1 Введение 2
2 Понятие личности 4
3 Теории личности в психологии 8
4 Психологическая структура личности 12
5 Теоретическое и экспериментальное исследование структуры личности
16
6 Взгляд на структуру личности ведущих российских психологов 20
7 Заключение 28
8 Список литературы 29
Как наука психология обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Психология представлена человеку в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Термин «психология» в научном употреблении появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв., сфера исследований значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
Психологические исследования в XX столетии вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.
Психология с XIX в. становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Ученые, изучая психологию и поведение людей, ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке природного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личности бывают разные – гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима.
Структура личности обычно включает способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Формирование самосознания у человека начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности.
Развитие личности – это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.