ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ 5
1.1 Проекты и уровни чемпионатов в Worldskills 5
1.2 Организация и проведение юниорских турниров Worldskills 7
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КОМПЕТЕНЦИИ «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» СТАНДАРТА ЮНИОР 13
2.1 Анализ конкурсных заданий компетенции «Дизайн интерьера» 13
2.2 Содержание и образовательные задачи курса «Дизайн интерьера» по
стандарту WorldSkills 17
2.3 Комплект контрольно-измерительных материалов по курсу «Дизайн
интерьера» в формате движения WorldSkills 25
Выводы по второй главе. 31
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ КОМПЕТЕНЦИИ «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» 33
3.1 Эскизирование материального продукта 33
3.2 Технологическая последовательность изготовления 35
Выводы по третьей главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Подготовка профессионалов - общее дело государства, бизнеса и образования по созданию конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
В настоящее время в системе профессионального образования происходят серьезные изменения, направленные на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Международное движение WorldSkills в этом направлении оказывает особое влияние. На сегодняшний день это известное и крупнейшее во всем мире профессиональное соревнование, в котором принимают участие как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания. Основной целью подобных мероприятий является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и совершенствования профессиональных стандартов, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха. Это способствует эффективному использованию результатов соревнований для развития среднего профессионального образования, формируются новые фокусы развития: профориентация, развитие карьерных траекторий участников, соревнования по всему миру, международная кооперация в вопросах профессионального образования и исследования развития компетенций.
Цель исследования: определить эффективность контрольно-измерительных материалов курса «Дизайн интерьера» в формате движения WorldSkills.
Объект исследования: движение WorldSkills в дизайн-образовании школьников.
Предмет исследования: методика разработки контрольно-измерительных материалов школьников в дизайн-образовании (в формате движения WorldSkills).
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать информационные источники по методике разработки контрольно-измерительных материалов школьников в дизайнобразовании.
2. Разработать контрольно-измерительные материалы курса «Дизайн интерьера» по стандарту WorldSkills Junior.
3. Оформить дизайн-проект домика «SkandiHOME» в соответствии с компетенцией WorldSkills «Дизайн интерьера».
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования;
• эмпирические: разработка контрольно-измерительного материала компетенции «дизайн интерьера» и составление технологической последовательности изготовления проекта.
Практическая значимость исследования: разработанные нами контрольно-измерительные материалы к курсу «Дизайн интерьера» могут быть использованы педагогами в процессе подготовки к чемпионату WorldSkills Junior по компетенции «Дизайн интерьера», а также могут быть положены в основу подготовки дизайнеров по европейским стандартам. Дизайн-проект «SkandiHOME» может служить элементом интерьера детской комнаты, объектом изучения основ проектирования интерьера в масштабе.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложения.
Основная миссия юниорского движения WorldSkills Russia - дать школьникам возможность осознанно сделать свой профессиональный выбор в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое призвание. А реализация миссии и цели JuniorSkills, в свою очередь, осуществляется через создание и развитие таких ключевых элементов и механизмов программы как:
1) Система чемпионатов JuniorSkills (местных, региональных, национальных);
2) Сеть экспертных сообществ по каждой компетенции на национальном, региональном и местном уровнях;
3) Система регионального развития программы;
4) Система массовой профессиональной подготовки школьников;
5) Система профессиональной практики школьников.
Также, мы выявили основные моменты организации и проведения турниров JuniorSkills.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы мы выполнили следующие задачи:
1. Изучили и проанализировали информационные источники по методике разработки контрольно-измерительных материалов школьников в дизайнобразовании.
2. Разработали курс базового уровня «Дизайн интерьера» и контрольно-измерительные материал, представляющий собой задания, опирающиеся на конкурсные задания WorldSkills по компетенции «Дизайн интерьера».
3. Оформили дизайн-проект домика «SkandiHOME» в соответствии с компетенцией WorldSkills «Дизайн интерьера».
1. Алексеева, Е.А. Движение WorldSkills Russia: история, проблемы и перспективы // Научный альманах. 2016 № 5-2. С. 21-29 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ucom.ru/doc/na.2016.05.02.pdf (дата обращения 15.05.2019) .
2. Аронов, В.Р. Современная теория дизайна // Проблемы дизайна 5: сб. ст. / составитель и отв. Редактор В.Р. Аронов. - М.: Артпроект, 2014. - 224 с.
3. Ахремко, В.А. Дизайн малогабаритной квартиры. Правила увеличения пространства / В. А. Ахремко. - М.: Эксмо, 2015. - 208 с.
4. Ахремко, В.А. Цвет в интерьере типовых квартир / В. А. Ахремко. - М.: Эксмо, 2016. - 224 с.
5. Ахремко, В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое руководство / В. А. Ахремко. - М.: Эксмо, 2018. - 320 с.
6. Ахремко, В.А. Стили интерьера в дизайне типовых квартир / В. А. Ахремко. - М.: Эксмо, 2014. - 224 с.
7. Блог о дизайне и творчестве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alexsv.ru/vidy-graficheskix-znakov/ (дата обращения: 19.04.2019).
8. Babyblog. Мебель из картона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.babyblog.ru/community/post/housedesign/1423467 (дата обращения:
05.05.2019) .
9. Вдовина, С.А. Технология разработки контрольно-измерительных материа
лов на компетентностной основе / С.А. Вдовина, И.М. Кунгурова // Педагогическое образование в России. 2017. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razrabotki-kontrolno-izmeritelnyh- materialov-na-kompetentnostnoy-osnove (дата обращения: 24.04.2019).
10. Воронцова, О.Р. Шаги проектирования контрольно-измерительных материалов в рамках формирования компетенций // Вестник КГУ. 2015.№3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shagi-proektirovanijya-kontrolno-izmeritelnyh- materialov-v-ramkah-formirovanija-kompetentsiy (дата обращения: 21.04.2019).
11. Вязникова, Е.А. Цвет. Цветовое моделирование в дизайне и художественном творчестве: учеб. - метод. пособие / Е. А. Вязникова. - Екатеринбург: Архи- тектон, 2015. - 168 с.
12. Елисеева, Г.С. Дизайн-проектирование: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» / Г.С. Елисеева, Г.Ю. Мхитарян. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. - 150 с.
13. Конкурсное задание по компетенции «Дизайн интерьера» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/44867181-Konkursnoe-zadanie- kompetenciya-dizayn-interera-konkursnoe-zadanie-vklyuchaet-v-sebya-sleduyushchie- razdely.html (дата обращения: 05.05.2019).
14. Как нарисовать план комнаты [Электронный доступ]. - Режим доступа: http://blackseaplus.com/sdelay-sam/977-kak-narisovat-plan-komnaty.html (дата обращения: 05.04.2019).
15. Капустин, В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в 5-7 / Школа и производство, 2018. - № 1. - с. 15-20.
16. Кресла, стулья, столы, этажерки и другая плетеная мебель. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, 2014. - 224 с.
17. Кузвесова, Н.Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Кузвесова.
- М.: Юрайт, 2019. - 202 с.
18. Лютов, В. П. Цветоведение и основы колориметрии 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.П. Лютов, Четверкин П. А., Головастиков Г. Ю. - М.: МУМВД РФ имени В.Я. Кикотя, 2019. - 222 с.
19. Макет интерьера [Электронный доступ] / план - конспект по дисциплине
«объемно-пространственное моделирование и макетирование»: Студенческая онлайн библиотека. - Режим доступа:
https: //studbooks .net/2292279/nedvizhimo st/plan_konspekt_distsipline_obemno_pro str anstvennoe_modelirovanie_maketirovanie (дата обращения: 20.04.2019)
20. Макетирование. Что такое макет? [Электронный доступ]: презентация - My- Shared - Режим доступа: Шр:/А№№^ту8Ьагеё.га/8Нёе/317121/(дата обращения:
25.04.2019) .
21. Омельяненко, Е.В. Цветоведение и колористика: учебное пособие для вузов по направлению подготовки «Дизайн» / Е. В. Омельяненко. 3-е изд., испр. и доп. - М: Планета музыки, 2014. - 104 с.
22. Правила проектирования мебели [Электронный доступ] / BERKEM.RU. - 2017 - Режим доступа: http://berkem.ru/mebel/pravila-proektirovaniya-mebeli/ (дата обращения: 10.05.2019).
23. 5 основных принципов эко-дизайна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://say-hi.me/design/5-osnovnyx-principov-eko-dizajna.html (дата обращения:
15.05.2019) .
24. Создание интерьеров. Стиль и комфорт / Д. Бониколини. - М.: РИП- Холдинг, 2014. - 270 с.
25. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов / П.С. Само- родский. - Брянск: 2015. - с. 149-210.
26. Скандинавский стиль. Из истории стиля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.master-service.ru/design/styles/scandinavian/ (дата обращения:
10.05.2019) .
27. Скандинавский дизайн мебели. История и современность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mebsite.ru/articles/4/16.html (дата обращения:
29.04.2019) .
28. Скандинавский стиль в интерьере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://poshouse.ru/living/skandinavskij-stil-v-interere-na-primere-30-gostinyx- komnat/html (дата обращения: 29.04.2019).
29. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Питер, 2016. - 410 с.
30. Смолина, О.А. О формировании востребованной системы оценки квалификаций в формате WorldSkills // Ученые записи ЗабГУ. Сер. Педагогические науки.
2017. Т. 12, № 2. С. 32-40.
31. Стили интерьера. Дизайн интерьера. Скандинавский стиль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metrzametrom.ru/stiH-interera/202-stili- interera-skandinavskiy (дата обращения: 30.04.2019).
32. Фрай, П.У. Цвет и как его использовать / П. У. Фрай. - М.: Астрель, 2015. - 300 с.
33. Чемпионат рабочих специальностей по стандартам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldskins.ru (дата обращения: 06.05.2019).
34. Черных, П.П. WorldSkills - инструмент профессионального образования // Образовательная политика. 2014. № 1. С. 115-120.
35. Чикунов, И.М. Практико-ориентированные экзамены в формате WorldSkills // Новые информационные технологии в образовании. / И.М. Чикунов. - Екатеринбург, 2016. С. 438-443.
36. Щирова, Е.М. Разработка интерьера дома [Электронный доступ] планконспект /авт.-сост. Е.М. Щирова, - М.: Фестиваль педагогических идей ОТКРЫТЫЙ УРОК, 2016. - Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/414606/ (дата обращения: 17.04.2019).
37. Элам, К. Г еометрия дизайна. Пропорции и композиция / К. Элам. - СПб.: Питер, 2014. - 108 с.