Глава I Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста 7
1.1 История вопроса 7
1.2 Особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста величины предметов 13
1.3 Возможности использования дидактической игры в формировании представлений о величине предметов у детей второй младшей группы 20
Глава II Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры 28
2.1 База и методы проведения опытно-практической работы 28
2.2 Содержание первоначального этапа исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста 32
2.3 Проектирование и проведение развивающей работы формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры 35
2.4 Анализ результатов развивающей работы 46
Заключение 52
Список использованных источников 54
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формирование представлений о величине предметов исследователи считают важной частью математического развития младших дошкольников. Однако в современном образовательном процессе дидактические игры, направленные на формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста применяются лишь частично. Это противоречие определяет проблему исследования.
Нам представляется актуальным проанализировать возможности применения дидактических игр для формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования стала дидактическая игра как средство формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования проанализировать влияние дидактических игр математического содержания на процесс формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Данная цель обусловила постановку и решение конкретных задач:
изучить историю вопроса;
охарактеризовать особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста величины предметов;
выявить возможности использования дидактической игры в формировании представлений о величине предметов у детей второй младшей группы;
описать базу и методы проведения опытно-практической работы;
охарактеризовать содержание первоначального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста;
описать проектирование и проведение развивающей работы по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры;
провести анализ результатов опытно-практической работы.
Гипотеза исследования заключается в следующем. Приступая к исследованию, мы предположили, что формирование представлений о величине предметов у детей 3-4 лет (II младшей группы) будет эффективным при следующих условиях:
целенаправленная работа с детьми в этом направлении;
отбор интересных для детей и необходимых для обучения дидактических игр;
соблюдение определённых этапов работы;
разнообразие дидактических и заданий по формированию представлений о величине предметов.
Теоретико-методологическая база исследования основывается на научных положениях о роли величины в математическом развитии детей (А. В. Белошистая, Л. А. Венгер, А. М. Леушина и др.), о влиянии дидактической игры на восприятие величины (Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализа психолого-педагогический литературы по теме исследования, систематизация, классификация, обобщение.
эмпирические: опытно-педагогическая работа, включающая диагностику сформированности представлений о величине предметов, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в современной практике дошкольного образования диагностических и методических материалов, представленных в работе.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Формирование общенаучных понятий представляет собой многогранный процесс последовательного раскрытия качественных и количественных особенностей предметов и явлений окружающего нас мира. Игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники овладевают понятием, постепенно усваивая его содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что в содержании содержательно-методической линии «Величины и их измерение» выделяют знакомство дошкольников с величиной как пространственным признаком предмета, сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением, наложением; выработку умений сравнения предметов по величине с помощью условной мерки, формирование навыков измерения. В процессе дидактической игры младшие дошкольники усваивают новые знания и умения разного содержания, при этом ребенок модифицирует, преобразует усвоенные знания, обучается оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
В дидактической игре выделяют структурные компоненты: дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов. Дидактическая игра, как обучающая имеет ряд компонентов: мотивационный компонент: игровая деятельность является для ребенка удовольствием, в процессе которого он приобретает опыт межличностных отношений; целевой компонент: дидактическая игра представляет собой деятельность, в процессе которой воспитатель реализует задачи обучения и воспитания; содержа- тельный компонент: содержание материала, выбрано в соответствии с программными требованиями; деятельностный: формы и методы обучения средствами дидактической игры; результативный компонент: результатом игры для дошкольника является удовольствие, полученное от процесса игры, для взрослого ‒ достижение дидактической цели.
С целью выявления значимости применения дидактических игр для формирования представлений о величине у детей второй младшей группы была организована и проведена опытно-практическая работа.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что большинство дошкольников четвёртого года жизни находится на низком уровне сформированности представлений о величине предметов, свидетельствовало о необходимости разработки форм, методов и средств, формирующих представления о сенсорных эталонах величины.
Разработанные и апробированные на формирующем этапе опытной работы дидактические игры и задания направлены на знакомство детей младшего дошкольного возраста с величиной как пространственным признаком предмета, формирование представления, что измерение дает точную количественную характеристику величине, то есть на формирование представления о величине как о математическом понятии. Дидактические игры, направленные на формирование представлений дошкольников о величинах и их измерении, являются неотъемлемым атрибутом методики формирования математических понятий.
После формирующего этапа опытно-практической работы был проведен контрольный этап, анализ результатов которого позволил сформулировать вывод о том, что в результате применения дидактических игр математического содержания произошли значительные положительные количественные и качественные изменения, свидетельствующие о повышении уровня сформированности представлений о величине предметов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Афонина, Л. Г. Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста / Л. Г. Афонина // Актуальные вопросы современной науки: материалы науч.-практ. конф. / науч. ред. И. А. Рудакова. М.: Спутник+, 2014. С. 7174.
2. Баканова, Н. А. Развитие логического мышления в дидактических играх по математике у детей дошкольного возраста / Н. А. Баканова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 4. С. 228229.
3. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ: методические пособие / А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 320 с.
4. Блинская, Е. М. Обоснование разработки комплекса дидактических игр к образовательной программе по математике для дошкольников / Е. М. Блинская, Е. В. Фалунина // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. / под общ. ред. Т. И. Никифоровой. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 8386.
5. Вернигорова, Н. В. Развитие у детей младшего дошкольного возраста умений оперировать свойствами и отношениями объектов через использование дидактических игр с математическим содержанием / Н. В. Вернигорова // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сб. науч. ст. / под ред. С. А. Герасимова. Архангельск: КИРА, 2016. С. 194201.
6. Виноградова, Н. А. Теоретические основы дошкольного образования / Н. А. Виноградова, Ю. В. Микляева. М.: Юрайт, 2017. 498 с.
7. Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А. А. Выскорко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254256.
8. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений / М. А. Габова. М.: Юрайт, 2017. 144 с.
9. Галушко, И. Г. Обоснование разработки комплекса дидактических игр к образовательной программе по математике для дошкольников / И. Г. Галушко, В. А. Воробьёва // Концепт. 2016. Т. 10. С. 5155.
10. Гит, А. С. Формирование представлений у дошкольников о величине / А. С. Гит // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 58. С. 482486.
11. Гончарова, Е. П. Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Е. П. Гончарова // Педагогика и психология в информационном обществе: сб. ст. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 2831.
12. Гребенникова, Н. Л. Развитие у детей измерительной деятельности в сюжетно-ролевых дидактических играх / Н. Л. Гребенникова // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 2224.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2016. 464 с.
14. Ежкова, Н. С. Теоретические основы дошкольного образования / Н. С. Ежкова. М.: Юрайт, 2017. 184 с.
15. Зорькина, О. С. Значение дидактических игр в обучении математике детей дошкольного возраста / О. С. Зорькина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 1 (3). С. 7578.
16. Козлова, О. В. Обучение через игру и эксперимент. «А что, если?» / О. В. Козлова, А. В. Плахотная // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 2627.
17. Козьменко, Г. В. Роль дидактических игр в процессе обучения математике / Г. В. Козьменко // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 2324.
18. Колесникова, Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет: методическое пособие / Е. В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2018. 116 с.
19. Коцкая, Е. А. Формирование сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры / Е. А. Коцкая, О. А. Объедкова, Т. В. Монакова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 3 (10). С. 104106.
20. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1996. - 368 с.
21. Математическое развитие дошкольников: учебно-методическое пособие / сост. З. А. Михайлова [и др.]. – СПб: Детство-Пресс, 2017. 190 с.
22. Метлина, Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина, А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
23. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / под ред. Н. В. Микляевой. М.: Юрайт, 2017. 436 с.
24. Методические рекомендации по организации образовательной работы с детьми 3-4 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 96 с.
25. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. М.: Академия, 2015. 352 с.
26. Михайлова-Свирская, Л. В. Математика в детском саду: учебно-практическое пособие / Л. В. Михайлова-Свирская. М.: Национальное образование, 2015. 56 с.
27. Никитин, И. Ю. Дидактическая игра как средство формирования интереса к математике у младших школьников / И. Ю. Никитин // Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования: материалы науч.-практ. конф. / сост. и отв. ред. Н. П. Ходакова, А. В. Калинченко. М.: Спутник +, 2017. С. 7173.
28. Пальчик, К. В. Обучение дошкольников величинам средствами дидактических игр / К. В. Пальчик // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Вологда: Маркер, 2016. С. 165168.
29. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.
30. Пылаева, Р. Н. Особенности развития восприятия у детей раннего возраста / Р. Н. Пылаева // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. С. 144148.
31. Скибина, Н. Г. Методические рекомендации по использованию дидактических игр в процессе обучения математике / Н. Г. Скибина, М Ю. Солощенко // Научный альманах. 2015. № 102 (12). С. 424427.
32. Смирнова, С. Ю. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников / С. Ю. Смирнова // Психология и педагогика: методология, теория и практика: сб. ст. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 123125.
33. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987. - 97 с.
34. Сычёва, Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Г. Е. Сычёва. М.: Национальный книжный центр, 2017. 64 с.
35. Трясорукова, Т. П. Математика. 2-3 года: учебное пособие / Т. П. Трясорукова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2018. 32 с.
36. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Турченко. М.: Флинта, 2017. 256 с.
37. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. - М: Академия, 2016. - 272 с.