Профилактики нарушений голоса у педагогов ДОУ
|
Выборка: в исследовании приняли участие 30 педагогов дошкольной образовательной организации в возрасте от 30 до 42 лет (женщины).
Есть приложениея (Анкета «Нарушения голоса» и Результаты обследования голоса у педагогов).
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 5
1.1 Сущность понятия «нарушение голоса». Виды нарушений 5
1.2 Особенности нарушений голоса у педагогов 11
1.3 Проблема профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольных образовательных организаций 17
2 Экспериментальное исследование особенностей нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 24
2.1 Организация и методика исследования 24
2.2 Анализ нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 26
3 Пути профилактики голосовых нарушений у педагогов дошкольной образовательной организации 36
3.1 Содержание программы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 36
3.2 Практические рекомендации по реализации программы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48
Есть приложениея (Анкета «Нарушения голоса» и Результаты обследования голоса у педагогов).
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 5
1.1 Сущность понятия «нарушение голоса». Виды нарушений 5
1.2 Особенности нарушений голоса у педагогов 11
1.3 Проблема профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольных образовательных организаций 17
2 Экспериментальное исследование особенностей нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 24
2.1 Организация и методика исследования 24
2.2 Анализ нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 26
3 Пути профилактики голосовых нарушений у педагогов дошкольной образовательной организации 36
3.1 Содержание программы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 36
3.2 Практические рекомендации по реализации программы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48
Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от качества голоса и работоспособности их голосового аппарата, от умения эффективно и правильно владеть им в профессиональных целях. Повышенные требования предъявляются к деятельности голосового аппарата лиц педагогических профессий. Во-первых, он должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами – гибкостью, мелодичностью, приятным тембром, силой, интонационной выразительностью.
Актуальность исследования продиктована тем, что в последнее время наблюдается увеличение количества лиц педагогических профессий, имеющих нарушение голоса. Это обусловлено тем, что в организациях образования не уделяется должного внимания профилактике нарушений голоса у педагогов, в системе охраны труда педагогов не предусмотрены мероприятия по гигиене голоса.
Проблема нарушений голоса раскрыта в научных трудах В.В. Косарева, А.Н. Леонтьева, В.П. Николаевской, Х.Д. Шадыева, А.А. Хомутовой и др. Виды нарушений голоса определены в работах Т.В. Иванчиковой, О.С. Орловой, В.Т. Пальчун, И.Г. Погореловой и др. Меры профилактики и коррекции нарушений голоса в различных профессиональных сферах проанализированы в научных исследованиях Л.Н. Колесниковой, Е.Ю. Рыловой, Д.В. Усенко и др.
Цель исследования – изучить условия профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – нарушения голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – особенности профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: у педагогов дошкольных учреждений нарушения голоса проявляются в осиплости и понижении тональности, что возможно избежать, если в профилактической работе применять специальные логопедические упражнения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
2. Подобрать и применить диагностические методики по определению нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать выявленные нарушения голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Разработать программу профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ научной и специальной литературы и передового опыта по проблеме профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий, обобщение, индукция, дедукция; эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование; методы количественного (ранжирование) и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных методов и приемов профилактики и коррекции нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации. Полученные в исследовании данные могут быть использованы логопедами в работе с педагогами общеобразовательных организаций.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте от 30 до 42 лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Актуальность исследования продиктована тем, что в последнее время наблюдается увеличение количества лиц педагогических профессий, имеющих нарушение голоса. Это обусловлено тем, что в организациях образования не уделяется должного внимания профилактике нарушений голоса у педагогов, в системе охраны труда педагогов не предусмотрены мероприятия по гигиене голоса.
Проблема нарушений голоса раскрыта в научных трудах В.В. Косарева, А.Н. Леонтьева, В.П. Николаевской, Х.Д. Шадыева, А.А. Хомутовой и др. Виды нарушений голоса определены в работах Т.В. Иванчиковой, О.С. Орловой, В.Т. Пальчун, И.Г. Погореловой и др. Меры профилактики и коррекции нарушений голоса в различных профессиональных сферах проанализированы в научных исследованиях Л.Н. Колесниковой, Е.Ю. Рыловой, Д.В. Усенко и др.
Цель исследования – изучить условия профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – нарушения голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – особенности профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: у педагогов дошкольных учреждений нарушения голоса проявляются в осиплости и понижении тональности, что возможно избежать, если в профилактической работе применять специальные логопедические упражнения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
2. Подобрать и применить диагностические методики по определению нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать выявленные нарушения голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Разработать программу профилактики нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ научной и специальной литературы и передового опыта по проблеме профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий, обобщение, индукция, дедукция; эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование; методы количественного (ранжирование) и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных методов и приемов профилактики и коррекции нарушений голоса у педагогов дошкольной образовательной организации. Полученные в исследовании данные могут быть использованы логопедами в работе с педагогами общеобразовательных организаций.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте от 30 до 42 лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Основной причиной развития профессионального заболевания голосового аппарата является его систематическое перенапряжение при выполнении профессиональных функций или при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в неправильной артикуляции и др. Особое значение это имеет у лиц педагогических профессий, когда ошибки в технике речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулатуры, недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к значительному смещению гортани вперед, что снижает тонус голосовых складок.
Большое и решающее значение отдается изучению санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно принята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосоречевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учитывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутствующих факторов окружающей производственной среды и трудового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних дыхательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.
В ходе экспериментального исследования были выделены некоторые особенности качества голоса педагогов дошкольной образовательной организации: у 86,7% педагогов отмечаются недостатки в тембре голоса (гнусавость, хриплость, писклявость), у 73,4% педагогов выявлены нарушения в темпе голоса (ускоренный, замедленный), у 76,7% педагогов выявлены нарушения в выносливости голоса, у 63,3% педагогов выявлены нарушения в громкости голоса, у 43,4% педагогов выявлены отклонения в подвижности голоса, у 40,0% – в полетности, у 43,3% – в благозвучии. Также в ходе исследования было установлено, что преобладающим типом фонационного дыхания у педагогов является брюшной (50%). Смешанный тип дыхания был выявлен только у 19,9% педагогов. Следовательно, необходимо специальная работа по профилактике и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
После анализа специальной литературы по проблеме исследования и на основе полученных данных в экспериментальном исследовании, была разработана и апробирована программа профилактики нарушений голоса у лиц педагогических профессий, которая структурно представлена в виде курса просветительских лекций по охране голоса для педагогов дошкольной образовательной организации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Большое и решающее значение отдается изучению санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно принята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосоречевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учитывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутствующих факторов окружающей производственной среды и трудового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних дыхательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.
В ходе экспериментального исследования были выделены некоторые особенности качества голоса педагогов дошкольной образовательной организации: у 86,7% педагогов отмечаются недостатки в тембре голоса (гнусавость, хриплость, писклявость), у 73,4% педагогов выявлены нарушения в темпе голоса (ускоренный, замедленный), у 76,7% педагогов выявлены нарушения в выносливости голоса, у 63,3% педагогов выявлены нарушения в громкости голоса, у 43,4% педагогов выявлены отклонения в подвижности голоса, у 40,0% – в полетности, у 43,3% – в благозвучии. Также в ходе исследования было установлено, что преобладающим типом фонационного дыхания у педагогов является брюшной (50%). Смешанный тип дыхания был выявлен только у 19,9% педагогов. Следовательно, необходимо специальная работа по профилактике и коррекции нарушений голоса у лиц педагогических профессий.
После анализа специальной литературы по проблеме исследования и на основе полученных данных в экспериментальном исследовании, была разработана и апробирована программа профилактики нарушений голоса у лиц педагогических профессий, которая структурно представлена в виде курса просветительских лекций по охране голоса для педагогов дошкольной образовательной организации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



