Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №33795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Коммуникативные способности: понятие, сущность 12
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практическое обоснование использования игры как средства развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Содержание и анализ практического исследования работы с
детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей 25
2.2. План работы по развитию коммуникативных способностей
старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр 35
2.3. Итоги опытно - поисковой работы по формированию
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 51
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение


Коммуникативные способности являются важными составляющими развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Они формируются у человека с детства, и происходит это в процессе социализации ребенка. Все коммуникативные способности в системе образуют коммуникативную компетенцию. [9,с.24].
Для детей коммуникативные способности важны, потому что навыки показывают на уровень общего развития ребенка и уровень его социализации. Коммуникативные способности в этом случае проявляются как необходимое условие дальнейшей социализации.
Вопросы формирования коммуникативных способностей рассматривали С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова и др. Значение игровой деятельности в процессе развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста раскрывается в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др.
Проблема формирования коммуникативных способностей является предметом исследования многих авторов — А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Г.В. Чиркина, А.Г. Рузская. Над проблемой формирования коммуникативных способностей дошкольников работали Селиванов, Я.Л Коломенский, Л.А Венгер, А.Г Арушанова, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина,В.С Мухина, Т.А. Федосеева. В работах этих ученых рассматривалось понимание способностей как сложных и осознанных действий детей, помогающих правильно строить свой диалог, управлять своим поведением.
В период дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности [19,с. 12] .
В сюжетно-ролевой игре отражаются функций окружающих людей, их взаимодействие и взаимоотношения. Поэтому только с помощью ее мы поможем дошкольнику в развитии навыков общения со своими сверстниками - это подтверждает проведенный обзор исследований по данной проблеме.
Проблемой исследования сюжетно-игровой деятельности дошкольника занимались авторы: как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (С.Л. Рубинштейн и др.), как средство обогащения психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин и др.), как детская традиция (А.В. Запорожец и др.), как практика воспитания (В.С. Мухина и др), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (Е.В. Субботский, Дж. Брунер и др.), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка, признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка. (И.С. Кон и др.) [30.c,18]
Свое особое место в этом плане занимают традиционные игры, подвергнувшиеся психологическому анализу (С.Л. Новоселова, С.В. Григорьев, К. Монтенегро, М.А. Норбашева,) педагогическому изучению (В.М. Григорьев, Н.Н. Палагина, А.Н. Фролова, С.А. Шмаков, Н.А. Асадулаева и др). Таким образом, нами выявлено противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных способностей и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Процесс формирования и совершенствования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, обычный процесс, обязательно происходящий в жизни любого человека на определенном этапе. С другой стороны, это очень сложный процесс, зависящий во многом от педагогов, родителей (или иных лиц, их заменяющих), в целом от окружения ребенка.
Коммуникативные способности не формируются сами по себе. В большей мере они являются результатом реализации целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком. Также формирование коммуникативных способностей зависит от особенностей личности, окружающего коллектива дошкольного учреждения, внутрисемейных взаимоотношений. Хотя количество научных работ по рассматриваемой теме колоссальное, нужно признать недостаточную изученность многих вопросов в ее рамках [26,с.235] .
Все перечисленное определяет сложность процесса формирования коммуникативных способностей, наличие проблем в этой области. Поэтому процесс формирования коммуникативных способностей требует постоянного анализа, поиска проблем, мер по выработке средств решения этих проблем. В данном исследовании проблемы формирования коммуникативных способностей связаны с использованием игры.
Цель исследования: изучить возможности использования сюжетноролевой игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать психолого-педагогические условия формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
4. Определить эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.); общедидактические положения о развитии способностей (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); представления о взаимообусловленности речевого и психического развития в целом; положения о сюжетно-ролевой игре как психологической проблеме (В.М. Букатов, А.С. Спиваковский, Д.Б. Эльконин и др.); положение об общении как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина), а так же использованы труды научных исследователей сюжетно-ролевой игры Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, Т.А. Репиной.
В работе применяются такие методы и методики исследования как:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования сюжетно-ролевых игр, как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;
- эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа с детьми;
- психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- анализ и интерпретация эмпирических данных, математическая обработка результатов.
- методика «Рукавички» (Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной);
- методика контекстного общения со взрослым (Е.Е. Кравцовой);
- методика «Да» и «нет» не говорите» (Е.Е. Кравцовой)
Практическая значимость: исследование состоит в том, что нами разработан план работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр, который включает в себя 6 сюжетов и может быть рекомендован к использованию воспитателями ДОО в работе с детьми дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: МБДОУ «Детский сад "Алтынчэч" . Верхние Челны» НМР РТ. В исследовании принимали участие две группы детей 5-6 лет по 20 человек в каждой. Одна - экспериментальная, другая контрольная.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование направлено на формирование коммуникативных способностей. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Решая необходимые для доказательства данной гипотезы задачи, мы: провели теоретико-педагогический анализ состояния проблемы формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста для определения содержания и направленности исследования; уточнили роль игрового общения при формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста; составили план работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста; выявили комплекс педагогических условий её эффективной реализации; разработали педагогический проект для формирования коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
Решая задачи эксперимента, мы проанализировали психологопедагогическую литературу. Изучили понятия «способности», «коммуникация» и «коммуникативные способности». Обобщая идеи ученых можно сказать, что под коммуникативными способностями мы понимаем умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, в том числе и коммуникативные способности дошкольника,
которые лежат в основе моделирования им отношений между взрослыми и сверстниками. Формирование в сюжетно-ролевой игре коммуникативных способностей в дошкольном детстве является условием успешной социализации и воспитания детей в сенситивный период развития.
Нужно отметить, что еще С.Л. Рубинштейн говорил о том, что сюжетно-ролевая игра это наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с окружающими [45,с.342]. Ей присущи: эмоциональная насыщеность и увлеченность детей, творчество, самостоятельность и активность. Она учит ребенка не только мыслить и фантазировать, а так же основам общения.
Прослеживается динамика изменений в коммуникативной сфере дошкольников: выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития коммуникативных способностей, а также прослеживается положительная динамика интенсивности контактов со взрослыми и сверстниками, и позитивного фона взаимодействия.
Составленный нами план работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр является результативным, сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста и при правильной организации дает положительные результаты. Поэтому можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Полученные теоретические и экспериментальные результаты имеют практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности.



1. Аммосова, В.В. Развитие общения у дошкольников [Текст]: пособие для восп. д/садов и родителей / Б.Б.Амосова. - Якутск: нац. изд-во «Бичик», 2015. - 64 с.
2. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ
столетия: Теоретические подходы [Текст] / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 86 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М.
Андреева., 5-е изд. испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.
4. Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье [Текст] / Р. Бернс// Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2014. - 422 с.
5. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы [Текст] / Р. Бернс //
Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2011. - С. 133 - 19.
6. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего
дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателей детского сада /
З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2006. - 358 с.
8. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / М.А.Васильева. - М.: Просвещение, 2016. - 86 с.
9. Васильев, Г.С. Методика изучения коммуникативных
способностей личности [Текст] / Г.С. Васильев. - Свердловск , 2010. - 134с
10. Волков, Б. С. Возрастная психология В частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2011. - 368 с.
11. Волков, Б. С. Детская психология. Логические схемы [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2012. - 56 с.
12. Волков, Б. С. Учим общаться детей раннего возраста [Текст] /
Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Сфера, 2013. - 138 с.
13. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2008. - 273 с.
14. Воспитание и обучение в детском саду [Текст]. / Под ред.
А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 2016. - 558 с.
15. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Уч. пособие, 1956. - 448 с.
16. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1999. - 160 с.
17. Гребенников, И.В. Педагогический всеобуч родителей [Текст] / И.В. Гребеннков.- М.: Знание, 2006.- 79 с.
18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.— 464 с.
19. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л.А. Дубина. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с
20. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников: как обеспечить полноценное развитие детей [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2011. - 176 с.
21. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: - Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 456с.
22. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки [Текст] / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2011. - С. 82 - 96.
23. История педагогики и образования [Текст]: От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие для педагогических уч. заведений. / Под. ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.
24. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности [Текст] / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. - М.: Педагогика. - 2011. - С 103-104.
25. Каган, М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М.: 2008. - 450 с.
26. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис. ... канд. психол. Наук [Текст] / А.А. Кидрон. - Л.: 2011. - 235 с.
27. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.
28. Ковель, М. И. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации [Электронный ресурс] / М. И. Ковель // Сайт Способ диалектического обучения. - Формат On-line. - Режим доступа: http: //cdo .bip.ru/stati/stat-text/stat2. htm.
29. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер,
2014. - 480 с.
30. Кон, И. С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания [Текст] / И. С. Кон // Психология самосознания: Хрестоматия. Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2013. -
С. 15 - 33
31. Кравцова, Е.Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом [Текст] / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. - 2005. - N4. - С. 6.
32. Крысько, В. Г. Социальная психология [Текст] / В. Г. Крысько. 3-е изд. - М.: Эксмо, 2011. - 688 с.
33. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина и В. Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
34. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч.Х. Кули. - М.: 2012. - 320 с.
35. Куницына В.Н. Межличностное общение [Текст]: учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб: Питер, 2003.- 544 с
36. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. - М.: Издательство Московского Университета // Электронная библиотека RoyalLib.com. - Электронная версия печатного издания.
37. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
38. Лисина, М. И. Психология самопознания у дошкольников
[Электронный ресурс] / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. Отв. ред. к.псх.н.
А. Г. Рузская. - Кишинев: «Штиинца». Научно-исследовательский
институт педагогики // Электронная библиотека МГППУ. - Электронная версия печатного издания. - Формат On-line. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/LPs-1983/LPs-112.htm#n12.
39. Марцинсковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинсковская. - М.: Гардарики, 2015. - 53 с.
40. Менджрицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2009. - 145 с.
41. Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и
эмпирические исследования [Электронный ресурс] / О. Н. Молчанова. - Цифровая книга. - М.: Флинта // Электронная библиотека RoyalLib.com. - Формат On-line. - Режим доступа: http://royallib.com/
read/molchanova_olga/samootsenka_teoreticheskie_problemi_i_empiricheskie_i ssledovaniya_uchebnoe_ posobie.html#0.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. - 14-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2012. - 656 с.
43. Особенности психического развития детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М.: Педагогика // Электронная библиотека МГППУ. -
Электронная версия печатного издания. Формат On-line. - Режим доступа: http://psychlib.ru.
44. Развитие социальных эмоций у детей 6-7 лет [Электронный ресурс] // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М.: Педагогика // Электронная библиотека МГППУ. - Электронная версия печатного издания. - Формат On- line. - Режим доступа: http://psychlib.ru.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
46. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: ООО Речь, 2011. - 350 с.
47. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
48. Становление самооценки и образа Я [Электронный ресурс] // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера М.: Педагогика // Электронная библиотека МГППУ. - Электронная версия печатного издания. Формат Online. - Режим доступа: http://psychlib.ru.
49. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г. А. Урунтаева Практикум по детской психологии. - М.: Academia, 2012. - 368 с.
50. Учет психологических особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе [Электронный ресурс] // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера // Электронная библиотека МГППУ. - Электронная версия печатного издания. - Формат On-line. - Режим доступа: http://psychlib.ru.
51. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: [электронный ресурс] В 6 т. Т. 5. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 2013.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
53. Эльконин, Д. Б. Психология игры: [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 304с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ