Методические основы формирования различных способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области “Коммуникация“
Выборка исследования: 15 детей среднего дошкольного возраста, из них 7 мальчиков и 8 девочек от 4 лет 2 месяцев до 5 лет 1 месяца.
Есть объемные приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Лингвометодические основы формирования способов словообразования у детей дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования грамматического строя речи 16
1.4. Анализ ФГОС (образовательной области «Коммуникация») и программ воспитания ДОУ по разделу формирования грамматического строя речи 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика словообразовательных умений у детей среднего дошкольного возраста 28
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование различных способов словообразования дошкольников в процессе освоения образовательной области «Коммуникация» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Актуальность исследования. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие»
Освоение ребенком грамматическим строем языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли, что оказывает огромное влияние и на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Особое внимание необходимо уделять развитию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Ступень изученности. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста изучали Л.С. Выготский, Н.А. Гвоздев, Б.И. Коваленко, Г. Лямина, П.Д. Рогова и др. Н.А. Гвоздев, Е.К. Щукина и др. выявили особенности формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Л.С. Выготский, Т.Б. Иванова и др. определили особенности развития словообразования в онтогенезе. А. Светличная, П.Д. Рогова и др. выявили особенности формирования словообразования в дошкольном возрасте. Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема развития грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста остается малоизученной. Сказанное определяет актуальность темы исследования «Методические основы формирования различных способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Коммуникация».
Объект исследования – процесс формирования словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методические основы формирования различных способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Коммуникация».
Цель исследования – изучить особенности формирования различных способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Коммуникация».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что грамматический строй речи детей среднего дошкольного возраста характеризуется неточностью произнесения слов, лексико-грамматическими ошибками, что поддается коррекции посредством системы специальных упражнений и дидактических игр, предусмотренных образовательной областью «Коммуникация».
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
2. Определить лингвометодические основы формирования способов словообразования у детей дошкольного возраста.
3. Выявить основные методы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать ФГОС ДО (образовательной области «Коммуникация») и программ воспитания ДОУ по речевому развитию.
5. Разработать и апробировать систему работы по формированию различных способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Коммуникация».
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за детьми, тестирование, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Анализ литературы показал, что изучение словообразование является важной грамматической категорией. Обогащение словарного запаса и образование новых слов в норме осуществляется на протяжении всего детства. Особенно активно нарастание его происходит в дошкольном детстве.
Проведенное исследование показало, что у детей среднего дошкольного возраста отмечается несформированность словообразования существительных. Дети затрудняются при образовании названий детенышей животных, названий профессий, особенно женского рода. Кроме того, у детей возникают затруднения при образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, а также образовании слов обозначающих вместилище для чего-либо и со значением единичности. Исследование словообразования глаголов показало, что дошкольники 4-5 лет затрудняются при образовании глаголов приставочным способом, а также суффиксальным. При этом дети затрудняются при образовании глаголов начала и конца действия, а также совершенного и несовершенного вида. Исследование словообразования прилагательных показало, что данная категория наиболее затруднительная для детей среднего дошкольного возраста. Дети допускали ошибки при употреблении прилагательных относительных и притяжательных, а также при образовании сравнительной степени прилагательных.
Работа по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков словообразования была спланирована в рамках освоения образовательной области «Коммуникация» следующим образом: создание специальной предметно-развивающей среды; работа с детьми в процессе реализации содержания программных требований образовательной области «Коммуникация»; работа с родителями.
. Антонова Л.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2016. – 400 с.
2. Ананьев Б.Г. Антропология. – СПб.: Питер. 2015. – 587 с.
3. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – №2. – 2016. – С. 40-43.
4. Бизикова О.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. – 235 с.
5. Васильева М.А. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 208 с.
6. Ветрова С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М. Академия, 2014. – 874 с.
8. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие / Л.Н. Галигузова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 44 с.
9. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. – В кн.: Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Питер. 2015. – 471 с.
10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
11. Грибанова О.Е. Особенности активного и пассивного словаря детей младшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
12. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
13. Жинкин Н.И. Психолингвистика. Избранные труды. – М.: Лабиринт, 2014. – 288 с.
14. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М.: Академия. 2015. – 456 с.
15. Иванова С.А. Методика развития речи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 299 с.
16. Игнатьева С.А. Функции основных типов речевой деятельности // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 1. – С. 87-93.
17. Карпукова В.А. Ситуация речевого развития в дошкольном возрасте // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
18. Коваленко Б.И. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 45-51.
19. Ковалева О.А. Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 46-55.
20. Ковалева О.А. Лексика, грамматика, связная речь детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
21. Лещенко К.С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
22. Лиман Н.А. Лексическое развитие в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 58-59.
23. Логинова В.И. Формирование словаря дошкольника // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 52-55.
24. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 105-112.
25. Марьяшина О.С. Формирование культуры межличностного общения дошкольников в игровой деятельности // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.
26. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для СПО / Н.В. Микляева и др.; под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 434 с.
27. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
28. Нужнова М. А. Формирование образной речи у дошкольников на занятиях в ДОУ. – СПб.: Речь, 2016. – 211 с.
29. Рогова П.Д. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
30. Светличная А. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
31. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МОДЭК МПСИ, 2018 – 224 с.
32. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
33. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд. – М.: Директ-медиа, 2015. – 289 с.
34. Терентьева В.И. Особенности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
35. Халилова Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 410 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 36 с.
37. Щукина Е.К. Особенности словообразования у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2015. – №6. – С. 45-51.
38. Ючковская Д.Л. Методы формирования грамматической стороны речи на занятиях в детском саду // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 78-81.
39. Яковлева Н.Г. Детское словотворчество. – М.: ТЦ сфера, 2016. – 142 с.
40. Яркова Д.Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.