Выборка: в исследовании приняли участие 30 педагогов дошкольной образовательной организации в возрасте от 30 до 42 лет (женщины).
Есть приложениея (Анкета «Нарушения голоса» и Результаты обследования голоса у педагогов).
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 5
1.1 Сущность понятия «нарушение голоса». Виды нарушений 5
1.2 Особенности нарушений голоса у педагогов 11
1.3 Проблема профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольных образовательных организаций 17
2 Экспериментальное исследование особенностей нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 24
2.1 Организация и методика исследования 24
2.2 Анализ нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 26
3 Пути профилактики голосовых нарушений у педагогов дошкольной образовательной организации 36
3.1 Содержание программы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 36
3.2 Практические рекомендации по реализации программы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48
Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от качества голоса и работоспособности их голосового аппарата, от умения эффективно и правильно владеть им в профессиональных целях. Повышенные требования предъявляются к деятельности голосового аппарата лиц педагогических профессий. Во-первых, он должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами – гибкостью, мелодичностью, приятным тембром, силой, интонационной выразительностью.
Актуальность исследования продиктована тем, что в последнее время наблюдается увеличение количества лиц педагогических профессий, имеющих нарушение голоса. Это обусловлено тем, что в организациях образования не уделяется должного внимания профилактике нарушений голоса у педагогов, в системе охраны труда педагогов не предусмотрены мероприятия по гигиене голоса.
Проблема нарушений голоса раскрыта в научных трудах В.В. Косарева, А.Н. Леонтьева, В.П. Николаевской, Х.Д. Шадыева, А.А. Хомутовой и др. Виды нарушений голоса определены в работах Т.В. Иванчиковой, О.С. Орловой, В.Т. Пальчун, И.Г. Погореловой и др. Меры профилактики и коррекции нарушений голоса в различных профессиональных сферах проанализированы в научных исследованиях Л.Н. Колесниковой, Е.Ю. Рыловой, Д.В. Усенко и др.
Цель исследования – изучить условия профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – нарушения голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – особенности профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: у педагогов дошкольных учреждений нарушения голоса проявляются в осиплости и понижении тональности, что возможно избежать, если в профилактической работе применять специальные логопедические упражнения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
2. Подобрать и применить диагностические методики по определению нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать выявленные нарушения голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Разработать программу профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ научной и специальной литературы и передового опыта по проблеме профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий, обобщение, индукция, дедукция; эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование; методы количественного (ранжирование) и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных методов и приемов профилактики и коррекции нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации. Полученные в исследовании данные могут быть использованы логопедами в работе с педагогами общеобразовательных организаций.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте от 30 до 42 лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Основной причиной развития профессионального заболевания голосового аппарата является его систематическое перенапряжение при выполнении профессиональных функций или при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в неправильной артикуляции и др. Особое значение это имеет у лиц педагогических профессий, когда ошибки в технике речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулатуры, недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к значительному смещению гортани вперед, что снижает тонус голосовых складок.
Большое и решающее значение отдается изучению санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно принята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосоречевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учитывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутствующих факторов окружающей производственной среды и трудового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних дыхательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.
В ходе экспериментального исследования были выделены некоторые особенности качества голоса педагогов дошкольной образовательной организации: у 86,7% педагогов отмечаются недостатки в тембре голоса (гнусавость, хриплость, писклявость), у 73,4% педагогов выявлены нарушения в темпе голоса (ускоренный, замедленный), у 76,7% педагогов выявлены нарушения в выносливости голоса, у 63,3% педагогов выявлены нарушения в громкости голоса, у 43,4% педагогов выявлены отклонения в подвижности голоса, у 40,0% – в полетности, у 43,3% – в благозвучии. Также в ходе исследования было установлено, что преобладающим типом фонационного дыхания у педагогов является брюшной (50%). Смешанный тип дыхания был выявлен только у 19,9% педагогов. Следовательно, необходимо специальная работа по профилактике и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
После анализа специальной литературы по проблеме исследования и на основе полученных данных в экспериментальном исследовании, была разработана и апробирована программа профилактики нарушений голоса у лиц педагогических профессий, которая структурно представлена в виде курса просветительских лекций по охране голоса для педагогов дошкольной образовательной организации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Булл, Т. Р. Атлас ЛОР-заболеваний / Т. Р. Булл ; пер. с англ. В. Ю. Халатова ; под ред. М. Р. Богомильского. – 4-е изд., испр. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 272 с.
2. Вотинова, Е. Г. Основы педагогического мастерства (теоретические аспекты : учеб. пособие / Е. Г. Вотинова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 91 с.
3. Галиуллина, Л. К. Психические расстройства при нарушениях голоса / Л. К. Галиуллина, Д. М. Менделевич // Неврол. вестн. (журн. им. В. М. Бехтерева). – 2002. – Т. XXXIV. – Вып. 1–2. – С. 58– 59.
4. Жинкин, Н. И. Психолингвистика / Н. И. Жинкин. – Москва : Лабиринт, 2014. – 288 с.
5. Зарубин, М. М. Лечение болезней ЛОР-органов. Новейший справочник / М. М. Зарубин. – Москва : Феникс, 2007. – 240 c.
6. Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т. В. Иванчикова // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 83-89.
7. Колесникова, Л. Н. Профессиональные заболевания у педагогов / Л. Н. Колесникова // Мир русского слова. – 2014. – № 3. – С. 79–83.
8. Косарев, В. В. Профессиональные болезни / В. В. Косарев, В. С. Лотков, С. А. Бабанов. – Москва : Гэотар-Медиа, 2008. – 160 с.
9. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. – Москва : Академия, 2006. – 128 с.
10. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия. 2015. – 658 с.
11. Лопатин, А. С. Ринит : руководство / А. С. Лопатин. – Москва : Литтерра, 2010. – 424 с.
12. Николаевская, В. П. Физические методы лечения в оториноларингологии / В. П. Николаевская. – Москва : Медицина, 1989. – 256 c.
13. Овчинников, Ю. М. Справочник по оториноларингологии / Ю. М. Овчинников. – 2-е изд. – Москва : МИА, 2007. – 224 с
14. Орлова, О. С. Нарушение голоса : учеб. пособие для студентов / О. С. Орлова. – Москва : Астрель, 2008 – 220 с.
15. Пальчун, В. Т. Воспалительные заболевания гортани и их осложнения / В. Т. Пальчун, А. С. Лапченко, Д. Л. Муратов. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 176 с.
16. Погорелова, И. Г. Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя / И. Г. Погорелова // Сибирский мед. журн. – Иркутск, 2009. – Т. 86, № 3. – С. 172–174.
17. Правдина, О. В. Голос и его нарушения / О. В. Правдина. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 254 с.
18. Рылова, Е. Ю. Подходы к понятию «нарушения голоса» / Е. Ю. Рылова // Вестн. Поморского ун–та. Сер. : Физиолог. и психолого–пед. науки. – 2013. – № 3. – С. 54–57.
19. Рудин, Л. Б. Профессиональные виды трудовой деятельности вокалистов и их значение для возникновения и профилактики дисфоний / Л. Б. Рудин // Голос и речь. – 2015. – №13. – С. 45-49.
20. Твардовская, А. А. Логопсихология. Конспект лекций / А. А.Твардовская. – Казань : Каз.федер.ун-т, 2014. – 45 с.
21. Трошин, О. В. Логопсихология : Учебное пособие / О. В. Трошин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 256 с.
22. Усенко, Д. В. Комбинированная терапия воспалительных заболеваний ротоглотки у детей [Текст] / Д. В. Усенко, А. В. Горелов // Медицинский совет. – 2016. – № 1. – С. 54- 57.
23. Ухова, Л. В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект / Л. В. Ухова. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 387 с.
24. Федорова, С. Н. Нарушения голоса, обусловленные профессией / С. Н. Федорова // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 65–70.
25. Фомина, М. В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий : методические указания / М. В. Фомина. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2004. – 19 с.
26. Шадыев, Х. Д. Практическая оториноларингология : руководство / Х. Д. Шадыев, В. Ю. Хлыстов, Ю. А. Хлыстов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : МИА, 2013. – 496 с.
27. Шипилова, Е. В. Основы логопсихологии : учеб.пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Шипилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 224 с.
28. Хомутова, А. А. Коммуникативно-комплексный подход к формированию фонологической компетенции / А.А. Хомутова // Вестн. Южно–Уральского гос. ун–та. Сер. : Лингвистика. – 2007. – Т. 87, № 15. – С. 92–96.
29. Чайка, Л. Д. Хирургическая анатомия гортанных нервов / Л. Д. Чайка, С. В. Якубовский // Медицинский журнал. – 2016. – № 3. – С. 42-48.
30. Pediatric ENT [Текст] = Детская отоларингология / ed. by J. M. Graham, G. K. Scadding, P. D. Bull. – Berlin [etc.] : Springer, 2007. – 508 p.