Введение………………………………………………………………………... 4
1 Теоретические основы и тенденции развития логистической концепции
JUST-IN-TIME в машиностроительном производстве……............................ 8
1.1 Понятие, принципы и преимущества концепции JUST-IN-TIME………. 8
1.2 Особенности организации производства методом KANBAN…………... 16
1.3 Зарубежная и отечественная практика применения системы JUST-INTIME и KANBAN…….……………………………………………………….. 24
2 Совершенствование применения концепцииJUST-IN-TIME на примере
предприятия АО «ПО ЕЛАЗ»…………………………………………………. 32
2.1 Характеристика предприятия АО «ПО ЕлАЗ»…………………………… 32
2.2 Анализ существующей концепции JUST-IN-TIME АО «ПО ЕЛАЗ» и
его недостатки…………………………………………………………………. 46
3 Практические аспекты внедрения системы JUST-IN-TIME С KANBAN
для АО «ПО ЕЛАЗ»…………………………………………………………… 49
3.1 Суть JUST-IN-TIME с KANBAN и аспекты его внедрения в
АО «ПО ЕлАЗ»…………………………………………………………….. 49
3.2 Оценка эффективности системы JUST-IN-TIME с KANBAN для АО
«ПО ЕЛАЗ»…………………………………………………………………….. 62
Заключение…………………………………………………………………….. 69
Список использованной литературы
Формирование рыночной экономики в России объективно требует совершенно нового подхода к проблемам модернизации машиностроительных предприятий. Достижение конкурентного преимущества современных предприятий возможно при условии эффективного использования маркетинга, инновационных форм и методов системы управления, теорий организации процесса разработки промышленной продукции, её производства и доведения до конечного потребителя. Именно поэтому современная логистика является важнейшим фактором обеспечения процветания современного промышленного инновационного предприятия.
Одним из решений, позволяющих решить приведенные выше проблемы современных российских предприятий, является логистическая концепция JUST-IN-TIME. Данная концепция управления материальными потоками в производстве опирается на потребность, которая создается текущим спросом на готовую продукцию. Реализация готовой продукции, которая «вытягивается» с производства служит сигналом для начала производственного процесса, в котором создается потребность сырья, материалов и комплектующих на каждом участке вплоть до поставщиков сырья, материалов, комплектующих. Чтобы обеспечить бесперебойность такого "вытягивающего" процесса, организация логистической системы требует высокого качества продукции на каждой стадии процесса, жесткого исполнения поставщиком сроков поставки и корректного прогнозирования спроса на готовую продукцию. Для решения поставленных задач возможно внедрении системы KANBAN.
Современный этап развития экономики на базе нового технологического уклада и эффективных рыночных институтов требует высокой конкурентоспособности продукции предприятий, которые определяют темпы и качество экономического развития.
В этих условиях инструменты и методы «Бережливого производства» становятся важнейшими факторами повышения конкурентоспособности
предприятия и являются наиболее эффективными, надежными и
малозатратными способами выхода предприятия из кризиса. Методы и инструменты бережливого производства позволяют без капитальных затрат улучшить качество продукции или услуг, сократить издержки, время производственного цикла.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена необходимостью рационализации материально-технического снабжения организации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке более совершенной карточки КАНБАН, которая в отличие от существующей бирки детали дополнена необходимой информацией, позволяющая упростить движение комплектующих в цехе.
Степень разработанности исследуемой проблемы.
Вопросы повышения качества продукции нашли отражение в работах Ю.П. Адлера, В.Я. Белобрагина, В.Г. Версана, Г.П. Воронина, A.B.
Гличева, C.B. Мищенко, В. Окрепилова, C.B. Пономарева, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, О.С. Щукина
Методы бережливого производства рассматривают Вумек Д.П., Деминг, Джуран, Джексон Т., Имаи М., Ишикава, Кросби Ф., Лайкер Д.К., Левинсон У., Луйстер Т., Манн Д., Маскелл Б., Монден Я. Тайити Оно, Осоно Э., Ротер М., Сигео Синго, Такеда X., Г. Тагути, Тэппинг Д., Фабрицио Т., Хоббс Д.П.
Повышение эффективности управления процессами предприятия тесно связано с применением логистических методов. Эти вопросы рассматривают Балахонова И.В., Бауэрсокс Д.Д., Беспалов P.C., Бродецкий Г.Л., Волгин В.В., Гаррисон А., Григорьев М.Н., Дыбская В.В., Зеваков A.M., Иванов Д.А., Кристофер М., Просветов Г.И., Шрайбфедер Д. и др.
В процессе изучения различных аспектов темы а учитывались выводы, содержащиеся в работах по вопросам инновационного и промышленного развития А.И. Татаркина, О.И. Боткина, И.О. Боткина, Н.С. Давыдовой, В.И. Некрасова, A.M. Макарова, H.A. Алексеевой, А.Н. Пыткина, А.И. Савченко и др.
Вместе с тем значительный круг вопросов, связанных с проблемами внедрения инструментов бережливого производства разработан недостаточно и требует дальнейших научных исследований.
Цель исследования-получение обоснованных экономических решений по внедрению системы Just-in-time с канбан на предприятии АО «ПО ЕлАЗ». Исходя из цели исследования,были поставлены следующие задачи: -исследовать тоеретические и методологические положения и тенденции развития системы Just-in-time с канбан в машиностроительном производстве.
-провести анализ существующей концепции JUST-IN-TIME АО «ПО ЕЛАЗ» и выявить недостатки.
-разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы Justin-time с канбан на предприятии АО «ПО ЕлАЗ»
-провести оценка эффективности предлагаемых мероприятий для АО «ПО ЕЛАЗ»
Предмет исследования-система производственной логистики предприятия АО «ПО ЕлАЗ»
Объект исследования-машиностроительное предприятие АО «ПО ЕлАЗ» Теоретической основой диссертации являются: фундаментальные работы российских и зарубежных ученых и специалистов по проблемам экономического анализа и управления предприятием, вопросам стратегического управления и управлению внедрением инструментов «Бережливого производства» на предприятии.
Методология исследования базируется на системном, использовании общенаучных методов логического, структурного, функционального, сравнительного анализа, теоретического моделирования, а также статистических методов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его научные результаты могут быть использованы при организации производственной логистики с использованием системы системы Just-in-time с канбан на предприятии, нацеленного на повышение эффективности
функционирования предприятия, повышения качества продукции и конкурентоспособности.
В первой главе- Теоретические основы и тенденции развития логистической концепции Just-in-time в машиностроительном производстве рассмотрены:
- понятие, принципы и преимущества концепции JUST-IN-TIME;
-особенности организации производства методом KANBAN;
-исследование зарубежной и отечественной практики применения системы
JUST-IN-TIME и KANBAN.
Во второй главе-Совершенствование применения концепции JUST-INTIME на примере предприятия АО «ПО ЕлАЗ»-приводится:
- общая характеристика предприятия,
-положение предприятия на отраслевом рынке
-Аанализ существующей концепции JUST-IN-TIME АО «ПО ЕЛАЗ» и его недостатки.
В третьей главе-Практические аспекты внедрения системы Just-in-time с канбан на предприятии АО «ПО ЕлАЗ»- разработан:
- мероприятия по совершенствованию системы Just-in-time с канбан на предприятии АО «ПО ЕлАЗ»
-проведена оценка эффективности предлагаемых мероприятий для АО «ПО ЕЛАЗ»
В заключении сделаны выводы по теме исследования.
1Теоретические основы и тенденции развития логистической концепции JUST-IN-TIME в машиностроительном производстве.
1.1Понятие, принципы и преимущества концепции JUST-IN-TIME
Бережливое производство представляет собой логистическую концепцию менеджмента, которая сосредоточена на :
-разумном сокращении размеров заказа на выпуск продукции, удовлетворяющей спрос при повышении ее качества;
-снижении уровня запасов используемых ресурсов;
-постоянном повышении квалификации производственного персонала, охватывающем весь контингент;
-внедрении гибких производственных технологий и интегрировании их в единые цепи с взаимодействующими технологиями партнеров.
Система «just in time» (точно в срок) применяется в любой компании, которая внедряет концепцию бережливого производства, так как данная система является одним из основных принципов Lean Production.[2,c.100]
Just in Time или JIT представляет собой концепцию управления производством, направленную на снижение количества запасов. Согласно данной концепции необходимые комплектующие и материалы поступают в нужном количестве, в нужное место, и в нужное время. Благодаря снижению всех потерь повышается эффективность самого производства. Под потерями подразумеваются любые действия, добавляющие стоимость, но не повышающие ценность продукта. К потерям относят ненужные перемещения материалов, избыточные запасы и т. п. В первую очередь JIT применяется к регулярно повторяющимся процессам. Например, к производственным процессам, в которых изделия или компоненты производятся серийно (крупносерийно, массово). Эффективное применение JIT возможно лишь в том случае, когда потоки процессов и потоки материалов на производстве синхронизированы.
Базовые элементы данной концепции, разработанные ещё в 1950-х годах прошлого века на заводах японской корпорации Toyota, стали известны как производственная система Toyota (внедрение системы «канбан»). [24,c.43] По мере развития данная технология распространилась и на другие японские предприятия, а в 80-е появилась на европейских и американских заводах. Для любой организации, желающей конкурировать на рынке, важным
преимуществом является возможность предоставить необходимый и, разумеется, качественный товар потребителю в кратчайшие сроки и по более низкой цене. [22,c.48] Тут не возникает никаких вопросов. Но как же добиться всего этого? Концепция JIT и рассчитана на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке за счет достижения определенных целей. Таковыми базовыми целями для данной концепции являются:
-Ноль дефектов — означает сокращение числа дефектов в производстве. Из названия становится понятно, что дефектов в принципе возникать не должно, даже самых незначительных.
-Нулевые запасы — должны минимизироваться до нуля все виды запасов.
-Нулевое время установки заготовок — сокращение времени установки приводит к сокращению самого производственного цикла и сокращению запасов.
-Нулевое время ожидания — при достижении данной цели повышается точность планирования производства, а также согласованность работы. Ведь если между различными операциями на предприятии не будет простоев, то составлять производственный план станет значительно проще.
-Ноль лишних операций — базовая для всей концепции бережливого производства цель. Из процесса производства должны быть удалены все те операции, которые не добавляют никакой ценности продукту. Например, нам, потребителям, не становится лучше от того, что новые колёса, которые мы решили приобрести, лежат какое-либо время на складе. [26,c.142]
Во всех описанных целях присутствует слово «ноль» в той или иной форме. Все ненужные операции, дефекты, запасы и т. д. должны быть не просто минимизированы, а в идеале полностью удалены из производства.
В основе концепции лежат определенные ключевые элементы:
Just-in-time это метод управления запасами предприятия, призванный улучшить возврат на инвестиции, эффективность и качество работы путем радикального уменьшения уровня запасов. Сторонники метода JIT видят запасы скорее как источники издержек, а не как дополнительную ценность, в отличие от сторонников традиционной практики. Он фокусируется на наличии необходимого материала в нужное время, в нужном месте и в необходимых количествах. И, несмотря на некоторую идеалистичность этого подхода, он дает компаниям ряд преимуществ:
1. Он упрощает складские потоки материалов, делая их более контролируемыми.
2. Поставки синхронизованы с производственным планом, издержки на хранение уменьшаются, гибкость увеличивается.
3. Производственный график и рабочие часы привязаны к производству и поставкам, это снижает количество овертаймов и освобождает время на развитие персонала.
4. Оптимизация достигается за счет перераспределения персонала, обладающего разнообразными навыками, на те части процесса, где в этот момент существует необходимость в труде.
5. Наконец, особое внимание уделяется взаимоотношению компании с ее поставщиками. В этой стратегии также существует недостаток - JIT делает поставщиков очень восприимчивыми к возможным колебаниям спроса. Крепкие и долгосрочные отношения с поставщиком позволяют, однако, свести этот недостаток к минимуму.
Одним из ключевых элементов в системе JIT является KANBAN.
Микрологистическая система KANBAN является одной из первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок».
Свой вклад в развитие мировой логистической системы внесла Япония, которая разработала и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию «just in time» - JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN.
Система «KANBAN» не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Система «KANBAN» позволяет существенно снизить производственные запасы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:
1. JIT - это стратегия управления запасами и KANBAN является одним из ее элементов.
2. KANBAN - это пулл-модель производства, базирующаяся на потребности, обычно в форме карточек, корзин, паллет или коробок.
3. JIT использует KANBAN как способ снизить издержки, связанные с управлением запасами. Обе они в совокупности дают возможным получать «нужный материал, в нужном месте, в нужное время и в нужных количествах.
Елабужский Автомобильный Завод - это современное многопрофильное предприятие с широкими возможностями по производству машиностроительной продукции, осуществляющее около 40 видов деятельности.
В ходе проведенного анализа существующей системы Just-in-time были выявлены следующие недостатки:
-несвоевременный вывоз комплектующих со складов,что приводит к простою производства и переработкам
-большое количество запасов
-не рациональное использование производственных площадей
- увеличение потерь на вспомогательную инфраструктуру (персонал).
Для решения выявленных недостатков предлагается внедрение тарного
канбана, который позволит :
- улучшить своевременность поставки комплектующих
-сократить запасы
-получить экономию на сокращении сверхурочных работ
-улучшить качество выпускаемой продукции
Целью исследования было получение научно-обоснованных
экономических решений по внедрению системы Just-in-time с канбан на предприятии АО «ПО ЕлАЗ».
Исходя из цели исследования,были поставлены следующие задачи: -исследовать тоеретические и методологические положения и тенденции развития системы Just-in-time с канбан в машиностроительном производстве.
-провести анализ существующей концепции JUST-IN-TIME АО «ПО ЕЛАЗ» и выявить недостатки.
-разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы Justin-time с канбан на предприятии АО «ПО ЕлАЗ»
-провести оценка эффективности предлагаемых мероприятий для АО «ПО ЕЛАЗ»
В ходе выполнения магистерской диссертации задачи были выполнены, цель- достигнута
1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов. - М.:КНОРУС, 2007. 672с.
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015.173с.
3. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская . - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2010. - 116с.
4. Аникин, Б.А., Тяпухин, А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2013. 432c.
5. Афанасенко И.Д. Логистика снабжения / И.Д. Афанасенко - СПб: Питер,
2010. 386с.
6. Афонин, А.М. Промышленная логистика: Учебное пособие / А.М. Афонин. - М.: Форум, 2013. 304c.
7. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. -М.: Издательство "ПРИОР", 2011.143с.
8. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник - М.: КНОРУС, 2013г. 672с.
9. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2013.22с.
10. Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике: выбор в условиях неопределенности / Г.Л. Бродецкий. - М.: Академия, 2010.341с.
11. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое обеспечение: Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями: Пер. с англ./Под ред. Ю. Адлера, С. Турко. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.364с.
12. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: Пер. с англ./Под ред. Ю.П. Адлера. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.224с.
13. Гареев Т.Ф. Использование логистической концепции "Just-in-Time" на российских предприятиях 2013.360с.
14. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков,
В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2010. 304с.
72
15. Графова Г.Ф. Нормативная база рейтинговой оценки финансовоэкономического состояния предприятия [Электронный ресурс] // Аудитор. - 2014. - №6. - Режим доступа: http://www.gaap.ru. (дата обращения 17.12.2018)
16. Джеймс С. Джонсон Современная логистика: 7-ое издание/ под редакцией, Дональда Ф. Вуда, Дэниеля Л. Вордлоу, Поля РМерфи-Мл. - М.: Изд- во Вильямс, 2014.350с.
17. Долгов А.П. Теория запасов и логистический менеджмент: методология системной интеграции и принятия эффективных решений. - СПБ.: Изд-во СПБГУЭФ, 2014.341с.
18. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок”- Москва: Инфра-М, 2012. 557с.
19. Ефимова О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2013. 204с.
20.Зеваков А.М., Петров А.В. Логистика производственных и товарных запасов. М.: Издательство «Михайлова В.А». 2012. 320с.
21. Имаи М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества: Пер. с англ./Ред. Ю. Адлер, В. Шпер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.430с.
22. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний: Пер. с англ./Ред. Ю. Адлер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.263с.
Коноплев С.П. Управление качеством: Учеб. Пособие.-М.:ИНФРА-М,
2009. - 252 с.
.23.Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, произ.водственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012.268с.
24. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира: Пер. с англ./Под ред. А. Баранова, Э. Башкордина, С. Турко. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.362с.
25. Лайкер Дж., Майер Д. Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota: Пер. с англ./Под ред. С. Турко. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.413с.
26. Лукинский. Модели и методы теории логистики. - Спб: Питер, 2017.430с.
27. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям- Минск: Выттттэйтттая школа, 2011.507с.
28. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика.
- М.: Издательство "Экзамен", 2013.314с.
29. Пелих С.А. Организация производства в условиях переходной экономики/Минск: Право и экономика, 2009.576с.
30. Питеркин С.В., Оладов И.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России: практика применения ERP-систем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016.541с.
31. Пуряев А.С. Теория и методология оценки эффективности инвестиционных проектов в машиностроении/А.С.Пуряев;ГОУ ВПО«Камская госуд.инж.-экон.акад.» -Набережные Челны:Изд-во Камской госуд.инж- экон.акад., 2007. - 180 с. -Библиогр.:с.167-180.
32. Р.Луис. Система канбан. Практические советы по разработке в условиях вашей компании./Пер. с англ. Е.В. Журиной; под науч. ред. Э.А. Башкардина М.; РИА «Стандарты и качество»,2008.216с.
33. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потока создания ценности: Пер. с англ./Ред. С. Турко. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.247с.
34. Савенкова Т.И. Логистика / Т.И. Савенкова.- М.: Омега-Л, 2009.487 с
35. Саркисов, С. В. Логистика / С. В. Саркисов. - М.: Дело, 2008.366 с.
36. Секерин В.Д. Логистика: учеб.пособие. Минск: Изд-во Выш. школа., 2012.425с.
37. Сербин В.Д. «Основы логистики» . Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013.214с.
38. Сергеев В.И. «Логистика в бизнесе». М.: Инфра - М, 2014.245с.
39. Синго С. Быстрая переналадка. Революционная технология
оптимизации производства: Пер. с англ./Под ред. Ю.П. Адлера. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.347с.
40. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства: Пер. с англ./Под ред. В. Болтрукевича. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006.463с.
41. Степанов, В. И. Логистика: учебное пособие для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" и экономическим специальностям / В. И. Степанов. - М.: Проспект, 2010.487 с
42. Стерлигова А. Н.. Аналитический подход к пересмотру и разработке стратегии канала распределения на основе взаимодействия маркетинга и логистики. М.: Инфра-М, 2014.331с.
43. Сток, Ламберт. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005.287с
44. Тайити Оно Производственная система Тойоты: уход от массового производства. - 2е издание, М: Издательство "ИКСИ",2006.290с.
45. Храмовская А. А. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем. М.: Инфра-М, 2012.357с.
46.Чеботаев А.А. «Логистика и маркетинг» М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011.364с.
47. Шабалин А.Д. Информационные системы управления предприятием. М.: Инфра-М, 2014.430с.
48. Щербаков В.В. Основы логистики: [теория и практика] - Спб.: Питер Пресс, 2009. 426 с
49.Отчет о прибылях и убытках АО «ПО ЕЛАЗ»
50.Официальный сайт АО «ПО ЕЛАЗ» - URL: http://www.elaz.ru/ (дата обращения 14.10.18)
51 .Устав АО «ПО ЕЛАЗ»
52. Бухгалтерский баланс АО «ПО ЕЛАЗ»