Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА

Работа №33615

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные черты и тренды глобального пространства высшего
образования 7
§1.1. Субъектная компонента глобального пространства высшего
образования 7
§1.2. Деятельностная компонента глобального пространства высшего
образования 15
§1.3. Средовая компонента глобального пространства высшего образования 26
Глава 2. Организация образовательного процесса в условиях
новомедийного пространства 41
§2.1. Новомедийная (цифровая) образовательная среда 41
§2.2. Социальные медиа как образовательный ресурс
университета 46
§2.3. Императивная сущность медиаграмотности в условиях
дигитализации образовательного процесса 51
Заключение 57
Список использованной литературы


Актуальность темы исследования.Нарастающий интерес к исследованию глобального образовательного пространства, фиксируемый в современной мировой и отечественной научной литературе, порожден объективным процессом глобализации жизнедеятельности общества, его институтов, включая образование [19, с. 95-100].
Непосредственно для российской высшей школы необходимость глобализации впервые актуализировалась в середине 2000-х гг. в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство в качестве участника Болонского процесса (2003 г.). Начиная с начала 2010-х гг. она приобрела еще большее значение, став одной из важнейших задач модернизации системы российского высшего образования - повышения международной конкурентоспособности ведущих отечественных высших учебных заведений, их интеграции в мировое образовательное пространство на правах полноценных участников и партнеров [16].
В этом свете становится очевидной актуальность выявления и комплексного осмысления тенденций развития глобального пространства высшего образования; способов вхождения ведущих российских высших учебных заведений в это пространство с учетом национально-культурных и региональных особенностей отечественной высшей школы; путей повышения международной конкурентоспособности ведущих вузов.
Для начала уточним значения ключевых понятий. Понятие «образовательное пространство» («пространство образования») весьма широко и неоднозначно интерпретируется в современной литературе [2,с. 132-140.]. Не вдаваясь в анализ его многочисленных дефиниций, определим пространство высшего образования как некий социокультурный универсум, включающий в себя следующие основные компоненты:
1) субъектную, охватывающую множество организованных специальным образом общественных и индивидуальных субъектов высшего образования, а также процессы их взаимодействия между собой;
2) деятельностную, заключающую в себе цели, содержание, средства, способы организации, результаты воспроизводства и межпоколенческой трансляции этими субъектами накопленного профессионального, социального и культурного опыта;
3) средовую, характеризующую состояние среды, в которой действуют указанные субъекты, а также и их взаимодействие с внешней средой (обществом).
Глобальное пространство высшего образования предъявляет новые вызовы университету, как основной институции, ответственной за производство и трансляцию знания. Перед университетами XXI века ставится задача стать сетевыми онлайн-хабами, интегрирующими и распространяющими знания. Университет цифровой эпохи - это метауниверситет, обладающий расширенными возможностями, он представляет собой общественно ориентированную систему онлайн-платформ, посредством которых наиболее актуальное знание (индустриальное и теоретическое) перенаправляется обучающимся в наиболее эффективном и доступном режиме. Здесь отдельные участники и группы совместно работают над созданием и поддержкой альтернативной цифровой коммуникационной инфраструктуры, позволяющей создавать альтернативные цифровые платформы (пространства).В этой связи возникает необходимость философской рефлексии этих вызовов, возможностей университета предложить релевантные способы реагирования.
Степень научной разработанности проблемы.
В современной западной социально-философской, социологической, педагогической мысли рассмотрение отдельных аспектов медиаобразования представлено в работах Л.Мастермана,Ж.Гонне, Р.Фергюсона (теория медиаобразования как развития критического, демократического мышления аудитории в отношении к медиатекстам), Э.Харта, К.Бэзэлгэта, Дж.Баукера, которые развивают культурологическую теорию медиаобразования, Р.Барта, К.Метца (семиотическая теория медиаобразования). Исследование новых медиа и электронной культуры представлено в работах Л.Мановича, Д.Мейровица, В.Кросби, Г.Дженкинса, М. Кастельса, Э. Тоффлера, А. Турена, Ш. Тёкла, Г.Киркпатрика, X. Гезера. Символическая среда культуры медиатекстов подвергнута анализу А.Молем, Р. Вильямсом, Ж. Бодрийяром, К. Дженксом, Дж. О'Доннеллом, Дж. Томлинсоном, К.Хейли, Э. Дарли, Дж. Люллем, Д. Келлнером, Ф. Джеймсоном.
Отечественная литература последних десятилетий, посвященная медиаобразованию,представлена трудами В.В.Савчука, развивающего медиафилософию, М.И. Жабского, В.С. Собкина, К.А. Тарасова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова, исследующих социальное и мировоззренческое измерения медиа, С.Н. Пензина, изучающего медиа как способ формирования этических моделей поведения, Б.С. Гладарева, Д.В. Иванова, B.Л.Иноземцева, анализирующих социологические аспекты новых медиа.
Объект исследования университет в условиях глобализации пространства высшего образования.
Предметом исследования трансформации образовательного процесса в современном университете, детерминированные формированием новомедийной среды.
Цель исследования - экспозиция трансформаций традиционной модели университетского образования под влиянием новомедийной (цифровой) среды.
В этом контексте решаются следующие задачи:
1. Провести комплексное осмысление тенденций развития глобального пространства высшего образования как социокультурного универсума, включающего субъектную, средовую и деятельностную компонеты.
2. Проанализировать особенности глобального новомедийного (цифрового) образовательного пространства.
3. Раскрыть сущность социальных медиа как образовательного ресурса современного университета.
4. Эксплицировать атрибутивные характеристики медиаобразования, имеющие императивный характер в условиях дигитализации образовательного процесса.
Методы исследования. Теоретико-методологическую базу работы составляют философский метод восхождения от абстрактного к конкретному, компаративистский метод, метод интерпретации, логической реконструкции; общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение).
Методология исследования основана на принципах, характерных для социально-гуманитарных исследований: единства субъекта и объекта
познания, историзма, системности, всесторонности исследования, социально-культурного детерминизма, эпистемологического реализма,
единства исторического и логического, репрезентативности и достоверности социологических данных.
Поставленные цели и задачи исследования предопределили структуру работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 51 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пространство высшего образования отмечено организованностью, структурированностью, протяженностью, многообразием взаимодействия своих компонент. Оно может принимать различную локализацию - конкретно университетскую, региональную, общенациональную (общегосударственную).
Множество национальных пространств высшего образования составляют его мировое, или глобальное пространство. Мировое пространство высшего образования является частью мирового образовательного пространства, в которое вместе с ним входят соответствующие подпространства начального, среднего, высшего, поствузовского и др. видов образования.
Не претендуя на исчерпывающую характеристику глобального пространства высшего образования, в своей работе мы обратились к его основным особенностям, которые складываются под влиянием современного этапа развития цивилизации. Их можно подразделить на три группы.
Первая группа особенностей относится к субъектной компоненте: интеграция, диверсификация, интернационализация, массовизация высшей школы.
Вторая группа особенностей отражает изменения деятельностной компоненты глобального пространства высшего образования: открытость и делокализация, прагматизация, виртуализация (информатизация) и технологизация, гибкость и нелинейность образовательных траекторий.
Третья группа особенностей затрагивает средовую компоненту глобального пространства высшего образования, главным образом изменения во взаимодействии высшей школы с обществом.Это социальная ангажированность высшей школы, коммерциализация и консюмеризация образования, предпринимательская деятельность вузов, менеджеризация образовательной сферы.
Глобальное пространство высшего образования предъявляет новые вызовы университету, как основной институции, ответственной за производство и трансляцию знания. Традиционные образовательные системы фокусированы на четких и декларативных знаниях. Исторически университеты упаковывают эти знания в статичные учебно-программные единицы и поставляют их студентам преимущественно в деконтекстуализированных формах. Как следствие, знание, транслируемое вне связи с аутентичным, ситуативным контекстом часто остается неактивным, поскольку студенты не в полной мере понимают его релевантность.
Цифровая обучающая среда предлагает аутентичные контексты, делает возможной практико-ориентированную когнитивную активность, которая максимизирует студенческую вовлеченность в учебный процесс. Ситуативное обучение происходит в режиме, поддерживающем регулярные контакты с профессиональными экспертами, более опытными (медиаграмотными) студентами, педагогами. Конвергенция традиционного (формального) обучения в закрытой среде (классе) с неформальным (ситуативно-контекстным) основывается на синтезировании учебных программ с разнообразными ответвлениями, ведущими к другим контекстам, носителем которых выступает цифровая среда.
Перед университетами XXI века ставится задача стать сетевыми онлайн-хабами, интегрирующими и распространяющими знания. Создаваемая ими обучающая среда необходимо охватывает индустрию, бизнес-организации, профессиональных экспертов, университетских исследователей. Она динамична по своей природе, а ее эволюция чутко реагирует на внешние и внутренние изменения. В этом случае университеты уже не могут позиционировать себя в роли привратников знаний. Необходимо осознать, что в условиях современного цифрового общества они должны активно выстраивать партнерские отношения с отраслевыми бизнес- партнерами, организациями, образовательными провайдерами, другими университетами.
Университет цифровой эпохи - это мета-университет, обладающий расширенными возможностями, он представляет собой общественно ориентированную систему онлайн-платформ, посредством которых наиболее актуальное знание (индустриальное и теоретическое) перенаправляется обучающимся в наиболее эффективном и доступном режиме. Здесь отдельные участники и группы совместно работают над созданием и поддержкой альтернативной цифровой коммуникационной инфраструктуры, позволяющей создавать альтернативные цифровые платформы (пространства).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ