Социально-экономическая трансформация, осуществляемая в Российской Федерации, связана, с одной стороны, с внутренними преобразованиями в экономике, а с другой - с усилением степени интеграции экономики в систему международных финансово-экономических отношений. Кризисные явления периода реформирования обусловлены действием как внутренних, так и внешних факторов. Одна из наиболее острых внутренних проблем - падение уровня жизни значительной части населения страны и широкое распространение бедности. Социальное государство - это более высокая ступень государственности.
Теоретическая основа исследования базируется на трудах, работах таких авторов С.Х. Асланова, С.В. Великанова, Д.В. Гордиенко, Б.Д. Залещанский, Т.Э. Зульфугарзаде, А.В. Пухов, Ф.И. Шарков.
Цель работы заключается в исследовании моделей социального государства.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и последовательного решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть понятие социального государства в современном обществе;
- описать концепцию социального государства;
- привести характеристику основных моделей социального государства.
Объектом исследования является социальное государство.
Предмет исследования – значение основных моделей социального государства.
Методологическая основа - методы теоритического обобщения, системного анализа, структурно-логического анализа.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Социальное государство - это политическая система, в которой происходит перераспределение богатства по принципу справедливости. Цель этой модели - добиться достойного качества жизни каждого гражданина, сгладить социальное неравенство и помочь нуждающимся.
Современная модель государства всеобщего благосостояния: скандинавская, континентальная, британская. Континентальная модель ориентирована на предоставление льгот. Роль государства здесь заключается прежде всего в предоставлении льгот получателям, а не в организации социальных услуг. Центральным элементом скандинавской модели является широкая сеть государственных услуг. Британская модель характеризуется примерно равным распределением расходов на социальное обеспечение.
Регулирование социальной политики государством в условиях товарного хозяйства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера реализуемых уполномоченными госучреждениями. По объектам воздействия выделяют регулирование: ресурсов, производства, финансов.
Ориентируясь на территориальную структуру государственное управление делят на федеральное и региональное. Влияние государства на рыночную экономику осуществляется с помощью прямых и косвенных методов. Прямые методы реализуются посредством административно-правовых способов воздействия: меры ограничения, запрета, разрешения. Косвенное регулирование подразумевает использование кредитно-денежной политики государства. Административно-правовые и кредитно-денежные методы воздействия - основные инструменты государственного регулирования экономики. Изменение одного элемента в экономической структуре государства оказывает влияние на другие элементы.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. // СПС «КонсультантПлюс».
2. Асланова, С.Х. Социальная политика: сущность, современное состояние, проблемы и совершенствование отдельных сфер на уровне региона // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-1. – С. 113-117.
3. Волгин, Н.А. Социальная политика. Энциклопедия. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 416 с.
4. Зульфугарзаде, Т.Э. Основы социального государства и гражданского общества. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 192 c.
5. Пухов, А.В. Основы государства и права. - М.: КноРус, 2016. - 336 c.
6. Чурсина, А.С. Социальная политика в современной России // Scientific community of students. - Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 289–292.
7. Шарков, Ф.И. Основы социального государства: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.