Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТИПЫ И СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (СOMMON CORE STATE STANDARDS))

Работа №33872

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. ПОНЯТИЕ, ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАГМАТИКА ТЕКСТА 7
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕКСТА В РАМКАХ ПОНЯТИЙ СЛОЖНОСТИ,
ТРУДНОСТИ И ПОНЯТНОСТИ ТЕКСТА 14
1.3 СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 20
1.4. СТАНДАРТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ УЧЕБНОГО ТЕКСТА 26
2.1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ТЕКСТОВ 26
УМК SPOTLIGHT ДЛЯ 10 КЛАССА 26
2.2 АНАЛИЗ ТЕКСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ЧТЕНИЯ 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время в сфере образования происходят существенные изменения. За последние годы выросло количество учебных пособий для общеобразовательных школ, однако она не всегда соответствуют таким требованиям как простота и доступность изложенной информации. В первой половине прошлого века появились первые исследования, посвященные разработке объективных методов по оценке сложности текста и трудности его восприятия [Шпаковский, 2012].
Существует два вида сложности: текстовая и языковая. Языковая - это сложность языка, как системы. В ходе изучения данного типа сложности чаще всего исследователи стараются распределить языка в соответствии с уровнем сложности [Бердичевский, 2012]. Текстовая сложность — это сложность отдельно взятых текстов, написанных на одном языке. При исследовании данного типа сложности ученые изучают различные явления какого-то конкретного языка и аспекты языка, которые показывают, насколько легко носителю воспринимать тот или иной текст [ Fisher, Frey, Lapp, 2012]. В данной работе мы рассматриваем второй тип сложности: текстовую сложность.
Исследование основывается на аутентичных текстах, рекомендованных образовательным стандартом Великобритании. Так как системы образования в России и Великобритании различаются, следует упомянуть, что в работе рассматриваются параметры, соответствующие 11 году обучения в Великобритании и 10 году обучения в России, а также возрасту учащихся, который составляет 15-16 лет.
Хотя вопрос оценки качественных и количественных параметров являлся весьма обсуждаемым для ряда зарубежных и отечественных исследователей, большинство вопросов по этой теме до сих пор остаются открытыми.
Актуальность данной работы определяется значимостью исследования специфики параметров учебных текстов, используемых в обучении английскому языку в России, а также тем, что ни в отечественной [Федеральный государственный образовательный стандарт, 2016], ни в зарубежной практике [ Common European Framework of Reference, 2001] нет достаточно четких параметров подбора учебных текстов.
Целью работы является проведение анализа качественных и количественных параметров учебных текстов. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Ознакомиться с теоретическими основами понятий сложность, трудность и читабельность текста
2. Провести выборку текстов из выбранного учебно-методического комплекса.
3. Выявить перечень количественных и качественных параметров, детерминирующих специфику учебного текста для чтения.
4. Проанализировать выбранные тексты по следующим параметрам:
количество слов в тексте, среднее количество слогов в слове, среднее количество слов в предложении,
конкретность/абстрактность слов, синтаксическая простота, используя программы автоматического анализа (Coh-Metrix, Text Inspector, WebFX).
5. Выявить основные тенденции изменения сложности текстов.
6. Выявить корреляции метрик параметров с индексом ФК.
Объектом исследования являются типы и специфика текстов для чтения УМК «Spotlight»
Предметом исследования являются параметры учебных текстов.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: метод статистического анализа, сравнительно-сопоставительный метод, метод классификации, синтеза, сравнения. Для исследования применялась формула читабельности Флеша-Кинкейда, с помощью которой проводился анализ текстов такими компьютерными программами как: Webfx, Coh-Metrix и Text Inspector.
В качестве материала для исследования использовались тексты УМК «Spotlight» Общий объем рассматриваемого языкового корпуса составил 42 текста суммарным объемом 15098 словоупотреблений.
В ходе исследования были выведены следующие гипотезы:
1. Специфика любого учебного текста определяется такими качественными параметрами как, повествовательность, конкретность и абстрактность словарного состава, синтаксическая простота, референциальная и глубинная связность и количественными, в которые входит количество слов в тексте, среднее количество слогов в слове и среднее количество слов в предложении.
2. Сложность представленных в исследуемом УМК текстов увеличивается и соответствует языковой компетенции обучающихся.
3. Процесс обучения чтению на старшей ступени образования будет более эффективен при грамотном использовании аутентичных текстов для чтения на уроках по изучению английского языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе работы были выявлены параметры, влияющие на трудность восприятия учебных текстов обучающимися, а также был разработан алгоритм анализа текстов с помощью компьютерных программ.
Теоретическая значимость представленной работы заключается в том, что разработанный алгоритм анализа количественных и качественных параметров текста может быть использован в дальнейших исследования текстов различных жанров и типов.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования при обучении английскому языку как иностранному и для совершенствования навыков чтения учащихся на уроках в общеобразовательной школе.
Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, список литературы, приложение.
Во введении говорится об актуальности выбранной темы, расставляются цели, указываются объект и предмет исследования, перечисляются основные задачи, анализируется теоретическая значимость, указывается практическая ценность данной работы, разбирается структура данной работы.
В первой главе «Текст как объект исследования» описывается понятие и сущность текста, указываются теоретические основы сложности текста, отмечается специфика текстов для чтения.
В практической главе «Количественные и качественные параметры текста» разбираются виды автоматического анализа текстов, проводится анализ сложности текстов на основе УМК по обучению английскому языку Spotlight для 10-го класса.
В заключение даются выводы, подтверждающие выведенные к защите гипотезы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время вниманию преподавателей представлен широкий спектр УМК, содержащих учебные тексты разного уровня сложности. При выборе УМК важно обращать внимание на количественные и качественные параметры текста, которые помогут определить, соответствуют ли представленные тексты возрасту и учебным способностям обучающихся. Оценка сложности текста поможет учителю более эффективно проводить работу с текстами.
В ходе сбора необходимого материала исследования и его систематизации, а также проведения собственной экспериментальной работы были рассмотрены программы автоматической обработки текста, которые существенно ускоряют и облегчают процесс оценки текста. Все представленные программы имеют понятный интерфейс и комментарии, которые также способствуют лучшему анализу результатов.
В ходе исследования получили подтверждение все выявленные ранее гипотезы: важно учитывать и количественные, и качественные параметры текста при выборе учебных текстов, в УМК «Spotlight» есть тенденция увеличения уровня сложности согласно индексу Флеша-Кинкейда, но стоит также напомнить, что два текста одной и той же сложности, могут обладать низкими качественными параметрами. Это может вызвать некоторые затруднения при чтении.
Полученные в результате исследования данные можно использовать для редакции существующих УМК по английскому языку для общеобразовательных школ. Также результаты исследования могут быть использованы для создания собственного УМК учитывая качественные и количественные параметров оценки текста, а также того факта, что учащиеся в России не находятся в среде изучаемого языка постоянно и поэтому при подсчете уровня сложности текста это должно учитываться.
Таким образом исследование типов учебных текстов и их специфики поможет улучшить качество обучения чтению на старшей ступени образования.



1. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и компьютерная лингвистика: учеб. пособие / Большакова Е.И., Клышинский Э.С., Ландэ Д.В., Носков А.А., Пескова О.В., Ягунова Е.В. - М.: МИЭМ, 2011. - 272 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Александров Е.П.Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе / Е.П. Александров // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - №2. - 2015. - С. 130-136
4. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. - 2-изд., доп. и перераб. - М. : Express Publishing : Просвещение, 2010. 216 с.: ил. - (Английский в фокусе)
5. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект
коммуникации при обучении неродному языку - Саратов: Изд-во
Саратовского университета, 1987. - 130 с.
6. Васильев В. Г., Кривенко М. П. Методы автоматизированной обработки текстов. — М.: ИПИ РАН, 2008. - 305 с.
7. Г альскова Н. Д., Г ез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. Ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
8. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст] / И. Р. Гальперин. - изд. 5-е, стереотипное. М. : Ком Книга, 2007. - 144 с.
9. Глушань, В.М. Компьютерный анализ сложности текстов учебнометодических разработок как средство повышения качества обучения / В.М. Глушань // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - С. 71-76
10. Гончарова, Л. В. Актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / Л. В. Гончарова // Вестник Краснодарского университета МВД России. - №4 (22) - 2013. - с. 133-136
11. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т.
B. Жеребило. Изд. 5-е, испр-е и дополн. - Назрань : Изд-во "Пилигрим", 2010. - 486 с.
12. Зильберглейт М.А., Шпаковский Ю.Ф., Невдах М.М. Повышение качества учебной литературы / М.А. Зильберглейт, Ю.Ф. Шпаковский, М.М. Невдах // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2012. - С.89-92
13. Касевич, В.Б. Элементы общей лингвистики / В.Б. Касевич — М., Наука, 1977. - 183 с.
14. Кисельников А.С. Экзаменационный текст: сущность, специфика, фукнции (на материале русского и английского языков): дис...канд.фил.наук / А.С. Кисельников. - Казань, 2017. - 243 с.
15. Криони Н.К., Никин А.Д., Филиппова А.В. Автоматизированная система анализа сложности учебных текстов / Н.К. Криони, А.Д. Никин, А.В. Филиппова // Вестник УГАТУ. - Управление, ВТиИ. - 2008. - Т.11, №1 (28).
C. 101-107
16. Лапошина, А.Н. Анализ релевантных признаков для автоматического определения сложности русского текста как иностранного / А.Н. Лапошина // Кафедра компьютерной лингвистики Института лингвистики РГГУ. - Москва. - С.1-7
17. Лернер, И. Я. Критерии сложности некоторых элементов
учебника [ Текст] / И. Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. - М. :
Просвещение, 1974. - Вып. 1. - С. 47-58.
52
18. Мацковский, М. С. Проблемы читабельности печатного материала [Текст] / М. С. Мацковский // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации ; отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 1976. - С. 126-142.
19. Мизернов И.Ю., Гращенко Л.А. Анализ методов оценки сложности текста / И.Ю. Мизернов, Л.А. Гращенко // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. - 2015. - С. 572-581
20. Микк, Я. А. О факторах понятности учебного текста [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.00 / Микк Яан Арнольдович. - Тарту, 1970. - 22 с.
21. Микк, Я. А. Методика измерения трудности текста Текст] / Я. А. Микк // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 1975. - № 3. - С. 147-155.
22. Миньяр- Белоручев Р.К. Теория и методы перевода / М.: Московский Лицей, 1996. - 298 с.
23. Невдах М. М., Шпаковский Ю. Ф. Новая классификация методов определения понимания текста / М. М. Невдах, Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. Сер. IX. Издат. дело и полиграфия. - 2007. Вып. XV. - c.1-5
24. Никин, А.Д. Информационная система анализа учебного текста / А.Д. Никин, Н.К. Криони, А.В. Филиппова // Телематика’2007 : тр. XVI Всерос. Науч.-метод.конф. Т.2 ГосНИИ информ.технол. и телекоммуникаций «Информика», 2007. С.463-465.
25. Обласова, Т.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы / Т.В. Обласова // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2012. - С. 41-49
26. Оборнева, И.В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров : дис. ... канд. пед. наук / Оборнева Ирина Владимировна. - М., 2006. - 165 с.
27. Оборнева, И.В. Автоматизация оценки качество восприятия текста // Вестник Московского городского педагогического университета. 2005. №2 (5). - С.221-233
28. Солнышкина М.И., Кисельников А.С. Параметры сложности экзаменационных текстов / М.И. Солнышкина, А.С. Кисельников // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. №1 (25) - 2015. - С. 99-107
29. Солнышкина С. И., Кисельников А. С. Сложность текста: этапы изучения в отечественном прикладном языкознании / С. И. Солнышкина, А. С. Кисельников // Вестник ТГУ. Филология. - №6 (38). - 2015. - с.86-100
30. Сохор, А.М. Логическая структура учебного материала / А.М. Сохор. М.: Педагогика, 1974. 119с.
31. Сунгатуллина, Д.Д. Специфика экзаменационного текста: вторичность, функции, сложность (на материале русского и английского языков): дис.канд.фил.наук / Д.Д. Сунгатуллина. - Казань, 2018. - 28с.
32. Томина, Ю.А. Объективная оценка языковой трудности текстов (описание, повествование, рассуждение, доказательство) : авторев.дис. ... канд. пед. наук / Томина Юлия Алексеевна. - М., 1985. - 21с.
33. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе [ Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов / С.К. Фоломкина. - Москва : Высшая школа, 1987. - 207с.
34. Шпаковский, Ю. Ф. Оценка трудности восприятия текста / Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2012. - С. 72-75
35. Яхиббаева, Л.М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса. Вестник Башкирского университета 2008 - С. 1029-1031
36. Яцко, В.А. Алгоритмы и программы автоматической обработки текста / В.А. Яцко // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012.- С. 150-161
37. A Psychological and Computational Study of Sub-Sentential Genre Recognition / P.M. McCarthy [et al.] // JLCL. - 2009. - Vol.24 №1. - Р. 23-55
38. Al-Khalifa, H. S. Automatic readability measurements of the Arabic text: An exploratory study [Text] / H. S. Al-Khalifa, A. A. Al-Ajlan // The Arabian journal for science and engineering. - Saudi Arabia : King Fahd University of Petroleum & Minerals, 2010. - P. 103-12
39. Brinton L.J. The structure of modern English [Text] / L.J. Brinton. - Amsterdam; Philadelphia : John Benjamins, 2000. - 335p
40. DuBay W.H. The Principles of Readability. // Costa mesa, CA Impact Information, 2004. - P. 24-25
41. Graesser, A. C. Coh-Metrix: analysis of text on cohesion and language [Text] / A. C. Graesser, D. S. McNamara, M. M. Louwerse, Z. Cai // Behavioral Research Methods, Instruments and Computers. - Memphis, Tennessee : University of Memphis, 2004. - Р. 193-202.
42. Crossley, S.A. Text Readability and Intuitive Simplification : A Comparison of Readability Formulas/ S.A. Crossley, D.B. Allen, D.S. McNamara // Reading in A Foreign Language. - 2011. - Vol. 23, №1. - P.84-101
43. Flesch R., The Art of Readable Writing, Harper (New York), 1949
44. Graesser,A.C., McNamara,D.S.,& Louwerse,M.M (2003). What do readers need to learn in order to process coherence relations in narrative and expository text. In A.P. Sweet and C.E. Snow (Eds.), Rethinking reading comprehension (pp. 82-98). New York: Guilford Publications
45. Graesser, A. C. Coh-Metrix: Providing multilevel analyses of text characteristics [Text] / A. C. Graesser, D. S. McNamara, & J. Kulikowich // Educational Researcher. - 2011. - Vol. 40 - P. 223-234.
46. Kincaid, J. P. Derivation of new readability formulas (Automated Readability Index, Fog Count and Flesch Reading Ease Formula) for navy enlisted personnel [Text] / J. P. Kincaid, R. P. Fishburne, R. L.Rogers, B. S. Chissom // Naval technical training command. - Memphis, TN : Naval Air Station, 1975. - 40
p.
47. Solnyshkina, M. I., Comparative Coh-Metrix analysis of reading comprehension texts: Unified (Russian) state exam in English vs Cambridge First Certificate in English [Text] / M. I. Solnyshkina, E. V. Harkova, A. S. Kiselnikov // English Language Teaching. - Canada : Canadian Center of Science and Education, 2014. - Vol.7. No. 12. - P. 65-76.
48. National curriculum in England: Englsih programmes of study [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.gov.uk/national-curriculum
49. Индексы Флеша-Кинкейда - Режим доступа: http://www.cpanel.stpaulsscience.org/gceict/skills/pi/pi01/accuracy/readability/fkg. htm
50. Программа Coh-Metrix - Режим доступа: http://tea.cohmetrix.com/
51. Программа Text Inspector - Режим доступа: https://textinspector.com/
52. Программа WebFX - Режим доступа: https://www.webfx.com/)
53. Free Online OCR Service - Режим доступа: https://www.onlineocr.net/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ