Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретические аспекты формирования художественного образа
1.1. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования и
трансляции национального художественного образа …………………………7
1.2. Особенности формирования национального художественного образа
у подростков средствами масс-медиа………………………………………….14
Вывод по I главе
Глава II. Художественно - проектное формирование национального
художественного образа посредством костюма
2.1. Типология образности национальных костюмов и ее влияние на
представление о художественном образе у подростков……………………….19
2.2. Дизайн-проект коллекции костюмов для ведущих образовательной
передачи «Шаян» ТНВ как фактор формирования представлений о
национальном художественном образе у подростков……………………….21
Выводы по II главе……………………………………………………………. 37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………….. ..41
Приложение
Актуальность исследования. Одной из актуальных и важных задач,
стоящих перед современным обществом на сегодняшний день вопросы,
связанные с формирование национального художественного образа у
подрастающего поколения. Художественно-эстетическое воспитание, как
система, включает в себя развитие эмоционально-чувственной среды, навыков
восприятия разных видов искусства, формирование художественноэстетических способностей, умение определить и дать правильную
эстетическую оценку, воспитание вкуса, понимания художественного и
эстетического объекта, деятельности, развитие навыков творчества.
Не случайно сегодня выходит большое количество книг и материалов по
народному декоративно-прикладному искусству. Материалы и книги,
основанные на художественных традициях, благотворно воздействует на
развитие художественного образа у подростков, формируя его
художественный вкус и творческий потенциал. Необходимость рассмотрения
проблемы формирования художественно-эстетических способностей
подростков, средствами декоративно-прикладного искусства в
дополнительном образовании, заключается в том, чтобы найти методические
рекомендации обучения разным видам прикладного искусства. Показать
приёмы развития творческих качеств личности учащихся, обеспечивающих
готовность наследовать духовные ценности декоративно-прикладного
искусства.
Все вышесказанное позволило обнаружить противоречие между
значительным воспитательным потенциалом декоративно-прикладного
искусства и его недостаточным использованием в процессе формирования
художественного образа у подростков в дополнительных образовательных
учреждениях.
Объект исследования: процесс формирования национального
художественного образа у подростков.Предмет исследования: художественный образ у подростков
средствами декоративно-прикладного искусства (на примере разработки
коллекции костюмов для ведущих образовательной передачи «Шаян» ТНВ).
Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое
обоснование и экспериментальная проверка процесса формирования
художественного образа у подростков средствами декоративно-прикладного
искусства.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу
исследования: процесс формирования художественного образа у подростков
средствами декоративно-прикладного искусства:
- мотивационно-ценностного отношения у подростков к национальному
художественному образу;
- выявлен педагогический потенциал декоративно-прикладного
искусства;
- разработано содержание процесса формирования художественного
образа у подростков средствами декоративно-прикладного искусства (на
примере разработки коллекции костюмов для ведущих образовательной
передачи «Шаян» ТНВ).
На основании объекта, цели и гипотезы исследования определены
следующие задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа отечественной и зарубежной
философской, психолого-педагогической литературы уточнить и
конкретизировать сущность категории «художественный образ», определить
ее содержание, структуру и уровни сформированности национальной
культуры;
2. Теоретически обосновать потенциал декоративно-прикладного
искусства в формировании художественного образа у подростков;
3. Организовать экспериментальную работу по формированию
художественного образа у подростков средствами декоративно-прикладногоискусства (на примере разработки коллекции костюмов для ведущих
образовательной передачи «Шаян» ТНВ) и обобщить ее результаты.
Теоретическую основу исследования составили теории и концепции:
- теоретические предпосылки разработки проблемы художественного
образования и эстетического воспитания в трудах передовых педагогов и
деятелей культуры М.М. Бахтин, С.Т. Пацкий, З.Н. Шацкая, Г.Л. Рошаль и др.;
- вопросы эстетического воспитания искусством рассматривались Л.С.
Выготским, Е.В. Волковой, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, В.С. Кузиным,
Н.Л. Лейзеровым, Б.Т. Лихачевым, А.Ф. Лосевой, Б.М. Неменским, С.Х.
Раппортом, Г Ридом, Р. Штейнером и др.;
- проблемой творчества и развития творческих способностей личности
занимались В.И. Андреев, В.И.Загвязинский, М.И.Махмутов,
П.И.Пидкасистый, А.В.Хуторской, B.C.Шубинский и др.;
- разработка психолого-педагогической технологии формирования и
развития творческих способностей средствами декоративно-прикладного
искусства И.В.Марченко, Л.С.Мазикина, И.В.Козлов и др.
Методы исследования: теоретический анализ психологопедагогической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме
исследования; изучение и обобщение массового передового педагогического
опыта; наблюдение; анкетирование; тестирование; интервью; педагогический
эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: систематизация теории
формирования художественного образа у подростков средствами
декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость исследования связана с возможностью
использования результатов исследования в практике средних
образовательных школ, учреждений дополнительного образования, а также в
процессе переподготовки и повышения профессионального потенциала
педагогов изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и
других предметов художественного цикла.В первой главе «Теоретические аспекты формирования художественного
образа» рассматривается развитие создание средствами декоративно -
прикладного искусства подростков средствами медиа-масс; история
становления и развития художественного образа в декоративно-прикладном
искусстве.
Во второй главе «Художественно - проектное формирование
национального художественного образа посредством костюма»
рассматривается типология образности национальных костюмов и ее влияние
на представление о художественном образе у подростков средствами медиамасс и разрабатывается дизайн-проект коллекции костюмов для ведущих
образовательной передачи «Шаян» ТНВ, как фактор формирования
представлений о национальном художественном образе у подростков.
В заключении обобщены и изложены основные положения и выводы,
подтверждающие гипотезу исследования.
В приложении представлены материалы экспериментальной работы,
списки детей ЭГ и КГ, художественные работы учащихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
включающих 4 параграфов, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Изучение особенностей молодежной современной одежды, истории
создания готовой одежды и тенденций домов моды позволило нам создать
авторскую коллекцию в этническом стиле, включающую в себя эклектику,
новизну и повседневность. Использование полученных художественно -
конструкторских знаний обеспечивает гармоничное единство костюмов
коллекции.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены
теоретические аспекты, в во второй главе – описана научно-практическая
часть выпускной квалификационной работы. Задачи для достижения цели
выпускной квалификационной работы были выполнены:
1. Проанализированы научная и методическая литература;
2. Изучены основные подходы и принципы, функции и роль этнических
элементов в современном костюме;
3. На основе изучения аналогов разработан и реализован дизайн – проект
молодежной коллекции одежды «Шаян» для ведущих ТНВ в этническом
стиле с национальным принтом.
Поставленная цель и задачи данной выпускной квалификационной
работы выполнена, а также разработан и создан дизайн-проект молодёжной
коллекции с для ведущих телевизионной передачи «Шаян» ТНВ.
Мы считаем, что создание современной одежды в этническом стиле,
динамично развивающееся направление современной моды для ведущих
детских телепередач. Именно такая одежда, помогает молодому поколению
передать содержание своего внутреннего мира, раскрыться, выделить себя из
серой толпы. Помимо эстетических качеств, такая одежда удобна и
функциональна.
Андросова, Э.М., Основы художественного проектирования костюма /
Э.М.Андросова. – Челябинск.: Медиа-Принт, 2004. – 184 с.
2. Буксбаум Г., Иконы стиля. История моды XX века/ Г. Буксбаум — Изд-
- во: Амфора, 2009. – 192 с.
3. Береснева В.Я., Романова Н.В., Вопросы орнаментации ткани. М.:
Легкая индустрия, 1977. - 78 с.
4. Валеева-Сулейманова Г. Ф. и Шагеева Р. Г., «Декоративно-прикладное
искусство казанских татар»; 1990. - 65 с.
5. Володин В.А. Современная энциклопедия Аванта. Мода и стиль/ В.А.
Володин. – М.: Аванта +, 2002. – 480 с.
6. Даглдиян К Т. Декоративная композиция. Ростов н/Д.: «Вла- дос», 2008.
– 315 с.
7. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. и др., Композиция
костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К637— 2-е
изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 432 с.
8. Еремеева А. В., Отождествление моды с современным искусством:
новые возможности для продвижения // Мода в контексте культуры: сб.
ст. Второй научной конф. Вып. 2. СПб., 2007. – с. 115.
15. Иванов С.В., Орнамент народов Сибири как исторический источник //
Тр. Ин-та этнографии, новая серия. – М., Л., 1963. – 5 с.
9. Калашникова Н.М., Статья "Мир войлока", Статья подготовлена по
материалам Российского этнографического музея. Санкт-Петербург.
10.Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М., Иллюстрированная энциклопедия моды/ Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова — Прага: Артия,
1987. – 608 с.
11.Коблякова Е.Б., Савостицкий А.В., Ивлева Г.С. и др., Основы
конструирования одежды. Учебник/ Е.Б. Коблякова, А.В. Савостицкий,Г.С. Ивле-ва; – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Легкая индустрия, 1980. –
448 с.
12.Козлова Т.В., Костюм. Теория художественного проектирования:
учебник для вузов/ Т.В. Козлова. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005.
– 380с.
13.Кумпан, Е.В., Применение формообразующих полимерных материалов
в декорировании одежды /Е.В.Кумпан, Г.А.Гарифуллина // Вестник
Казан. технол. ун-та. – 2012. – 122 с.
14.Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе
и обществе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.
15.Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы
развития: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2010. – 272 с.
a. Лелеко В. Д., Эстетика повседневности. СПб., 1994. - 34 с.
16.Лола Г. Н., Витрины как средство презентации моды // Мода в контексте
культуры: сб. ст. Второй научной конф. Вып. 2. СПб., 2007. – 58 с.
17.Макавеева, Н.С., Основы художественного проектирования костюма:
Учебное пособие/ Н.С. Макавеева. – М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 240 с.
18.Масалимова Т.Х., В.Ф., Ахадуллин, Художественный войлок: учебноеметодическое пособие. - Уфа: Китап, 2007. – 110 с.
19.Матузова У.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С., Разработка конструкций
женских швейных изделий по моделям. – Изд. 2-е, испр. и доп./ У.М.
20.Матузова, Р.И. Соколова, Н.С. Гончарук – М.: Легкая пищевая промышленность, 1983. – 224 с.
24.Михайлов С., Михайлова А., Основы дизайна: учеб. для вузов по ред.
С.М.Михайлова. Казань: «Дизайн-квартал», 2008. – 288 с.
21.Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер.
с англ. В. Николаева. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково
поле», 2003. — 464