РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. История изучения феномена «воображение» 7
1.2. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«воображение», виды воображения и свойства 11
1.3. Особенности развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности 23
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 34
2.2. Результаты опытно экспериментальной работы 55
2.3. Методические рекомендации по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста 63
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. История изучения феномена «воображение» 7
1.2. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«воображение», виды воображения и свойства 11
1.3. Особенности развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности 23
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 34
2.2. Результаты опытно экспериментальной работы 55
2.3. Методические рекомендации по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста 63
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Воображение в сочетании с другими психическими процессами, такими как мышление, внимание, память и речь, является одним из самых главных компонентов любого вида деятельности детей дошкольного возраста и играет важную роль в дальнейшем полноценном развитии ребенка. При этом воображение проявляет себя не только лишь в игре или ручном труде, но и прежде всего в ходе творческой деятельности, позволяя детям создавать новые, уникальные образы, которые в итоге преобразуются в готовые продукты, имеющие свою особую ценность и неповторимость. Проблема развития и становления воображения у детей дошкольного возраста рассматривались такими известными учеными и исследователями, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, Г.А. Урунтаева и др. При этом В.С. Мухина, И.А. Сакулина и Т.С. Комарова освещали в своих работах ключевую роль творческого воображения и его непосредственную необходимость в процессе изобразительной деятельности.
В настоящее время постоянные, стремительные изменения в современном обществе требуют новые, оригинальные подходы в преобразовании окружающей действительности, а для этого необходимы творческие личности с нестандартными взглядами на мир, умеющими проявить себя в качестве хорошо подготовленных людей, способных раскрыть весь потенциал своего воображения. Поэтому в дошкольном образовании проводятся серьезные изменения, касающиеся усовершенствования основных способов и методов развития творческого начала подрастающих детей и раскрытия их талантов в данной области.
Из всего вышесказанного следует, что сложились противоречия между:
- растущими проблемами в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста и недостаточной актуализацией данной проблемы в практике ДОО;
- потребностями педагогической практики в действенном инструментарии развития воображения детей старшего дошкольного возраста и недостаточным внедрением в практику программ, включающих игру, как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Выявление противоречия обусловило проблему исследования: каково содержание игры как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания игры как эффективного средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмета исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «воображение», его виды и свойства, функции.
2. Раскрыть особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание игры как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. В опытно-экспериментальной работе проверить программу развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «воображение»;
- учитывать возрастные особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать программу развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых, таких как Л.С. Выготский, Е.Е. Сапогова, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, классификация, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностическое тестирование, с использованием таких методик как: «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова), «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» (модифицированная) (Л.Ю. Субботина), «Нарисуй рисунок к сказке» (О. Боровик), «Рисунок из геометрических фигур» (модификация методики Е.П. Торренса «Неполные фигуры») (О. Боровик), «Волшебное дерево» (О. Боровик), «Выразительность жестов» (А.И. Буренина).
- методы статистической и математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанные игровые упражнения могут быть использованы воспитателями ДОО для организации и осуществления процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения. Отличительной особенностью представленной методики является то, что ее можно использовать не только в ДОО, но и в условиях семьи.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа содержит 17 таблиц.
Объем работы 95 страниц
В настоящее время постоянные, стремительные изменения в современном обществе требуют новые, оригинальные подходы в преобразовании окружающей действительности, а для этого необходимы творческие личности с нестандартными взглядами на мир, умеющими проявить себя в качестве хорошо подготовленных людей, способных раскрыть весь потенциал своего воображения. Поэтому в дошкольном образовании проводятся серьезные изменения, касающиеся усовершенствования основных способов и методов развития творческого начала подрастающих детей и раскрытия их талантов в данной области.
Из всего вышесказанного следует, что сложились противоречия между:
- растущими проблемами в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста и недостаточной актуализацией данной проблемы в практике ДОО;
- потребностями педагогической практики в действенном инструментарии развития воображения детей старшего дошкольного возраста и недостаточным внедрением в практику программ, включающих игру, как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Выявление противоречия обусловило проблему исследования: каково содержание игры как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания игры как эффективного средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмета исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «воображение», его виды и свойства, функции.
2. Раскрыть особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание игры как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. В опытно-экспериментальной работе проверить программу развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «воображение»;
- учитывать возрастные особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать программу развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых, таких как Л.С. Выготский, Е.Е. Сапогова, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, классификация, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностическое тестирование, с использованием таких методик как: «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова), «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» (модифицированная) (Л.Ю. Субботина), «Нарисуй рисунок к сказке» (О. Боровик), «Рисунок из геометрических фигур» (модификация методики Е.П. Торренса «Неполные фигуры») (О. Боровик), «Волшебное дерево» (О. Боровик), «Выразительность жестов» (А.И. Буренина).
- методы статистической и математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 369 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанные игровые упражнения могут быть использованы воспитателями ДОО для организации и осуществления процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения. Отличительной особенностью представленной методики является то, что ее можно использовать не только в ДОО, но и в условиях семьи.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа содержит 17 таблиц.
Объем работы 95 страниц
Проблема развития детского воображения на сегодняшний день остается актуальной. Этой проблеме уделяется достаточно внимания со стороны как отечественных, так и зарубежных педагогов, и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Чистякова, О.М. Дьяченко, А.И. Буренина и др.). Воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта ребенка. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта. Развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение, а этому способствуют упражнения с игровыми элементами.
Ребенок, в старшем дошкольном возрасте играя роль взрослого, обучает других детей. Он учит их тому, чему научился сам (придумывание рассказов, игр, способов конструирования и т.д.). Это позволяет старшему дошкольнику лучше овладеть уже накопленным опытом и знаниями, а главное больше задействовать воображение в собственной жизни. Развитие творческого воображения у старших дошкольников средствами игровой деятельности технологий подразумевает совместную деятельность взрослого и старшего дошкольника, оба являются полноправными участниками, где взрослый является косвенно руководящим и имеющим необходимый творческий потенциал.
Немало важно поощрение самостоятельности старшего дошкольника при ведении игровой деятельности. Самостоятельность должна быть многообразной и не навязанной взрослым. Она должна способствовать всестороннему развитию ребенка и задействовать все сферы его деятельности. Так же развитию воображения способствует детский опыт, который они получают при самостоятельной деятельности с ранее не знакомыми предметами.
Нами была проведена констатирующая работа, в ходе которой выяснилось, что дети исследуемой группы имеют средний (46,7% детей) и низкий уровень (53,3% детей) развития творческого воображения. У детей слабо развито воссоздающее и творческое воображение, у некоторых детей недостаточно хорошо развита фантазия, слабо развита способность к перекомбинированию образов.
Чтобы повысить уровень творческого воображения, нами была разработана Программа развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами игры, в которую вошли: серия театрализованных занятий, игры с предметами-заместителями и комплекс развивающих упражнений.
Театрализованные занятия способствовали развитию сценических умений и навыков, формированию творческого «Я» и других элементов театральной культуры.
Игры с предметами-заместителями способствовали закреплению у детей старшего дошкольного возраста приобретенных на занятиях умений и навыков.
Развивающие упражнения способствовали развитию творческого воображения, фантазии внимания и других элементов театральной культуры.
Побуждали детей к активности, эмоциональности, выразительности. Способствовали их участию в свободной импровизированной театрализованной игре.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику развития творческого воображения детей 5-6 лет и подтвердить выдвинутую нами гипотезу исследования. Показатель высокого уровня творческого воображения повысился на 20%, показатель среднего уровня развития творческого воображения повысился на 20%, показатель низкого уровня развития творческого воображения снизился на 40%.
Разработанная нами Программа по развитию творческого воображения детей 5-6 лет средствами театрализованной деятельности может быть использована воспитателями и педагогами-психологами ДОО, работающими с детьми старшего дошкольного возраста при решении задач, связанных с развитием творческого воображения.
Ребенок, в старшем дошкольном возрасте играя роль взрослого, обучает других детей. Он учит их тому, чему научился сам (придумывание рассказов, игр, способов конструирования и т.д.). Это позволяет старшему дошкольнику лучше овладеть уже накопленным опытом и знаниями, а главное больше задействовать воображение в собственной жизни. Развитие творческого воображения у старших дошкольников средствами игровой деятельности технологий подразумевает совместную деятельность взрослого и старшего дошкольника, оба являются полноправными участниками, где взрослый является косвенно руководящим и имеющим необходимый творческий потенциал.
Немало важно поощрение самостоятельности старшего дошкольника при ведении игровой деятельности. Самостоятельность должна быть многообразной и не навязанной взрослым. Она должна способствовать всестороннему развитию ребенка и задействовать все сферы его деятельности. Так же развитию воображения способствует детский опыт, который они получают при самостоятельной деятельности с ранее не знакомыми предметами.
Нами была проведена констатирующая работа, в ходе которой выяснилось, что дети исследуемой группы имеют средний (46,7% детей) и низкий уровень (53,3% детей) развития творческого воображения. У детей слабо развито воссоздающее и творческое воображение, у некоторых детей недостаточно хорошо развита фантазия, слабо развита способность к перекомбинированию образов.
Чтобы повысить уровень творческого воображения, нами была разработана Программа развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами игры, в которую вошли: серия театрализованных занятий, игры с предметами-заместителями и комплекс развивающих упражнений.
Театрализованные занятия способствовали развитию сценических умений и навыков, формированию творческого «Я» и других элементов театральной культуры.
Игры с предметами-заместителями способствовали закреплению у детей старшего дошкольного возраста приобретенных на занятиях умений и навыков.
Развивающие упражнения способствовали развитию творческого воображения, фантазии внимания и других элементов театральной культуры.
Побуждали детей к активности, эмоциональности, выразительности. Способствовали их участию в свободной импровизированной театрализованной игре.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику развития творческого воображения детей 5-6 лет и подтвердить выдвинутую нами гипотезу исследования. Показатель высокого уровня творческого воображения повысился на 20%, показатель среднего уровня развития творческого воображения повысился на 20%, показатель низкого уровня развития творческого воображения снизился на 40%.
Разработанная нами Программа по развитию творческого воображения детей 5-6 лет средствами театрализованной деятельности может быть использована воспитателями и педагогами-психологами ДОО, работающими с детьми старшего дошкольного возраста при решении задач, связанных с развитием творческого воображения.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством программы музыкальных занятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Игровая деятельность как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ,
ОСНОВАННЫХ НА ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023



