ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Мусульманское регулирование семейных основ
1.1. Понятие и условия вступления в брак
1.2. Порядок и условия вступления в брак
Глава 2. Супружеская правосубъектность в исламском праве
2.1. Личные правоотношения между супругами по нормам шариата
2.2. Имущественные правоотношения по нормам шриата
Глава 3. Основания и порядок расторжения брака 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система юридических норм образовалось не сразу. В первый, начальный, период развития Ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства и классового общества еще не закончился, в едином мусульманском социально - регулятивном комплексе юридические и иные правила поведения практически не различались. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как система юридических правил повеления, выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.
Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в ЮгоЗападной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.
Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует Ислам: татары, башкиры, чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы, адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы, абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки, туркмены, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до 15 млн. мусульман, встречается и цифра 20 млн. Если учесть, что по количеству детей исламские семьи.
Шариат - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных, прежде всего, в Коране и сунне и провозглашенных Исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Шариат, понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле Шариат нередко отождествляют с мусульманским правом. Шариат является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока.
Шариат нередко воспринимается в массовом сознании мусульман как исламский образ жизни в целом, совокупность религиозных, нравственных, юридических и бытовых норм, а также обычаев. В этом широком смысле шариат называют «религиозным законом» (в общесоциальном значении слова «закон»). Отсюда выражение «законы шариата».
Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как «Божественная кара», поскольку важнейшей задачей мусульманского государства «есть исполнение воли Аллаха на земле».
В основе современных правовых систем мусульманских государств лежит классическое мусульманское право. Его источником являются, во- первых, юридические предписания священных текстов Корана и Сунны (предписания о пророке Мухаммаде) и, во-вторых, толкование, их творческая разработка, а также собственные правовые решения авторитетов средневековой исламской юриспруденции. Отличительная черта мусульманского права - его тесная связь с религиозным мировоззрением, включая как теоретическое богословие, так и морально-этическую, и обрядовую стороны Ислама.
Влияние классической правовой доктрины Ислама на законодательство мусульманских стран в наибольшей степени проявляется в сфере брачносемейного и тесно примыкающего к нему наследственного права.
Правовое регулирование брачно-семейных отношений всецело опирается на религиозные и этические нормы Ислама, его устойчивые традиции.
В настоящее время семейное право большинство арабских стран представлено, как правило, специальным законодательством, которое в зависимости от сферы действия может быть разделено на три группы.
В некоторых странах нормативно-правовые акты, нередко разрозненные, регулируют лишь отдельные стороны семейных отношений. Так, семейные законы Египта № 25 от 1920 г. «О содержании семьи и других вопросах личного статуса» и № 25 от 1929 г. «О некоторых нормах относительно личного статуса», с изменениями и дополнениями, внесенными в них законом № 44 от 1979 г. касаются только некоторых вопросов заключения брака, развода и содержания семьи. Сходное положение сложилось в Судане, где единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными циркулярами - циркуляр от 1915 г. «О возможности развода по решению суда»; от 1932 г. «Об обязанностях по воспитанию детей»; от 1935 г. «О брачном выкупе» и др., издаваемых верховным шариатским судом.
Вторую группу составляет законодательство НДРИ, ИАР и Иордании, где действуют свободные нормативно-правовые акты, с разной степенью детализации, регламентирующие все основные вопросы семейного права. В НДРИ таким актом является Семейный закон № 1 от 1974 г., а в ИАР - Семейный закон № 3 от 1978 г. По существу они стали первыми кодексами по семейным вопросам, которые ранее регулировались мусульманско-правовой доктриной. В Иордании семейные отношения регламентируются Законом № 61 от 1976 г. «О личном статусе».
Наконец, в самостоятельную группу следует выделить законодательство Сирии, Марокко, Туниса и Ирака, где все основные вопросы семейного права регулируются наряду с другими институтами личного статуса в частности, завещанием или наследованием) едиными актами. В Сирии таким актом является закон №2 59 от 1953 г. «О личном статусе». Сирийский закон о личном статусе был использован при составлении аналогичного марокканского акта 1957 г. По кругу регулируемых вопросов с законодательством Сирии и Марокко совпадает и иракский закон № 88 от 1959 г. «О личном статусе» (с изм. 1978 г.).
В советской и российской литературе вопрос изучения истории Ислама и мусульманского законодательства освещен довольно хорошо. Известны работы таких знаменитых востоковедов как: Е.А. Беляева, Е.А. Дорошенко, Л.А. Семеновой, И.П. Петрушевского, доктора юридических наук Л.Р. Сюкияйнена.
Актуальность данной работы заключается в том, что верное определение социальных функций Ислама в современных условиях, установление его места в общественной структуре невозможно без учета исторических корней его существования, его роли и функций в феодальном прошлом среднеазиатских народов. Не представляя же в полном мере прошлого религии, невозможно верно представить ее действительное положение в наши дни, наиболее полно вскрыть социальные, гносеологические, психологические корни существования пережитков.
Целью данной работы является изучение особенностей присущих брачносемейному праву мусульман, показать, какую роль в Исламе играют брак и семья, и как регулируются брачно-семейные отношения нормами Шариата. Цель работы определила задачи, поставленные в работе:
1. Рассмотреть историю развития и возникновения мусульманского права.
2. Дать общую характеристику брака в Исламе и рассмотреть все виды брака в Исламе.
3. Подробно изучить условия и основания заключения и расторжения брака по нормам Шариата.
4. Раскрыть личные и имущественные отношения между супругами, регулируемые нормами Шариата.
Задачи, определили структуру работы, которая состоит из 3 глав.
В первой главе дано определение понятия брака в Исламе и описываются условия и основания расторжения и заключения брака по нормам Шариата.
Вторая глава посвящена правовому регулированию нормами Шариата личных и имущественных отношений между супругами.
В третьей главе раскрываются основания и порядок расторжения брака по нормам Шариата.
В заключении хотелось бы сделать вывод о проделанной работе. Во время написания данной работы основная моя задача заключалась в том, чтобы как можно наиболее полно раскрыть брачно-семейное право мусульман, показать, какую роль играет в Исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими правилами регулируется брачно-семейные отношения, показать неразрывную связь норм Шариата, которые регулируют брачносемейные отношения с Исламом, описать их источники, выделить те аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению многих людей праву жестокому, отжившему свой век, патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.
Проанализировать брачно-семейные отношения по мусульманскому праву, были сделаны следующие выводы:
1. Основным субъектом права в Исламе является не индивидуум, а именно семья. Мусульманская семья, по моим наблюдениям, несмотря на свою сплоченность, является значительно менее устойчивой общественной ячейкой, чем семья в понятии нашего, европейского общества. Мусульманская семья окружена предрассудками, отжившими свой век традициями, так, например, право отца (и только отца) принудить дочь выйти замуж (если она не достигла половой зрелости).
У нас семья является общностью нескольких поколений; она существует как таковая независимо от того, кто именно ее последовательно возглавляет. Исламское же построение таково, что семья является пожизненным родственным объединением, возглавляемым одним отцом: когда отец умирает, наступает время нового харема (гарема), не являющегося приемником предыдущего.
2. Замкнутое хозяйство и внутренний строй мусульманской семьи обуславливают применение иногда чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и противоречат установкам Корана.
3. Мусульманское право, в том числе и гражданское право мусульманских стран представляет значительный интерес в силу своего своеобразия, характерных отличительных черт, оно доказало свою жизнестойкость в течение длительного времени и заслуживает всестороннего, глубокого дальнейшего изучения.
4. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основаны на Исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовноправовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными Исламом. Именно потому, что их религиозные «дубликаты» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно «Божественное произношение» и неизменяемые. Однако подобные предписания - весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм которого была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования.
5. Система мусульманского права носит ярко выраженную религиозную окраску. В виду отсутствия структурированности права деление его на отрасли законодательства не свойственно мусульманскому праву. Ее основу составляют юридически значимые положения Корана, а также Сунны (собрания преданий - хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а также нормы, сформулированные мусульманскоправовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов, и умозаключения по аналогии (кияс). Мусульманское право весьма сильно ограничивает применение обычного права (адатов). Применение адата возможно в случае, если какой-либо вопрос не урегулирован шариатом, а также когда шариатом делается прямая отсылка к адатам.
6. Основой отношений супругов в российском праве провозглашается равенство супругов при решении всех вопросов семейной жизни. Мусульманское право пошло по несколько иному пути. Жена и муж наделяются мусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух субъектов семейных отношений наделен специфичным кругом прав и обязанностей, который не совпадают друг с другом. Если в имущественных правах шариат предоставляет жене более привилегированное положение по сравнению с российским законодательством, то в неимущественных правах, предпочтительное положение имеет муж. По шариату семья, как и любое другое сообщество, нуждается в разумном руководстве. Либо жена, либо муж должны взяться за руководство, и природа показывает, что мужчине больше подходит руководитель. Поэтому мужчина, принимая на себя ответственность за домашнее хозяйство, средства к жизни, благополучие детей и заботу о них, заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила, стойкость и выносливость делают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести тяжкое бремя охраны семьи от разрушения и беспорядка. Кроме того, женщина более эмоциональна и быстрее может быть поколеблена чувствами.
1 . Закон Иордании е 61 от 1976 г. О личном статусе- « Аль - Джарида ар - Расмийна » .- Амман , -I , XII . - 1976 .
2. Иракский закон 88 от 1959 г. О личном статусе ( с изм . 1978 г. ) . Личный статус и управление имуществом несовершеннолетних . Багдад , 1973 Пороховой ) / Под ред . 3. Коран Мухаммед Шейх Айид Аль Раид.-М. , 1993 . ( пер . смыслов В. и коммент .
4 , М ухаммад Ашик . Исламское право ( общедоступное изложение фикха ) . Часть 2 , Казань : « Иман » . 1999. 135 с .
5 , Семейный закон Египта 25 от 1920 г. О содержании семьи и других вопросах личного статуса : общие принципы законодательства по личному статусу , Каир , 1962.6 , Семейный закон Египта 25 от 1929 г. О некоторых нормах относительно личного статуса с изменениями и дополнениями , внесенными Законом 44 от 1979 г .; « Аль - Джарида арРасмийна » , Каир 1979.
7 , Семейный закон ИАР Сана , 1978.3 от 1978 г. « Аль - Джарида ар - Расмийна » , -
8 , Семейный закон НДРИ Ng 1 от 1974 Г . « Аль - Джарида ар - Расмийна » , - Аден , 1974 .
9. Сирийский закон о личном статусе е 3 от 1953 г. ( с изм . внесенными Законом N , 34 от 1975 г. ) . Правовой и социологический комментарий аджата Кааба Хасана . Дамаск , 1976 .
10. « Хидая » свод мусульманского права по ханифатскому толку . 11. Циркуляры : « О возможности развода по решению суда » от 1915 Г . «
6 обязанностях по воспитанию детей » от 1932 г .; « О брачном выкупе » от 1935 г. - Абдель Рахман ас - Сабуни
I. Учебная.
1. Авлиев В.И. , Вигасин А.А. История Древнего Востока , -M , 1979 .
2. Baгыр К.И. История государства и права зарубежных стран : Учеб . для вузов ,4 - е изд . , перераб . и доп.-M. : Проспект ТК Велби , 2004 .
3. Безбах В.В. , Пучинский В.К. Гражданское развивающихся стран . - M .: Изд - во УДН , 1989 . и семейное право
4 , Борисевич М.М. История государства и права зарубежных стран : Крат . Учеб . курс . . M. : Ориспруденция , 2001 .
5 , Бурханудлин М. Хидоя : Комментарий к мусульманскому праву , - М : Волтерс Клувер , 2007 .
6 , Васильев Л.С. История Высш , шк . , 1994. - B 2 - х т.-T. 1 . Востока : Учеб . по спец . « История » , - M .:
7. Г аланза П. Н. История государства и права зарубежных стран , -T M..1963 8. Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран : ko онспект лекций : Пособие для подгот . к экзаменам . - M . : Приор , 2002 .
9. Жилков О.А. , Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран - М . « Норма » , 2004
10 , Корнеев С.А. История осударства и права зарубежных стран онспект лекций ) . М. , 2000 . учебное пособие , -М . , 2002 . студентов вузов , 2 - е изд . , перераби доп.-M. IOHIml - lAHA , 2005 . студ , вузов . 3 - е изд . , перераб . и доп . - М .: Высш , шк . , 2003 . (ko 11 , Кузи шин В. И. История Древнего Востока . Тексты и документы
12. Мухаев Р.Т. История rocyдарства и права зарубежных стран : Учеб для 13. Кузитин В.И. Вигасин А.А. История Древнего Востока : Учеб . для
14 , Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран : учеб . для студ , вузов , 2 - е изд . , перераб . и доп . - M .: IO Ilml - ДАНА , 2004 .
15. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки // Под ред . А.И. Рогожина . Н.Н. Страхова - Харьков , 1981
16. Сагдагар М.И. Основы мусульманского права - М . , 1968 .
17. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право . - M . , 1984 .
18. Скоробогатов А.В. История государства и права зарубежных стран : учеб . пособие - Казань : Таглимат , 2004 .
19 , Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право - М .: Наука , 1986 .
III . Специальная
1. Абдул ала Мавдуди . К пониманию Ислама . . М. , 1995 .
2. Г. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественнополитической мысли народов Дагестана в XIX в . - М : « Наука » . Главная редакция восточной литературы . - М . , 1968 .
3. Большаков О.Г. Очерки истории арабской культуры . V - XV вв . - M .:
4 , Вагабов М. В. Ислам , женщина , семья - Махачкала : Даг . кн . изд - во ,
5 - Гусев Е.В. Реформа брачно - семейного права в некоторых странах « Наука » , - 1982 . 1994. Арабского Востока и Индонезии // Проблемы правоведения . - Казань , 1981.- No 42
6. Касумов А. Путь к свету . Издание второе , перераб . и доп . - М :
7. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность , -М . , 1978 .
8. Криндач А.Д. Ислам : Количество общин / Религии народов « Ихлас » . 2002 . современной России : Словарь / Под ред . М.П. Мчедлов . - М : Республика , 1999
9 , Крымский А.Е. История мусульманства - Издательство : Кучково поле , 2003.
10. Кулагина Е.В. , Кулагин Н.И. Новый семейный кодекс Алжира // Вестн . Моск . ун - та . Сер.П. Право . - 1988.- 2 .
П.Массэ А. Ислам . - M .: « Наука » , 1982 .
12. Набиев Р.А. Ислам на европейском Востоке : Энциклопедический словарь , -M .: Наука , 1991
13. Николаев М. Вопросы судебного порядка рассмотрения дел об установлении усыновления ( удочерения ) детей // Хозяйство и право . 1997. -No 3
14. Нирша В. уделение внимания детям в Исламе - 1 - е изд . - M .: Благотворительный фонд « Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим . 2002.
15 , Пелевин Н.С. Брачно - семейное и наследственное право исламской С. - Петербургского университета , республики 1998. Иран . СПб .: Изд - во -
16. Пелевин С.М. Брак и развод по законодательству НДРИ // Правоведение , -1999.- 4 .
17. Першиц А.И. , Смирнова Я.С. Положение кавказской женщины по адатам , христианским канонам и шариату // Государство и право . - 1997 . No 9
18 " Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV вв . Ленинград : Издательство ленинградского университета , 1966 .
19 , Полонская Л.Р. Современные мусульманские идейные течения . Ислам : проблемы идеологии , права , политики и экономики . Сборник статей / Под ред . А.И. Ионова - М : Наука , 1985 .
20. Почта НО . Священное увечье // Азия и Африка сегодня . - 1990. - Ne 2 .
21. Прозоров С.М. Ислам . Историографические очерки . - М " : « Наука » ,1991.
22. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система . - М .:
Восточная литература , 2004.23.Ризаэтдин бин Фахретдин .
Благонравная жена - Казань : « Иман » , 1996
24. Саидбаев Т.С. Ислам и общество . - М : « Наука » , 1984
25. Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока - М .Наука , 1985
26. Струве В.В. , Матье М.Э. Религия и общество " -М . , 1927 .
27. Струве В.В. Древний Восток . Книга для чтения , -M . , 1951 .
28 , Султан магомедов С.Н. , Г аджиев М.П. Подарок новобрачным . 2 - е издание , исправленное и дополненное . Махачкала : Ихлас , 2003 .
29. Хай дар Баш . Права женщины в Исламе - Казань : Мастер - Лайн ,2001 .
ЗО.Хаммуда Абдалати . Взгляд на Ислам , -M . , 1995 .
31 , Шабанов Ф. Ш. , Алиев Р. Я. Некоторые положения ханифитекой кориспруденции . Ислам : проблемы идеологии , права , политики и экономики . Сборник статей / Под ред . А.И. Ионова - М .: « Наука » , 1985
32. Шайдуллина Л.И. Арабская женцина и современность . Эволющия
33. Шайдуллина Л.И. Брак и развод по мусульманскому праву // Арабские
34. Шайдуллина Л.И. Коран и шариат о положении женщины в семье и
35. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран : хрестоматия ислама и женский вопрос , -M .: Наука , 1978 . страны : история , экономика , -М . , 1963 . обществе , -Автореф . канд . дисс.- M. , 1963 учеб . пособие для студентов юрид . спец . вузов , -Минск : Тесей , 2004