Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический мониторинг роли семьи в воспитании ребенка

Работа №33918

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования : МАДОУ Детский сад №48 «Золотой Петушок» г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети 5-6 лет (20 человек), 6 воспитателей, 20 родителей.
Есть приложениея (Анкета для родителей и Результаты исследования).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга роли семьи в воспитании ребенка 7
1.1. Сущность понятия «педагогический мониторинг» в дошкольном образовании 7
1.2. Виды семей и стили семейного воспитания 11
1.3. Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста 21
2.1. Модель педагогического мониторинга роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста 21
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста 27
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста 30
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38

Актуальность. Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольной организации по проблеме воспитания ребенка в семье всегда была актуальной и сложной для педагогов. Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др.
Проблема включения родителей в этот процесс обусловлена и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В п.1.4. «Основные принципы дошкольного образования» указывается: сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. П.1.7. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители должны получать поддержку в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [23, с. 11].
Степень разработанности проблемы. Проблема организации взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников достаточно хорошо представлена в научной литературе. Методы и формы организация партнерских отношений с семьей дошкольника раскрыты в научных трудах Г.А. Алексеевой, Г.Г. Григорьевой, К.Е. Чижовой и др. Н.В. Ивановой, А.М. Осиповым и др. дан анализ понятий «взаимодействие», «формы работы с родителями». Л.И. Горбунова, Г.Б. Морозова, З.К. Новобранец и др. представили организацию инновационных форм работы с родителями дошкольников по проблемам семейного воспитания.
Однако, несмотря на существующие подходы к организации работы дошкольной образовательной организации с родителями по проблеме воспитания ребенка в семье в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью семейного воспитания ребенка и отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций;
- между потребностью педагогов в современных технологиях организации взаимодействия с родителями по проблеме воспитания детей дошкольного возраста в семье и их отсутствием.
Указанные противоречия обусловили проблему: каким должен быть педагогический мониторинг роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс взаимодействия с родителями по проблеме воспитания детей дошкольного возраста в семье.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может повысить роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста, если:
- разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика определения роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
4. Разработать проект технологии повышения роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время педагогический мониторинг в системе образования приобретает все большее значение, поскольку, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогический мониторинг связан с постановкой цели, анализом, коррекцией, диагностикой, оценкой и контролем учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Данные столь разноплановые понятия, выступая структурными компонентами педагогического мониторинга, свидетельствуют о том, что данное понятие не имеет точного, однозначного толкования. В связи с чем, педагогический мониторинг является сложным педагогическим явлением.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга по определению роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста, которая состоит из четырех блоков, между собой взаимосвязанных.
В основу экспериментального исследования положены критерии и показатели Е.А. Стребелевой для выявления роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет считать, что для оценки роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста можно использовать такие критерии: самообслуживание, самостоятельность, основы нравственного воспитания.
Анализ результатов исходно-диагностического этапа модели педагогического мониторинга роли родителей в воспитании детей старшего дошкольного возраста позволили сформулировать следующие выводы:
- в практике работы в ДОУ семейное воспитание является специальной задачей;
- педагоги недостаточно владеют теорией и методикой взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста. Не планируются задачи связанные с отдельным содержанием семейного воспитания в ежедневной работе. Отсутствие в работе системности, планирование имеет спонтанный характер.
- с родителями детей не ведется планомерной работы по воспитанию ребенка в семье;
- предметно-развивающая среда создаётся без учёта развивающего потенциала использования разнообразных методов в процессе работы с родителями;
- результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий развития роли семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии организации работы с родителями по проблемам семейного воспитания: целевой, содержательный, процессуально – деятельностный, диагностико-результативный.
Таким образом, разработанный проект педагогической технологии предполагает повышение роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста на более высоком уровне, чем при обычной работе в данном направлении. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что поставленная цель исследования нами достигнута, и его задачи решены.



1. Алексеева, Г.А. Организация взаимодействия с родителями дошкольников / Г.А. Алексеева // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 52-56.
2. Бутенко, А.Г. Особенности работы с родителями в детском саду / А.Г. Бутенко // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 61-65.
3. Горбунова, Л.И. Социальное партнерство в детском саду / Л.И. Горбунова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 58-59.
4. Горшкова, И.И. Сотрудничество с семьей дошкольника в условиях ФГОС ДО / И.И. Горшкова // детский сад от А до Я. – 2013. – № 4. – С. 73-75.
5. Грибоедова, Т.П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации / Т.П. Грибоедова // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 3-6.
6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в семье / Г.Г. Григорьева. – СПб.: Питер, 2015. – 356 с.
7. Давыдова, С.Д. Педагогика семейного воспитания: вопросы теории и практики / С.Д. Давыдова – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 200 с.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство‐Пресс, 2013. – 321 с.
9. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова. – Москва : «Просвещение», 2014. – 198 с.
10. Дорохова, Т.Н. Проблемы семейного воспитания / Т.Н. Дорохова. – Москва : Просвещение, 2013. – 192 с.
11. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2015. – 431 с.
12. Иванова, Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ : методическое пособие / Н.В. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
13. Козина, Т.И. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей дошкольника / Т.И. Козина // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 5. – С. 63-66.
14. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей : методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – Москва : ТЦ «Сфера», 2010. – 112 с.
15. Морозова, Г.Б. Средства и методы работы с семьей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Г.Б. Морозова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №2. – С. 22-28.
16. Новобранец, З.К. Социальное партнерство как инновационная форма работы с родителями дошкольников / З.К. Новобранец // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 6. – С. 44-50.
17. Осипов, А.М. О социальном партнерстве в сфере образования / А.М. Осипов // Социологические исследования. – 2012. – С. 108-115.
18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 241 с.
19. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2016. – 720 с.
20. Рыленко, Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОУ / Ю.А. Рыленко // Молодой ученый. – 2015. – №17. – С. 565-568.
21. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. – № 5. – С. 55 – 61.
22. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
24. Чижова, К.Е. Взаимодействие с родителями как условие успешного развития дошкольника / К.Е. Чижова // педагогика. – 2014. – №2. – С. 41-45.
25. Юрчик Р.О. Педагогический мониторинг в ДОУ / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 45-51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ