Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти у учащихся 11
1.1. Концептуальные основы памяти и её способностей 11
1.2. Особенности развития памяти учащихся в образовательном процессе 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Современные технологии развития памяти учащихся в учебном
процессе 33
2.1. Особенности организации учебного процесса, способствующие
развитию памяти на уроках истории 33
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы в 9-м «Б» классе СОШ №
10 Елабужского муниципального района РТ 41
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. XXI век стал новым этапом для человечества в распространении информации. В истории можно проследить три «информационные революции»: появление языков, начало использования внешних носителей информации (записи на стенах, дощечках, позже на бумаге), создания книгопечатания. Данные процессы происходили не в эволюционном русле, скорее это был резкий переход, скачок, который ставил перед человеком новые вызовы и задачи. На данный момент произошла новая революция - появление всемирной паутины (сети Интернет). В отличие от трех предшествующих революций, появление электронных информационных технологий в десятки раз увеличило потоки информации . На эту ситуацию можно смотреть с двух сторон. Первая точка зрения состоит в том что, такое обилие информации решает одну из ключевых проблем в обучении, которое достаточно длительное время наблюдалось в прошлом, а именно доступ к знаниям. С другой стороны, её переизбыток также не увеличивает эффективность образовательного процесса. Система образования не должна ограждаться от реалий современного мира. В связи с этим одной из главных задач, ставящихся перед школой, - это научить школьника обработке больших объемов информации и грамотному отбору и её проверки. Одним из ключевых навыков, внедряющихся в школе - это «умение учиться» . Если разобрать данное определение, то мы увидим набор характеристик, которым должен овладеть школьник: критическое мышление, смысловое чтение, целеполагание и др. Отдельным компонентом выделяется память. Данный процесс характеризуется тем, что он является одним из фундаментов интеллектуальных способностей любого человека. Практически во всех сферах человеческой жизни присутствует память, вне зависимости делаем ли мы это осознанно или нет. Также хочется заметить, что активное задействование памяти увеличивает интеллектуальную выносливость ученика, что является совершенно необходимым условием для успешной социализации в профессиональной сфере в условиях современного мира.
Характеристика изученной литературы. Литературы по теме развития памяти представлено большое количество. Это связано с тем, что интерес к вариативности форм обучения в последние годы со стороны исследователей увеличился. При проведении терминологического анализа в работе представлено 26 определений «памяти». Психологический дискурс термина представлен работами: В.М. Блейхера, И.В. Крука , Б.Э. Мура и Б.Д. Фаина , Н. Губина , Ч. Райкрофта , Б. Мещерякова и В. Зинченко, Р. Комера , Р. Корсини и А. Ауэрбаха , С.Ю. Головина , М. Кордуэлла , И. Кондакова , В. Лейбина , А.С. Никифорова , В.П. Дудьева , Б.А. Душкова, А.В. Королева и Б.А. Смирнова , В.А. Жмурова , Л.С. Выготского , Н.И. Конюхова. Также нами было использовано несколько словарей для более полного разбора определения. Среди них были: Большая советская энциклопедия , краткий словарь психологических терминов, юридическая психология словарь терминов , словарь по профориентации и психологической поддержке , словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти" , словарь музейно-педагогических терминов , психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения , российская педагогическая энциклопедия.
Определение «памяти» канадского физиолога Д. Хебба показано в работе А.Ф. Корниенко , согласно его представлению память лишь - это клеточный ансамбль, возникающий в результате многократного повторения.
О ментальных возможностях памяти человека подробно рассказывается в статье И.Г. Герасимова и А.А. Яшина.
Для характеристики процессов памяти (запоминание, воспроизведение, забывание и т.д.) за основу были взяты труды Е.Б. Пликиной и В.С. Харламовой , Т.Н. Осининой.
Взаимодействие памяти отражено в работе П. Жане «Эволюция памяти и понятия времени». Ключевой тезис работы заключается в том, что память по своей природе невозможна без наличия сознания.
Несколько концепций памяти представлены в работе Т.П. Зинченко. Даны определения ассоциативной, бихевиористической, структурной, социологической, деятельностной, инженерной, когнитивной теориям памяти . Внешние факторы и непроизвольность процессов памяти описаны в трудах В.Я. Ляудиса. Некоторые исследователи в своих определениях делали упор на отдельные компоненты памяти, например, У. Джеймс связывал память и всплывающие образы в человеческом сознании.
«Число Миллера» является одним из ключевых факторов работы краткосрочной и оперативной памяти. Теоретические основы этого компонента были рассмотрены в работах Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам и А.С. Черноусовой.
В нашей работе представлено 8 классификаций памяти. Каждая из типологий выделяет один измеримый компонент, на основании которого строятся теоретические структуры. Например, разделение памяти по сенсорной модальности классифицирует память по каналам получения информации (зрение, слух, обоняние). Эта классификация была взята из статьи Ф.Д. Талхановой, Ф.Б. Абаевой, К.Р. Мовсесовой «К вопросу экспериментального анализа особенностей памяти у студентов, изучающих иностранные языки». Разделение действия памяти по временному показателю отражено в статье А.В. Гидлевского «Сознание как рабочая память» . Показатели делятся на две характеристики: краткосрочное и долгосрочное действие.
Количественные и качественные показатели памяти определяются её свойствами. Категории свойств, согласно Л.В. Зениной и Н.А. Каменевой, представлены в качестве: точности, скорости запоминания и воспроизведения.
Описание влияния дополнительных факторов, таких как питание, было взято из статьи О.А. Булгакова «Память человека и возможность ее улучшения» . Важность взаимосвязи внимания и памяти показана в работе
О.В. Ерусева «Роль внимания в развитии познавательных процессов».
О выстраивании процесса обучения с учетом особенностей долгосрочной памяти говорится в статье Е.В. Прокопьевой «Динамика представлений о себе в процессе обучающего НЛП-тренинга» .
Характеристика источников. Античная история изучения памяти представлена произведениями Платона «Теэтет» и Аристотеля «О памяти и припоминании». Там описаны первичные представления учёных о памяти и её процессах.
Мнемотехнические приемы были взяты из трудов Т.Б. Никитиной и М.А. Зиганова. На этих мнемотехнических приемах была построена практическая часть данной выпускной квалификационной работы.
Тезисы ассоциативного учения о памяти были основаны на трудах русских физиологов И.М. Сеченова «Избранные сочинения. Физиология и психология» и И.П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы».
А.Н. Леонтьев в работе «Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций» . Описал два подхода к изучению природы памяти: исследование форм и процессов памяти.
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия в своей книге «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок»1 характеризовали память через деятельность высшей нервной системы.
Р. Аткинсон описал системный подход к изучению памяти, который был очень актуален во второй половине XX века. Его книга «Человеческая память и процесс обучения» выделяет три структурных компонента: представлением, хранением и извлечением информации, они, по его мнению, представляют весь функционал памяти.
Взгляд отечественной педагогической школы основан на трудах П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» , К.Д. Ушинский «Собрание сочинений. Т. 8.» , А.П. Нечаев «Память человека и ее воспитание» . В них обосновывается место развития памяти в педагогической системе обучения и воспитания.
Объект исследования - развитие памяти школьника на уроках истории.
Предмет исследования - использование методик на уроках истории, которые активно задействуют приёмы мнемотехники и визуальную память школьника.
Методология исследования представлена всеобщим диалектическим методом познания, методами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, методом наблюдения.
Цель. Изучить приемы мнемотехники и методики развития памяти учеников, содействующих использованию визуальной памяти на уроках истории и возможности их применения на практике.
Задачи:
1. изучить понятие, сущность памяти и её способностей в современной науке и описать концептуальные основы памяти и её способностей;
2. охарактеризовать современные технологии развития памяти учащихся в учебном процессе;
3. разработать и провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие памяти учащихся в 9-м «Б» классе СОШ №10 Елабужского муниципального района РТ на уроках истории.
Гипотеза данной работы заключается в том, что использование визуальной памяти и мнемотехники на уроках истории даст возможность повысить результаты обучения.
Научная новизна этой выпускной квалификационной работы представлена в характеристике приемов мнемотехники и видов организации уроков истории, позволяющих эффективно использовать данные методики.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов опытно-экспериментальной работы, в деятельности учителя истории.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых поделена на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В конце хотелось бы сказать, что для более полного анализа данной проблемы необходимы дополнительные исследования. Вдобавок ко всему, развитие этого направления исследований в нашей стране произошло недавно, по сравнению с образованием на Западе, что сильно отразилось на теоретическом освещении темы, так как были рассмотрены лишь переведённые на русский язык книги и публикации.
В ходе работы нами было выявлено большое количество трактовок понятий и сущности дистанционных технологий обучения. В данной выпускной квалификационной работе были представлены 26 источников этого определения, что является лишь незначительной частью в теоретической базе изучаемого вопроса. Была представлена краткая историческая справка появления и развития знаний о человеческой памяти и её возможностях. Были охарактеризованы концептуальные основы памяти, в частности, представлены классификации и свойства памяти, а также закономерности её работы. В работе проанализированы методы организации учебного процесса, способствующие развитию памяти, а также раскрыты условия их реализации.
В условиях тех задач, которые ставит перед школой правительство, необходимо особо обратить внимание на развитие интеллектуальной выносливости учеников. Развитие памяти является основным навыком, не считая устного счёта и изучения иностранного языка, который сильно повышает способность человека к активной и длительной интеллектуальной деятельности. Настоящее преступление ориентироваться исключительно на прошлый опыт образования, не обращая внимания на инновационные методы обучения. Всех их необходимо тщательно проверять и подвергать анализу. Лучшие из них должны стать частью системы. Более того, в скором времени всё передовое и инновационное на данный момент безнадёжно устареет. Этот процесс не имеет конца и всё, что нужно на данный момент для эффективности образования - это быть в курсе, испытывать новые модели, предлагаемые исследователями и педагогами.
Эпоха «образования длиною в жизнь» будет ставить новые вызовы перед людьми всех поколений и постоянный доступ к новым знаниям уже необходимость. Школа может стать первым этапом сопровождения человека в данную реальность. Имея для этого отличную базу и хорошую площадку.
1.1. «Насколько быстро мы забываем» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://corp.lingualeo.com/ru/2015/04/09/ne-zabudte-povtorit-ili-
naskolko-byistro-myi-zabyivaem/ (дата обращения: 29.05.2019).
1.2. 12 законов памяти по материалам книги А. Думчева «Помнить всё». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.mann-ivanov- ferber.ru/2014/01/21/12-zakonov-pamyati/ (дата обращения: 29.05.2019).
1.3. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый Словарь Психиатрических Терминов, 1995. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/tolkovyi-slovar-psihiatricheskih-terminov.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.4. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 19691978.
1.5. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/28-bolshoi-psihologicheskii-slovar.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.6. Булгаков О.А. Память человека и возможность ее улучшения //
Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и
технические науки. 2014. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pamyat-cheloveka-i-vozmozhnost-ee- uluchsheniya (дата обращения: 29.05.2019).
1.7. Герасимов И.Г., Яшин А.А. Ионно-молекулярная модель памяти.
Основные определения. Виды памяти (краткий обзор) // ВНМТ. 2013. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ionno-
molekulyarnaya-model-pamyati-osnovnye-opredeleniya-vidy-pamyati- kratkiy-obzor (дата обращения: 04.02.2019).
1.8. Гидлевский А.В. Сознание как рабочая память // Вестник ОмГУ. 2015.
№2 (76). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/soznanie-kak-rabochaya-pamyat (дата обращения: 29.05.2019).
1.9. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/glossarii-psihologicheskih-terminov.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-prakticheskogo-psihologa.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.11. Джеймс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика,
1991. - 368 с.
1.12. Дружинин В.Н. Когнитивная психология. 2002. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-
obschaya/kognitivnayapsihologiya.html (дата обращения: 29.05.2019).
1.13. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник, 2008 г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/psihomotorika-clovar-spravochnik.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.14. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический
словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/110-enciklopedicheskii-slovar-psihologija- truda-upravlenij a-inzhenernaj a-psihologij a-i-ergonomika.html (дата
обращения: 04.02.2019).
1.15. Ерусева О.В. Роль внимания в развитии познавательных процессов // Научные исследования в образовании. 2009. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vnimaniya- v-razvitii-poznavatelnyh-protsessov (дата обращения: 29.05.2019).
1.16. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М. - 1979. - С. 85-92. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psychology.ru/ (дата обращения: 10.04.2019).
1.17. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/bolshaja-enciklopedija-po-psihiatrii-2-e-izd- .html (дата обращения: 04.02.2019).
1.18. Зенина Л.В., Каменева Н.А. Возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Педагогика и психология образования. 2013. №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7vozmozhnosti- sovremennyh-kompyuternyh-programm-v-protsesse-obucheniya- inostrannym-yazykam-v-vuze (дата обращения: 29.05.2019).
1.19. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
1.20. Ковальзон В.М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование-сон» / В.М. Ковальзон. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 239 с.
1.21. Комер Р. Общая психология: глоссарий. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/obschaja-psihologija-
glossarii-po-knige.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.22. Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/psihologicheskii-slovar.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.23. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - 1992 г. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/prikladnye-aspekty-
sovremennoi-psihologii-terminy-zakony-koncepcii-metody.html (дата
обращения: 04.02.2019).
1.24. Кордуэлл М. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/psihologija-ot-a-do-ja-slovar-spravochnik.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.25. Корниенко А.Ф. Чувствительность организма и "зачаточная форма
психики" // Вестник ТГГПУ. 2006. №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7chuvstvitelnost-organizma-i-
zachatochnaya-forma-psihiki (дата обращения: 09.04.2019).
1.26. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер,
2006. - 1096 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/psihologicheskaj a-enciklopedij a.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.27. Краткий словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/kratkii-slovar-
psihologicheskih-terminov.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.28. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая
культура. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/118-kratkii-enciklopedicheskii-slovar- adaptivnaja-fizicheskaja-kultura.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.29. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-
spravochnik-po-psihoanalizu.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.30. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - МГУ, 1976 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://lektsii.com (дата обращения:
11.04.2019)
1.31. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структуры поведения. Пер. с английского О. Виноградовой и Е. Хомского - М.: Изд-во «Прогресс», 1962. - 239 с.
1.32. Немов Р.С. Психология. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии. - С. 218. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2987416/page:23/ (дата обращения:
04.02.2019) .
1.33. Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. - 2010 г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/nevrologija-polnyi-tolkovyi-slovar.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.34. Осинина Т.Н. Лонгитюдное исследование воспроизведения учебного
материала // Вестник ТГПУ. - 2015. - №6 (159). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/longityudnoe-
issledovanie-vosproizvedeniya-uchebnogo-materiala(дата обращения:
24.02.2019) .
1.35. Пликина Е.Б., Харламова В.С. Основные способы запоминания
информации на иностранном языке // Концепт. - 2017. - №V7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-sposoby-zapominaniya- informatsii-na-inostrannom-yazyke(дата обращения: 24.02.2019).
1.36. Прокопьева Е.В. Динамика представлений о себе в процессе
обучающего НЛП-тренинга // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-predstavleniy-o-sebe-v-protsesse- obuchayuschego-nlp-treninga (дата обращения: 29.05.2019).
1.37. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye- ponjatija-terminy-aktualnaja-leksika.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.38. Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э.
Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/psihoanaliticheskie-terminy-i-ponj atij a- slovar.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.39. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/psihologo-pedagogicheskii-slovar-oficera- vospitatelja-korabelnogo-podrazdelenija.html (дата обращения:
04.02.2019) .
1.40. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/kriticheskii-slovar-psihoanaliza.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.41. Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/rossiiskaja-pedagogicheskaja-
enciklopedija.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.42. Словарь Л.С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/slovar-lva-semenovicha-vygotskogo.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.43. Словарь музейно-педагогических терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/clovar-muzeino-pedagogicheskih- terminov.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.44. Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под
общей редакцией А.А. Реана, 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-knige-psihologija-
cheloveka-ot-rozhdenija-do-smerti-.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.45. Словарь по профориентации и психологической поддержке.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-proforientacii-i-psihologicheskoi- podderzhke.html (дата обращения: 04.02.2019).
1.46. Ступницкий В.П. Психология. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 520 с.
1.47. Талханова Ф.Д., Абаева Ф.Б., Мовсесова К.Р. К вопросу
экспериментального анализа особенностей памяти у студентов, изучающих иностранные языки // Проблемы Науки. - 2014. - №11 (29). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-eksperimentalnogo-analiza- osobennostey-pamyati-u-studentov-izuchayuschih-inostrannye-yazyki (дата обращения: 17.05.2019).
1.48. Хрестоматия - педагогический словарь библиотекаря. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/hrestomatija-
pedagogicheskii-slovar-bibliotekarja.btml (дата обращения: 04.02.2019).
1.49. Центр инновационной коммуникационной лингвистики Дмитрия Петрова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://centerpetrova.ru/ (дата обращения: 29.05.2019).
1.50. Черноусова А.С. Лингвистический эксперимент: изучение процесса
запоминания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №77. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskiy-eksperiment-izuchenie- protsessa-zapominaniya (дата обращения: 29.05.2019).
1.51. Юридическая психология словарь терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/yuridicheskaja-psihologija- slovar-termmov1.html (дата обращения: 04.02.2019).
II. Источники
2.1. Аристотель «О памяти и припоминании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m/Memory_Greek.html#aristotle (дата обращения:
08.04.2018) .
2.2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1980. - 527 с.
2.3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна.
Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
2.4. Зиганов М.А. Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/50830 (дата обращения: 29.05.2019).
2.5. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. - 1914 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/kapterev_pedagogicheskaya- psihologiya_ 1914/fs, 1 / (дата обращения: 12.04.2019).
2.6. Леонтьев. А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. С предисловием Л. С. Выготского. - Государственное учебно-педагогическое изд-во. - М.-Лен-д. - 1931 г.
2.7. Нечаев А.П. Память человека и ее воспитание. - 1929 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/nechaev_pamyat-cheloveka- ee-vospitanie_1929/ (дата обращения: 12.04.2019).
2.8. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти [техника скоростного запоминания] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rulit.me/author/nikitina-tatyana-borisovna (дата обращения
08.04.2019) .
2.9. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. Сборник статей, докладов, лекций и речей. Издание 2-е дополненное. - Государственное изд-во Ленинград. - 1924 г.
2.10. Платон «Теэтет» с. 291-292. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/teate.html (дата обращения:
16.06.2019) .
2.11. Сеченов И.М. Избранные сочинения. Физиология и психология. Редакция и послесловие Х.С. Кошкоянца - Т.1. - Изд-во Академии наук СССР. - 1952 г.
2.12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. - 1950 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-
sochineniy_t8_1950/go,0;fs,1/ (дата обращения: 12.04.2019).
2.13. Цирилло Ф. Техника Помидора. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://lifehacker.ru/wp-content/uploads/2014/07/24065732-
ThePomodoroTechnique-RUS_v1-3 (дата обращения: 16.06.2019).