Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей замкнутых детей дошкольного возраста и театральной деятельности 7
1.1 Понятие замкнутости в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Театрализованная деятельность дошкольников 11
1.3 Особенности развития замкнутых детей дошкольного возраста в
театральной деятельности 20
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Аналитическое исследование развития замкнутых детей дошкольного возраста 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Определение уровня развития замкнутых детей дошкольного возраста 31
2.3 Организация театральной деятельности в развитии замкнутых детей
дошкольного возраста 40
2.4 Содержание театральной деятельности по развитию замкнутых детей 42
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения
Актуальность исследования. Анализ современных психолого-педагогических исследований и практика образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе науки и общества к проблеме развития замкнутых детей дошкольного возраста. Иногда в силу своих внутренних переживаний или особенностей характера дети становятся скрытными, замкнутыми или просто бывают очень застенчивыми. Дошкольное детство - это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности.
Замкнутость ребенка появляется из-за малого общения со сверстниками.
Проблема эффективной организации процесса развития замкнутых детей дошкольного возраста нашла своё отражение в ряде исследований. Актуальность проблемы развития замкнутых детей дошкольного возраста определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов, среди которых необходимость повышения качества развития замкнутых детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности, коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников воспитательного процесса.
Теоретические основы развития замкнутых детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика и др. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что развитие замкнутых детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольного образования, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения. Е. И. Гаспарова, Т. А. Репина, Т. О. Смолева, Ю. М. Орлов, В. И. Гарбузов исследовали предпосылки появления замкнутости. Фундаментальные проблемы замкнутости детей и влияния их на формирование личности исследуются в работах известных отечественных психологов и педагогов, таких, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.
Самый короткий путь развития преодоления замкнутости детей - путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры - благоприятная среда для преодоления замкнутости детей: развивается личность ребёнка, прививается интерес к литературе и музыке, создаются условия для развития памяти, внимания, мышления. Современным детям театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Подвижные дети занимаются в театре не хуже усидчивых, а тихони становятся увереннее в себе.
Теоретико-методологические аспекты реализации потенциала социальнокультурной деятельности в работе с детьми разрабатываются Е.И. Г ригорьевой, М.И. Долженковой, Ю.Д. Красильниковым, Ю.А. Стрельцовым, A.A. Сукало, Б.А. Титовым, Е.Г. Томилиной и др.
Широкая проблематика социально-культурного воспитания детей нашла отражение в исследованиях О.В. Крючек, С.М. Малакуцкой, A.B. Нестеренко, H.A. Осипенковой, Т.А Турбиной, А.Ю.Шерпаевой.
Названные обстоятельства свидетельствует об обострении противоречия между повышением требований к средствам поддержки детской инициативы, самостоятельности замкнутых детей и недостаточной разработанностью комплексного методического сопровождения процесса преодоления замкнутости детей в дошкольном возрасте средствами театрализованной деятельности.
Театр дарит каждому ребёнку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус» воображение и фантазию. Поэтому, если в городе, в котором вы живёте, есть театр или он приехал на гастроли, то непременно убедите родителей в необходимости его посещения вместе с детьми.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как в реальном, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель средства её достижения планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что так же важно для их социального развития.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить особенности развития замкнутых детей дошкольного возраста в театральной деятельности.
Объект исследования - развитие замкнутых детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития замкнутых детей дошкольного возраста в театральной деятельности.
Задачи исследования:
- описать теоретические исследования особенностей замкнутых детей дошкольного возраста и театральной деятельности;
- представить аналитическое исследование развития замкнутых детей дошкольного возраста;
- предложить практические рекомендации, направленные на развития замкнутых детей дошкольного возраста в театральной деятельности.
Гипотеза исследования: использование театральной деятельности
способствует развитию замкнутых детей и коммуникативных умений у дошкольников.
Теоретическую основу исследования составили:
- культурно-историческая теория развития психики ребенка (Л.С. Выготский);
- теоретические положения отечественных педагогов и психологов о развитии личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.А. Люблинская);
- методологические основы социально-культурной деятельности (Т.И. Бакланова, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, H.H. Ярошенко и др.).
- положения коммуникативного подхода о методах обучения в ДОУ (работы Д.И. Архаровой, А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, Е.И. Пассова, И.И. Рыданова, А.П. Чудинова и другие).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Замкнутый - отчужденный, сдержанный, отдаленный. Таким образом, замкнутый ребенок — это ребенок «отдаленный», испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира.
Как правило, замкнутость проявляется в достаточно раннем возрасте у деток беспокойных, эмоционально неустойчивых, с плохим аппетитом, нарушениями сна на фоне общего снижения настроения при малейших изменениях в его непростой детской жизни. Такие дети сторонятся чужих людей, они скованно ведут себя, попадая в новую ситуацию. Обычно они сильно привязаны к матери, и даже ее непродолжительное отсутствие могут переносить болезненно. Им достаточно уютно и комфортно в своем замкнутом пространстве, не так-то просто выманить их и разговорить. Но сделать это крайне важно!
От застенчивых детей замкнутые отличаются нежеланием и неумением общаться. Застенчивые же стремятся к общению, не смотря на то, что не умеют. А замкнутый ребенок живет внутри своего собственного маленького мирка, допуская в него лишь самых близких. Родители часто совершают роковую ошибку, считая замкнутость своего чада признаком гениальности. Дескать, моему таланту с обычными детьми неинтересно. И всячески поощряют отказ ребенка общаться с себе подобными. А на самом деле замкнутые дети, как чеховский человек в футляре, личности глубоко несчастные — им невероятно трудно сходиться с людьми, строить отношения и приспосабливаться хоть как- то к чуждому для них миру.
Замкнутые дети всё таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами (слишком много было кем-то когда-то сказано, и они усвоили этот урок). Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания.
Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому необходимо набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с малышом.
Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной.
Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир, познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Самым популярным и увлекательны! направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разные событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Проведённый анализ показал, что на этапе констатирующего эксперимента различий между уровнями развития у замкнутых детей коммуникативных способностей в экспериментальной и контрольной группы не обнаружено. Вместе с тем, полученные результаты позволяют утверждать, что развитие замкнутых детей дошкольного возраста является насущной необходимостью современной образовательной системы.
Структура и содержание работы по развитию замкнутых детей определялась использованием театральной деятельности.
Конкретно театрализованная работа разрешает улаживать почти все педагогические задачки, дотрагивающиеся формирования выразительности речи малыша, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных забавах, детки стают соучастниками различных событий из жизни жителей нашей планеты, животных, растений, собственно выдает им вероятность поглубже узнать мир вокруг нас. В одно и тоже время театрализованная забава прививает ребенку стабильный энтузиазм к родимый культуре, литературе, театру.
В течение двухлетнего эксперимента мы наблюдали за изменением навыков и умений детей, фиксировали их достижения. По окончании проведения запланированных мероприятий мы оценили уровень развития коммуникативных способностей детей по тому же принципу, что и на этапе констатирующего эксперимента.
По окончании формирующих мероприятий по развитию замкнутых детей средствами театральной деятельности была проведена повторная диагностика развития детей при использовании методик констатирующего этапа исследования.
На контрольном этапе исследования было показано, что коммуникативные способности замкнутых детей в дошкольном возрасте в процессе формирующей театральной деятельности были развиты до высокого уровня у детей экспериментальной группы. Такие дети стали способны ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту, они перестали замыкаться в себе. Умеют аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способны подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Стали удерживать социальную дистанцию в ходе общения.
Сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что использование театральной деятельности способствует развитию замкнутых детей и коммуникативных умений у дошкольников.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что игра в «Театр» - это один из видов игровой деятельности детей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность преодолеть замкнутость, глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Изд. центр ’’Академия”, 2013. - 672 с.
2. Аверинцев, С.С. Проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / С.С. Аверинцев испр. - М.: Высшая школа, 2014.
3. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2014. - С.384.
4. Акулова О. Театрализованные игры - Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 24-25.
5. Арапова-Пискарева, Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез,
2016. - С.57.
6. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.:
Просвещение, 2013. - 168 с.
7. Бабаева Т.И. Детство. - СПб: Детство-пресс, 2013. - 522 с.
8. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов- н/Д: “Феникс”, 2013. - 416с.
9. Белоусова Л.Е. Добрые досуги. - СПб., 2013.
10. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 2015 - 240 с.
11. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 523 с.
12. Виппер, Б.Р. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / Б.Р. Виппер - М.: Высша! школа, 2014.
13. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 2014.
14. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 108 с.
15. Гаврилова Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся: Дис. канд. пед. наук. - СПб, 2013. - 155 с.
16. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок / Дошкольное воспитание., 2013.
17. Горышева В. Игра - это отражение жизни. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2014. - 47 с.
18. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: АСАДЕМ1А, 2015. - 421 с.
19. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.Н. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследования. М., 2014.
20. Зацепина М.Б. Досуговая деятельность детей 3-7 лет в детском саду. М.,
2013.
21. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2014.
22.Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). - СПб.: Питер Пресс, 2016. - 256 с.
23. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам . - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.
24. Карапетян А. А., Мандрика О. Ю. Театрализованная игрова! деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 365-368.
25. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения / В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. - Т. 14. - №4. - С. 131 - 137.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2014.- 421 с.
27. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество. М., 2013.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: УРАО, 2013. - 426 с.
29. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144с.: ил.
30. Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М., 2013. - 382с.
31. Луговская А.А. «Если малышу трудно подружиться» М., изд-во «ЭКСМО », 2015г.
32. Махнёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2015. - 169 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М., 2016. С. 285.
34. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2014.- кн. 2: Психология образования.
35.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. - М.: Роспедагенство, 2016. - 161 с.
36.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2013. - 448с.
37.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-448с.
38. Олешков М.Ю. Моделирование коммуникативного процесса: монография / М.Ю. Олешков. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 2015.
— 365 с.
39. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 384 с.
40. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2014. - 512 с.
41. Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А. Головей, - СПб.: Речь, 2013.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Издание 5-е доработанное.
- М.: Приора, 2013.
43. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.- СПб., 2014.326с.
44. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2014.
45. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М., Аспект Пресс, 2013. - 460 с.
46. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселёвой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалёва. - М.: МГИК, 2015 - 52с.
47. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник.- М.: Прогресс,
2013.
48. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2015.-349с
49. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2013. - 240 с
50.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014.
Якобсон, С. Г. Сафонова Н. М. Состав внутренних действий, конституи рующих одну из форм распределения внимания у дошкольников // Вопросы психологии, 2013.—№6.—С. 19—25.