Введение 2
1. Цивилизационный подход 3
2. Учение Н. Я. Данилевского 7
3. Цивилизационный подход А. Дж. Тойнби 12
4. Учение о культуре и цивилизации П. Сорокина 15
Заключение 20
Список литературы 21
На рубеже 1980–1990-х гг. XX в. в отечественной гуманитарной науке произошла резкая смена теоретических позиций у большинства исследователей. Марксизм, тотально господствовавший в СССР в науке и идеологии, был предан анафеме, и альтернативные ему течения западной мысли моментально овладели умами широких слоев общества.
Большинство гуманитариев, в первую очередь социальных философов и историков, подвергли критике формационный подход и перешли на позиции теории цивилизаций. Среди их кумиров оказались такие авторы, как
Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Дж. Тойнби.
К концу XX в. историческая наука и философия истории, таким образом, столкнулась с существенными трудностями в описании и объяснении общественного развития. Центральной проблемой стало описание общего в единстве со всем многообразием особенного в истории.
Цель – рассмотреть цивилизационный подход в изучении истории.
Задачи:
- проанализировать цивилизационный подход;
- рассмотреть учение Н. Я. Данилевского;
- ознакомиться с цивилизационным подходом А. Дж. Тойнби;
- проанализировать учение о культуре и цивилизации П. Сорокина.
Объект – цивилизационный подход в истории.
Предмет – цивилизационный подход в истории с точки зрения его основных представителей.
Методами исследования являются историко-сравнительный и историко-типологический, предполагающие выявление развития идей цивилизационного учения.
Структура – работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Цивилизационный подход прочно утвердил свое право на существование, стимулировал научную мысль в изучении особенных уникальных черт локальных цивилизаций, выдвинул на первый план изучение человека в самом широком смысле слова, анализ культуры как меры развития человека. Цивилизационный подход, не обнаружив общего в истории, по сути, не смог раскрыть особенного в ней, найти оснований многообразия общественной действительности и процесса ее изменений.
Несмотря на колоссальное обилие вариаций, теория цивилизации имеет общие исходные принципы рассуждения. Прежде всего, стоит отметить, что она отрицает, считает не существенным или не познаваемым общее в людях и истории и абсолютизирует особенное и уникальное в них. Подобная позиция во многом продиктована тем, что цивилизационный подход, по сути, вслед за классической философией сводит общее в людях к логическому мышлению или природным основаниям их жизни, но в отличие от классической философии полагает, что одними лишь логикой и природой невозможно целостно описать и объяснить человеческое существование.
В связи с этим общее в людях объявляется авторами цивилизационных концепций либо не существенным, либо в принципе не поддающимся какому-либо адекватному описанию, либо продуктом спекулятивного мышления. Цивилизационный подход позволяет вписать изучаемые микро-сюжеты в более широкий исторический контекст, представить микроисследование и его субъектов включенными в жизнь более крупных образований (культура, цивилизация, государство, мир-экономика и т.п.), которые, в свою очередь, являются частью глобального исторического полотна. Вопрос о том, каким образом реализовать это стремления в каждом конкретном случае, требует от историка всякий раз своего особого оригинального решения.