Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективность педагогических условий по развитию культуры речи

Работа №33946

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
674
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Школа как общеобразовательная организация 7
1.2. Основные подходы к понятию культуры речи 16
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Методология формирования культуры речи учащихся младшего школьного возраста 27
2.1. Формы и методы формирования коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации 27
2.2. Особенности развития культуры речи учащихся младшего школьного возраста 36
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49


Культура речи - это относительно новая сфера науки о языке. Она сформировалась как независимая дисциплина в XX веке. Приобщение обширных людских масс к активной социальной жизни определило цепь основных задач и вопросы роста культурного уровня человечества, в частности, величины речевой культуры. Действительно защищенным в общественной сфере может быть только гармонично развитый человек, способный преобразовывать курс содержания своей деятельности в зависимости от социально-экономических, культурно-правовых обстоятельств. Рыночные отношения требуют от людей новых качеств, подобных, инициативности, предприимчивости, профессиональной мобильности, возможности приспосабливаться в нынешних условиях, способность точно, грамотно сформулировать свои мысли. Настоящая ситуация в стране определяет потребность роста речевой культуры специалиста.
Возможность ясно и вразумительно сформулировать собственные идеи, изъясняться грамотно, умение не только привлекать внимание собственной речью - оригинальная характеристика профессионального соответствия для людей самых разнообразных специальностей: политиков, юристов, дипломатов, учителей школ и вузов, специалистов радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Огромной значимостью для развития речевой культуры будет качественный дидактический материал. Качественным дидактическим материалом являются речевые обстоятельства, изображенные в творениях отечественных и заграничных писателей. Педагогу требуется совместно с учащимися подвергать анализу эти обстоятельства и подводить итоги, обучать школьников верно, точно и последовательно излагать собственные мысли и ощущения. Благодаря этому вопрос развития культуры речи на литературном материале является основным назначением в методике русского языка.
Проблема речевой культуры постоянно находилась и находится в фокусе внимания многих наук, исследующих деятельность людей: педагогики, психологии, филологии.
В языковедческих произведениях термин культура речи рассматривается в разных значениях, говорится о двух периодах усвоения культуры речи (Л.И. Скворцов, М.Р. Львов, Б.Н. Головин). О проблеме соотношения языка и речи говорится в истории лингвистических учений (В. Гумбольт, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд де Соссюр), об осмыслении языковой нормы, ее признаках и видах в работах Л.И. Скворцова, К.С. Горбачевич, В.В. Виноградова, С.И. Ожегова, А.М. Пешковского, А.Н. Гвоздева, М.В. Панова, А.А. Реформаторского.
В психолого-педагогических науках процесс развития речевой культуры рассматривался такими учеными: Р.С. Немовым, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкиным, Л.С. Выготским. Модели порождения речи изучали Ноам Хомский, Дж. Миллер, Чарлз Осгуд, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя.
Методика формирования культуры речи базируется на общедидактических принципах обучения русскому языку (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Г.Н. Приступа) и методические принципы, предложенные и разработанные Л.П. Федоренко. Методы обучения русскому языку могут быть использованы и при формировании культуры речи: методы практического, теоретического, теоретико-практического изучения языка (Г.Н. Приступа).
Не обращая внимание на значительное количество статей по культуре речи, необходимость сообщества в профессиональной помощи социолингвистов не только не уменьшается, но и усиливается. Задача воспитания навыков культуры речи у школьников - является одной из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением. Проблеме «умение говорить» посвящаются работы в разнообразных журналах и газетах. Тем не менее, нельзя не отметить, что развитие навыков культуры речи ведется только эмпирически, от эпизода к эпизоду, не сформирована совокупность требуемых заданий, нет еще нужных для этой работы пособий.
А речь нынешних школьников зачастую путаная, нелогична, содержит немало стилистических ошибок и, как правило, маловыразительна, в результате чего назрела актуальная необходимость побороть эти недостатки.
Следовательно, можно обозначить противоречие: между потребностью в формировании культуры речи учащихся начальных классов и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе. Все вышесказанное определили выбор темы исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий по развитию культуры речи.
Объект - процесс формирования культуры речи учащихся младших классов.
Предмет - педагогические условия формирования культуры речи учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в современной педагогической и методической литературе.
2. Рассмотреть понятие о культуре речи в педагогической литературе.
3. Изучить особенности развития культуры речи учащихся 2 класса.
4. Рассмотреть методические основы работы по организации развития культуры речи младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, С.Л. Рубинштейна; коммуникативно-деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения учащихся начальных классов русскому языку (М.Т. Баранов, Н.И. Демидова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.).
Структура работы. Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Культура речи младших школьников - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение применять красноречивые возможности языка в соответствии с целями высказывания, коммуникативной целесообразностью, с условиями общения является основной задачей школьного преподавания.
В современном обществе проблема формирования коммуникативных умений младших школьников остается актуальной. Уровень сформированности коммуникативных умений оказывает влияние на процесс социализации, на результативность обучения детей и становление личности.
При решении первой задачи нашего исследования мы определили, что школа является общеобразовательной организацией, так как она осуществляет образовательный процесс и реализует образовательные программы. Деятельность школы регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
При решении второй задачи мы дали характеристику младшему школьному возрасту. Младший школьный возраст - очень благоприятное время для формирования коммуникативных умений. Дети очень общительны, они постоянно общаются как с взрослыми людьми, так и со сверстниками. Они перенимают информацию, копируют образы поведения взрослых и друзей. Поэтому очень важно, чтобы на начальной ступени развития дети научились контактировать, взаимодействовать, решать различные проблемы друг с другом.
Нами определены понятия и виды коммуникативных умений - это третья задача. Коммуникативные умения включают в себя умение работать в группе, в коллективе, владение навыками взаимодействия с людьми, способность к речевому общению и социализации личности.
Под понятием «Коммуникативные умения» мы понимаем: умение слушать собеседника, обосновывать и высказывать собственное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру и умение группового взаимодействия.
Младший школьник должен освоить различные способы действия в процессе общения, у него должно сформироваться умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение в правильной форме объяснять свою мысль и спокойно воспринимать информацию от других, а именно освоение методов, приемов и способов восприятия и передачи коммуникативных сигналов.В том случае если человек обладает правильной и хорошей речью, он добивается наивысшей степени речевой культуры. Что означает, если он не только не делает ошибок, но и умеет отличным образом строить высказывания в соответствии с целью общения, избирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Значительный уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Улучшать собственную речь - задача каждого человека. С этой целью следует следить за собственной речью, для того, чтобы не делать ошибок в произношении, в использовании форм слов, в построении предложении. Необходимо непрерывно обогащать свой словарь, учиться понимать своего собеседника, уметь выбирать более подходящие для каждого эпизода слова и конструкции. Это дает возможность школьникам правильно строить свою речь, быть грамотными.






Азис, Л.В. Разговор о разговоре: Говорящим и слушающим: к вопросу культуры речи [Текст] / Л.В. Азис // Начальная школа. - 2011. - № 12. - С. 93-99
2. Акишина, А.А. Жесты и мимика в русской речи [Текст] / А.А. Акишина. -М.: Рус. яз., 2013. - 144 с.
3. Введенская, Л.А. Деловая риторика [Текст]: учеб, пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: МарТ, 2012. - 512 с.
4. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи Текст]: учеб, пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. - Изд. 12-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 544 с.
5. Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие [Текст] / А.Н. Васильева - Изд. 3-е, перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 248 с.
6. Величко, Л.И. Речь. Речь. Речь [Текст]: кн. для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Л.И. Величко, З.А. Доморацкая, ТА. Ладыженская; под общ. ред. ТА. Ладыженской. - М: Педагогика, 2016. - 144 с.
7. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи [Текст] /Б.Н. Головин. -М.: Высшая школа,2018. - 160 с.
8. Головин, Б.Н. Основы культуры речи [Текст]: Учебник для вузов / Б.Н. Головин. - Изд. 2-е, испр. - М.: Высшая школа, 2015. - 320 с.
9. Голуб, И.Б Содержательность - основа речевой культуры [Текст] / И.Б Голуб // Народное образование. - 2017. - № 7. - С. 191-197.
10. Гончарова, Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи [Текст] / Л.О. Гончарова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 28-31.
11. Горбачевич, Е.С. Нормы современного русского литературного языка [Текст] / Е.С. Еорбачевич. -М.: Просвещение, 2015. -208 с.
12. Ераудина, Л.К, Ширяев Е.Н. Культура русской речи [Текст]: учеб, для вузов / Л К. Граудина, Е.Н. Ширяев; под общ. ред. Е.Н Ераудиной. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2017 - 560 с.
13. Жинкин, Н.И. Язык - речь - творчество. Избранные Труды [Текст] / Н.И. Жинкин. М.: Лабиринт, 2018. - 368 с.
14. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку [Текст] / С.В. Жуйков. - М.: Педагогика, 2017. - 184 с.
15. Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е.Н. Зарецкая. - Изд. 4-е,- М.: Дело, 2012. - 480 с.
16. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 432 с.
17. Иванова, С.Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников [Текст] / С.Ф. Иванова. -М.: Просвещение, 2014. -111 с.
18. Капинос, В.И. Культура речи [Текст]: пособие для учителей / В.И. Капинос; под ред. Т.А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 2012. - 352 с.
19. Капинос, В.И Развитие речи: теория и практика обучения [Текст]: кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик ; под общ.ред. В.И. Капинос. -М.: Просвещение, 2011 - 342 с.
20. Комиссарова, Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н. Бунеева [Текст]: пособие для учащихся / Л.Ю. Комиссарова. - М.: Баласс, 2017. - 128 с.
21. Костомарова, В.Е. Актуальные проблемы культуры речи [Текст] / В.Е. Костомарова, Л.И. Скворцова; под ред. В.Е. Костомарова. - М.: Наука, 2011.-405 с.
22. Ладыженская, Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения [Текст]: учеб. Пособие / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2017,-124 с.
23. Линго, Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников [Текст] / Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 192 с.
24. Львов, М.Р. Виды речи [Текст] / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2000. -№ 5. - С. 76-82.
25. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы [Текст] / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 14-27.
26. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст]: пособие для учителя / М.Р. Львов. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
27. Львов, М.Р. Язык и речь [Текст] / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2017.-№1,-С. 83-88
28. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 464 с.
29. Максимова, В.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2011. - 413 с.
30. Образовательная система «Школа 2100». Рабочие программы. 2 кл. Пособие для учителей [Текст]. - М.:Баласс, 2012. - 176 с.
31. Обухова, А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / А.Ф. Обухова,-Изд. 11-е,-М.: Просвещение, 2011. -321с.
32. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 2011. - 640 с.
33. Полякова, А.В. Русский язык: учеб, для 2 кл. четырехлетн. нач. тик. [Текст] / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2011. - 206 с.
34. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка во 2 классе [Текст]: пособие для учителя / Т.Г. Рамзаева. - М.: Просвещение, 2018. - 191 с.
35. Рождественский, Ю.В. Теория риторики [Текст]: учеб, пособие / Ю.В. Рождественский. - Изд. 3-е, перераб. -М.: Флинта: Наука, 2013. - 510 с.
36. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: учеб.-метод, пособие / Т.П. Сальникова. - М.: Издательство Институт практической психологии, 2012. - 320 с.
37. Синицын. В.А. Путь к слову: из записок учителя [Текст]: пособие по развитию речи / В.А. Синицын. - М.: Столетие, 2013. - 352 с.
38. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах [Текст]: сб. метод. Задач / М.С. Соловейчик. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 79 с.
39. Титова, Н.Ф. Культура речи в начальном обучении [Текст] / Н.Ф. Титова. - М.: Издательство Академия пед. наук, 2013. - 312 с.
40. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 2011. -245 с.
41. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты [Текст] / Н.И. Формановская. - М.: Рус. яз., 2012. - 126 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ