Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №33902

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1099
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. История изучения феномена «воображение» 7
1.2. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«воображение», виды воображения и свойства 11
1.3. Особенности развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности 23
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 34
2.2. Результаты опытно экспериментальной работы 55
2.3. Методические рекомендации по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста 63
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Воображение в сочетании с другими психическими процессами, такими как мышление, внимание, память и речь, является одним из самых главных компонентов любого вида деятельности детей дошкольного возраста и играет важную роль в дальнейшем полноценном развитии ребенка. При этом воображение проявляет себя не только лишь в игре или ручном труде, но и прежде всего в ходе творческой деятельности, позволяя детям создавать новые, уникальные образы, которые в итоге преобразуются в готовые продукты, имеющие свою особую ценность и неповторимость. Проблема развития и становления воображения у детей дошкольного возраста рассматривались такими известными учеными и исследователями, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, Г.А. Урунтаева и др. При этом В.С. Мухина, И.А. Сакулина и Т.С. Комарова освещали в своих работах ключевую роль творческого воображения и его непосредственную необходимость в процессе изобразительной деятельности.
В настоящее время постоянные, стремительные изменения в современном обществе требуют новые, оригинальные подходы в преобразовании окружающей действительности, а для этого необходимы творческие личности с нестандартными взглядами на мир, умеющими проявить себя в качестве хорошо подготовленных людей, способных раскрыть весь потенциал своего воображения. Поэтому в дошкольном образовании проводятся серьезные изменения, касающиеся усовершенствования основных способов и методов развития творческого начала подрастающих детей и раскрытия их талантов в данной области.
Из всего вышесказанного следует, что сложились противоречия между:
- растущими проблемами в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста и недостаточной актуализацией данной проблемы в практике ДОО;
- потребностями педагогической практики в действенном инструментарии развития воображения детей старшего дошкольного возраста и недостаточным внедрением в практику программ, включающих игру, как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Выявление противоречия обусловило проблему исследования: каково содержание игры как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания игры как эффективного средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмета исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «воображение», его виды и свойства, функции.
2. Раскрыть особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание игры как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. В опытно-экспериментальной работе проверить программу развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «воображение»;
- учитывать возрастные особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать программу развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых, таких как Л.С. Выготский, Е.Е. Сапогова, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, классификация, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностическое тестирование, с использованием таких методик как: «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова), «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» (модифицированная) (Л.Ю. Субботина), «Нарисуй рисунок к сказке» (О. Боровик), «Рисунок из геометрических фигур» (модификация методики Е.П. Торренса «Неполные фигуры») (О. Боровик), «Волшебное дерево» (О. Боровик), «Выразительность жестов» (А.И. Буренина).
- методы статистической и математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанные игровые упражнения могут быть использованы воспитателями ДОО для организации и осуществления процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения. Отличительной особенностью представленной методики является то, что ее можно использовать не только в ДОО, но и в условиях семьи.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа содержит 17 таблиц.
Объем работы 95 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития детского воображения на сегодняшний день остается актуальной. Этой проблеме уделяется достаточно внимания со стороны как отечественных, так и зарубежных педагогов, и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Чистякова, О.М. Дьяченко, А.И. Буренина и др.). Воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта ребенка. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта. Развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение, а этому способствуют упражнения с игровыми элементами.
Ребенок, в старшем дошкольном возрасте играя роль взрослого, обучает других детей. Он учит их тому, чему научился сам (придумывание рассказов, игр, способов конструирования и т.д.). Это позволяет старшему дошкольнику лучше овладеть уже накопленным опытом и знаниями, а главное больше задействовать воображение в собственной жизни. Развитие творческого воображения у старших дошкольников средствами игровой деятельности технологий подразумевает совместную деятельность взрослого и старшего дошкольника, оба являются полноправными участниками, где взрослый является косвенно руководящим и имеющим необходимый творческий потенциал.
Немало важно поощрение самостоятельности старшего дошкольника при ведении игровой деятельности. Самостоятельность должна быть многообразной и не навязанной взрослым. Она должна способствовать всестороннему развитию ребенка и задействовать все сферы его деятельности. Так же развитию воображения способствует детский опыт, который они получают при самостоятельной деятельности с ранее не знакомыми предметами.
Нами была проведена констатирующая работа, в ходе которой выяснилось, что дети исследуемой группы имеют средний (46,7% детей) и низкий уровень (53,3% детей) развития творческого воображения. У детей слабо развито воссоздающее и творческое воображение, у некоторых детей недостаточно хорошо развита фантазия, слабо развита способность к перекомбинированию образов.
Чтобы повысить уровень творческого воображения, нами была разработана Программа развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами игры, в которую вошли: серия театрализованных занятий, игры с предметами-заместителями и комплекс развивающих упражнений.
Театрализованные занятия способствовали развитию сценических умений и навыков, формированию творческого «Я» и других элементов театральной культуры.
Игры с предметами-заместителями способствовали закреплению у детей старшего дошкольного возраста приобретенных на занятиях умений и навыков.
Развивающие упражнения способствовали развитию творческого воображения, фантазии внимания и других элементов театральной культуры.
Побуждали детей к активности, эмоциональности, выразительности. Способствовали их участию в свободной импровизированной театрализованной игре.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику развития творческого воображения детей 5-6 лет и подтвердить выдвинутую нами гипотезу исследования. Показатель высокого уровня творческого воображения повысился на 20%, показатель среднего уровня развития творческого воображения повысился на 20%, показатель низкого уровня развития творческого воображения снизился на 40%.
Разработанная нами Программа по развитию творческого воображения детей 5-6 лет средствами театрализованной деятельности может быть использована воспитателями и педагогами-психологами ДОО, работающими с детьми старшего дошкольного возраста при решении задач, связанных с развитием творческого воображения.



1. Анфисова, С.Е. Развитие воображения детей старшего
дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности [Текст] / С.Е. Анфисова, Т.А. Киселева // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции
преподавателей и студентов; под ред. О.В. Дыбиной, О.А. Еник - Тольятти: изд-во фонда «Развитие через образование», 2014. - С. 35-38.
2. Борисова, В. Н., Макарова, Т. А. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект игровой деятельности в процессе организации сюжетноролевой игры [Электронный ресурс]/ В.Н. Борисова, Т.А. Макарова// Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 381-385. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95361.htm. (Дата обращения 10.03.2018)
3. Боровик, О. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации / О.Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «РОН», 2015. - С. 3-30.
4. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. - М. : ИПП., 1996. - С. 28.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2011. - С. 47.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2010. - С. 12-19.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский //Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.
8. Г алушко, И. Г., Зырянова-Шкода, Д. Г., Г алушко, А. В. Роль игры в воспитании ребенка [Текст] / И.Г. Галушко, Д.Г. Зырянова-Шкода, А.В.
Галушко// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 56-60.
9. Гилфорд, Дж. П. Природа человеческого интеллекта[Текст] / Дж. П. Гилфорд. Нью-Йорк.:Мак Гроу-Хилл, 1967. - 14 с.
10. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Текст] / К.С. Глаголева // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 324-326.
11. Груздева, А. В., Арсёнова, М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности [Электронный ресурс]/ А.В. Груздева, М.А. Арсёнова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 27712775. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53557.htm. (Дата обращения 16.03.2018).
12. Долгова, В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации [Текст] / В.И. Долгова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
13. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 2014. - С. 12.
14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2010. - С. 28-30.
15. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 52-59.
16. Евсеева, М. А. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / М.А. Евсеева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 126-128.
17. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - С. 8-13.
18. Жигадлова, И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС [Текст] / И.В, Жигадлова// Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 133-135.
19. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 14-20.
20. Иванова, Э. Творческое воображение [Текст] / Э. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 51-53.
21. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М., 1985. - С. 34.
22. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. - М., 2012. - С. 56-59.
23. Кондрашова, Н. В., Грачева, Е. А. Театрализованные игры как важное средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Кондрашова, Е.А. Грачева// Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 16861690.
24. Кудакова, Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров [Текст] / Л. Кудакова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 10-15.
25. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие [Текст] / B. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2013. - № 5. - Том 22. - C. 24-30.
26. Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие [Текст] / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. 2014. - № 8. - С. 7-10.
27. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] / Т. Неменова // Дошкольное воспитание. -
2012. - № 1. - С. 3-7.
28. Петровский, А.В. Воображение [Текст] / А.В. Петровский // Общая психология. - М., 1977. - С. 39.
29. Петросян, Л.А. Теория игр: Учебник [Текст] / Л.А. Петросян, Н.А. Зенкевич, Е.В. Шевкопляс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 432 с.
30. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина - М. : Просвещение, 1964. - С. 45-56.
31. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. - СПб., 1901. -
С. 23.
32. Селли, Дж. Очерки по психологии детства [Текст] / Дж. Селли. - М., 1909. - С. 56.
33. Стуль, М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе [Текст] / М.П. Стуль. - Челябинск, 2014. - С. 47.
34. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 2007. - С. 17-39.
35. Цеева, Л. Х. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Л. Х. Цеева, А. В. Ситкова // Концепт. -2014. -№ 8. -С. 76-80.
36. Черных, Н.И. Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] / Н.И. Черных// Молодой ученый. - 2014. -№ 19. -С. 625-628.
37. Шелехова, О. О. Исследование воображения у старших дошкольников [Текст] / О.О. Шелехова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 101-105.
38. Эльконин, Д. Б. Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. - М., 2007. - С. 105-135.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ