ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Общие представления о истории, сущности, природе толерантности 9
1.2 Формирование и динамика развития толерантности в
дошкольном возрасте 15
Выводы по первой главе 19
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Организация исследования развития толерантности у детей
дошкольного возраста 23
2.2 Анализ результатов изучения развития толерантности у детей
дошкольного возраста 30
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Социально-личностное развитие ребёнка дошкольного возраста при его взаимодействии с окружающими людьми является актуальной проблемой на современном этапе, потому как структурные основы личности формируются в дошкольный период детства, вследствие чего, семья и дошкольная образовательная организация несёт ответственность за развитие и воспитание у ребенка необходимых личностных качеств.
В соответствии с ФГОС ДО приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через:
1. формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
2. усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
3. развитие у детей способности видеть в другом человеке носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.
Собственные, в течение более 10 лет, наблюдения автора ВКР за детьми позволили охарактеризовать типичные особенности современных дошкольников: несмотря на мировые, общественные и семейные изменения, дошкольники остаются детьми и также любят играть, хотя содержание игр изменилось и наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры; произошли изменения в интеллектуальной сфере детей и они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни.
Однако, отмечаются негативные изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении. В частности, дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, стали более эгоистичными, капризными, избалованными, неуправляемыми. Часто дети проявляют жестокость и нетерпимость друг к другу.
Дети являются зеркальным отражением изменений в обществе, где отмечается нарастание таких явлений как злоба, ненависть ко всему непохожему, проявление жестоких форм национализма, терроризма. В создавшейся ситуации необходим моральный ориентир, способный наладить отношений между людьми и воспрепятствовать моральному вырождению общества. Эти ориентиром является толерантность, как признание права человека на отличие быть другим.
Развивать толерантность нужно в дошкольном возрасте, поскольку этот период наиболее благоприятен для привития норм дружбы, взаимопонимания, выработки умения удовлетворять потребности не в ущерб другим, углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека.
Исходя из актуальности, целью выпускной квалификационной работы стало исследование развития толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования дети подготовительной группы дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования толерантность детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что комплексный подход методов и приемов способствует развитию толерантности у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. на основе анализа литературных источников изучить научные подходы, общие представления о истории, сущности, природе толерантности;
2. выявить характеристики динамики развития толерантности в дошкольном возрасте;
3. организовать исследование развития толерантности у детей дошкольного возраста;
4. проанализировать результаты изучения развития толерантности у детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования составили взгляды по проблеме всестороннего и гармоничного развития личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа (О.А. Бахчиева, М.С. Бережная,); концепция формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста (В.И. Долгова, Р.В. Овчарова); основные положения социально-психологической теории толерантности Т.И. Жукова; концептуальные основы рассмотрения дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (С.В. Мухина, Р.И. Капустина О.Е. Морозова, И.В. Борсук).
Анализ научных источников показал, что проблема толерантности в психолого-педагогической литературе охватывает в основном межэтническую толерантность. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что, начиная с 1995 года, фактор мирового признания проблемы межэтнической толерантности привел к созданию ЮНЕСКО «Декларации принципов толерантности» и с тех пор именно эту тему стали всесторонне изучать и исследовать. На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос по развитию у дошкольников толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что процесс развития толерантности в части восприятия и отношения к людям с ОВЗ у детей дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность психолого-педагогической практики в освоении технологий развития толерантности дошкольников, теоретических исследований по проблеме развития толерантности детей дошкольного возраста к другим людям с ОВЗ недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности дошкольников к людям с ОВЗ в условиях работы образовательного учреждения.
Недостаточная разработанность проблемы и ее высокая практическая значимость для воспитательного процесса дошкольного учреждения определили тему исследования: «Развитие толерантности у детей дошкольного возраста».
Для реализации замысла исследования и достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием «Методика изучения толерантности детей» (автор Доминик де Сент Марс);
3. комплекс методов и приемов, способствующих развитию толерантности у детей дошкольного возраста:
• беседы-рассказы на уровне внеситуативно-личностного общения;
• чтение художественной литературы;
• просмотр мультфильмов.
4. метод первичной математической обработки исследуемых данных и метод математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость исследования состоит в освящении значимости развития толерантности как одной из основ личности ребенка, умений построения взаимоотношений с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Результаты проведенного теоретического изучения литературных источников может служить дополнительным информационным материалом для педагогов ДОУ, родителей дошкольников, студентов, обучающихся по педагогическому направлению.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы эмпирической части выпускной квалификационной работы могут быть использованы воспитателями, студентами- практикантами педагогических специальностей вузов.
Основные результаты исследования были опубликованы в статье Шакурова Г. X. Толерантность детей дошкольного возраста // The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge : materials of the IX international scientific conference on April 25-26, 2019. - Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfcra-CZ», 2019.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений № 26 и 33 г. Елабуга. Участниками исследования стали 6-летние дети в количестве 60 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ изучения толерантности, где имеются общие представления о истории, сущности, природе толерантности, динамика развития толерантности в дошкольном возрасте. Во второй главе содержится описание организационно-методического исследования толерантности детей дошкольного возраста, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые содержат обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей
Воспитание толерантности у детей является необходимым условием формирования полноценной личности. Однако опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями. Отношение к окружающим начинает формироваться примерно с 4 лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития. Таким образом, толерантность - проблема психологопедагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, дабы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.
Эмпирическое исследование развития толерантности проходило в четыре этапа с ноября 2018 года по февраль 2019 года. Респондентами стали 30 детей-дошкольников из ДОУ № 26 комбинированного виды и 30 детей-дошкольников ДОУ № 33 общего вида. На первом этапе помощью «Методика изучения толерантности детей» автора Доминик де Сент Марс было выявлено, что дети ДОУ № 26 более толерантны, чем дети ДОУ № 33. Вероятнее всего, что это связано с тем, что дети ДОУ № 26 воспитываются в одних условиях, имеют один и тот же распорядок дня, постоянно взаимодействуют и имеют повседневный опыт общения с особенными детьми. На втором этапе с детьми ДОУ № 33 (экспериментальная выборка) использовался комплекс методов и приемов, способствующих развитию у них толерантности. Сюда вошли беседы с детьми, чтение художественной литературы «Привет, давай поговорим» (автор Дрейпер Шерон), «Я умею прыгать через лужи» (автор Алан Маршалл), «Паренек в пузыре» (автор Иен Стракан), «Чудо» (автор Р.Дж. Паласио); просмотр мультфильмов о детях с ограниченными возможностями здоровья «Про Диму», «Необычный младший братик», «Мой братик с Луны», «Макрополис». В результате третьего и четвертого этапов, где был осуществлен сравнительный анализ данных детей экспериментальной выборки, было выявлено, что наблюдается положительная динамика развития толерантности детей. Таким образом, нами был сделан вывод, что специально организованная работа с применением беседы на уровне внеситуативно-личностного общения, чтения художественной литературы и просмотра мультфильмов развивает толерантность детей-дошкольников, способствует эффективному становлению нравственного воспитания.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о том, что использование комплексного подхода методов и приемов способствует развитию толерантности у детей дошкольного возраста, подтвердилась.
1. Абобакирова О.Р. О формировании толерантности у детей. - [Электронный ресурс]. - URL: https://publikacia.net/archive/2014/6/2/24 (дата обращения: 10.12.18).
2. Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у детей. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 248 c.
3. Арушанова А.Г. Толерантность и общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 272 с.
4. Байбулатова А.Н. Толерантность. Введение в проблему. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-su- dzhok-terapii-i-kineziologicheskih-uprazhneniy-dlya-korrektsii-rechi-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.12.18).
5. Барышникова Г.Б. Толерантность в современном обществе. - М.: Изд-во «Едиториал», 2016. - 432 с.
6. Бахчиева О.А. Формирование терпимости - основа духовнонравственного развития общества. - М.: Просвещение, 2017. - 348 с.
7. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный ин-т., 2005. - 152 с.
8. Бережная М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства. - / М.С. Бережная // Философские науки. -2008. -№ 4. - С.100-104.
9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. - 240 с.
10. Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения тренинга толерантности» авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика. - М.: Владос, 2015. - 150 с.
11. Борсук И.В. Терпимость и веротерпимость в контексте педагогики / И. В. Борсук // Мир образования - образование в мире. -2007. - № 3. - С. 34-38.
12. Бутусова Н.Н. Толерантность детей при коррекции коммуникаций: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 с.
13. Валеев А.М. Психологические детерминанты нравственного
развития дошкольника. - Международный журнал «Символ науки». - [Электронный ресур]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-i-
suschnost-ponyatiya-tolerantnosti (дата обращения 06.02.2019).
14. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства.
- СПб.: Изд-во «Книгочей», 2014 г.- 255 с.
15. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2018. - № 7. -
С. 3-12.
16. Гордина А.Н. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности. - [Электронный ресурс]. - URL: http://naukarus.com/voprosy- izucheniya -v-trudah-a-n-gordinoi (дата обращения: 10.02.19).
17. Гребениченко С.Ю. Воспитать высоконравственное поколение специалистов. - М.: Издательство «Лабиринт», 2018. - 512 с.
18. Гуров А.В. Толерантность: понятие, сущность и проблемы формирования в современном вузе. - СПб: Изд-во «Питер», 2015. - 112 с.
19. Даценко Т.В. Холокост - в прошлом, толерантность - в настоящем и будущем. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 318 с.
20. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2018. - - № 2. - С. 54-59.
21. Диагностические методики по проблеме социальноличностного развития и воспитания дошкольников: учеб.пособие / под ред.
Т. М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. - 2 -е изд. испр. и доп. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 161с.
22. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник ЧГПУ. - 2014. - №6. С. 237-240.
23. Жукова Т.И. Толерантность - человеческая добродетель / Т.И. Жукова // Профессионал. - 2008. - № 2. - С. 50-55.
24. Иванова Н.Н. Жить в мире с собой и с другими. - [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17758732 (дата обращения: 08.01.19).
25. Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности. Автореф. дисс. ... канд.пед.н., СПб., 2009. - 45 с.
26. Капустина Р.И. Воспитание познавательной активности // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста: Тезисы докладов науч.-метод. конференции. - Шадринск, 2015. - С. 99-101.
27. Коровко Е.А. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-logiko-smyslovoy-organizatsii- vyskazyvaniya-u-starshih-doshkolnikov-pri-narusheniyah-leksiko- grammaticheskogo-stroya (дата обращения: 02.02.19).
28. Кузнецова В.Г. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх / В.Г.Кузнецова; О.А. Федулова // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: из опыта работы ДОУ г. Магнитогорска.- Магнитогорск, 2009.- С. 144-147.
29. Леванова Е.А. Родители и дети. Навстречу друг другу. - М.: Педагогическая литература. - 2010. - 240 с.
30. Лосева Т.И. Формирование толерантности у дошкольника - М.: Изд-во «Феникс». - 2018. - 224 c.
31. Морозова О.Е. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности / О. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки. -2007. - № 6. - С. 160-163.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2015. - 656 с.
33. Паршутин И.А. Исследование детских межличностных отношений. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 164 с.
34. Пономарева Т.О. Молодежь выбирает толерантность. - М.: «Современная библиотека». - 2010. - № 3. - 560 с.
35. Прокофьева Т.Ю. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл., 2007. - 290 с.
36. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 164 с.
37. Сиротюк А.С. Модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в процессе инклюзивного психического развития. - М.: Изд-во «Олма Медиа Групп». - 2017. - 176 с.
38. Сиротюк А.С. Содержательно прогностическая модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды психологического центра. - Тверь: Твер. гос. унт, 2012. - С. 128-135.
39. Солдатова Г.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники. - М.: Издательский дом «Московия». - 2009. - 180 с.
40. Солдатова Г.В., Шайгерова Л. А., Шарова О.В. Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). - М.: Генезис, 2000. - 155 с.
41. Стародубова И.Д. Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 140 с.
42. Сущевская С.А. Толерантность и развитие мышления. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 164 с.
43. Тормышева С.С. Социальная интеграция детей-инвалидов. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 184 с.
44. Ушакова О.С. Развитие толерантного отношения дошкольников. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2016. - 240 с.
45. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы образовательного учреждения // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика». - СПб.: СПбГУП, 2007. - С. 58-60.
46. Хмелькова Е.В., Леушина Т.А., Феофилатова К.Д. Социальная интеграция детей-инвалидов. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-logiko-smyslovoy-organizatsii- vyskazyvaniya-u-starshih-doshkolnikov-pri-narusheniyah-leksiko- grammaticheskogo-stroya (дата обращения: 02.03.19).
47. Цейтлин С.Н. Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Мозаика - синтез, 2013. - 329 с.
48. Чухачева Е.В. Моделирование как метод формирования толерантности у детей. - [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12916906 (дата обращения: 30.02.19).
49. Шепилова Н.А. Инновационные технологии дошк. образ: Учеб. метод. пособие. - Магнитогорск. Изд-во «МаГУ», 2011.- 183 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2017. - 348 с.