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология./И.А. Зимняя.- М.: Логос, 2000. 384 с. С.191;
21. Клименко В.С. Современный урок: Проблемно-диалогическое обучение/В.С. Клименко// Сборник Урок в современной школе. 2018. - С. 3345,
22. Колоскова А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/ Под ред. А.Г. Колоскова. - М., 1984. - 272 с.
23. Коновалова Е.В. Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов: дис. на соискание ученой степени кан. пед. наук. - Казань 2007. - С.81.
24. Космаенко Л.М. Эмоциональное побуждение познавательной
деятельности учащихся на уроке. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности/ Л.М. Космаенко// Межвузовский сборник научных трудов-Волгоград: ВПИ им. А.С.
Серафимовича, 1988 - 150 с.
25. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С. 11—106.
26. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей/ И.Я. Лернер. - М., 1982.
27. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно
воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов./ В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
28. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе/ И.Д. Зверев, В.Н. Максимова /- М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
29. Подлиняев О.Л. «Формирование познавательных интересов на уроках физики/ О.Л. Подлиняев // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов-Волгоград: ВПИ им. А.С. Серафимовича, 1988. С. 94;
30. Рахимов А.З. Роль учебной деятельности в развитии познавательных возможностей учащихся/ А.З. Рахимов//Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов-Волгоград: ВПИ им. А.С. Серафимовича, 1988. - С.100-101.
31. Рахманина Н.Н. Проблемный подход к реализации межпредметных связей/Н.Н. Рахманина// - Преподавание истории в школе, 1972, №3, С.48.
32. Садовая В.В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения: дис. на соискание ученой степени кан. пед. наук. - Казань, 1999. - С. 99;
33. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
34. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т. Степанищев. — М., 2000. - 320 с.
35. Файзуллина А.Р. Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории/ А.Р. Файзуллина, Ф.А. Саглам// Преподавание истории в школе - 2014.- №9. - С.45-50.
36. Федорова Н.Б. Межпредметная интеграция в курсе физики: учебно-методическое пособие / Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова, А.С. Поляков; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2010. - 108 с.
37. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности./ Г.Х.Шингаров. - М.: Наука, 1971. - 224 с.
38. Школьник Л.С. Воздействие на эмоции и воздействие эмоциями в процессе коммуникации /Л.С. Школьник// Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М., 1978.
39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся./ Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1988. - 208 с. - (Труды д. чл. И чл. -кор. АПН СССР).
40. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для учащихся пед. ин-тов/ Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.
42. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С.269.
Правовые источники
43. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. - URL: https://минобрнаvки■рф С.- 5-7, 10 (дата обращения: 4.06.2018) .
44. Проект историко-культурного стандарта [Электронный ресурс]: опубликовано 1 июля 2013 года. - URL: Ы^://минобрнауки.рф с.-2 (дата обращения: 4.06.2018).
Интернет-источники
45. Бандурина Н.С. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания, [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-na-urokakh- istorii-i-obshchiestvoznaniia.html (дата обращения: 4.06.2018).
46. Вдовина О.А. Кейс-метод на уроках истории, [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/kieis-stadiia-na-urokakh-istorii.html (дата обращения: 4.06.2018).
47. Кейль С.С. Технология межпредметной деятельности на уроках истории, [Электронный ресурс]. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana- sergevna-keil/tehnologija-mezhpredmetnoi-dejatelnosti-na-urokah-istori.html (дата обращения: 4.06.2018).
48. Концепция компетентностного подхода в образовании,
[Электронный ресурс]. URL: http://radio-angusht.ru/koncepciya-
kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanп/(дата обращения: 4.06.2018).
49. Никитина Т.Е. Возрастные психолого-педагогические
особенности подростков, [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal. ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/13/vozrastnye- psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti (дата обращения: 4.06.2018).
50. Официальный сайт ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/liceum (дата обращения: 4.06.2018) .
51. Савинова Н.А. Пути установления межпредметных связей истории и обществознания, [Электронный ресурс]. URL: https://cvberleninka.m/article/v/puti-ustanovleniva-mezhpredmetnvh-swazev- istorii-i-obschestvoznaniya (дата обращения: 4.06.2018).
52. Синяков А.П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи», [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/didakticheskie-podhody-k-opredeleniyu- ponyatiya-mezhpredmetnye-svyazi (дата обращения: 4.06.2018).
53. Студенческая библиотека онлайн. Формирование умений работы
с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы, [Электронный ресурс]. URL:
http://studbooks.net/1783635/pedagogika/formirovanie umeniy protsesse obuche niya istorii (дата обращения: 4.06.2018).
54. Тохириён А.Ш. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории: опыт и проблемы, [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti- uchaschihsya-na-urokah-istorii-opyt-i-problemy (дата обращения: 4.06.2018).
55. Цейтлина М.И. Учебно-познавательные задачи как средство развития УУД, [Электронный ресурс]. URL: http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye- tekhnologii/uchebno-poznavatelnye-zadachi-kak-sredstvo-razvitiia-uud.html (дата обращения: 4.06.2018).
56. Шенгелая Е.В. Развитие ключевых компетентностей обучающихся на уроках истории и обществознания, [Электронный ресурс]. URL:https://infourok.ru/tema samoobrazovaniya razvitie klvuchevvh kompetent nostey obuchayuschihsya na urokah istorii i-353114.htm (дата обращения:
4.06.2018) .
57. Шкут Е.Ф. Возрастные особенности учащихся 7- 8-х классов,
[Электронный ресурс]. URL:
https://gymnasia2.ru/mainpsihadvice/vozrastosob/257-vozrastosobsem (дата обращения: 4.06.2018).
58. Ярославцева М.Ю. Методика работы с текстовой информацией
на уроках истории/ М.Ю. Ярославцева// История. - 2009. - №17
[Электронный ресурс]. URL:
http://his.1september.ru/view_article.php?id=200901708 (дата обращения:
4.06.2018) .