Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОБЖ

Работа №33869

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Обзор литературы 8
1.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 8
1.2 Методика проведения учебно-тренировочных занятий по подготовке
учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях 17
1.3 Практические задания на учебных тренировках по основам
безопасности жизнедеятельности 20
1.4 Организация практических занятий, внеклассной работы и
требования к рабочему кабинету 33
ГЛАВА II Организация, результаты и методы исследования 46
2.1 Организация, содержание и методика опытно-экспериментального
исследования 46
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66


Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасностей социального характера, отсутствие элементарных навыков правильного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, делают актуальной потребность в поиске и формировании у подрастающего поколения, сознательного и ответственного отношения к вопросам своей безопасности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В целях формирования у детей безопасного поведения в общеобразовательных учреждениях введена учебная дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). На уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии, технологии и других учебных дисциплин формируются представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности. Однако эффективность формирования готовности школьников к безопасному поведению остается недостаточно высокой, что подтверждается статистическими данными ГИБДД, МЧС, МВД о получении травм и гибели детей. Так, например, за 2016 год количество ДТП с участием детей составило 20 376, погибли свыше восьмисот детей. За указанный период произошло около 153 тысяч пожаров, во время которых погибли свыше десяти тысяч человек, в том числе свыше пятисот -- дети. Ежегодно на воде гибнет от 6,5 до 11 тысяч человек, 7-12 % из них составляют дети до 16 лет. Несмотря на тенденцию снижения количества происшествий с участием детей, вероятность гибели и травматизма несовершеннолетних на дорогах, при пожарах, на водных объектах, в криминогенных ситуациях все еще остается высокой.
Наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями несовершеннолетние. Именно этот возрастной период является оптимальным для подготовки к действиям в
чрезвычайных ситуациях и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
Актуальность проблемы исследования. В массовой педагогической практике при подготовке школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях, используются в основном традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие развитие мотивов безопасного поведения, формирование готовности к безопасной жизнедеятельности. Усвоение учащимися правил безопасного поведения осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне. Низкий уровень подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности свидетельствует о необходимости более эффективной организации процесса формирования готовности подростков к безопасному поведению.
Именно поэтому подготовка школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях во время учебных тренировок при помощи курса Основы безопасности жизнедеятельности является одной из главных социальнопедагогических задач, при помощи которой раскрываются возможности действий школьников в чрезвычайных ситуациях, а также гарантирует понижение риска и попадания в них, увеличения уровня культуры индивидуальной и социальной безопасности, а так же повышения уровня знаний и формирование положительного эмоционального отношения к учебной деятельности.
Степень научной разработки темы. О необходимости применения учениками методов, основанных на практической деятельности, писал еще Я.А. Коменский. Он различал в обучении мышление, речь и деятельность, подчеркивая целесообразность правильного соединения знаний с практическими действиями. Воплощению этой идеи служили также основывавшиеся в XVIII столетии в Германии реальные школы, программы которых включали как теоретические, так и практические предметы.
Развитием практического воспитания детей занимались еще древнегреческие ученые, такие как Сократ, Платон, Аристотель. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Дебаты о роли практических задач в области науки продолжалась в течение нескольких десятилетий, мнения учителей были разными, за и против в равной мере.
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовки учащихся 8-х классов к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе учебных тренировок по ОБЖ
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние применения комплекса практических заданий на учебных тренировках по основам безопасности жизнедеятельности на уровень готовности учеников 8го класса к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Объект исследования: процесс подготовки учеников 8-го класса к действиям в чрезвычайных ситуациях в рамках учебно-тренировочных занятий по ОБЖ
Предмет исследования: Роль учебных тренировок по ОБЖ при подготовки учеников 8го класса к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования: Использование на учебно-тренировочных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности специального комплекса практических заданий, повышает уровень знаний и формирует положительное отношение к учебной деятельности, что в свою очередь ведет к повышению уровня подготовленности учеников 8го класса, к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.;
2. Адаптировать комплекс учебно-тренировочных занятий с применением практических заданий;
3. Экспериментально проверить эффективность Адаптированной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Научные труды Ю.Н. Арсентьева, B.C. Белова, Н.Н. Маслова, О.Н. Русака, Э.Я. Соколова, где большое внимание уделяется вопросам безопасности человека.
Методы исследования:
Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования.
Опытно - экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани.
Научная новизна: создание условий для адаптации методов подготовки школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе учебных тренировок по ОБЖ
Теоретическая значимость: обогащение комплекса практических занятий по ОБЖ
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе преподавателей организаторов по Основам Безопасности Жизнедеятельности на уроках ОБЖ.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы. Эмпирические данные были обработаны методами математической статистики.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования будут апробироваться в образовательном процессе на уроках ОБЖ Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Гимназия №6» Приволжского района г.Казани.
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учебные тренировки или так называемые уроки-практикумы по ОБЖ, помимо решения своей специальной задачи, а именно усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изучаемым материалом, а также способствовать прочному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические занятия на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений.
Проблема применения на уроках ОБЖ комплекса специальных практических заданий является достаточно актуальной в настоящее время. Мы предложили путь ее решения, в результате чего, задачи нашей работы были достигнуты, а именно:
Проведен обзор литературы по проблеме исследования, в котором мы раскрыли понятия чрезвычайных ситуаций и дали их классификацию , а так же ознакомились с методами преподавания ОБЖ в школе.
Адаптирован метод обучения(групповой) учащихся 8-х классов в рамках учебных тренировок по ОБЖ
Статистически доказан эффект адаптированной нами методики.
В результате чего цель нашей работы в виде повышения готовности учеников 8-х классов к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе учебных тренировок по ОБЖ, была достигнута.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные труда по психологии / Б.Г. Ананьев; под ред. Логиновой Н.А.; отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г. С. Развитие и воспитание личности. - 2010. -546 с.
2. Анохин, П.К. Теория функциональных систем / П.К. Анохин. - СПб.: Питер, 2009. - 487 с.
3. Арбузова , Е.Н. Практикум при профильном обучении биологии / Е.Н.Арбузова // Биология в школе. - 2011. - №4. - С.23-26.
4. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 2004. - 78 с.
5. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности : метод. пособие / Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 270 с.
6. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. - 2005. - №6. - С.23-25.
7. Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине; Пер. с фр. В.А. Лукова. - СПб.: Союз, 2006. -430 с.
8. Болотов, В.А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. - №2. - С.3-5.
9. Бочаров, Е.А. Ступени обучения выживанию: программно-методическое пособие для педагогов / Е.А. Бочаров, Н.И. Бочарова. - Москва: Владос, 2008. - 201с.
10. Воронин, Е.С. О повышении роли самостоятельной работы школьников / Е.С. Воронин, А.В. Коробов, Ф.И. Васильевич // Наука. - 2004. - №6. - С.59-61.
11. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: учеб. Пособие / В.И. Гинецинский. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, - 2008. - 154 с.
12. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования : теория и практика / Рос. акад. образования; под. ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М.: Изд- во Моск. психолого- социального института. - 2002. - 382 с.
13. Гусинский, Э.Н. Образование личности / Э.Н. Гусинский. - СПб.: Питер, 2009. - 499 с.
14. Дьюи, Л. Демократия и образование / Л. Дьюи: пер. с англ. - М.: Педагогика- пресс, 2000. -382 с.
15. Загвязинский, В.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений (для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям) / В.И. Загвязинский. - Москва: Академия, 2008. - 154с.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 396 с.
17. Зуев, А.В. Роль межпредметных связей в учебном процессе / А.В. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2003. №4. - С.36-38.
18. Коммуникативность обучения - в практику школы: из опыта работы: книга для учителя / под ред. Е.И. Пассова. - М.: Просвещение, 1985. -126 с.
19. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность и талант учителя / Н.В. Кузьмина. - СПб.: Речь, 2005. - 472 с.
20. Латчук, В.Н. Терроризм и безопасность человека : учебно-методическое пособие: 5-11 классы / В.Н. Латчук. - Москва: Дрофа, 2006. - 76 с.
21. Латышев, Л.К. Теория, практика и методы преподавания: учебное пособие / Л.К. Латышев. - Москва: Академия, 2003. - 190 с.
22. Ломов, Б.Ф. Системный подход / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1999. - 180 с.
23. Маркина, И.В. Современный урок химии: технологии, приемы, разработки учебных занятий / И.В. Маркина. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 287 с.
24. Маркова, А.К. Профессиональная деятельность учителя / А.К. Маркова. - СПб.: Питер, 2009. - 375 с.
25. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований: учебно-метод. пособие /Н.В. Локоть. - Мурманск: МГПУ, 2003. - 90 с.
26. Матюшкин-Герке, А.А. Преподавание курса основ информатики и вычислительной техники / А.А. Матюшкин-Герке. - СПб.: Питер, 2007. - 160 с.
27. Методическое объединение учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности: организация работы, рекомендации / Изд-во "Учитель"; авт.-сост. Л. Г. Андреева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 159 с.
28. Мещерякова, Л.С. Математическая экономика / Л.С.Мещерякова. - СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
29. Михайлов, Л.А. Групповая форма организации работы на уроках ОБЖ / Л.А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - №8. - С.6-12.
30. Михайлов, Л.А. Программа дисцыплины «Теория и методика обучения
безопасности жизнедеятельности» / Л.А. Михайлов // ОБЖ. Основы
безопасности жизни. - 2006. - №8. - С.27-33.
31. Морева, М.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учебное пособие для вузов / М.А. Морева. - Москва: Просвещение, 2006. - 191с.
32. Нечаев, А.П. Наглядность в преподавании географии и самостоятельные работы учеников / А.П. Нечаев. - СПб: Питер, 2008. - 63с.
33. Пальчук, М.И. (6 июня 2007) Роль моделирования в познавательной и
практической деятельности / М.И. Пальчук . - Режим доступа:
http://www.filosofa.net/referat-440-1.html
34. Пономарева, О.И. Особенности частной дидактики. Методика преподавания ОБЖ / О.И. Пономарева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. - №9. - С.51-53.
35. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Попов. - Москва: Академия, 2010. - 200 с.
36. Просандеев, А.В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ /
А.В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - №2. - С34-38.
37. Ракитов, А.И. Марксистско-ленинская философия / А.И. Ракитов // Роль практики в процессе познания. - 2007. - Режим доступа: http://diamat.su/content.htmi
38. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. - СПб.: Питер. - 2006. - 285 с.
39. Родина, Е.В. Управление формированием практических умений и навыков школьников на основе практических работ / Е.В. Родина // Инновации в образовании. - 2011. - №2. - С. 98-112.
40. Российская педагогическая энциклопедия / составители: В.В. Давыдов и др. - М.: Большая рос. энцикл.. М. - ПРЕСС, 1999. - 669 с.
41. Российская Федерация. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана / Приложение к письму Минобрнауки России от 27.04.2007, №03 - 898. - Официальные документы в образовании, 2007. - №19. - С.47-62.
42. Сергин, А.А. Формирование готовности школьников к чрезвычайным
ситуациям средствами традиционного физического воспитания (2003) / А.А. Серегин. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-
shkolnikov-k-chrezvychainym-situatsiyam-sredstvami-traditsionnogo-fi
43. Симонов, В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. - М., 2012. - С. 132.
44. Скаткин, М.Н. Значение практических работ учащихся в осуществлении задач политехнического обучения / М.Н. Скаткин, Н.П. Булатов, Т.З. Савич, С.В. Щукин. - Москва: Владос, 2003. - 146с.
45. Смирнов, АГ. Роль образования в обеспечении безопасности населения России / А.Г. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №12. - С. 3-8.
46. Сорокина, Л. Компетентностный подход в обучении ОБЖ / Л. Сорокина // Основы безопасности жизни. - 2008. - №12. - С.13-15.
47. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 565с.
48. Сухоруков, А.В. Теория плюс практика. Готовимся к экзамену / А.В.Сухоруков // Абитуриент. - 2011. - №1. - С. 24-26.
49. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина, Г.А. Буткин. - М., 2010. - 276 с.
50. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф.Талызина. - М.: Октябрь, 2009. - 125 с.
51. Топоров, И.К. Тематический контроль по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности": Комплект тестовых заданий для учащихся 7-8 классов к учебнику И.К. Топорова / М.: Интелект-Ццентр. - 2007. - с144.
52. Устойчивое развитие и экологизация школьного образования : Сост. и отв. ред. Н.М. Мамедов. - М.: Ступени, 2003. -283 с.
53. Формирование проектных умений школьников: 7-9 классы: практические занятия / автор- составитель С.Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 103с.
54. Чаурина, О.И. (29 сентября 2010) Дидактика средней школы// Практические методы обучения /О.И. Чурина. - Режим доступа: http://didaktica.ru/metodv- obucheniva/114-prakticheskie-metodv-obucheniva.html
55. Штофу, В.А. Моделирование и философия / СПб.: Питер, 2012. - 387 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ