Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблематика преподавания судебной реформы 1864 года в рамках школьной образовательной программы

Работа №33693

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Историко-правовые аспекты судебной реформы 1864 г. 6
1.1. Предпосылки и подготовка судебной реформы 6
1.2. Создание новой судебной системы 10
1.3. Интерпретация исторического опыта судебной реформы 20
Глава 2. Отражение судебной реформы 1864 г. в современной школьной программе 34
2.1. Оценка отражения судебной реформы 1864 г. в учебной литературе 34
2.2. Анализ проблематики преподавания исторической значимости судебной реформы 38
Заключение 42
Библиографический список 45


Проблема исследования. Современная система школьного исторического образования переживает серьезные перемены. Они обусловлены, в первую очередь тем, что школа перешла на новые ФГОС и линейную структуру исторического образования в 5 - 10 классах. Данный переход осуществляется в соответствии с Историко-культурным стандартом по истории России, который является составной частью учебно-методического комплекса, в связи с чем у современной школы возникают определенные трудности в преподавании исторических дисциплин, в том числе и освещающих особенности проведения судебной реформы России Александра II.
Актуальность исследования. Судебная реформа 1864 г. во многом заложила основополагающие моменты российской модели правосудия, существующие и развивающиеся и в настоящее время. Эта реформа, несмотря на включение в национальную систему правосудия элементов, ей дотоле не присущих (например, мирового суда, суда присяжных, адвокатуры, института судебных следователей), была осуществлена с учетом собственно российских условий и достигнутого на тот период уровня правовой культуры населения.
По мнению американского исследователя Т. Тарановски, предложенная в ходе реализации Судебной реформы 1864 г. новая институциональная и процессуальная структура систем судопроизводства представляла собой явный разрыв с предшествующей правовой традицией, а также пример творческой адаптации всех лучших достижений юриспруденции и судебной практики западноевропейских стран, главным образом Франции и Великобритании .
Вместе с тем крупнейший отечественный дореволюционный специалист в области уголовного процесса профессор И.Я. Фойницкий отмечал, что «ни один процессуальный институт уставов не может быть признан ни английским, ни французским: на каждом из них лежит печать самобытности, каждый из них имеет самостоятельную русскую физиономию, приспособленную к русским нуждам, непонятную без изучения русских условий» . Думается, что эта характеристика применима как к новеллам судопроизводства, так и к новеллам судоустройства.
Выступая 3 марта 2011 г. на специальном торжественном заседании в Храме Христа Спасителя в Москве, Патриарх Кирилл выделил в качестве одного из уроков Великих реформ, который должна усвоить Россия сегодняшняя: «...впервые в послепетровской России модернизация национального масштаба не была связана с механическим копированием чужого опыта государственного управления, социального устройства и технического оснащения, но осуществлялась с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную традицию народа» .
Степень разработанности темы исследования. Несмотря на широкий круг исследований различных авторов, проблема преподавания судебной реформы 1864 года в рамках школьной образовательной программы требует продолжения исследования.
Цель исследования – изучить проблематику преподавания судебной реформы 1864 года в рамках школьной образовательной программы.
Задачи исследования:
1) проанализировать предпосылки и особенности подготовки судебной реформы;
2) исследовать создание новой судебной системы;
3) охарактеризовать исторический опыт судебной реформы 1864 г.;
4) дать оценку отражения судебной реформы Александра II в учебной литературе;
4) провести анализ проблематики преподавания исторической значимости судебной реформы.
Объект исследования – отечественная судебная реформа 1864 года.
Предмет исследования – процесс преподавания судебной реформы Александра II.
Методы исследования. В работе автором были использованы такие теоретические методы исследования как анализ, синтез, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения,



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отечественная судебная система прошла долгий нелегкий путь с момента своего зарождения в древности и до современного этапа. За это время мы можем наблюдать ее исторический генезис от «суда лутших людей» до современной демократической системы судебной власти, основанной на общепризнанных международных ценностях, призывающих суды служить верховенству права и закона, а также охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот путь условно можно разделить на несколько основных этапов, характеризующихся определенными чертами:
1) зарождение судебной системы;
2) сословное правосудие;
3) подготовка и проведение Большой судебной реформы 1864 г.;
4) постреформационный период;
5) период советского правосудия;
6) постсоветское реформирование судебной системы;
7) современная система судебной власти.
Несмотря на все усилия, приложенные в ходе судебной реформы, проведенной Александром II, наличие четко выработанных целей, задач реформы, единой концепции ее проведения, все же в 90-х годах XIX века начали происходить значительные политические изменения, повлиявшие на силу и авторитет судебной власти. Наиболее тяжкий удар по судебной реформе нанес Закон от 1889 года о земских участковых начальниках. Практически была упразднена полностью судейская несменяемость. В случае отказа судьи писать прошение об отставке его попросту выводили за штат. Члены судейского корпуса больше не производились в чины, следовательно, у судей не было особого стимула для стремления в постоянном профессиональном развитии. Но сама судебная реформа 1864 года вызвала широкий общественный резонанс. Большое внимание в юридической науке и практике было уделено и анализу ее результатов .
Дальнейшая эволюция судебной системы по пути, намеченному судебной реформой 1864 года, была прервана сначала мировой войной 1914 - 1918 годов, а затем Октябрьской революцией 1917 года и последовавшим за ней длительным периодом отказа от демократических институтов и ценностей, в том числе и в сфере судопроизводства.
Автор отмечает, что и сегодня юридические механизмы реализации судебной власти требуют анализа и переосмысления в свете современных мировых политико-правовых преобразований.
Изучение важнейших ключевых событий в отечественной истории, оказавших значительное воздействие на ее развитие, существенно изменивших политико-юридическую сферу государства, несомненно, важно как в социально-культурном, так и в научном плане. К числу таких изучаемых проблем относится судебная реформа 1864 г. в России, 150-летие которой отмечалось не так давно.
Особенности преподавания истории в 2017-2018 учебном году обусловлены тем, что продолжается переход на Федеральный государственный стандарт общего образования в основной школе. Учащиеся 5 и 6 классов осуществляют переход в обычном режиме. В 7-11 классах продолжается реализация программ федерального компонента образовательного стандарта.
Тем самым важная мировоззренческая задача курса истории России заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости российской истории, ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Наиболее оптимальной представляется модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру. На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы. При этом учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.




1. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 40 ст. 5474.
2. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 40 ст. 5474.
3. Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития: материалы III Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов имолодых ученых.Красноярск, 20 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Н. Ценюга; ред. кол.; – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018.
4. Александр II. Пропущенный поворот: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2017. — 111 с.
5. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до 16 века. 6 класс: Учеб. М.: Дрофа. 2016.
6. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России 6 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 частях. М.: Просвещение. 2016.
7. Берсенева Т. Концепция: 336 следственных судей за 600 млн руб. // URL: http://pravo.ru/review/view/116562/ (дата обращения: 12.12.2018); Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета от 18 декабря 2014 г. № 6560. URL: http://rg.ru/2014/12/18/zorkin.html (дата обращения: 12.12.2018)
8. Волков К.А. О роли судебной практики как источника права по Судебной реформе 1864 года // «История государства и права», 2014, № 17.
9. Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит: Монография / Предисл. Л.С. Перепелкин - Lincoln: University of Nebraska, 2009. С. 102.
10. Гессен И.В. Судебная реформа. СПб., 1904; Карабегов А.И. Реформа судебных уставов в связи с современным состоянием правосудия. СПб., 1889.
11. Глазов Ю.В., Захаров В.В., Плотников Д.О. Судебные реформы с XVII по XIX вв. в России / Под ред. Ю.В. Глазова. Казань, 2014. 173 с.
12. Гольмстен А.Х. "Правда и Милость" в гражданском суде // Юридическая летопись. М., 1890.
13. Государственный Архив Архангельской Области (далее ГААО). Ф. 1. Оп. 8. Т. 2 Д. 538. Л. 54 – 57 об.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1863
15. Демичев А.А. О тенденциях в изучении Судебной реформы 1864 г. // «История государства и права», 2012, № 5.
16. Деревскова В. М. Пространственно-временные проблемы реализации судебной реформы 1864 г. // Сибирский юридический вестник. 2014. № 4. С. 22.
17. Деревскова В.М. Пространственно-временные проблемы реализации судебной реформы 1864 г. // Сибирский юридический вестник. 2014. № 4. С. 26.
18. Деревскова В.М. Становление и развитие пореформенной судебной системы Восточной Сибири в конце XIX – начале XX века. Иркутск, 2004. 344 с.
19. Джаншиев Г.А. Из эпохи великих реформ. 5-е изд. М., 1894; Чичерин Б.Н. Судоустройство и судопроизводство. Курс государственной науки. Ч. 1. М., 1894.
20. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. М., 2016. С. 59.
21. Ефименко Е. Путин - о реформе высших судов, присяжных и кадровом дефиците // URL: http://pravo.ru/news/view/126313/ (дата обращения: 12.12.2018)
22. Заводюк С.Ю. Судебная реформа 1864 года (на материалах Среднего Поволжья): дис.... канд. ист. наук. Самара, 1998.
23. Захаров В.В. Неоинституционализм в историко-правовых исследованиях: к проблеме расширения методологического инструментария отечественной истории государства и права // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского гос. ун-та. Курск: КГУ, 2010. № 3 (15). Ч. 2.
24. Захаров В.В. Неоинституционализм в историко-правовых исследованиях: к проблеме расширения методологического инструментария отечественной истории государства и права //Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского гос. ун-та. Курск: КГУ, 2010. № 3 (15). Ч. 2.
25. Илюхин А.В., Архипов С.В. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. как пролог судебной реформы 1864 г. в России // «История государства и права», 2015, № 18.
26. Индекс верховенства закона в странах мира // URL: http://gtmarket.ru/research/rule-oflaw-index/info#russia (дата обращения: 12.12.2018)
27. Исаев И.А. Судебная реформа 1864 г.: цели и противоречия // «История государства и права», 2014, № 23.
28. История государства и права СССР: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 1988. С. 349.
29. Калякина А.В. Судебная реформа 1864 года: модели местного правосудия // «Мировой судья», 2017, № 10.
30. Комиссаров А. Адвокатская монополия в РФ: все ли так позитивно, как планируют законодатели? // URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/694650/ (дата обращения: 12.12.2018)
31. Краковский К. П. Проведение судебной реформы 1864 г. в России. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014 № 4. С. 18–30.
32. Краковский К. П. Советская историография судебной реформы 1864 года и истории пореформенного суда в России // Новый ракурс. 2014 № 9 (2).
33. Краковский К. П. Современная российская историография судебной реформы 1864 года и пореформенной истории российского суда // Новый ракурс. 2014 № 9.
34. Краковский К.П. Судебная реформа 1864 г.: значение и историко-правовые оценки // «Журнал российского права», 2014, № 12.
35. Крестьянников Е.А. Судебная реформа 1864 г.: совмещение функций судьи и следователя в сибирском мировом суде // «Мировой судья», 2014, № 7.
36. Крутова И.В., Пазин Р.В. ФГОС и ИКС по истории: проблемы реализации системнодеятельностного подхода // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016.№10.
37. Лапин В. Предисловие // Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: Сб. статей. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. С. 9.
38. Леони Бруно Свобода и закон / пер. с англ. В. Кошкина под ред. А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2008. 308 с. (Серия «Право»)
39. Мазуренко М.А. Сущность обновленного уголовного судопроизводства согласно судебной реформе 1864 г. и место в нем адвокатов (присяжных поверенных) подсудимых // «Общество и право», 2011, № 5.
40. Малешин Д.Я. Наследие Судебной реформы 1864 г. // «Вестник гражданского процесса», 2015, № 6.
41. Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М., 2013. С. 243.
42. Министерство юстиции за сто лет. 1801 - 1901 гг. (исторический очерк). СПб., 1902. С. 81.
43. Мхитарян Л.Ю. Особенности реформирования судебной системы на западном Урале во второй половине XIX века (по материалам пермской и вятской губерний): дис. ... канд. юрид. наук / Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2015.
44. Нестеренко Л.С. Реализация Судебной реформы 1864 г. на пространстве Российской империи: автореф. дис. … канд. юрид наук. М., 2012.
45. Нестеренко Л.С. Реализация Судебной реформы 1864 г. на территории Российской империи // «Адвокат», 2011, № 5.
46. Нохрин В.М. Методологические аспекты историко-правового исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2011. № 6 (223) С. 6-10.
47. Повести Древней Руси. М., 1983. С. 129, 131.
48. Полное Собрание Законов Российской Империи (далее ПСЗРИ) - 3. Т. XVI. № 12483 URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 14.12.2018).
49. Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. 39. Отд. 2. 1864. № 41473
50. Попова А.Д. Правда и милость да царствуют в судах (Из истории реализации судебной реформы 1864 г.). Рязань, 2005. С. 298.
51. Попова А.Д. Фемида в эпоху преобразований: судебные реформы 1864 г. и рубежа XX - XXI вв. в контексте модернизации. М.: Новый хронограф, 2009. С. 5
52. Попова А.Д. Формирование правового статуса судей: история и современность // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 101.
53. Право и правоприменение в России: междисциплинарные исследования / под ред. В.В. Волкова. М.: «Статут», 2011. С. 138.
54. Право и правоприменение в России: междисциплинарные исследования / Под ред. В.В. Волкова. М.: Статут, 2011. С. 140.
55. Примак Т.К., Орлова К.А. Судебная реформа 1864 года // «Мировой судья», 2016, № 10.
56. ПСЗРИ – 2. Т. XLV. № 47880 URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 14.12.2018)
57. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до 16 века. Учеб. для 6 класса общеобразоват. организаций. М.: Русское слово. 2015.
58. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева. – М.: ИНФРА - М., 2007. – 495 с.
59. Реализация основных начал уголовного судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей на различных стадиях судебного процесса по Сахапов Р.Р. Судебной реформе 1864 года в России (с использованием материалов судебной практики Казанского окружного суда Казанской губернии) // «История государства и права», 2015, № 23.
60. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие при Александре II: следователи и судебная реформа 1864 г. // «Российский следователь», 2015, № 13.
61. Симбаева Д.Ю. Судебная реформа 1864 года и формирование корпорации юристов в России // «История государства и права», 2015, № 3.
62. Синельщиков Ю.П. Влияние судебной реформы 1864 г. на современное состояние прокуратуры // «Законность», 2014, № 11.
63. Социология: Энциклопедия /Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. – Мн.: КНИЖНЫЙ ДОМ, 2003. – 1312 с.
64. Страхов С.Е. Историография общих, региональных и специальных историко-правовых исследований судебной реформы 1864 года в России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, № 5(37), 2014.
65. Судебная реформа 1864 года и ее значение для формирования правовых систем государств постсоветского пространства: проблемы теории и практики: материалы XIV Международных Конивских чтений (Владивосток, 13–14 мая 2015 г.) / вступит. слово и заключение А.Б. Пекарского / под общ. ред. канд. юрид. наук, доцента А.В. Верещагиной; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Институт права. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 416 с.
66. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны: В 4-х ч. Издание Государственной канцелярии. СПб., 1867.
67. Судебные уставы за 50 лет. Петроград, 1914. Т. 1. С. 7.
68. Суздалева Т.Р., Федоров К.В. Д.Н. Блудов и подготовка Судебной реформы 1864 г. // «История государства и права», 2013, № 14.
69. Тарановски Т. Судебная реформа и развитие политической культуры царской России // Великие реформы в России. 1856 - 1874: Сборник / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнела. М.: Издательство Московского университета, 1992. С. 305.
70. Учреждение судебных установлений 1864 г. // Российское законодательство X - XX веков / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1991. Т. 8: Судебная реформа. С. 32 - 82.
71. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. 4-е изд. СПб.: Типография т-ва "Общественная Польза", 1912. Т. 1. С. 170.
72. Шевчук В.Б. Реформирование судебной системы России во второй половине XIX - нач. XX в. (историко-правовое исследование): дис. ... канд. юрид наук. Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов СПб., 2004. С. 20.
73. Штомпка П. Социология социальных изменений/ П. Штомпка. - М., 1996. - С. 184.
74. Шувалова М. Рассмотрение законопроекта о расширении подсудности судов присяжных может затянуться // URL: http://www.garant.ru/news/706021/#sdendnote1sym (дата обращения: 12.12.2018)
75. Юношев С.В. Потерпевший и его представитель как участники уголовного судопроизводства до Судебной реформы 1864 года // «Lex russica», 2016, № 2.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ