ТРАНСФОРМАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В КАЗАНСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические и организационно-педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей 7
1.1. Развитие системы повышения квалификации учителей в России
и за рубежом 7
1.2. Инновации в системе повышения квалификации учителей химии 13
1.3. Педагогические способности учителя химии, работающего с
одаренными подростками 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная деятельность по трансформации предметной подготовки в процессе повышения квалификации учителей химии в КФУ 23
2.1. Принципы трансформации предметной подготовки на курсах
повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ 23
2.2. Разработка системы лабораторных работ по химии для курсов
повышения квалификации в зависимости от выявленных образовательных потребностей учителей 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические и организационно-педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей 7
1.1. Развитие системы повышения квалификации учителей в России
и за рубежом 7
1.2. Инновации в системе повышения квалификации учителей химии 13
1.3. Педагогические способности учителя химии, работающего с
одаренными подростками 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная деятельность по трансформации предметной подготовки в процессе повышения квалификации учителей химии в КФУ 23
2.1. Принципы трансформации предметной подготовки на курсах
повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ 23
2.2. Разработка системы лабораторных работ по химии для курсов
повышения квалификации в зависимости от выявленных образовательных потребностей учителей 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Непрерывность образования в профессии учителя считается важной частью становления его творческих возможностей, является необходимой составляющей его жизнедеятельности и условием неизменного становления персонального педагогического навыка. Повышение педагогической квалификации и профессионализма учителя идет активнее, когда личный практический навык осмысливается и взаимодействует с профессиональным навыком. Творческий подход, повышение квалификации всячески поддерживается в коллективе педагогов.
Под повышением квалификации понимается тип вспомогательного образования, который направлен на улучшение подготовки учителя при выполнении профессиональных функций. Такой вид образования учитывает освоение свежих новых теоретических и практических познаний, расширение диапазона умений и способностей, углубление осознания взаимосвязи науки и техники. Повышение квалификации считается одной из форм освоения наилучшего навыка, нацеленное на улучшение профессиональной деятельности. Главная задача повышения квалификации педагогов заключается в том, чтобы ввести соотношение между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, каждый день возрастающими общественными притязаниями к его личности и работы и уровнем передовых научных познаний, определяющих основу управленческих процессов в системе образования.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях изменения образовательных потребностей ученика и, следовательно, учителя имеет место трансформация общего химического образования. Это влечет за собой необходимость изменений в предметной подготовке учителя на курсах повышения его квалификации. Следовательно, актуальность настоящего исследования, связанного с трансформацией предметной подготовки учителя химии на курсах повышения квалификации в Казанском федеральном университете, не вызывает сомнений.
Цель исследования: изучить образовательные потребности школьных учителей химии и разработать лабораторный практикум для курсов повышения квалификации в Казанском федеральном университете в условиях трансформации химического образования.
Объектом исследования является процесс становления и развития системы повышения квалификации учителей в области химического образования.
Предметом исследования является трансформация химического образования на курсах повышения квалификации учителей в Казанском федеральном университете.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение образовательных потребностей школьных учителей химии и разработка соответствующего лабораторного практикума для курсов повышения квалификации учителей в Казанском федеральном университете в условиях трансформации химического образования будут успешными, если:
- выявлены теоретические и организационно-педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей;
- определены принципы трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ, и разработана система лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации учителей КФУ;
- экспериментально установлено соответствие трансформации предметной подготовки учителей химии на курсах повышения квалификации в КФУ их потребностям;
- проведено исследование успешности и полезности курсов повышения квалификации в двух направлениях. Первое направление связано с анализом удовлетворенности учителей от занятий на курсах повышения квалификации, а второе - с результатами по совершенствованию проводимых занятий на курсах повышения квалификации, которые будут учтены в дальнейшей работе.
Согласно цели и заявленной гипотезе на решение выносятся следующие задачи:
1) выявить теоретические и организационно-педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей;
2) определить принципы трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ, и разработать систему лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации учителей КФУ;
3) экспериментально установить соответствие трансформации предметной подготовки учителей химии на курсах повышения квалификации в КФУ их потребностям.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный с учетом образовательных потребностей школьных учителей лабораторный практикум для курсов повышения квалификации КФУ может быть использован в любых учреждениях системы повышения квалификации работников образования с целью развития их практических умений в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
При написании работы использовался комплекс методов исследования:
Теоретические методы: метод анализа психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; метод интерпретации и обобщения. Эмпирические методы: разработка и апробация лабораторных работ по химии для учителей; проведение опроса среди учителей с целью выявления образовательных потребностей в области химических знаний с последующим анализом и выводами по результатам исследования.
Результаты исследования были обобщены, обсуждены и опубликованы на конференциях различного уровня: итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ (2016-2017, 2017-2018 учебные года), 64 и 65-ой Всероссийской научно-практической конференции (ВНПК) химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования» (СПб., 2017, 2018 гг.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические и организационно- педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей, выявлены инновации в этой системе, описаны педагогические способности учителя химии, работающего с одаренными подростками.
Вторая глава посвящена описанию принципов трансформации предметной подготовки в процессе повышения квалификации в Центре практических компетенций учителя химии КФУ и разработке системы лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации, а также анализу результатов опытно-экспериментальной деятельности.
В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлена разработанная система лабораторных работ для учителей химии, посещающих курсы повышения квалификации, а также проводившиеся тесты.
Под повышением квалификации понимается тип вспомогательного образования, который направлен на улучшение подготовки учителя при выполнении профессиональных функций. Такой вид образования учитывает освоение свежих новых теоретических и практических познаний, расширение диапазона умений и способностей, углубление осознания взаимосвязи науки и техники. Повышение квалификации считается одной из форм освоения наилучшего навыка, нацеленное на улучшение профессиональной деятельности. Главная задача повышения квалификации педагогов заключается в том, чтобы ввести соотношение между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, каждый день возрастающими общественными притязаниями к его личности и работы и уровнем передовых научных познаний, определяющих основу управленческих процессов в системе образования.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях изменения образовательных потребностей ученика и, следовательно, учителя имеет место трансформация общего химического образования. Это влечет за собой необходимость изменений в предметной подготовке учителя на курсах повышения его квалификации. Следовательно, актуальность настоящего исследования, связанного с трансформацией предметной подготовки учителя химии на курсах повышения квалификации в Казанском федеральном университете, не вызывает сомнений.
Цель исследования: изучить образовательные потребности школьных учителей химии и разработать лабораторный практикум для курсов повышения квалификации в Казанском федеральном университете в условиях трансформации химического образования.
Объектом исследования является процесс становления и развития системы повышения квалификации учителей в области химического образования.
Предметом исследования является трансформация химического образования на курсах повышения квалификации учителей в Казанском федеральном университете.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение образовательных потребностей школьных учителей химии и разработка соответствующего лабораторного практикума для курсов повышения квалификации учителей в Казанском федеральном университете в условиях трансформации химического образования будут успешными, если:
- выявлены теоретические и организационно-педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей;
- определены принципы трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ, и разработана система лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации учителей КФУ;
- экспериментально установлено соответствие трансформации предметной подготовки учителей химии на курсах повышения квалификации в КФУ их потребностям;
- проведено исследование успешности и полезности курсов повышения квалификации в двух направлениях. Первое направление связано с анализом удовлетворенности учителей от занятий на курсах повышения квалификации, а второе - с результатами по совершенствованию проводимых занятий на курсах повышения квалификации, которые будут учтены в дальнейшей работе.
Согласно цели и заявленной гипотезе на решение выносятся следующие задачи:
1) выявить теоретические и организационно-педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей;
2) определить принципы трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ, и разработать систему лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации учителей КФУ;
3) экспериментально установить соответствие трансформации предметной подготовки учителей химии на курсах повышения квалификации в КФУ их потребностям.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный с учетом образовательных потребностей школьных учителей лабораторный практикум для курсов повышения квалификации КФУ может быть использован в любых учреждениях системы повышения квалификации работников образования с целью развития их практических умений в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
При написании работы использовался комплекс методов исследования:
Теоретические методы: метод анализа психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; метод интерпретации и обобщения. Эмпирические методы: разработка и апробация лабораторных работ по химии для учителей; проведение опроса среди учителей с целью выявления образовательных потребностей в области химических знаний с последующим анализом и выводами по результатам исследования.
Результаты исследования были обобщены, обсуждены и опубликованы на конференциях различного уровня: итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ (2016-2017, 2017-2018 учебные года), 64 и 65-ой Всероссийской научно-практической конференции (ВНПК) химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования» (СПб., 2017, 2018 гг.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические и организационно- педагогические основы развития системы повышения квалификации учителей, выявлены инновации в этой системе, описаны педагогические способности учителя химии, работающего с одаренными подростками.
Вторая глава посвящена описанию принципов трансформации предметной подготовки в процессе повышения квалификации в Центре практических компетенций учителя химии КФУ и разработке системы лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации, а также анализу результатов опытно-экспериментальной деятельности.
В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлена разработанная система лабораторных работ для учителей химии, посещающих курсы повышения квалификации, а также проводившиеся тесты.
Данная работа была посвящена изучению актуальной темы на сегодняшний момент, касаемо трансформации химического образования на курсах повышения квалификации учителей в Казанском федеральном университете. Еще раз стоит отметить, что определение «трансформация» несет в себе значение коренного перелома, превращения и преобразования в нашем случае в химическом образовании. «Повышение квалификации» также является емким и многоаспектным понятием, которое включает в себя не только увеличение знаний в предметной области, но и создание инновационного компонента и педагогических условий для реализации новой образовательной среды.
Решение поставленных в исследовании задач позволило сформулировать следующие выводы:
1. Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что в зависимости от образовательных потребностей общества менялась и сама система подготовки учителей по разным направлениям. Под трансформацией химического образования на курсах повышения квалификации мы понимаем изменения в предметной и научно-методической подготовке действующих учителей химии, максимально отвечающих требованиям современного общества.
Эффективность инноваций в системе повышения квалификации учителей определяется качественной диагностикой исходного уровня профессионального развития учителя, умело подобранным инструментарием отслеживания результатов и пожеланий учителя, что позволяет вносить своевременные коррективы в программу профессионального развития личности.
2. Определены принципы трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ. Это принцип развития интереса к химии одаренных подростков, принцип применения цифровых лабораторий и компьютеров с целью формирования новой образовательной среды, принцип проектирования исследовательских работ и индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Разработана система лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации учителей КФУ. Система включает 10 лабораторных работ, содержащих 38 опытов, по темам школьного курса химии: «Окислительно-восстановительные реакции», «Кислородсодержащие органические соединения», «Арены. Бензол», «Алкены. Этилен», «Алкины. Ацетилен», «Сложные эфиры. Жиры. Мыла» в соответствии с запросами учителей.
3. Экспериментально установлено соответствие трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации в КФУ реальным потребностям действующих учителей химии.
Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены и цель достигнута. Нужно отметить что, проделанная нами работа — это только маленькая толика огромного исследования. Мы в дальнейшем в магистратуре по программе «Химическое образование» будем развивать данное направление.
Решение поставленных в исследовании задач позволило сформулировать следующие выводы:
1. Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что в зависимости от образовательных потребностей общества менялась и сама система подготовки учителей по разным направлениям. Под трансформацией химического образования на курсах повышения квалификации мы понимаем изменения в предметной и научно-методической подготовке действующих учителей химии, максимально отвечающих требованиям современного общества.
Эффективность инноваций в системе повышения квалификации учителей определяется качественной диагностикой исходного уровня профессионального развития учителя, умело подобранным инструментарием отслеживания результатов и пожеланий учителя, что позволяет вносить своевременные коррективы в программу профессионального развития личности.
2. Определены принципы трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации учителей химии в Центре практических компетенций учителя химии КФУ. Это принцип развития интереса к химии одаренных подростков, принцип применения цифровых лабораторий и компьютеров с целью формирования новой образовательной среды, принцип проектирования исследовательских работ и индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Разработана система лабораторных работ по химии для курсов повышения квалификации учителей КФУ. Система включает 10 лабораторных работ, содержащих 38 опытов, по темам школьного курса химии: «Окислительно-восстановительные реакции», «Кислородсодержащие органические соединения», «Арены. Бензол», «Алкены. Этилен», «Алкины. Ацетилен», «Сложные эфиры. Жиры. Мыла» в соответствии с запросами учителей.
3. Экспериментально установлено соответствие трансформации предметной подготовки на курсах повышения квалификации в КФУ реальным потребностям действующих учителей химии.
Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены и цель достигнута. Нужно отметить что, проделанная нами работа — это только маленькая толика огромного исследования. Мы в дальнейшем в магистратуре по программе «Химическое образование» будем развивать данное направление.
Подобные работы
- ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



