Введение
Глава 1. Теоретические аспекты реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта 7
1.1. Сущность и основные направления реализации государственной политики
в сфере физической культуры и спорта 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование сферы физической культуры и спорта
в Российской Федерации 12
Глава 2. Практические аспекты реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа 22
2.1. Анализ современного состояния сферы физической культуры и спорта в
регионах Приволжского федерального округа 222
2.2. Региональные программы развития сферы физической культуры и спорта в
Приволжском федеральном округе 43
Глава З. Проблемы и перспективные направления совершенствования сферы физической культуры и спорта в регионах России 64
3.1. Проблемы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа 64
3.2. Направления совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа 68
Заключение 71
Библиографический список 75
Приложения 78
Мы живем в социальном государстве, которое направляет свои усилия на то, чтобы люди, живущие в нашей необъятной стране, могли достойно жить и имели возможность свободно развиваться в различных направлениях.
Спорт и физическая культура- это часть социальной политики нашего государства. По уровню развития физической культуры и спорта в обществе можно определить поведение человека в производстве, в быту, в учебе и т.д.
Сейчас в нашей стране активно развивается интерес к спорту и здоровому образу жизни. Во первых это модно, а во вторых все больше людей задумываются о том, что спорт может помочь им в сохранении здоровья.
В настоящее время есть четкое понимание того, что для успешного будущего нашей страны необходим хороший уровень здоровья членов общества этой страны. Именно поэтому происходит усиление роли физической культуры и спорта в деятельности государства. [40]
Не последнюю роль в вопросах совершенствования системы управления физической культуры и спорта играет Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Каждый год в своем послании Федеральному Собранию он говорит о важности развития нации духовно и физически.
Деятельность всех людей в сфере развития физической культуры и спорта невероятна важна, хотя раньше в разное время этот факт часто игнорировался. Сейчас, в 21 веке факт необходимости физического развития людей даже не обсуждается.
Конечно, можно сказать, что сейчас в современной России после определенного кризиса власти уровень физической культуры и спорта снизился. Исчезли физкультминутки, нормы ГТО хоть и возрождаются, но на тот уровень, который был раньше выйдут вряд ли, почти нигде не проводятся разминки перед школьными уроками.
Полноценное развитие молодого поколения, как и населения в целом, невозможно без приобщения его к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Спорт является неотъемлемой частью современного об-
Если говорить об актуальности этой проблемы для общества нашей страны в целом, то можно сказать, что в каждом регионе и уголке нашей страны все же по-разному относятся к занятиям и развитию в сфере физической культуры и спорта. В каких -то регионах для этого много возможностей, а в каких-то меньше. Где-то заинтересованность людей в этом направлении выше, а где -то ниже.
В данной работе продемонстрировано на примере нескольких регионов нашей страны, как и с какими отличиями в этих субъектах реализуется политика в сфере физической культуры и спорта, а также как эта самая политика реализуется на уровне Российской Федерации в целом. [33]
Актуальность состоит в том, что благодаря правильному физическому развитию и спорту каждый человек может достичь значительных высот, как спортивных, так и любых других. Благодаря спорту у человека повышается уровень мотивации, он понимает что может достичь отличных успехов и на других фронтах.
Важно чтобы каждый регион был индивидуален в своей политике, но при этом необходимо, чтобы все регионы направлялись одним курсом. Курсом на повышение развития сферы физической культуры и спорта в своем регионе.
В нашей стране есть множество примеров для подражания, спортсменов, благодаря которым юное поколение хочет заниматься спортом, хочет ходить на различные спортивные секции, хочет добиваться тех же головокружительных успехов. Речь, конечно, о наших великих спортсменах. Наши футболисты, хоккеисты, баскетболисты, волейболисты, легкоатлеты, и т.д. Это те люди, посмотрев на которых, хочется начать действовать. [36]
Также огромную роль играют те огромные спортивные мероприятия, которые проводятся в нашей стране. Олимпиады, различные чемпионаты мира и Европы. Посмотрев хотя бы однажды на звезду мирового масштаба в нашей стране будь то Роналду, Месси или кто-нибудь еще, начинаешь задумываться о том, что тоже хочешь быть похожим на них, заниматься спортом, достигать большего, добиваться побед, становиться сильнее, быстрее, выносливее.
Важно на постоянной основе выполнять пропаганду здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом как на уровне государства в целом, так и на уровнях всех регионов нашей страны.
Цель данной выпускной квалификационной работы - анализ современного состояния процессов реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи, с помощью которых будет достигнута цель работы - это рассмотреть сущность и основные направления развития физической культуры и спорта в стране, рассмотреть нормативно-правовое регулирование сферы физической культуры и спорта в стране, проанализировать современное состояние сферы физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа, рассмотреть региональные программы развития сферы физической культуры и спорта, выявить проблемы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в регионах Приволжского федерального округа, предложить направления совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является сфера физической культуры и спорта в регионах РФ.
Предметом - региональные механизмы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъектах Приволжского федерального округа.
В работе будут рассмотрены 4 региона Приволжского федерального округа в связи с тем, что все регионы являются соседствующими. Наибольший акцент сделан именно на Республику Татарстан, так как этот регион является наиболее развитым в данной сфере среди остальных.
Основные показатели по которым будет проведен анализ это: уровень финансирования в регионе ( как из собственного бюджета, так и из федерального), уровень доступа людей к объектам спорта и доля вовлеченности людей различных возрастов в занятия физической культурой и спортом.
В работе применялись методы сравнительного анализа регионов Приволжского федерального округа, с помощью которых удалось выяснить их нынешнее положение и их дальнейшее развитие.
Информационная база данной выпускной квалификационной работы включает в себя: источники сети интернет, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты государства и регионов.
Структура работы следующая: сначала рассматривается государственная политика в сфере физической культуры и спорта в РФ, далее как это нормативно и законодательно закреплено, рассмотрение политики на примере регионов ПФО( рассмотрение их нынешнего состояния, анализ и рассмотрение региональных программ), далее выделяются основные проблемы политики и основные пути решения с рекомендациями.
Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы послужили данные с сайтов Министерств спорта рассмотренных республик, постановления Правительства, государственные акты, законы и программы.
В заключении выпускной квалификационной работы хочется сказать о том, что в нашей стране сейчас идет повышение уровня развития физической культуры и спорта. За последние 10 лет наблюдается положительная динамика роста физической активности в Российской Федерации. Активное участие в этом проявляют Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, Правительство Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации.
Президент на постоянной основе обращается к Федеральному Собранию с предложениями по улучшению сферы физической культуры и спорта, издает указы о целях и задачах. Правительство Российской Федерации утверждает концепции развития, Министерство спорта Российской Федерации выступает главным исполнителем программ. Уже к 2024 году в нашей стране планируется привлечь к занятиям спортом еще 25,3 млн. человек.
Наибольшую роль в этом сыграют концепция долгосрочного социально экономического развития нашей страны на период до 2020 года и федеральный проект «Спорт- норма жизни».
Во всех четырех исследуемых регионах действуют 2 главные программы, одна из которых Всероссийская государственная программа «Спорт- норма жизни». У каждого региона есть схожие цели и задачи в развитии сферы физической культуры и спорта в своем регионе, но есть и различия. Различия эти проявляются например в финансировании программ. Республика Татарстан достаточно серьезно опережает по данному показателю остальные исследуемые в этой работе регионы. Также в Республике Татарстан ежегодно на регулярной основе проводятся спортивные мероприятия европейского и международного масштаба, что позволяет республике считаться одним из лидеров нашей страны по данному показателю. Все регионы к 2024 году намерены вовлечь в систематические занятия физической культурой и спортом большое количество людей.
Республика Башкортостан собирается значительно в большем количестве привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом детей и молодежь. Удмуртская Республика планирует увеличить долю граждан среднего возраста, систематически занимающихся спортом до очень высокого уровня в сравнении с другими рассмотренными регионами. Республика Марий Эл и Республика Татарстан к 2024 году планируют достичь отличного показателя по доле людей старшего возраста, систематически занимающихся спортом. Республика Татарстан и Республика Башкортостан станут лидерами в повышении уровня обеспеченности граждан своих регионов спортивными сооружениями.
Все из представленных в работе регионов к 2024 году планируют повысить долю граждан занимающихся по спортивным программам до 100%.
Рассмотрев ситуацию по Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что результаты по всем рассмотренным показателям достаточно средние.
В первом параграфе первой главы важно отметить, что государственная политика в сфере физической культуры и спорта - это комплекс мер, которые выполняет государство для того, чтобы жители страны были удовлетворены в своей физкультурно-спортивной деятельности. Государство создает Концепции развития, ставит стратегические цели, разрабатывает федеральные программы и проекты. Благодаря этому строятся спортивные объекты, активно пропагандируется активный образ жизни, различные возрастные группы населения начинают систематически заниматься спортом, все больше людей получает доступ к спортивной инфраструктуре, улучшаются спортивные результаты наших спортсменов как внутри страны, так и за ее пределами.
Во втором параграфе первой главы сказано, что система правового и нормативного обеспечения развития физической культуры и спорта состоит из Конституции Российской Федерации, Кодекса законов Российской Федерации, основ законодательства, законов субъектов, указов и распоряжений Президента, решений федеральных органов, нормативных актов. Нормативно - правовые акты делятся на акты федеральных органов, акты региональных органов и акты местных органов. И таким образом, нормативно-правовые документы разных уровней власти устанавливают принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.
В первом параграфе второй главы было рассмотрено нынешнее положение дел в 4 республиках Приволжского федерального округа: в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Республике Марий Эл и Удмуртской Республике. Положение дел лучше всего обстоит в Республике Татарстан, далее располагается Республика Башкортостан и чуть дальше Удмуртская Республика и Республика Марий Эл. У всех республик разный уровень финансирования и разные задачи. Также было рассмотрено, как каждая из Республик в течении следующих нескольких лет собирается привлекать к занятиям физической культурой и спортом людей различных возрастных групп и насколько повыситься уровень доступности спортивной инфраструктуры для них.
Во втором параграфе второй главы были рассмотрены 2 главных проекта для каждого из регионов. Из параграфа стало ясно различие в выделяемых средствах, различия в целях и задачах каждой из Республик. Было рассмотрено в какие сроки будут реализовываться и уже реализуются программы, кто выступает их кураторами и какие результаты эти программы должны будут принести региону.
В первом параграфе третьей главы было отмечено, что все регионы имеют проблемы. У какого-то региона их больше, а у какого-то меньше. Есть как общие проблемы, так и специальные, которые отличают только конкретный регион. Проблемы связаны с финансированием, с разными целями и задачами региона, с умением организации спортивных мероприятий, с разным уровнем компетентности глав регионов в вопросах развития сферы физической культуры и спорта.
Во втором параграфе третьей главы можно найти немало путей для совершенствования и рекомендаций для совершенствования сферы физической культуры и спорта. Можно выпускать больше государственных программ, стратегий, проектов, которые будут более конкретными.Постараться улучшить пропаганду, поменять направленность пропаганды спорта, сделать акцент на людей с ограниченными возможностями, постараться значительно улучшить положение тренеров и работников спортивных организаций.Сделать спорт механизмом самовыражения и самореализации.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 о Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ( «Раздел физической культуры и спорта»), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан об утверждении государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014-2021 годы» от 7 февраля 2014 года
4. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2015 года N 473 "Развитие сферы физической культуры и спорта на период до 2021 года".
5. Постановление Республики Марий Эл «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл» на 2013-2025 годы.
6. Постановление Правительства Удмуртской Республики о принятии государственной программы « Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» на 2015-2021 годы
7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
8. Указ РФ от 13 мая 2018 года « О развитии сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации»
9. Федеральный закон « О развитии сферы физической сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации»
10. Курочкина Е.И. Влияние физической культуры на деятельность человека / Е.И. Курочкина// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2017. - №1(27). - С.62-73.
11. Кузнецова О.В. Эффективность региональной спортивной политики/ О.В. Орлова//- 2016. - №6. - С.140-150.
12. Виторган С.С. Проблемы и перспективы развития привлечения людей в занятия спортом и физической культурой в Российской Федерации / С.И. Виторган//- 2016. - №7. - С. 117-121.
13. Палькова С.Г. О формировании спортивной политики в регионах/ С.В. Панкова, В.В. Попов // Национальные интересы- 201. - №7. - С.16-25.
14. Панкратов Б.Г. Государственные механизмы в сфере спорта, итоги и перспективы развития / Б.Г. Панкратов // ЭТАП: анализ, практика. -
2018. - №1. - С.47-54.
15. Аристова Л.В. Управление инвестициями в создание инновационной инфраструктуры сферы физической культуры и спорта - стратегический ориентир долгосрочного социально-экономического развития отрасли.// Вестник спортивной науки № 4 2008.
16. Экономика массового спорта: учебное пособие/Авторский коллектив М. И. Золотов, Н. А. Платонова, О. И. Вапнярская - М.: Физическая культура, 2005.
17. Булатов Р.А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 26 с
18. Дьяков М.М. Формирование системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - 22 с.
19.Зазнаев О.И. Организация государственной власти в Республике Татарстан: проблемы и противоречия // Политическая экспертиза: ПО- ЛИТЭКС. - 2010. - Т. 6, № 2. - С. 7-27.
20.Аухадеев Э.И. Основные положения Стратегии развития физической культуры и спорта, здорового образа жизни населения Республики Татарстан на 2010-2020 гг. // Теория и практика физической культуры. -
2010. - № 2. - С. 83-87.
21. Строева О.А. Региональная политика как часть экономической политики государства // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2013. -№ 1. - С. 92-109
22. Байрамова Н.Ю. Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и её субъектов // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. -№ 2. - С. 16-17.
23. Барабанова В.Б., Золотухин В.Е. Политика спорта - использование его в качестве новой платформы для изменения общества // Междунар. журн. эксперим. образования. - 2012. - № 1. - С. 91-92.
24. Кулагин Ю.В. Развитие сети ДЮАШ в Республике Татарстан // Вестн. Научного центра безопасности жизнедеятельности (НЦ БЖД). - 2009. - № 1. - С. 59-60.
25. Сайт Министерства спорта Республики Татарстан- [Электронный ресурс] https:// minsport.tatarstan.ru
26. Сайт Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан-[Электронный ресурс] https:// mmpsrb.ru
27. Сайт Министерства по физической культуре, спорту и молодежной
политике Удмуртской Республики-[Электронный ресурс]
https:// minsport18.udmurt.ru
28. Сайт Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл-[Электронный ресурс]https:// mari-el.gov.ru
29.О государственной программе Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики»-[Электронный ресурс] https:// docs.cntd.ru
30. О государственной программе Республики Марий Эл «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл» [Электронный ресурс] https:// docs.cntd.ru
31. Об утверждении государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014-2021 годы»- [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru
32.О государственной программе «Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортоетан»-[Электронный ресурс]
https://docs.cntd.ru
33. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта- [Электронный ресурс] https://studwood.ru
34. Государственная политика в области физической культуры и спорта- [Электронный ресурс] https://lektsii.org
35. Сайт Министерства спорта Российской Федерации-[Электронный ресурс] https:// minsport. gov.ru
36. Механизмы реализации основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта-[Электронный ресурс] https:// base.garant.ru
37. О проекте «Спорт- норма жизни»-[Электронный ресурс] https:// bibliofond.ru
38. Региональный подпроект «Спорт- норма жизни» Республика Татарстан- [Электронный ресурс] https:// minsport.tatarstan.ru
39. Региональный подпроект «Спорт- норма жизни» Республика Башкортостан-[Электронный ресурс] https:// mmpsrb.ru
40. Региональный подпроект «Спорт- норма жизни» Республика Марий Эл- [Электронный ресурс] https:// mari-el.gov.ru
41. Региональный подпроект «Спорт-норма жизни» Удмуртская Республика-[Электронный ресурс] https:// minsport18.udmurt.ru
42. Стратегия развития Республики Татарстан [Электронный ресурс]- https://minsport.tatarstan.ru
43. «Состояние и развитие спортивной сферы в регионах РФ в 2017 году» -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://razvitiespotregioni.ru/uploads/ckeditor/attachments/937/Doklad2017.pd f
44. Хрулева О.В., Карпенко Т.В. Роль и значение спорта для людей в современной россии // Материалы VIII Международной студенческой научной
конференции «Студенческий научный форум» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/artide/2016025149
45. Щемелев С.Н. Аббасова О.М. Современное состояние и проблемы развития сферы физическоq культуры и спорта - [Электронный ресурс].- Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.m/article/n/sovremennoe- sostoyanie-i-problemy-razvitiya--v-fizkulture-rossiyskoy-federatsii