Глава I Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста 7
1.1 История вопроса 7
1.2 Особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста величины предметов 13
1.3 Возможности использования дидактической игры в формировании представлений о величине предметов у детей второй младшей группы 20
Глава II Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры 28
2.1 База и методы проведения опытно-практической работы 28
2.2 Содержание первоначального этапа исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста 32
2.3 Проектирование и проведение развивающей работы формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры 35
2.4 Анализ результатов развивающей работы 46
Заключение 52
Список использованных источников 54
Дидактическая игра как средство формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
|
Глава I Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста 7
1.1 История вопроса 7
1.2 Особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста величины предметов 13
1.3 Возможности использования дидактической игры в формировании представлений о величине предметов у детей второй младшей группы 20
Глава II Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры 28
2.1 База и методы проведения опытно-практической работы 28
2.2 Содержание первоначального этапа исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста 32
2.3 Проектирование и проведение развивающей работы формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры 35
2.4 Анализ результатов развивающей работы 46
Заключение 52
Список использованных источников 54
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формирование представлений о величине предметов исследователи считают важной частью математического развития младших дошкольников. Однако в современном образовательном процессе дидактические игры, направленные на формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста применяются лишь частично. Это противоречие определяет проблему исследования.
Нам представляется актуальным проанализировать возможности применения дидактических игр для формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования стала дидактическая игра как средство формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования проанализировать влияние дидактических игр математического содержания на процесс формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Данная цель обусловила постановку и решение конкретных задач:
изучить историю вопроса;
охарактеризовать особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста величины предметов;
выявить возможности использования дидактической игры в формировании представлений о величине предметов у детей второй младшей группы;
описать базу и методы проведения опытно-практической работы;
охарактеризовать содержание первоначального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста;
описать проектирование и проведение развивающей работы по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры;
провести анализ результатов опытно-практической работы.
Гипотеза исследования заключается в следующем. Приступая к исследованию, мы предположили, что формирование представлений о величине предметов у детей 3-4 лет (II младшей группы) будет эффективным при следующих условиях:
целенаправленная работа с детьми в этом направлении;
отбор интересных для детей и необходимых для обучения дидактических игр;
соблюдение определённых этапов работы;
разнообразие дидактических и заданий по формированию представлений о величине предметов.
Теоретико-методологическая база исследования основывается на научных положениях о роли величины в математическом развитии детей (А. В. Белошистая, Л. А. Венгер, А. М. Леушина и др.), о влиянии дидактической игры на восприятие величины (Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализа психолого-педагогический литературы по теме исследования, систематизация, классификация, обобщение.
эмпирические: опытно-педагогическая работа, включающая диагностику сформированности представлений о величине предметов, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в современной практике дошкольного образования диагностических и методических материалов, представленных в работе.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Нам представляется актуальным проанализировать возможности применения дидактических игр для формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования стала дидактическая игра как средство формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования проанализировать влияние дидактических игр математического содержания на процесс формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Данная цель обусловила постановку и решение конкретных задач:
изучить историю вопроса;
охарактеризовать особенности освоения детьми младшего дошкольного возраста величины предметов;
выявить возможности использования дидактической игры в формировании представлений о величине предметов у детей второй младшей группы;
описать базу и методы проведения опытно-практической работы;
охарактеризовать содержание первоначального исследования сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста;
описать проектирование и проведение развивающей работы по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры;
провести анализ результатов опытно-практической работы.
Гипотеза исследования заключается в следующем. Приступая к исследованию, мы предположили, что формирование представлений о величине предметов у детей 3-4 лет (II младшей группы) будет эффективным при следующих условиях:
целенаправленная работа с детьми в этом направлении;
отбор интересных для детей и необходимых для обучения дидактических игр;
соблюдение определённых этапов работы;
разнообразие дидактических и заданий по формированию представлений о величине предметов.
Теоретико-методологическая база исследования основывается на научных положениях о роли величины в математическом развитии детей (А. В. Белошистая, Л. А. Венгер, А. М. Леушина и др.), о влиянии дидактической игры на восприятие величины (Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализа психолого-педагогический литературы по теме исследования, систематизация, классификация, обобщение.
эмпирические: опытно-педагогическая работа, включающая диагностику сформированности представлений о величине предметов, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в современной практике дошкольного образования диагностических и методических материалов, представленных в работе.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Формирование общенаучных понятий представляет собой многогранный процесс последовательного раскрытия качественных и количественных особенностей предметов и явлений окружающего нас мира. Игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники овладевают понятием, постепенно усваивая его содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что в содержании содержательно-методической линии «Величины и их измерение» выделяют знакомство дошкольников с величиной как пространственным признаком предмета, сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением, наложением; выработку умений сравнения предметов по величине с помощью условной мерки, формирование навыков измерения. В процессе дидактической игры младшие дошкольники усваивают новые знания и умения разного содержания, при этом ребенок модифицирует, преобразует усвоенные знания, обучается оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
В дидактической игре выделяют структурные компоненты: дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов. Дидактическая игра, как обучающая имеет ряд компонентов: мотивационный компонент: игровая деятельность является для ребенка удовольствием, в процессе которого он приобретает опыт межличностных отношений; целевой компонент: дидактическая игра представляет собой деятельность, в процессе которой воспитатель реализует задачи обучения и воспитания; содержа- тельный компонент: содержание материала, выбрано в соответствии с программными требованиями; деятельностный: формы и методы обучения средствами дидактической игры; результативный компонент: результатом игры для дошкольника является удовольствие, полученное от процесса игры, для взрослого ‒ достижение дидактической цели.
С целью выявления значимости применения дидактических игр для формирования представлений о величине у детей второй младшей группы была организована и проведена опытно-практическая работа.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что большинство дошкольников четвёртого года жизни находится на низком уровне сформированности представлений о величине предметов, свидетельствовало о необходимости разработки форм, методов и средств, формирующих представления о сенсорных эталонах величины.
Разработанные и апробированные на формирующем этапе опытной работы дидактические игры и задания направлены на знакомство детей младшего дошкольного возраста с величиной как пространственным признаком предмета, формирование представления, что измерение дает точную количественную характеристику величине, то есть на формирование представления о величине как о математическом понятии. Дидактические игры, направленные на формирование представлений дошкольников о величинах и их измерении, являются неотъемлемым атрибутом методики формирования математических понятий.
После формирующего этапа опытно-практической работы был проведен контрольный этап, анализ результатов которого позволил сформулировать вывод о том, что в результате применения дидактических игр математического содержания произошли значительные положительные количественные и качественные изменения, свидетельствующие о повышении уровня сформированности представлений о величине предметов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что в содержании содержательно-методической линии «Величины и их измерение» выделяют знакомство дошкольников с величиной как пространственным признаком предмета, сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением, наложением; выработку умений сравнения предметов по величине с помощью условной мерки, формирование навыков измерения. В процессе дидактической игры младшие дошкольники усваивают новые знания и умения разного содержания, при этом ребенок модифицирует, преобразует усвоенные знания, обучается оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
В дидактической игре выделяют структурные компоненты: дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов. Дидактическая игра, как обучающая имеет ряд компонентов: мотивационный компонент: игровая деятельность является для ребенка удовольствием, в процессе которого он приобретает опыт межличностных отношений; целевой компонент: дидактическая игра представляет собой деятельность, в процессе которой воспитатель реализует задачи обучения и воспитания; содержа- тельный компонент: содержание материала, выбрано в соответствии с программными требованиями; деятельностный: формы и методы обучения средствами дидактической игры; результативный компонент: результатом игры для дошкольника является удовольствие, полученное от процесса игры, для взрослого ‒ достижение дидактической цели.
С целью выявления значимости применения дидактических игр для формирования представлений о величине у детей второй младшей группы была организована и проведена опытно-практическая работа.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что большинство дошкольников четвёртого года жизни находится на низком уровне сформированности представлений о величине предметов, свидетельствовало о необходимости разработки форм, методов и средств, формирующих представления о сенсорных эталонах величины.
Разработанные и апробированные на формирующем этапе опытной работы дидактические игры и задания направлены на знакомство детей младшего дошкольного возраста с величиной как пространственным признаком предмета, формирование представления, что измерение дает точную количественную характеристику величине, то есть на формирование представления о величине как о математическом понятии. Дидактические игры, направленные на формирование представлений дошкольников о величинах и их измерении, являются неотъемлемым атрибутом методики формирования математических понятий.
После формирующего этапа опытно-практической работы был проведен контрольный этап, анализ результатов которого позволил сформулировать вывод о том, что в результате применения дидактических игр математического содержания произошли значительные положительные количественные и качественные изменения, свидетельствующие о повышении уровня сформированности представлений о величине предметов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развивающие игры В. Воскобовича как средство развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - Дидактические игры как средство сенсорного развития для детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ БЛОКОВ З. ДЬЕНЕША
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Игры со строительным материалом как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020



