Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №33785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
653
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения грамматике на начальном этапе обучения 7
1.1. Вопросы обучения грамматике в отечественной и зарубежной
методике преподавания 7
1.2. Коммуникативный подход при обучении грамматике 13
1.3. Принципы отбора грамматического материала на начальном
этапе обучения 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Особенности обучения грамматике младших школьников 23
2.1. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста 23
2.2. Рецензия на УМК «Spotlight» Н.И.Быкова, Д.Дули и др.
для 4-х классов общеобразовательных школ 28
2.3. Формы и приемы работы с учащимися 4-х классов по
формированию грамматических навыков 38
2.4. Методические рекомендации по формированию
грамматических навыков школьников младших классов 46
Выводы по II главе 51
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 1 61
Приложение 2 65
Приложение 3

Современный образ жизни, ее темп, развитие научно-технического прогресса требуют хорошего владения иностранными языками. В связи с этим резко возрастает роль школьного предмета «иностранный язык». Хорошие знания по данному предмету, получаемые в школе, служат гарантом его эффективного применения в будущем. Успешное владение любым иностранным языком невозможно без знаний основных принципов его грамматики. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, так как она является своего рода фундаментом, на который опирается лексика. Грамматика важна как при правильном оформлении высказывания, так и при использовании грамматических форм в письме. Особенно важен процесс формирования грамматических навыков на начальной стадии обучения, потому что именно в данный период закладывается его основа.
Большинство современных педагогов, работающих в условиях отечественной школы, пришли к выводу, что использование традиционных форм и методов обучения грамматике в начальной школе привели к тому, что большая часть общеобразовательных и развивающих задач остается практически нереализованной, а учащиеся попросту не умеют применять их на практике.
Преподавание грамматики в начальной школе в большинстве случаев ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций и шаблонными упражнениями. Изучение грамматики становится скучным и монотонным процессом. Поэтому сегодня в изучении грамматики ведущее место стали занимать новые методы и подходы, самым распространенным среди которых является коммуникативный подход.
Значимость и актуальность коммуникативного подхода в обучении грамматике обусловлены острой необходимостью формирования языковой компетенции учащихся и сближения с реальной языковой средой. Роль коммуникативного подхода в обучении грамматическим явлениям существенно возросла в связи с введением Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования 2010 года. Все вышесказанное оказало влияние на выбор темы выпускной квалификационной работы «Особенности коммуникативного подхода при обучении грамматике на ступени начального общего образования». Актуальность темы исследования обусловлена тем, что усвоение грамматики на ступени начального общего образования вызывает много трудностей, которые осложняются большим количеством грамматических терминов, правил и бесконечным числом исключений, следовательно, требуют пересмотра методов и форм ее обучения.
Целью данной работы является теоретическое обоснование эффективности использования коммуникативного подхода при обучении грамматике на ступени начального общего образования.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку младших школьников, а предметом - особенности обучения грамматике учащихся начальных классов.
Научная гипотеза: использование игр коммуникативного характера оказывает положительное влияние на обучение грамматике учащихся начальных классов.
Цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи:
1. Проанализировать труды отечественных и зарубежных методистов по данной теме;
2. Изучить принципы отбора грамматического материала;
3. Рассмотреть психологические особенности младших школьников;
4. Дать рецензию УМК «Английский в фокусе (Spotlight) », авторов Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс для 4 классов общеобразовательных школ;
5. Выявить эффективные формы работы с грамматическим материалом на уроках иностранного языка в начальной школе.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в систематизации теоретического материала, направленного на обучение грамматике на основе коммуникативного подхода в начальной школе, а также в его практической направленности на сохранение интереса и положительной мотивации учащихся к урокам иностранного языка.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что материал работы посвящен исследованию коммуникативного подхода при обучении грамматике, его целей, особенностей и задач. Практическая значимость работы определяется тем, что в ней представлены практические рекомендации по особенностям формирования грамматических навыков в начальной школе, которые могут быть использованы как учителями английского языка на уроках, так и в качестве дополнительного материала во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленных задач, в соответствии с объектом и предметом исследования, были использованы следующие методы исследования: метод анализа литературных источников, поднимающих проблему обучения грамматике на начальной ступени обучения; изучение и обобщение педагогического опыта работы по обучению грамматике; методический обзор наиболее приемлемых для младших школьников методов и средств, метод наблюдения.
Методологическую основу исследования составили труды таких ученых, как И.М.Берман, Е.И.Пассов, Ж.Л.Витлин, И.И.Зимняя, Г.В.Рогова, И.В.Верещагина и других.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов по главам, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются тема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические основы обучения грамматике на начальном этапе обучения иностранному языку в школе: исследованы труды отечественных и зарубежных методистов в рамках проблемы, изучен коммуникативный подход в обучении грамматике и принципы отбора грамматического материала для младших школьников. Вторая глава посвящена исследованию особенностей обучения грамматике на начальном этапе обучения: рассмотрено психологическое развитие школьников данного возраста, дана рецензия на учебник «Английский в фокусе» для 4-х классов, предложены методы и приемы работы с грамматическим материалом, даны методические рекомендации.
В заключении подведены итоги проделанной работы, сделаны обобщающие выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение грамматике является одной из главных проблем изучения иностранного языка в курсе начальной школы. Основой языкового развития является грамматика, без которой невозможно овладеть иностранным языком в целом. Грамматические правила и упражнения имеют место во всем курсе обучения иностранному языку, следовательно, все это определяет поиск новых методов и подходов, которые позволят сделать учебный процесс более интересным и познавательным.
Упражнения и задания, направленные на отработку грамматических навыков, которые содержатся в большинстве учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, имеют описательно - лингвистическую направленность, что не совсем соответствует практическим целям изучения иностранного языка. Закрепление грамматических навыков происходит на основе выполнения шаблонных упражнений, таких как: выбор правильного ответа, раскрытие скобок, расстановка слов в правильном порядке и т.д. Подобные упражнения тормозят процесс практического формирования иноязычной речи, мешают мысли на иностранном языке. В связи с этим сегодня особую актуальность приобретает коммуникативный подход в обучении грамматике.
Высокая роль коммуникативного подхода в обучении грамматике определяется тем, что школьники учатся применять язык на практике. Применение коммуникативного подхода при обучении грамматике особенно эффективно на начальном этапе обучения иностранному языку, потому что именно в данном возрасте у них закладывается алгоритм усвоения иноязычного материала. Успешное овладение грамматикой иностранного языка возможно лишь в случае имитации реального языкового общения на уроке, умелого применения грамматических навыков в естественной ситуации.
Проделанная работа, исследование трудов отечественных и зарубежных методистов, ознакомление с методами и приемами обучения грамматике младших школьников позволяет сделать следующие выводы: 1) Вопросу обучения грамматике младших школьников посвящено большое количество трудов отечественных и зарубежных методистов. Большое влияние в развитие данного вопроса принесли труды Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой, В.Г. Костомарова, Д.Брауна и других. Особое значение в условиях современной школы приобретает теория коммуникативного обучения Е.И. Пассова, которая основана на применении полученных знаний и умений в процессе реального общения;
2) Отбор грамматического материала для уроков английского языка в начальной школе заключается в соблюдении основных требований и принципов, таких как: его речевая направленность, функциональность, новизна, ситуативность (условия реального общения) и коллективное взаимодействие. Учитель должен подобрать грамматический материал таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, облегчить усвоение трудной информации, что будет служить средством дальнейшей мотивации к изучению иностранного языка;
3) Младший школьный возраст в силу своих возрастных психологических особенностей имеет как свои плюсы, так и минусы, оказывающие влияние на общий процесс усвоения иностранного языка. Младшие школьники обладают особой в своем роде способностью быстро и надолго запоминать что-то новое. Следовательно, задача учителя так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся смогли усвоить максимальное количество информации и умело применять их на практике;
4) Анализ учебника линейки «Английский в фокусе» («Spotlight») для 4 - х классов общеобразовательных школ авторов Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс указывает на недостаточное количество грамматических упражнений, особенно коммуникативной направленности. Анализ трех уроков английского языка на основе данного учебника позволяет предложить интересные формы и приемы работы с грамматическим материалом, которые могут использоваться как в качестве дополнительного, так и основного средства;
организовать учебный процесс.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью реализованы.



1. Андрющенко Е.П. Волшебная грамматика английского языка для малышей / Е.П. Андрющенко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 71 с.
2. Бархударов, Л.С. Грамматика английского языка / Л.С. Бархударов, Д.А. Штелинг. - М.: Книжный дом Либроком, 2013. - 424 с.
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л.Бим. - М.: Наука, 2007. - 221 с.
4. Бим И. Л. Общая методика обучения иностранным языкам / И.Л.Бим. -М.: Просвещение, 2001. - 320 с.
5. Бойматов А.Б. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам - залог профессионального успеха / А.Б. Бойматов. - М.: Сфера,1997. - 342 с.
6. Бутько Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе / Г.В.Бутько // Иностранные языки в школе. - 2012. - №4. - С.5-6.
7. Быков А.А.Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого: учебный словарь-справочник / А.А. Быков. - М.: Энас, 2008. - 780 с.
8. Быкова Н.И, Д.Дули, М.Д.Подспелова, В .Эванс. Учебно- методический комплекс для 4- х классов общеобразовательных школ « Английский в фокусе» ( « Spotlight») / Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс. - М.: Просвещение, 2010. - 165 с.
9. Ведущий образовательный портал России « Инфоурок». -URL: // infourok.ru ( дата обращения : 09.04.2019)
10. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии. Выпуск 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности / С.Г. Воркачев. - Воронеж, 2012. - 295 с.
11. Выучим английский вместе. -URL: // englishtips.org ( дата обращения :
09.04.2019)
12. Гак В.Г. К типологии функциональных подходов к изучению языка /
В.Г.Гак.// В кн.: Проблемы функциональной грамматики. - М.:
Просвещение, 1985. - 101 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. - М.: «Академия » . -2009. - 350 с.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М. : АРКТИ. - 2003. - 192 с.
15. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Контроль на уроках английского языка в младших классах / Н.Д. Гальскова, З.Н.Никитенко // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. -С.10 -11.
16. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова. - М.: Педагогическое общество России. - 2017. - 512 с.
17. Горлова Н.А. Современные дети и их возможности / Н.А.Горлова. - М.: Просвещение, 2012. - 500 с.
18. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку/ Л.Г.Денисова. // Иностранные языки в школе.
- 2014. - №4. - С.9.
19. Деркач А.А., С.Ф.Щербак. Педагогическая эвристика : искусство овладения иностранным языком / А.А. Деркач, С.Ф.Щербак. - М. : Педагогика, 1991. - 224 с.
20. Домбровская М.А. Коммуникативный подход в процессе обучения
иностранному языку: коммуникативные упражнения и их роль /
М.А.Домбровская. -URL: // http://obe.ru/joumal/2016_3 ( дата обращения :
09.04.2019) .
21. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста / В.В.Дронов. - СПб.: Наука,2015. - 350 с.
22. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста / В.В.Дронов // Иностранные языки в школе . - 2015. - № 6. - С.14 -15.
23. Елухина Н.В. Средства обучения иностранному языку: Текст лекций по методике преподавания иностранных языков / Н.В.Елухина. - М.: Наука. -
2002. - 200 с.
24. Заволокин А.И. Активная грамматика английского языка (к языковой автоматизации): Учебное пособие для вузов / А.И. Заволокин, В.В. Миронов.
- М.: ГЛТ, 2015. - 240 c.
25.Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе / И.В.Загребин // Начальная школа. - 2007. - №10.
- С.22 -23.
26.Занятый учитель. -URL: // busyteacher.org ( дата обращения : 10.04.2019)
27. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе : научное издание / И.А. Зимняя. - М. : Просвещение, 2006. - 219 с.
28. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.Зимняя. - М.: Просвещение, 2007. - 222 с.
29. Как спроектировать обучение грамматике в начальной школе / под.ред. Т.И. Рудневой. - М.: Просвещение, 2014. - 150 с.
30. Канчели И.Н. Английский язык для младших классов / И.Н. Канчели. - М: Издат - Школа РАЙЛ, 2018. - 144 с.
31. Каушанская В.Л. Обучение грамматике английского языка / В.Л. Каушанская, Р.Л. Ковнер, О.Н. Кожевникова. // Под ред. Е.В. Иванова . - М.: Айрис-пресс, 2012. - 384 c
32. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя./ И.Е. Колесникова. - Минск: Издательский центр «Народная Асвета», 2016.
- 120 с.
33. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие / Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Академия, 2014.
- 264 с.
34. Комков И.Ф. Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе / И.Ф.Комков // Начальная школа. - 2013. -№ 3. - С.67.
35. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В.Конышева. - Мн.: Тетра Системс, 2017. - 352с.
36. Ксенофонтова Т.С. Проблемы обучения грамматике английского языка детей дошкольного возраста на когнитивно-коммуникативной основе / Т.С.Ксенофонтова // Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам / под ред. М.К.Колковой. - СПб. : Академия, 2017. -300 с.
37. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе / М.Ю.Курбатова // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. - С.8 - 9.
38. Курбатова М.Ю. Особенности обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Метод игры / М.Ю.Курбатова // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. - С.12 - 13.
39. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев. - 4-е изд., стер. - М.: КомКнига, 2017. - 214 с.
40. Леонтьев А.А. Раннее обучение детей языкам: что нас всех объединяет / А.А.Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 2005. - №4. - С.54 - 55.
41. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А. Маслыко. - Минск: Высшая школа, 1992. - 445 с.
42. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике / Р.П. Мильруд. - М.: Сфера, 2015. -140 с.
43. Миньяр - Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык в школе / Р.К. Миньяр - Белоручев. -М.: Наука, 2014. - 231 с.
44. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранному языку / Р.К.Миньяр - Белоручев // Иностранные языки в школе, 2001. - №4. - С.10 -11.
45. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. EnglishTeachingMethodology / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2015. - 256 с.
46. Мильруд Р.П. Методика обучения иностранным языкам / Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2005. - №5. - С.9.
47. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. - М.: Наука,1981. - 111 с.
48. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра / Е.И. Негневицкая // Иностранные языки в школе, 2011.- №6. - С.98.
49. Никитенко З.Н. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. - 320 с.
50. Никитенко З.Н. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / З.Н.Никитенко, Н.Д.Гальскова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. - 220 с.
51. Никитенко З.Н. Технология обучения грамматике в курсе английского языка в начальной школе / З.Н.Никитенко. // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. - С.54 -55.
52. Пассов Е.И. Коммуникативность - основное направление современного обучения иностранным языкам. // В кн.: Коммуникативность обучения - в практику школы: Из опыта работы. Книга для учителя / Под ред. Е.И.Пассова. - М.: Просвещение, 1985. - 127 с.
53. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. / Е.И. Пассов. - М: Просвещение, 1991. - 223 с.
54. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И.Пассов. - М: Русский язык, 1977. - 214 с.
55. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. - 2-е изд., дораб. / Г.В.Рогова, И.Н. Верещагтна. - М: Просвещение, 2008. - 232 с.
56. Ромашина С.Я. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / С.Я.Ромашина // Начальная школа, 2012. - № 5. - С.34 -
35.
57. Рыбакова Н.В., Колкова М.К. Английский через игру / Н.В. Рыбакова, М.К.Колкова. - СПб.: Специальная Литература, 2013. - 64 с.
58. Сайт преподавателя английского языка Дарьи Масловской. -URL: // anglofeel.ru ( дата обращения : 10.04.2019)
59. Сайт Учителей английского языка. -URL: // www.tea4er.ru ( дата обращения :
11.04.2019)
60. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2008. - 238 с.
61. Стронин М.Ф. Грамматические игры на уроке английского языка (из опыта работы) / М.Ф.Стронин. -М.: Просвещение, 2014. -112с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) по предмету « Иностранный язык». Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года.
63. Хомский Н.Язык и мышление / Н. Хомский. - М.: Наука, 1999. - 254 с
64. Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / С.Ф.Шатилов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
65. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. - М. Филоматис, 2014. - 300 с.
66. Penny Ur.A Course in English Language Teaching / Ur.Penny. - Cambridge University Press, 2012. - 336 c.
67. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. - Macmillan Education,
2007. - 1854 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ