Введение
Глава 1. Образ лабиринта как один из основных образов в творчестве Х.Л. Борхеса 6
Глава 2. Мотивы Х.Л. Борхеса в романе Марка Z. Данилевского «Дом
Листьев» 15
Глава 3. Мотивы Х.Л. Борхеса в романе Роберто Боланьо «2666» 33
Заключение 52
Список литературы 54
Увенчанный лаврами критиков и премий, литературный гений Хорхе Луиса Борхеса привлекал внимание как читателей, так и писателей уже в XX веке. Его новаторство и мастерство оставило след не только в литературе Латинской Америки, но и мировой, изменив в некоторых аспектах направление развития современного литературного творчества. Начиная с писателей, принадлежащих к направлению латиноамериканского «бума» - таких как Хулио Кортасар, Исабель Альенде, Марио Варгас Льоса, - которые считали Борхеса одним из главных источников литературного влияния, до современных постмодернистов, Хорхе Луис Борхес оставлял заметный след в поэтике и творческом мировосприятии писателей. Зарождавшаяся уже в Борхесовском в сборнике «Жар Буэнос-Айреса» «аргентинская эссенция», породила в шестидесятых-семидесятых годах двадцатого века в литературе Латинской Америки взрыв темы «латиноамериканской идентичности», отражение универсального в контексте аргентинского, национального.
Именно поэтому мы решили выбрать темой этого исследования мотивы Х.Л. Борхеса, отражающиеся в творчестве популярного автора США - Марка Данилевского и Роберто Боланьо - автора чилийского происхождения, умершего уже больше пятнадцати лет назад.
Исследования, встретившиеся нам, отражают отдельные аспекты рассматриваемой нами темы - например, отражение графической составляющей содержания романа у Бутройта и связь с концептом «антидома» Лотмана в работе Лены Шайлоу в случае с Марком Данилевским, постмодернистское отражение детективности романов Боланьо в работах Бенджамина Лоя, не говоря уже о бесчисленных работах, посвященных творчеству Хорхе Луиса Борхеса. Однако мы фокусируемся на комплексном сравнении влияния данного автора на двух конкретных авторов, функциях и некотором развитии перенятых техник и образов.
пространствам.
Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть отражение образа лабиринта (одного из ключевых образов творчества Борхеса) в малой прозе Борхеса и выявить выполняемые им функции;
2) проанализировать образ лабиринта в романе Марка Данилевского «Дом Листьев» с точки зрения формы, содержания и функциональности, а также проследить преемственность и новаторство Данилевского в сравнении с лабиринтом Борхеса
3) проанализировать роман Роберто Боланьо «2666» и выявить влияние аргентинского писателя в образах, мотивах и структуризации книги как таковой.
Актуальность данной дипломной работы состоит в рассмотрении результатов влияния одного из самых значимых авторов текущей постмодернистской литературной парадигмы - Хорхе Луиса Борхеса - на творчество авторов, имеющих достаточный вес в современной культуре США и Латинской Америки в целом.
Новизна данной работы заключается в комплексном сравнении авторов разных культурных пластов и поколений.
Предметом исследования являются образ лабиринта как одно из основных влияний Борхеса на творчество анализируемых нами писателей, а также некоторые другие, характерные Хорхе Луису, мотивы и особенности структуризации текста, отраженные в изучаемых романах.
Объектом исследования - формы проявления, функции и художественные особенности создания образа лабиринта и других образов и других рекуррентных мотивов Борхеса в творчестве Боланьо и Данилевского.
Материал исследования - роман Марка Z. Данилевского «Дом Листьев», рассказы Хорхе Луиса Борхеса «Дом Астерия», «Фунес помнящий», «Смерть и буссоль», «Тлен, Укбар, Orbis tertius», новелла «Абенхакан эль Бохари, погибший в своём лабиринте», божественная комедия «Семь вечеров», а также роман Роберто Боланьо «2666».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В проведенном нами исследовании мы выявили влияние на творчество выбранных нами авторов Хорхе Луиса Борхеса, изучили те техники, образы и мотивы, которые перенимают авторы, а также функции их в тексте и новаторство авторов в сравнении с Борхесом.
В выбранном для анализа романе Данилевского, а также и в романе Боланьо мы можем наблюдать использование образа, играющего огромную роль в поэтике Борхеса - образа лабиринта. Оба автора используют лабиринт как способ раскрытия персонажей, однако Данилевский - представитель современной литературы США - использует его и как способ организации текста (что является новаторством в сравнении с Борхесовским творчеством), что отсутствует у Боланьо. В свою очередь, чилийский писатель расширяет этот образ не только до размеров отдельно взятого города Санта Терезы (или же города Бессмертных у Борхеса), но всего мира - его герои блуждают по миру, потерянные, сходящие с ума, и не находят выхода.
Все три писателя, выбранные для изучения, воспринимают лабиринт как нечто враждебное: Минотавр Борхеса, да и все, кто попадает в его лабиринт, умирают, герои Данилевского едва выходят оттуда живыми (но не все), персонажи Боланьо умирают в гораздо больших масштабах, при этом читатель даже не устанавливает эмпатическую связь с жертвами.
Все три автора используют детективные элементы (например, это встречается в «Тлене» и «Смерти и буссоли» Борхеса), однако и Марк Данилевский и Боланьо подходит к этому по -новому: предлагая «материалы дела», побуждая расшифровывать, переводить и доискиваться, он подрывает доверие к самим рассказчикам, заставляя читателя сомневаться во всём сразу (а не была ли Плёнка и всё остальное лишь плодом больного сознания Труэнта и произошло ли на самом деле то, что описывает сошедший с ума Амальфитано?).
В целом, данное исследование подтверждает значимость влияния аргентинского писателя как на англоязычную, так и на испаноязычную литературу современности. Мы полагаем, что следует считать справедливым дальнейшее исследование влияния данной литературной фигуры на представителей постмодернизма двадцать первого века, ибо поэтику Борхеса, идейное и техническое наполнение его произведений продолжает привлекать внимание писателей и продолжает жить, но в уже новой, переработанной форме.
1. Данилевский, Марк З. «Дом Листьев» / Марк З. Данилевский. - Екатеринбург, 2017. - 749 с.
2. Борхес, Х.Л. «Алеф» / Х.Л. Борхес. - СПб, 2005. - C. 290-302.
3. Борхес Х.Л. «Вымышленные истории» / Х.Л. Борхес. - СПб, 1999. - C. 200-220.
4. Борхес Х.Л. «Книга песчинок» / Х.Л. Борхес. - СПб, 1990. - C. 400-412.
5. Борхес, Х.Л. «Семь вечеров» / Х.Л. Борхес - СПб, 2000. - 208 с.
6. Borges, J. L. El Aleph / J.L. Borges. - Penguin Grupo Editorial Espana, 2011. - P. 290-302.
7. Borges, J. L. Ficciones / J.L. Borges. - Alianza, 1999 - P. 200-220.
8. Borges, J.L. Obras Completas / J.L. Borges. - Emece, 1974. - P. 80-93
9. Bolano, R. Amuleto / R.Bolano - Anagrama, 1999. - P. 70-86
10. Bolano, R. Entre Parentesis / R.Bolano - Barcelona: Anagrama, 2006. - P. 150-160
11. Bolano, R. 2666 / Barcelona: Anagrama, 2006. - P. 908.
12. Danielewski, Mark Z. House of Leaves / Mark Z. Danielewski. - Pantheon, 2000. - 709 p.
Литературно-критические материалы:
13. История литератур Латинской Америки / Рос. Акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [В. Н. Вавилов и др.]; редкол.: Н. И. Балашов (гл. ред. изд.) [и др.]. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 692 с.
14. История литератур Латинской Америки / Рос. Акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [В. Н. Вавилов и др.]; редкол.: Н. И. Балашов (гл. ред. изд.) [и др.]. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 580 с.
15. История литератур Латинской Америки / Рос. Акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [В. Н. Вавилов и др.]; редкол.: Н. И. Балашов (гл. ред. изд.) [и др.]. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 692 с.
16. Книгин И. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006. - 175-180 с.
17. М.Ф. А. Индия: беспредельная мудрость. ИП Карелин, 2012. - 441 с.
18. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 346 с.
19. Толмачев, В. М. От романтизма к постмодернизму. Москва: МГУ, 2007. - 71 с.
20. Barnatan, M. R. Jorge Luis Borges. Ediciones y Publicaciones Espanolas/ Barnatan, M. R. - Buenos Aires, Gaglianone, 1972. - P. 125
21. Bolano, R. Manzoni (ed), «Roberto Bolano: acerca de Los detectives salvajes», 2002. - P. 203-204.
22. Boothroyd, D. Metaleptic Transgression and Traumatic Experience: The ‘empty Rooms, Long Hallways, and Dead Ends’ of “House of Leaves” - Lund University, 2015. - P. 10-15.
23. Bradley, E. Depression: Understanding the Symptoms, Diagnosis and Treatment Options / E. Bradley. - Contemporary Literature, 2016. - P. 2-18.
24. Bulacio, C.G. Dos Miradas sobre Borges/ Bulacio C.G. - Buenos Aires, Gaglianone, 1998. - P. 120-124.
25. Candia, A. El “paraiso infernal” en la narrativa de Roberto Bolano. Santiago de Chile: Cuarto Propio, 2011. - P. 27-86.
26. Exclusiva. Por la muerte de ocho mujeres en Campo Algodonero. El Gobierno Mexicano, condenado por 'feminicidio' en Ciudad Juarez [Электронный ресурс] // El Mundo, edicion impresa.: [сайт]. [2009]. URL: https://www.e1mundo.es/america/2009/11/19/mexico/1258636389.html (дата обращения: 25.05.2019).
27. Faraco. H.N. Borges and Dante: Echoes of a Literary Friendship// European connections (Том 20). Bern: Peter Lang, 2006. - P. 256-300
28. Garcia Ramos, A.(2008). «Ultima hora de la novela: 2666 de Roberto Bolano». Anales de Literatura Hispanoamericana (Madrid, Espana:
Universidad Complutense de Madrid) Consultado el 29 de abril de 2012. - P. 140-182.
29. Gras, Dunia, Meyer-Kreuler. El viaje imposible: En Mexico con Roberto Bolano, Zaragoza: Tropo Editores, 2010. - P. 200-250.
30. Graulund, R. Text and Paratext in Mark Z. Danielewski’s ‘House of Leaves’/ R. Graulund. - Word and Image, 2006. - P. 379-388.
31. Hagler, S. Mediating Print and Hypertext in Mark Z. Danielewski’s ‘House of Leaves’ / S. Hagler. - Mode, 2004. - P. 10-17.
32. Hamilton, N. The A-Mazing House: The Labyrinth as Theme and Form in Mark Z. Danielewski’s “House of Leaves” / N. Hamilton // Critique: Studies in Contemporary Fiction. - 2008. - № 50. - V.1. - P. 3-16.
33. Hansen, M. The Digital Topography of ‘House of Leaves’ / M. Hansen // Contemporary Literature. - 2004. - № 45. - V. 4 - P. 8-19.
34. Hermina, G.G. Poetica narrativa de Jorge Luis Borges // Hermina G. G. - Madrid, Iberoamericana Editorial, 2008. - P. 148-156.
35. Faraco, H.N. Borges and Dante: Echoes of a Literary Friendship// European connections (Том 20). - Bern, Peter Lang, 2006. - P. 165-201.
36.Irbi, J. Borges and the Idea of Utopia. - In: "The cardinal points of Borges". Oklahoma, 1971. - P. 38-82.
37. La fe en el universo literario de Jorge Luis Borges // Teoria y Critica de la Cultura y Literatura// red. Ruth Fine, Daniel Blaustein. - New York, Georg Olms Verlag, 2012. - P. 122-156.
38. Lopez-Vicuna, I. ‘The Violence of Writing: Literature and Discontent in Roberto Bolano’s “Chilean” Novels’. Journal of Latin American Cultural Studies 18.2 (2009): 155-66. Print.
39. Loy, B. Dimensiones de una escritura horroris/zada: Violencia y los limites del humor en la obra de Roberto Bolano. Frankfurt: Iberoamericana - Vervuert, 2015. - P. 2-6.
40. Loy, B. El nacimiento del detective vacunado en el espiritu de la (pos)modernidad // Forum Junge Romanistik. Graz. Апрель 2012. Vol. XXVIII. P. 4. - P. 54-89.
41. Mansi, S. The Labyrinth as an Anti-Home in Mark Z. Danielewski’s “House of Leaves” // New Horizons in English Studies, Vol. 10, No. 2, 2017. - P. 8999.
42. Manzoni, Celina. Roberto Bolano: la escritura como tauromaquia. Buenos Aires, 2002. - P. 240.
43. Manzoni, Celina. Roberto Bolano: la escritura como tauromaquia. Buenos Aires, 2002. - P. 240.
44. Merchant, P. Beyond Biopolitics: Reading Bolano’s Human Fragments // Modern Languages Open in Liverpool University. Liverpool. 2015. - P. 2-10.
45. Messling M. “2666: Die Moderne als Echolot der Globalisierung. Roberto Bolano und das Erbe Baudelaires” Nach der Hybriditat). Potsdam: Nach der Hybriditat, Potsdam Universiat, 2014. - P. 2-10.
46. Perez, A.J. Poetica de la prosa de Jorge Luis Borges: hacia una critica bakhtiniana de la literatura. Madrid: Gredos, 1986. - 208-240 p.
47. Piglia, R. Ideologia y ficcion en Borges // Punto de Vista, Vol. 2, No. 5, 1979. - P. 3-6.
48. Porque si: La dltima entrevista de Bolano a la Revista Playboy
[Электронный ресурс] // Revista Playboy: [сайт]. [2013]. URL:
https://www.theclinic.cl/2013/02/20/porque-si-la-ultima-entrevista-de-bolano- a-la-revista-playboy/ (дата обращения: 25.03.2019).
49. Poynor, R. No more rules: Graphic Design and Postmodernism. Citadel Press, 2003. - 9-29 p.
50. Rex Butler. Borges’ Short Stories: A Reader’s Guide. - Wiltshire, CPI Antony Rowe Ltd, 2010. - 16-20 c.
51.Sin, B. Visual Devices in Contemporary Prose Fiction: Gaps, Gestures, Images. Palgrave Macmillan, 2015. - 202 p.
52.Shiloh, L. The Double, the Labyrinth and the Locked Room: Metaphors of Paradox in Crime Fiction and Film. Peter Lang, 2011. - 12-30 pp.
53.Sincus, L. Does Danielewski draw, write, or both at the same time to bend our minds? [Электронный ресурс] / Sincus1. // The Familiar - URL: Thefamiliar.wordpress.com. (дата обращения: 10.05.18).