Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №33635

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

налогообложение

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение..................................................................................................... 3
Глава I. Правовая природа налогового контроля в Российской
Федерации ........................................................................................................... 6
§1. Понятие налогового контроля как института налогового права ........ 6
§2. Формы и методы налогового контроля............................................. 20
Глава II. Правовое регулирование налогового контроля и форм его
реализации......................................................................................................... 32
§1. Правовое регулирование камеральной налоговой проверки ......... 32
§2. Правовое регулирование выездной налоговой проверки............... 39
Глава III. Становление и пути совершенствования правового
регулирования налогового контроля в Российской Федерации................... 48
§1. Становление и развитие правового регулирования налогового
контроля.............................................................................................................. 48
§2. Пути совершенствования правового регулирования налогового
контроля в Российской Федерации................................................................... 53
Заключение .............................................................................................. 62
Список использованной литературы

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой на
территории Российской Федерации – Конституция Российской Федерации –
устанавливает обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Налогообложение, безусловно, является не только одним из признаков
государства, но и необходимым условием существования такого государства.
Налоги и сборы позволяют любому государству выполнять его функции, в
том числе социально-значимые. В соответствии с действующим
законодательством налогоплательщики обязаны уплачивать указанные
платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Однако стоит отметить, что в действительности фискально-обязанные
лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных
платежей в силу объективных и субъективных причин. В связи с этим
сегодня перед налоговыми органами встает серьезная задача – контроль за
правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его
совершенствование.
Налоговый контроль – это составная часть финансового контроля,
сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового
законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и
своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных
нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного
управления представляет собой систему наблюдения за финансовохозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации
для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической
организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним
задач.
Актуальность и значимость исследования обуславливается
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от
21.07.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.4
необходимостью основательного и углубленного изучения налогового
контроля в Российской Федерации, так как стабильное поступление
финансовых ресурсов в бюджет прямым образом влияет на благосостояние
страны.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие, в
процессе осуществления налогового контроля.
Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих
и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы.
Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании налогового
контроля, его современных проблем и определении основных направлений
совершенствования системы налогового контроля в РФ.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
дать понятие налогового контроля как института налогового
права;
рассмотреть формы и методы налогового контроля;
проанализировать правовое регулирование камеральной
налоговой проверки;
исследовать правовое регулирование выездной налоговой
проверки;
определить особенности становления и развития правового
регулирования налогового контроля;
выявить пути совершенствования правового регулирования
налогового контроля в РФ.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, исторический
метод, сравнение, структурно-функциональный метод, а также
теоретический и метод обработки данных.
Работая над данной дипломной работой, представилось необходимым
обратиться к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема
налогового контроля, его форм и методов.5
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как
Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской
Федерации (далее НК РФ), Приказы Федеральной налоговой службы и
другие;
Ко второму виду источников, ссылки к которым достаточно часто
встречаются в данной работе относится судебная практика, что обусловлено
наличием в настоящее время пробелов в налоговом законодательстве
Российской Федерации.
И, наконец, третий вид источников – это труды ведущих учёных в
области финансового и налогового права, имеющие огромное значение для
изучения сущности налогового контроля, и прежде всего, работы
Грязновой А.Г., Крохиной Ю.А., Болтиновой О.В., Гуева А.Н.,
Пепеляева С.Г., Фетисова П.С., Быковой Н.Н.
Такое количество работ, источников, посвященных теме налогового
контроля, его формам и методам говорит об актуальности данной темы, что
имеет достаточно объективную причину, так как осуществление налогового
контроля является одним из самых действенных способов пресечения
нарушения налогового законодательства и обеспечения исправного
поступления налоговых сборов в государственные бюджетные фонды
Российской Федерации.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами
исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы.
Первая глава посвящена правовой природе налогового контроля в РФ.
Во второй главе рассматриваются особенности правового регулирования
налогового контроля и форм его реализации (налоговый контроль в узком
смысле).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Российская Федерация находится в условиях всё большего перехода к
рыночным методам управления государством, и прежние способы
воздействия на экономику заметно идут на спад. В таких условиях налоги
становятся одним из важнейших инструментов осуществления
экономической политики страны. Налогоплательщик, в силу
многочисленных факторов, всегда стремится защитить свой имущественный
интерес от налоговых изъятий. В этой ситуации государство вынуждено
выработать особый механизм взаимодействия с налогоплательщиками,
призванный обеспечивать надлежащее исполнение ими налоговых
обязательств. Данный механизм должен позволить государству проверять
правильность, полноту и своевременность выполнения налоговых
обязательств налогоплательщиками, а при необходимости – принуждать их к
выполнению таких обязательств. Этот механизм именуется налоговым
контролем, и изучение данного явления легло в основу настоящей
дипломной работы.
Рассмотрев налоговый контроль, его формы и методы,
проанализировав становление налогового контроля в РФ и выявив пути его
совершенствования, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, налоговый контроль направлен на обеспечение полного и
своевременного исполнения налогоплательщиком предусмотренных
действующим законодательством обязательств по исчислению и уплате
налогов и иных обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды
бюджетной системы РФ.
Во-вторых, налоговый контроль осуществляется в установленных
налоговым законодательством формах, которые неразрывны с методами
налогового контроля. Так, в рамках одной правовой формы организации
контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в
некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной
налоговым законодательством формой контроля.63
В-третьих, рассматривая налоговый контроль в узком смысле, а именно
как контрольно-проверочная деятельность, выделяют два вида такой
деятельности: камеральные и выездные проверки. Камеральные налоговые
проверки важны и обязательны, но не осуществляют контроль за всеми
аспектами деятельности налогоплательщика. Для того чтобы обеспечить
наиболее полный контроль существует отдел выездных налоговых проверок,
контролирующий те моменты, что недосягаемы для камеральной проверки.
В-четвёртых, сложившаяся к настоящему времени система налогового
контроля не обеспечивает требуемого повышения эффективности
деятельности налоговых органов. Несмотря на перевыполнение планов по
мобилизации налоговых доходов бюджета, задолженность по налоговым
платежам в бюджеты всех уровней остается достаточно высокой.
При дальнейшем совершенствовании законодательства о налоговом
контроле в обязательном порядке, нужно учитывать условия, в которых
будут функционировать нормы. Необходим взвешенный баланс прав и
обязанностей, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Так или
иначе, но российская действительность такова, что плательщики налогов
будут искать любую возможность, для уклонения от своей конституционной
обязанности, а налоговые органы злоупотреблять своими правами в области
сбора налогов, создавать определенные виды «административного барьера» и
т.д. Все это должно пресекаться на законодательном уровне.
Важно чтобы развитие налогового контроля не препятствовало
соблюдению прав и интересов налогоплательщиков, а способствовало
обеспечению самостоятельного и добросовестного выполнения
налогоплательщиками своих обязанностей.
Необходимо также отметить, что одним из наиболее эффективных
средств уменьшения нарушений налогового законодательства является
повышение сознательности налогоплательщика.
Во многом эффективность налогового контроля зависит от правильного
выбора форм, методов и видов налогового контроля. Оптимальные их64
сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями достигать
наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как
правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках.
Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных
правовых актов, методических рекомендаций (указаний). В своей
совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.
В этой связи следует отметить, что успех контрольной деятельности в сфере
налогообложения во многом зависит от качества методик, рекомендуемых
для использования должностными лицами налоговых органов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях
налоговый контроль в Российской Федерации является вовсе не безупречным
и требует серьезных изменений. Это связано в первую очередь с тем, что
граждане РФ считают налоговую систему ненужным инструментом
воздействия со стороны государства, что влечет к систематической неуплате
налогов отдельными категориями граждан.


Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание
законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2) Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.
№ 146-ФЗ: [ред. от 06.06.2019] // Собрание законодательства РФ. – 1998. –
№31. – Ст. 3824.
3) О налоговых органах Российской Федерации: закон от 21 марта
1991 г. № 943-1: [ред. от 27.12.2018] // Бюллетень нормативных актов. – 1992.
– № 1.
4) Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым
кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при
реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока
проведения выездной налоговой проверки, требований к документам,
представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка
взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об
истребовании документов, требований к составлению акта налоговой
проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов,
свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской
Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых
правонарушений, дела, о выявлении которых рассматриваются в порядке,
установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации):
приказ ФНС России от 7 ноября 2018 г. № ММВ-7-2/628@ // Официальный
интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – Режим
доступа: http://www.pravo.gov.ru.
5) О рекомендациях по проведению камеральных налоговых
проверок: письмо ФНС России от 16 июля 2013 № АС-4-2/12705 [ред. от66
25.09.2018] // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». –
Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6) О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок:
письмо ФНС России от 25 июля 2013 № АС-4-2/13622 // Информационноправовой портал «КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/
7) Об утверждении Концепции системы планирования выездных
налоговых проверок: приказ ФНС России от 30 мая 2007 № ММ-3-06/333@
«// Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». – Электрон. текст.
дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8) О ходе экономической реформы в Российской Федерации:
постановление Съезда Народных депутатов Российской Федерации от 5
декабря 1992г. №4047-1 // Ведомости Съезда Народных депутатов
Российской Федерации. – 1992. - №51. – Ст. 3005.
9) О правах, обязанностях и ответственности государственных
налоговых инспекций: закон СССР от 21 мая 1990 г. // Ведомости Съезда
народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 22. – ст.
394. Утратил силу.
10) Об утверждении положения о Государственной налоговой
службе: постановление от 26 июля 1990 г. // Документ опубликован не был. –
Утратил силу.
11) О единовременных чрезвычайных революционных налогах,
устанавливаемых местными Советами Депутатов: Декрет СНК от 31 октября
1918 г.// Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918
гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942. – С. 1117-1118. Утратил
силу.
II. Материалы юридической практики
1) Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 г.
№ 172-О-О [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал67
«КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
2) Постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2009 г.
№ 5-П // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 14. – Ст. 1770.
3) Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 года
№ 438-О // «Вестник Конституционного Суда РФ». – № 2. – 2006.
4) Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от
30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении
арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской
Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал
«КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
5) Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 3 июня 2013 г. № Ф04-2240/13 по делу N А46-
22184/2012 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал
«Гарант». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
6) Постановление Федерального Арбитражного Суда СевероЗападного округа от 18 апреля 2012 г. по делу № А05-6776/2011
[Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал
«КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
7) Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского
округа от 06 июля 2011 г. N КА-А40/6921-11 по делу № А40-98225/10-4-449
[Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал
«КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
8) Постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 7 февраля 2011 г. по делу № А32-16394/2009
[Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал
«КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:68
http://www.consultant.ru/
9) Постановление Федерального Арбитражного Суда СевероЗападного округа от 07 апреля 2009 г. по делу № А26-3770/2008
[Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал
«КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
10) Постановление Федерального Арбитражного Суда ВосточноСибирского округа от 22.02.2007 № А74-2067/06-Ф02-474/07 по делу № А74-
2067/06 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал
«КонсультантПлюс». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
11) Апелляционное определение Московского городского суда от
18 июня 2015 г. № 33-20980/15 [Электронный ресурс] // Информационноправовой портал «Гарант». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
http://www.garant.ru/
12) Решение Набережночелнинского городского суда Республики
Татарстан № 2А-16102/2016 2А-16102/2016~М-16603/2016 М-16603/2016 от
31 октября 2016 г. по делу № 2А-16102/2016 [Электронный ресурс] //
Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). – Электрон.
текст. дан. – Режим доступа: https://sudact.ru/
13) Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан
от 24 января 2014 г. № М-195/2014 2-817/14 2-817/2014~М-195/2014 2-
817/2014 [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс Судебные и нормативные
акты РФ (СудАкт). – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://sudact.ru/
14) Решение Тукаевского районного суда от 19 июля 2013 г. № 2-
1284 2013 [Электронный ресурс] // Интернет-ресурс Судебные и
нормативные акты РФ (СудАкт). – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
https://sudact.ru/
III. Специальная литература
1) Бабленкова И.И. Финансы: учебник / И.И Бабленкова, И.В.69
Ишина, И.Н. Рыкова. – М: Дашков и К°, 2017. – 383 с.
2) Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и
финансовая безопасность / В.В. Бурцев // Аудиторские ведомости. 2001. –
№ 9. – С. 50-53.
3) Быкова Н.Н. Классификация форм и методов налогового
контроля в Российской Федерации / Н.Н. Быкова // Карельский научный
журнал. 2017. – № 4. – С. 141-144.
4) Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР / Э.А.
Вознесенский. – М.: Юрид. литература. – 1973. – 134 с.
5) Грязнова А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина,
М.Л. Седова и др. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 496 с.
6) Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу РФ
[Электронный ресурс]: для студентов, аспирантов и преподавателей юрид. и
экон. специальностей: спец. для системы «Гарант». – Информационноправовой портал «Гарант». – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:
https://base.garant.ru/5750045/
7) Дуюнов А.Г. Принципиальные отличия камеральной и выездной
налоговых проверок: позиция Конституционного Суда РФ / А.Г. Дуюнов //
Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ: по материалам 8-й
Международной научно-практической конференции М., 2014. – С.99.
8) Егорова Е.Н. Налоговые проверки и пути повышения
эффективности и результативности контрольных мероприятий / Е.Н. Егорова
// Сервис Plus. 2013. № 4. С. 18-24.
9) Кваши Ю.Ф. налоговый контроль: налоговые проверки и
производство по фактам налоговых правонарушений / Ю.Ф. Кваши. – М.:
Юристъ, 2001. – 540 с.
10) Кормилицын А.С. Объект и предмет налогового контроля / А.С.
Кормилицын // Административное и муниципальное право. 2008. № 8.
С. 18-21.
11) Кривцова М.К. Характеристика камеральных налоговых70
проверок в Российской Федерации / М.К. Кривцова // Проблемы экономики и
менеджмента. 2015. – № 2. – С. 105-107.
12) Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник /
Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2008. – 720 с.
13) Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник для вузов /
Ю.А. Крохина, Н.С. Бондарь, В.В. Гриценко, И.И. Кучеров. – М.: Норма:
НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 704 с.
14) Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля / А.В.
Лобанов // Финансы, 2008. – № 3. – С.24.
15) Мельник А.Д. Налоговый потенциал в зеркале русской истории /
А.Д. Мельник // Налоговый вестник. – 2000. – № 3. – С. 199.
16) Налоговое администрирование и контроль: учебник / под ред.
Л.И. Гончаренко. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. - 448 с.
17) Налоговый контроль. Налоговые проверки: учебное пособие / под
ред. О.В. Болтиновой, Ю.К. Цареградской. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. –
160 с.
18) Налоговое право: учебник / под ред. Килясханова И.Ш. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА. – 2017. – 527 с.
19) Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории / О.А. Ногина.
– СПб: Питер. – 2002. – 159 с.
20) Пепеляев С.Г. Налоговое право: учебник для вузов /
С.Г. Пепеляев – М.:Альпина Пабл., 2016. – 796 с.
21) Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как гарантия прав
налогопалтельщика / А.М. Полтева // Гражданин и право, 2009. – № 6. – С.6.
22) Ровинский К.И. Податная инспекция в России. – СПб. – 1910. –
С. 177.
23) Смирнов М.А. Правовое регулирование форм налогового
контроля / М.А. Смирнов // Научный вестник Омской академии МВД России.
– 2010. – № 2. – С. 61-65

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ