Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №34023

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития детей, занимающихся интеллектуальными видами спорта, методом арт- терапии
1.1. Эмоциональное развитие детей младшего школьного и
подросткового периодов 9
1.2. Особенности развития младших школьников и подростков, занимающихся интеллектуальным видом спорта, на примере шахматистов 18
1.3 Методы арт-терапии в психологии спорта 27
2. Организация исследования эффективности тренинговой программы с использованием арт-терапевтических методов в развитии эмоциональных проявлений у детей 7-13 лет, занимающихся шахматами
2.1 Описание выборки и дизайна исследования 34
2.2 Методы и методики исследования 35
2.2.1 Методика эмоциональной стабильности/нестабильности Г. Айзенка 35
2.2.2 Методика диагностики детской и подростковой депрессивности М.Ковакс 40
2.2.3 Методика исследования психической устойчивости и динамики
работоспособности «Таблицы Шульте» 42
2.2.4 Проективная методика исследования эмоционально-личностной
сферы «Кактус» 44
2.2.5 Методика «Пиктограммы» 49
3. Результаты и апробация арт-терапевтической программы по развитию эмоциональной сферы и саморегуляции
3.1.1 Результаты изменений показателей интроверсии/экстраверсии и
нейротизма 50
3.1.2 Результаты изменений показателей по шкалам: негативное настроение, негативная самооценка, ангедония, межличностные проблемы, личностная неэффективность 54
3.1.3 Результаты исследования параметров психологической
устойчивости, врабатываемости и эффективности работы 60
3.1.4 Результаты исследования параметров агрессивности и
тревожности 62
3.1.5 Результаты исследования параметров осознания эмоциональных
состояний 64
Заключение 73
Литература 75
Приложения 82



За последние годы актуальными стали проблемы, связанные с изучением психологических особенностей спортсменов. Особенно острыми остаются проблемы эмоциональной деятельности шахматистов. Однако, в последние годы экспериментальные исследования появляются и в отечественной психологической науке. Особенностью отрасли спортивных шахмат является то, что происходит ранняя профессионализация спортсменов. Обучение шахматному искусству происходит в общеобразовательных учреждениях, где организовываются кружки, а также в детско-юношеских школах. Последствием таких сочетаний в обучении шахматному спорту является перегруженность, отсутствие времени на отдых, а также может приводить к установлению неформальных отношений среди сверстников, которые также приводят к психоэмоциональной перегруженности. Психоэмоциональная перегруженность негативно влияет на успешность в школе, у юных спортсменов, занимающихся интеллектуальным видом спорта, сужается опыт социальных отношений, а также повышается возможность возникновения переутомляемости.
В трудах отечественной психологии имеются исследования, в которых указывается, насколько сложно преодолеваются эмоциональные стрессы, связанные с выступлением на различных уровнях соревнования. Так, Вершинин М.А., со своими коллегами пишет, что в процессе подготовки и формирования стратегического мастерства возникают трудности в преодолении эмоциональных проявлений [11 - 14]. Крогиус Н.В. обращает внимание на роль эмоциональных переживаний в шахматном спорте [34]. Тихомиров О.К. пишет о функции эмоций в формировании мышления у шахматистов [60]. Неверкович С.Д. в своих исследованиях, посвященных изучению элементов рефлексивного анализа у шахматистов, указывает на сложности описания эмоциональных процессов у юных шахматистов [45].
Основными проблемами в спортивной психологии остаются разработка и совершенствование методов психологической коррекции. Разрешение данного вопроса позволит повысить показатели в спортивных состязаниях, а также сохранить физическое и психологическое здоровье спортсменов, так как спортсмены всегда находятся в экстремальных условиях.
Применением арт-терапевтических методов в спортивной психологии занимаются А.А. Диденко, Т.Г. Карнаухова, К.И. Королева, В.И. Криличевский, В.Л. Пашута, М.А. Саморукова, И.Н. Карицкий, И.В. Лопаткова и др. [24, 31, 30, 33].
Проблема заключается в том, что недостаточно изучена роль арт- терапевтических методов в детской и подростковой спортивной психологии. Остается не изученной роль арт-терапии в коррекции эмоциональных проявлений среди детей и подростков, занимающихся шахматным спортом.
Целью нашей работы является изучение влияния арт-терапевтических методов в коррекции негативных эмоциональных проявлений у детей 7-13 лет.
Объект исследования -регуляция эмоциональных состояний детей 713 лет.
Предмет исследования - эффективность арт-терапевтических методов в эмоциональном развитии юных шахматистов.
Гипотеза исследования: методы арт-терапии могут оказывать
развивающее воздействие на эмоциональную сферу детей, занимающихся интеллектуальными видами спорта, в частности, разработанная нами программа способствует:
1. снижению уровней тревожности и агрессивности;
2. повышению самооценки, осознаванию эмоциональных состояний;
3. положительной динамике показателей по шкалам «Методики диагностики депрессивных состояний»;
4. повышению психологической устойчивости.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Составить теоретический обзор по проблеме эмоционального развития (с применением методов арт-терапии) младших школьников и подростков, занимающихся интеллектуальными видами спорта,
2. На основе теоретического анализа особенности эмоционального развития детей 7-13 лет: проанализировать особенности развития младшего школьника и подростка, занимающихся интеллектуальным видом спорта (на примере шахматистов); раскрыть метод арт-терапии как способ развития эмоциональных качеств в спорте;
3. Исследовать особенности эмоциональных проявлений детей младшего школьного возраста и подростков, занимающихся шахматным спортом;
4. Сформировать банк методик, которые позволят исследовать эмоциональные проявления детей младшего школьного возраста и подростков, занимающихся шахматным спортом и их динамику при прохождении арт-терапевтической программы;
6. Разработать арт-терапевтическую программу, направленную на эмоциональное развитие детей 7-13 лет, занимающихся шахматным спортом;
7. Апробировать и эмпирически проверить её эффективность с помощью диагностических методик, измеряющих характер эмоциональных проявлений и эффективность деятельности детей 7-13 лет, занимающихся шахматным спортом.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике отечественной и зарубежной, обобщение, систематизация.
-эмпирические методы: психодиагностика и формирующий эксперимент.
-методы обработки данных (описательная статистика и t-критерий Стьюдента для зависимых и не зависимых выборок).
Для реализации цели исследования были использованы психодиагностические методики: методика исследования диагностики степени проявления свойств, выставляемых в качестве основных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии;
русскоязычная версия опросника М. Ковакс для выявления уровней, видов, а также оценок депрессивности в младшем школьном возрасте и пубертатном периоде; тест для выявления психической устойчивости «Таблицы Шульте» предложенный А.Ю. Козыревой; методика «Пиктограмма» (используемая нами для оценки степени осознавания эмоциональных состояний); проективная методика «Кактус» с целью определения проявлений тревожности и агрессивности.
Исследование проводилось на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центральная специализированная детско-юношеская шахматная школа олимпийского резерва имени Р.Г.Нежметдинова". в исследовании приняло участие 58 человек.
Пол испытуемых: 43 мальчика, 15 девочек.
Возраст испытуемых: от 7 до 13 лет. Контрольная и экспериментальная группы были набраны в одной и той же шахматной школе, по 29 человек, сходные по возрастным и гендерным характеристикам.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. В исследовании был разработан и апробирован комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы и саморегуляции на основе арт- терапевтических методов для детей 7-13 лет, занимающихся шахматным спортом.
2. Выявлены и раскрыты особенности изменения определенных параметров эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста и подростков, занимающихся шахматным спортом при прохождении программы по развитию эмоциональной сферы и саморегуляции на основе арт-терапевтических методов.
3. Предложен новый способ применения теста «Пиктограммы» для измерения уровня осознавания эмоциональных состояний ребенком.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении использования арт-терапевтических методов в психологии детскоюношеского спорта. Установление возможности воздействия арт- терапевтических методов в спортивной психологии на детей младшего школьного возраста и подростков, занимающихся шахматным спортом
Практическая значимость исследования заключается в апробации тренинговой программы с использованием арт-терапевтических методов для развития эмоциональной сферы и саморегуляции у детей и подростков, занимающихся интеллектуальными видами спорта. Предложенную программу с использованием арт-терапевтических методов можно использовать в работе психологов детско-юношеского спорта для коррекции психоэмоциональных затруднений среди детей и подростков, занимающихся интеллектуальными видами спорта, а также стать основой других исследований, подробнее в приложении 6.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоциональная сфера детей возрасте 7-13 лет является одной из активно развивающей стороной личности. Эмоциональная сфера детей, занимающихся шахматным видом спорта зависит от результата и продуктивности профессиональной деятельности. Поэтому сформированность и развитие эмоциональной сферы является актуальной, а также мало разработанной в спортивной психологии.
Нами был сформирован банк методик по исследованию эмоциональной сферы у детей возрасте 7-13 лет. Выбранные методики соответствуют целям и задачам исследования, а также имеют высокие психометрические показатели. Была предложена авторская позиция интерпретации методики «Пиктограммы» для проведения данного исследования.
В соответствии с целью работы, её задачами и поставленной гипотезой мы исследовали особенности эмоциональной сферы детей в возрасте 7-13 лет, занимающихся шахматным видом спорта. Нами была предложена программа психологических занятий по формированию и развитию психоэмоциональной сферы с помощью арт-терапевтических методов. Предложенная программа учитывала особенности детей возрасте 7-13 лет, а также профессиональную специализацию. Предложенная программа была апробирована в экспериментальной группе.
Исходя из результатов сравнительного исследования, мы можем утверждать, что, дети, участвующие в экспериментальной группе, имеют высокие показатели по запоминанию слов обозначающих эмоциональные состояния, снижению уровня депрессивных состояний, а также проявление агрессии, во взаимоотношениях со сверстниками и партнерами в спортивной деятельности по сравнению с контрольной группой.
Исходя из полученных данных, имеется различие на достоверном уровне р=0,01, между показателями до и после эксперимента в запоминании слов, обозначающих эмоции в экспериментальной группе. Таким образом, проведённые занятия для развития эмоциональной сферы детей 7-13 лет заминающихся шахматным видом спорта имеют положительный эффект, которое подтверждается статистическими показателями, что после проведенных занятий юные шахматисты больше запоминали эмоционально - окрашенные слова, чем до экспериментального воздействия
В экспериментальной группе так же снизились уровни агрессии и тревожности. Данная динамика указывает на эффективность предложенной программы с использованием арт-терапевтических методов.
По проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:
1. Показано, что предложенная нами программа, включающая методы арт-терапии, оказывает развивающее воздействие на эмоциональную сферу детей 7-13 лет, занимающихся интеллектуальными видами спорта.
2. Установлено, что в результате участия в апробируемой арт- терапевтической программе у детей, 7-13 лет, занимающихся интеллектуальными видами спорта, происходит:
- развитие осознавания эмоциональных состояний;
- снижение тревожности и агрессивности;
- повышение самооценки, андегония, уменьшение межличностных проблем, снижение уровня личностной неэфективности;
- повышению психологической устойчивости.
3. Апробированную программу можно предлагать для практической
работы педагогу-психологу в сфере детско-юношеского спорта



1. Алецкая И.А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Весшк МДУ 1мя А.А. Куляшова, 2015. - №2(46). - C.68-74.
2. Белова А.П., Малых С.Б., Сабирова Е.З., Лобаскова М.М. Оценка депрессивности в подростковом возрасте // Вестник ЮУрГУ, 2008. - №32. - C. 10-18.
3. Бронштейн Д.И., Смолян Г.Л. Прекрасный и яростный мир (Субъективные заметки о современных шахматах) - Москва: Изд-во «Знание», 1978. - 111с.
4. Вайзман Н.П. Беречь шахматистов! (Шахматы - глазами врача и психолога) - Москва, 2006. - 87 с.
5. Валеева Э.Р., Герасимова И.С., Куприянов Р.В. Развитие личности учащегося в процессе занятий интеллектуальными видами спорта // Казанская наука, 2015. - №3. - C.141-144.
6. Варнавский С.А., Габбазова А.Я. Исследование индивидуально - типолдогических особенностей высококвалифицированных шахматистов // Индивидуально-игровые виды спорта: инновации, современные методики и опыт практического применения. Материалы Всероссийской научнопрактической интернет-конференции с международным участием. - М.: 2016. - C.29-32.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: 1984.
8. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: уч.-метод.пособие. - М.: Ось-89, 2002. - 350 с.
9. Вершин М.А., Иванова З.И. Комплекс условий формирования логического мышления шахматистов // Вестник. - 2005. - №10. - С. 142-147.
10. Вершинин М.А. Особенности формирования стратегического мастерства шахматистов / М.А. Вершинин, Ч.А. Боваев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 72-77.
11. Вершинин М.А. Принципы моделирования программы подготовки шахматистов в спортивных учреждениях России / М.А. Вершинин, А.В. Кокшаева // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 8. - С. 85-88.
12. Вершинин М.А. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - Волгоград, 2005. - 506 с.
13. Вершинин М.А., Линовицкий Е.П., Найдоски Т. Развитие творческого потенциала методами саморегуляции при подготовке юных шахматистов 12-16 лет // Фундаментальные исследования, 2014. - №11. - С. 161-164.
14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2006.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1991.
17. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т. 2, 3. Проблемы общей психологии / А.М. Матюшкина. - М.: 1983.
18. Габбазова А.Я., Варнавский С.А., Иванова С.А. Исследование интеллектуальных способностей шахматистов и шахматисток высокой квалификации // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта / под ред. ЮВю Байковского, А.В. Вощинина. - М.: РГУФКСМиТ, 2017 - C.130-134.
19. Габбазова А.Я., Иванова С.А. Исследование интеллектуальных способностей юных шахматистов младшего школьного возраста // Индивидуально-игровые виды спорта: инновации, современные методики и опыт практического применения. Материалы Всероссийской научнопрактической интернет-конференции с международным участием. - М.: 2016. - C.32-35.
20. Габбазова А.Я., Щукина Е.С. Интеллектуальная подготовка шахматистов // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта материалы Всероссийской научной интернет-конференции. 2017. С. 121-124.
21. Гонохова Т.А., Мазутская В.М. Влияния арт-терапии на
эмоциональное состояние младших школьников // В сборнике: Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов, Издательство: Горно-Алтайский государственный университет
(Горно-Алтайск), 2015. - C. 113-115.
22. Гусарова Е.Н. Влияние профессионального образования на развитие креативности // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2008. - № 1 (26). - С. 44-47.
23. Диденко А.А. Арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в спорте // Спортивный психолог. - 2012. - №3(27). - С. 68-72.
24. Дьяков И.Н. Шахматы №4. - 1926.
25. Закаблук А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1985.
26. Зинкевич-Евстингеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2007. - 176 с.
27. Ильин Е.П. Спортивная психология. - СПб.: Питер, 2017. - 639 с.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: «Питер», 2001.
29. Карицкий И.Н., Лопаткова И.В. Арт-терапия в спорте: теоретическое введение и обзор исследований // перспективы психологической науки и практики. Сб. статей Международной научнопрактической конференции. М.: «Московский государственный университет дизайна и технологии» (Москва), 2017. - С. 709-715.
30. Карнаухова Т.Г. Методы арт-терапии в коррекции психоэмоциональных состояний спортсменов // Проблемы и перспективы подготовки спортивного резерва: образование, спорт, здоровье: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Якутск, 4 декабря 2015 г.) / ред.кол.: Н. С. Дьячковская, А. К. Корнилова, Т. Д. Пермякова. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С.138-140.
31. Карпов А.Е. В далёком Багио. - Москва: Физкультура и спорт, 1981. - 192 с.
32. Королева К.И. Использование арт-терапевтической методики в работе со спортсменами с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся паралимпийским футболом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. №. 12. С.25-28.
33. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества / Н.В. Крогиус. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 183 с.
34. Куницына В. Н. Восприятие И оценка экспрессии подростками // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1973. С. 106—115.
35. Кутковой Н.А., Стефаненко Т.Г. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.11.2017).
36. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб., 2004.
37. Леонтьев А.Н. Общая психология. - М.: Смысл, 2015. - 582 с.
38. Леонтьева Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-
терапии // Леонтьева Т. В. Эмоциональное развитие подростков
средствами арт-терапии // Вестник КазГУКИ. 2014. №2. - C. 65-69.
39. Лысенко С.А. Беседы с шахматным психологом. - Москва: Русский шахматный дом, 2010. - 100 с.
40. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 639 с.
41. Моисеева Н.И., Караулова Н.И., Панюшкина С.В., Петров А.Н. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности. - Ташкент: Медицина, 1985. - 157 с.
42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: уч.для студентов вузов. - М. «Академия», 1999.
43. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. - М.,
1979.
44. Неверкович С.Д. Методика изучения элементов рефлексивного анализа у юных шахматистов / С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина, Е.Н. Кучумова // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 94-100.
45. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2006. - 284 с.
46. Петренко В.Ф., Митина О.В. Автопортрет как форма рефлексии и самопознания // Петербургский психологический журнал. 2016. №17. С.16-
47.
47. Пожарский В.А. Шахматный учебник. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. - 414 с.
48. Поткин В.А. Психологические особенности тренировочного процесса шахматистов высшей квалификации с применением инновационных компьютерных технологий. - РГУФК - М., 2011. - 5 с.
49. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Воронеж, 2000.
50. Психодиагностика детей / ред.составитель Д.Я. Райгородский. Самара. Бахрам, 2014. - 692 с.
51. Психология развития и возрастная психология / под общ.ред. Л.А. Головей. - М.: Юрайт, 2016. - 413 с.
52. Романина Е.В., Габбазова А.Я. Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // Психологический журнал, 2004. - №6. - C.77-81.
53. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2010.
54. Сафонов В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. - М.: Спорт, 2018. - 288 с.
55. Сокинина А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Воспитание и обучение, 2013 - №6. - С. 50-52.
56. Сопов В.Ф. О безальтернативности психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов // Рудиковские чтения. Материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта / под общ. ред. Байковского Ю.В., Вощинина А.В. М.: РГУФК, 2016. С.51-55.
57. Степанова М.В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста // Педагогика. Вопросы теории и практики. Изд-во Грамота. - 2016. - №4(04). - С.46-49.
58. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961.
59. Тихомиров, О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 110 с.
60. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2002.
61. Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. - №2. - C.31-45.
62. Ansari K. & Lalani F. Expressive arts therapy as a psychological intervention following sport injury // The Shield - Research Journal of Physical Education & Sports Science. 2014. Vol.9.
63. Black T.H. Using art therapy to reduce anxiety in college athletes transitioning out of sport // Notre Dame de Namur University, 2015.
64. Blodgett A.T. et al. Moving beyond words: exploring the use of an arts-based method in Aboriginal community sport research // Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2013. Vol.5, No.3. P.312-331.
65. Busanich R., McGannon K.R. & Schinke R.J. Exploring disordered eating and embodiment in male distance runners through visual narrative methods // Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2016. Vol.8, №1. P.95-112.
66. Hamburg J. Applying body therapy to dance and sport // Journal of Physical Education, Recreation & Dance. 25 Feb 2013. P.48-50.
67. Holmes P.S. & Collins D.J. The PETTLEP approach to motor imagery: A functional equivalence model for sport psychologists. Journal of Applied Sport Psychology. 2001. Issue 13(1). P.60-83.
68. Koehn S. & Dfaz-Ocejo J. Imagery intervention to increase flow state: A single-case study with middle-distance runners in the state of Qatar // International Journal of Sport and Exercise Psychology. 26 May 2016. P.1-14.
69. Marks D. Mental imagery and consciousness: A theoretical overview // A. Sheikh (Ed.) Imagery: Current Theory, Research and Application. NY: Wiley. 1983. P.96-130.
70. McNally B.T.H. Examining student athlete attitudes towards art therapy. Notre Dame de Namur University, 2015.
71. Shrier I. & Halle M. Psychological Predictors of Injury in Circus Artists: An Exploratory Study // British Journal of Sports Medicine. 2011. Issue 45. P.433-436.
72. Vealey R.S. & Greenleaf C.A. Seeing is believing: Understanding and using imagery in sport // Williams J.M. (Ed.), Applied Sport Psychology: Personal Growth to Peak Performance. NY: McGraw-Hill, 2006. P.306-348.
73. Wadeson H. & Wirtz G. The Hockey/Art Alliance // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. 2005. Issue 22(3). P.155-160.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ