Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования «словаря малой Родины» у детей предшкольной подготовки 5
1.1 Возрастные особенности словаря детей предшкольного возраста 5
1.2 Особенности формирования «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста 11
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Экспериментальное исследование по выявлению особенностей сформированности «словаря малой Родины» у детей предшкольного возврата 18
2.1 Описание методики и процедуры исследования 18
2.2 Анализ особенностей сформированности «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста 21
2.3 Рекомендации по формированию «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста средствами проектной деятельности 25
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложение 34
Актуальность исследования. Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. При этом, перед отечественным дошкольным образованием продолжает стоять проблема воспитания у дошкольников ценностного отношения к родной стране и воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, поэтому наиболее значимо на первой ступени проводить работу по ознакомлению детей с объектами малой Родины, формировать «словарь малой Родины», так как формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти и других психических процессов. Один из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики, в том числе и «словаря малой Родины».
Цель исследования – изучить особенности сформированности «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста.
Задачами работы являются:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста в научной литературе.
2. Выявить уровень сформированности «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста в экспериментальном исследовании.
3. Разработать практические рекомендации по формированию «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что лексический «словарь малой Родины» детей предшкольного возраста будет характеризоваться бедностью, однообразием, отсутствием навыка объяснения лексического значения слов.
Объект исследования – словарь детей предшкольного возраста.
Предмет исследования – «словарь малой Родины» детей предшкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ тестирования.
Методологическая основа исследования. Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, С.А. Иванова, И.Н. Лебедева, К.С. Лещенко, И.А. Стернин и др. М.Б. Батюта, Л.С. Выготский, Т.Н. Князева и др. раскрыли особенности развития детей предшкольного возраста. Н.В. Гавриш, С.А. Иванова, Г. Лямина и др. исследовали особенности развития лексического строя у детей предшкольного возраста. А.М. Бородич, Р.П. Мильруд, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой и др. определены педагогические условия эффективного формирования «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста.
База исследования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131 г. Барнаул.
Выборку исследования составили 10 детей предшкольного возраста от 6 лет 1 месяца до 7 лет 3 месяцев: данная группа детей составила экспериментальную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Развитие речи и словаря дошкольника, освоение обилием родного языка является одним из ключевых компонентов развития личности, усвоения выработанных ценностей национальной культуры, непосредственно сопряжено с интеллектуальным, моральным, эстетическим развитием, считается приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Отличительная черта работы по формированию «словаря малой Родины» у детей предшкольного возраста состоит в том, что она связана со всей образовательной деятельностью. Обогащение лексического запаса проходит в процессе ознакомления с находящейся вокруг средой, во всех видах детской работы, повседневном общении. Формируя у детей представления о малой Родине, мы не только расширяем их знания, обогащаем словарный запас, развиваем память, зрительное восприятие, пространственное наглядно-действенное мышление, творческое воображение, но и учим любить, беречь и гордится ей.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что у детей предшкольного возраста недостаточно сформирован пассивный и активный «словарь малой Родины», недостаточно сформировано умение толковать значение знакомых детям слов. В этой связи, предлагается для формирования «словаря малой Родины» в данной возрастной группе детей, организовать проектную деятельность. Привлекается внимание детей к объектам, расположенным на близлежащих улицах: школе, почте, аптеке, стадионе и т.д. В предлагаемой проектной деятельности можно использовать разнообразные художественные техники: рисование, аппликация, объемная аппликация, оригами, коллаж, конструирование из бумаги, из бросового материала и др. Темы творческих работ следует подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва : Логос, 2013. – 306 с.
3. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития детской речи [Текст] / А. М. Бородич. – Нижиний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 569 с.
5. Ветрова, С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников [Текст] / С. И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
6. Володина, В. С. Альбом по развитию речи [Текст] / В. С. Володина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 125 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 874 с.
8. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи у дошкольников [Текст] / Н. В. Гавриш, О. В. Осика / Вопросы речевого развития – Москва : ТЦ «Сфера», 2009. – 224 с.
9. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
10. Иванова, С. А. Методика развития речи [Текст] / С. А. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 299 с.
11. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Академия развития, 2017. – 192 с.
12. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников [Текст] / Л. А. Кухоренко. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
13. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
14. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду [Текст] / К. С. Лещенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
15. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 105-112.
16. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для СПО [Текст] / Н. В. Микляева и др. ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 434 с.
17. Мильруд, Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи [Текст] / Р. П. Мильруд // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
18. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений : (из опыта работы) [Текст] / Н. А. Рыжова. – Москва : Линка-Пресс, 2003. – 192 с.
19. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2010 – 250 с.
20. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – Москва : МОДЭК МПСИ, 2008 – 224 с.
21. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд. [Текст] / И. А. Стернин. – Москва : Директ-медиа, 2015. – 289 с.
22. Теория и методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов вузов : пособие для самостоят. Работы [Текст] / В. И. Яшина [и др.]. – Москва : Академия, 2009. – 192 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
24. Федоренко, Л. П. Этапы формирования словаря дошкольника [Текст] / Л. П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
25. Цейтлин, С. Н. Усвоение языка [Текст] / С. Н. Цейтлин // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. – М .: АСТ, 2010. – 526 с.
26. Яркова, Д. Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря дошкольника [Текст] / Д. Л. Яркова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.
27. Эльконин, Д. Б. Психология детского развития [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2002. – 458 с.