Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование регулятивных универсальных учебных
действий у подростков 7
1.1 Понятие регулятивных универсальных учебных действий 7
1.2 Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у
подростков 13
1.3 Условия развития регулятивных универсальных учебных действий у
подростков 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2 Эмпирическое исследование регулятивных универсальных учебных
действий у подростков 28
2.1 Выбор методик и организация исследования 28
2.2 Результаты исследования 33
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение
Актуальность исследования обусловлено тем, что современное общество отличается стремительным внедрением в жизнь людей новых информационных технологий, которые, в свою очередь, меняют жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся к новому пониманию функции школы.
На сегодняшний день, образование направлено на формирование умения учиться. Современное образование основано на постепенный уход от традиционной формы обучения, которое предполагает передачу знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся. Основополагающим в системе образования является формирование и развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, реализовывать, контролировать и оценивать свои достижения [46].
Для достижения поставленных целей была разработана и введена в педагогическую практику система универсальных учебных действий (далее УУД). Основной особенностью ФГОС заключается в направленности на формирование УУД образовательных результатов. УУД является новой моделью образования России, которая существенно отличается от традиционной формы обучения. Формирование обще учебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Одним из видов УУД относятся регулятивные универсальные учебные действия [51].
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий позволяет реализовать поставленные задачи обществом перед системой образования. Регулятивные УУД позволяют сформировать успешную личность, способная ставить цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации [48].
Современное образование направлено на уход от традиционных форм обучения и переходу к инновационным формам. Если традиционное обучение было направлено на передачу готовых знаний детям, от уст в уста. То современное образование направлено на формирование предпосылок для самостоятельного овладения знаниями, путем проб и ошибок.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Данный подход позволяют сформировать навыки, которые необходимы для получения знаний, таким образом, что обучающиеся учатся применять свои знания на практике, а навыки позволяют добывать необходимую информацию [47].
В подростковом возрасте в связи со становлением субъектной учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции. Подростковый возраст характеризуется формированием осознанного управления поведением и деятельностью. Развитие регулятивных универсальных учебных действий способствует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности. Регулятивные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности [51].
Исходя из актуальности данной темы, было проведено исследование на тему: «Исследование регулятивных универсальных учебных действий у подростков».
Методологические основы работы: стали труды Ю.В. Громыко, А.А. Кузнецова, М.Е. Бершадского, М.В. Кларина, П.И. Третьякова, А.В. Хуторского, А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, Е.А. Трубиновой, Е.С. Савинова, А. А. Плешакова, Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой и др.
Цель исследования: выявить особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у подростков.
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические аспекты регулятивных универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста;
2) подобрать методики и провести диагностику уровня развития регулятивных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста;
3) провести анализ и интерпретацию результатов исследования развития регулятивных универсальных учебных действий;
4) определить особенности развития регулятивных универсальных действий по половым признакам.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: регулятивные универсальные учебные действия у подростков
Гипотеза исследования: предполагает что, в подростковом возрасте у девушек чаще встречается показатели низкого уровня регулятивных универсальных учебных действий, чем у юношей.
Методы исследования:
- теоретический анализ исследований по заявленной тематике;
-эмпирические (наблюдение, тестирование, опросник).
Методики исследования:
1. Методика «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н. М. Пейсахова;
2. Опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова);
3. Тест «Я - Лидер» (А.Н. Лутошкин).
База исследования: МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», с. Актаныш. В исследовании приняли участие 50 обучающихся подросткового возраста.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в работе педагогов при организации и проведении учебного процесса, с целью реализации развития регулятивных учебных действий в старших классах. Результаты могут быть использованы педагогами- психологами в оказании психолого-педагогической помощи педагогам. Также, результаты эмпирического исследования могут быть использованы студентами психолого-педагогических факультетов при написании студенческих работ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, объекта, предмета, цели, гипотезы, предмета, задач, методологических основ, методов и методик, экспериментальной базы исследования, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе также имеются рисунки и таблицы.
В соответствии с образовательным стандартом, обществу необходимы высокоразвитые личности, способные адаптироваться постоянно меняющимся условиям. На основе чего, в систему образования было введено формирование и развитие универсальных учебных действий. Овладение регулятивными учебными действиями позволяет обучающимся регулировать собственную учебную деятельность, что способствует повышению эффективности и результативности процесса обучения. Регулятивные учебные действия предполагают под собой умение ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Регулятивные учебные действия предполагают самостоятельность учащихся в процессе постановке задач и самостоятельного поиска для ее решения. В подростковом возрасте регулятивные учебные действия являются основой саморегуляции и самоорганизации. К ним относится целеполагание, планирование, контроль, оценка.
Основным средством развития саморегуляции является общение подростков со сверстниками и учителями. Для развития регулятивных учебных действий могут быть использованы следующие технология: технология проектного обучения; технология исследовательской деятельности; коммуникативно-диалоговые технологии; технология модульного обучения; кейс - технология; технология учебной игры.
Эмпирическая часть исследования была направлена на исследование психологических особенности развития регулятивных учебных действий в подростковом возрасте. Для реализации поставленных целей и задач было проведено исследование. Исследование было организовано и проведено в рамках общеобразовательной школы. В исследовании участвовали 50 обучающихся 9 классов.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», с. Актаныш.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методики:
1. Методика «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н. М. Пейсахова. По данной методике были получены следующие результаты. Обучающиеся II группы больше направлены на процесс работы, нежели на достижение результаты. Возможно, поэтому, они больше ориентированы не на подбор эффективных методов и средств достижения результатов, а на процесс их применения (как применять, на что обращать внимание и т.д.). Поэтому, педагогам необходимо обращать внимание на то, как выполняют работу обучающиеся, какие формы работы применяют, какой результаты видят в своей деятельности.
2. Опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова): обучающиеся I группы более настойчивы и целеустремлены в выполнении работы. Причем в своей работе обучающиеся более ориентированы на достижение цели и результата. В то время, когда обучающиеся II группы больше внимание уделяют самому процессу выполнения задания, возможно поэтому, обучающиеся ориентируются на менее эффективные и результативные средства и методы, которые они используют для достижения поставленных целей и задач.
3. Тест «Я - Лидер» (А.Н.Лутошкин): лидерские проявления зависят больше всего от личностных особенностей обучающихся, нежели от половых признаков.
1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет: Книга для учителей начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений. - М.: Педагогика,2009. - 176 с.
2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекс. - М.,2007. 167с.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2017. - 267с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2011. - С. 1
5. Бернштейн Н.А Физиология движений и активность. - М., 2001. - 493с.
6. Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике// Школьные технологии. - М., 2010 № 1. 2.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,2008. - 189с.
8. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Матюхина [и др.] - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2014. - 272с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
11. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - 4-е изд. - М.: Вита- Пресс, 2012.
12. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калинингр, 2002. - 107 с.
13. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.:
Просвещение. 2013. - 234с.
14. Ермолаев-Томин О.Ю. Внимание школьника. - М.: Знание, 2017. - 80 с.
15. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 2009. - 167с.
16. Зеньковский В. В. Психология детства// - М.: Просвещение, 2016.- 224 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2014 - 384 с.
18. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2011. - № 6. - С. 9-17.
19. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2013. - 248 с.
20. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М. 2013
21. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников// Вопросы психологии. - М., 2014. № 2
22. Клепинина З.А. Моделирование в системе УУД // Начальная школа. - М., 2012, С.26
23. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 2009. - 254с.
24. Корниенко Н.А. - Психология и педагогика. - М., 2018. - 367с.
25. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. 2011. - 289с.
26. Крутецкий В.А. Психология. - М., Просвещение, 2015. - 278с.
27. Кудряшова М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе. - М., Журнал «Начальная школа» №9, 2011.
28. Лукиных, Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой ученый. - М., 2015. №10.5. -
С. 17-18.
29. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
30. Мишакина Т.Л. Формирование универсальных учебных действий. - М.: Ювента, 2009. - 48с.
31. Немов Р.С. Общие основы психологии.- М.: Политиздат, 2010. - 575с.
32. Осипова,Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. - М.,2010. - №10
33. Песняева, Н.А. Учебный диалог - средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. - М., 2011. - №7
34. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
35. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
36. Пускаева Т.Д. Психологические основы современных методов обучения. - М., 2016. - 178с.
37. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 2011. - 160 с.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Народное образование. - М., 2011.- 324с.
39. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 2018. - 165с.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2009. - 264с.
41. Строганова Л. В. Уроки практической психологии в начальной школе. - М.: Центр пед. образования, 2017. - 172 с.
42. Теплова А.А. Характеристика универсальных учебных действий. - М.,2011
43. Тепляков С.О. Интеллектуальное развитие// Начальная школа. - М., №4. 2016. С 36.
44. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьников. - Ярославль, 2012. - 289с.
45. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Альта-Принт,2005. - 1216 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010. 29 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2010.
49. Фельдштейн Д.И Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 2008. - 278с.
50. Фоминых М. В. Инновационные технологии в педагогике: игровое моделирование. Гуманитарные и социальные науки. Ростов: № 5. С. 70-76
51. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2015. - 215с.
52. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. - М., 2011 - 268с.
53. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010. - 169с
54. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?. - Рига: Эксперимент, 2010
55. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия. - М., 2016
56. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Просвещение,2010. - 167с.
57. Шарапова М.Ю. Работаем по-новому // Начальная школа. - М.: Мирос 2011. -112 с.