ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
|
Введение 3
Глава 1. Историческое развитие правового регулировании изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд 10
§1. Историческое развитие категории «государственные нужды» при изъятии частной собственности для этих целей в России 10
§2. Историческое развитие категорий «Публичные нужды» ("Public use") и «Справедливая компенсация» ("Just compensation") при изъятии частной собственности в Соединённых Штатах Америки 22
Глава 2. Юридическая процедура изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд 32
§1. Субъекты отношений, связанных с изъятием земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости для государственных нужд. Условия изъятия 32
§2. Порядок изъятия земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости (в том числе жилых помещений) для государственных нужд 40
§3. Порядок определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков и жилых помещения для государственных нужд 54
Глава 3. Проблемы законодательного регулирования изъятия жилых помещений и земельных участков для государственных нужд и перспективы его совершенствования 64
§1. Проблема определения оснований изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд, а также способы решения указанной проблемы 64
§2. Проблемы правового регулирования равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд. Возможные способы преодоления
проблемы 69
Заключение 74
Список использованных нормативных правовых актов, судебной
практики и специальной литературы
Глава 1. Историческое развитие правового регулировании изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд 10
§1. Историческое развитие категории «государственные нужды» при изъятии частной собственности для этих целей в России 10
§2. Историческое развитие категорий «Публичные нужды» ("Public use") и «Справедливая компенсация» ("Just compensation") при изъятии частной собственности в Соединённых Штатах Америки 22
Глава 2. Юридическая процедура изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд 32
§1. Субъекты отношений, связанных с изъятием земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости для государственных нужд. Условия изъятия 32
§2. Порядок изъятия земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости (в том числе жилых помещений) для государственных нужд 40
§3. Порядок определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков и жилых помещения для государственных нужд 54
Глава 3. Проблемы законодательного регулирования изъятия жилых помещений и земельных участков для государственных нужд и перспективы его совершенствования 64
§1. Проблема определения оснований изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд, а также способы решения указанной проблемы 64
§2. Проблемы правового регулирования равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд. Возможные способы преодоления
проблемы 69
Заключение 74
Список использованных нормативных правовых актов, судебной
практики и специальной литературы
Актуальность исследования. В конце двадцатого столетия на смену исключительной государственной собственности на землю пришло многообразие форм собственности. Широкая приватизация земельных участков и других объектов недвижимости обусловила необходимость применения такой процедуры, как изъятие их у частных собственников для государственных или муниципальных нужд. Практическая потребность в таких мерах постоянно возрастает из-за необходимости в короткие сроки развивать инженерную, транспортную, социальную инфраструктуру страны.
Между тем, право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.
Поскольку изъятие земельных участков и жилых помещений для государственных нужд является одним из оснований принудительного прекращения права собственности на данные объекты, указанный институт требует тщательной детализации и системной проработки.
К сожалению, при анализе федерального законодательства, констатировать должную урегулированность отношений, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, не представляется возможным в виду наличия ряда проблем, среди которых, в частности, можно выделить проблему определения случаев возможного изъятия для государственных нужд указанных объектов.
Закрепление института принудительного изъятия имущества, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, а также его последующее реформирование не разрешило ранее возникшую проблему: данный институт стал использоваться органами публичной власти в качестве универсального инструмента для решения социальных и экономических задач.
Так, п.1-2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ), определяет перечень случаев такого изъятия, который является открытым, чем в последние годы активно пользуется законодатель для реализации грандиозных проектов, путём издания актов законодательного исключения, которые зачастую содержат специальные основания для изъятия и нормы, ухудшающие положение правообладателей изымаемых объектов, что влечёт, во-первых, нарушение принципа правовой определённости регулирования, во-вторых, возможность нарушения конституционного права частной собственности. Подобная ситуация создаёт все условия для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и неправомерному принятию решений об изъятии земельных участков и жилых помещений у их правообладателей.
При этом, исходя из диспозиции ст. 49 ЗК РФ, ключевыми условиями, при которых допускается изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, в порядке, предусмотренном названными нормами земельного законодательства, является наличие государственных и муниципальных нужд, а также исключительная необходимость. При этом действующее законодательство не даёт дефиниции понятию государственной нуждаемости.
Кроме того, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Закрепление гарантий возмещения утраты имущества, связанной с его принудительным изъятием, является конституционным правом, степень реализации которого зависит от правильности подхода к определению размера компенсации за такое изъятие.
К сожалению, правовое регулирование отношений, связанных с процедурой изъятия для государственных нужд, также не может похвастаться детализированностью в части определения размера возмещения в случае изъятия жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования.
Это обуславливает актуальность настоящего диссертационного исследования, которая связана с наличием неразрешённых в настоящий момент вышеприведённых проблем.
Степень разработанности темы. Тема правового регулирования отношений, связанных с принудительным изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, получила освещение в юридических исследованиях. В частности, широкое освещение получили вопросы, связанные с общей характеристикой правового регулирования и порядком изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд. Между тем, тема настоящего диссертационного исследования на сегодняшний день разработана недостаточно полно. Отчасти это связано с тем, что большинство юридических научных работ были составлены и защищены до 01.04.2015 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 года № 499 - ФЗ, которым было исправлено множество заявленных ранее проблем в правовом регулировании института изъятия. Так, существенный вклад в разработку проблемы в данной области исследования был внесён С.Д. Афанасьевой, Н.Н. Никифоровой, А.З. Зиннатуллиным, А.В. Казанковым, М.А. Губанищевой и Д.М. Хлопцовым, О.В. Вагиной.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования являются международно-правовые, зарубежные и российские нормы гражданского, земельного и жилищного права, регулирующие отношения, связанные с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, а также правоприменительная практика и результаты её обобщения.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является формирование комплексного представления о теоретических и практических проблемах в правовом регулировании института изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
• Выявить историческое развитие категории «Государственные нужда» при изъятии частной собственности для указанных целей в России;
• Выявит историческое развитие категорий «Публичные нужды» ("Public use") и «Справедливая компенсация» ("Just compensation") при изъятии частной собственности в Соединённых Штатах Америки;
• Определить субъектов отношений, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд и условия такого изъятия;
• Определить порядок изъятия земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости (в том числе жилых помещений) для государственных нужд;
• Раскрыть порядок определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков и жилых помещения для государственных нужд;
• Выявить проблемы в правовом регулировании, возникающие при определении оснований изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд, а также предложить способы решения указанной проблемы;
• Выявить проблемы в правовом регулировании, возникающие при определении размера равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд и предложить пути преодоления указанных проблем.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные работы учёных юристов: статьи, диссертации, научно - практические комментарии.
Нормативную основу диссертационного исследования представляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный Кодекс Российской Федерации, а также иные федеральные законы, подзаконные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют судебные постановления Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ (в том числе и результаты обобщения судебной практики), арбитражных судов и судов общей юрисдикции. В исторической части относительно развития категории «Публичные нужды» в США были задействованы судебные акты судов указанного государства.
Научная новизна. Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что впервые после внесения изменений в гражданское, земельное и жилищное законодательство Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было проведено комплексное исследование теоретических и практических проблем, возникающих в правовом регулировании при изъятии земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:
1. Несмотря на отсутствие легального определения категории «Государственные нужды», точку в её определении поставил Верховный суд РФ. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 за 2016 года было выведено следующее определение категории «Государственные нужды», наиболее в полной мере и в то же время лаконично отражающее принцип справедливости, баланс публичных и частных интересов: «Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, что, соответственно, исключает принудительное изъятие только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества», поставив тем самым точку в теоретических спорах по данному вопросу;
2. Порядок изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд предполагает урегулированную последовательность юридически значимых действий, осуществляемых с учётом необходимости строгого соблюдения прав и законных интересов правообладателей изымаемых объектов, и нарушение которой влечёт незаконность подобного изъятия;
3. В правовом регулировании по изъятию земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости (в том числе и жилых помещений) существует проблема определения оснований такого изъятия, выраженная в допущении необоснованных с точки зрения общественной необходимости законодательных исключений в виде отдельных федеральных законов, осуществляющих специальное регулирование и вводящих не предусмотренные общими нормами основания, условия и порядок изъятия земельных участков и жилых помещений, ухудшающие положение правообладателей данных объектов, а также влекущих допущение коррупционных рисков и злоупотреблений со стороны уполномоченных органов. Представляется, что для обеспечения надлежащего регулирования отношений, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, необходимо внести изменения законодательный акт. Так, для устранения возможности издания актов законодательного исключения, предусматривающих иные основания для изъятия, чем те, что поименованы в ст. 49 земельного кодекса РФ, необходимо внести изменения в указанную статью, исключив положения части 3, которая допускает введение путём федерального законотворчества иных оснований для изъятия. Таким образом, фактически предлагается сделать перечень оснований для изъятия частной собственности для государственных нужд закрытым.
4. В правовом регулировании отношений по изъятию жилых помещений для государственных нужд существует проблема равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд. Законодателем не установлен механизм равноценного возмещения за утрату права пользования изымаемым жилым помещением лицами, имеющими самостоятельное право пользования, ни в пользу компенсации собственнику предстоящих потерь по расчётам с указанными лицами, ни в пользу непосредственно указанных лиц. Не установлен механизм возложения на нового собственника обязанности предоставить пользователю жилого помещения другое жилое помещение или иное возмещение взамен утраченного права. Для разрешения указанной проблемы представляется возможным один из следующих вариантов решения вопроса:
•возложение на нового собственника обязанности по предоставлению аналогичного права пользователям жилых помещений, сохраняющим такое право независимо от смены собственника;
• внесение в акт специального регулирования отношений по изъятию жилых помещений для государственных нужд (в ст. 32 Жилищного кодекса РФ) положения о включении в размер возмещения в части убытков собственника по несению расходов на компенсацию лицам, имеющим самостоятельное право пользования, рыночной стоимости таких прав, определяемой по аналогии с п.3 ч.3 ст. 56.8 земельного кодекса РФ;
•законодательное уточнение круга субъектов, имеющих право на получение возмещения при изъятии жилого помещения для государственных нужд, включив в него и членов семьи собственника (в том числе и бывших), отказавшихся от участия в приватизации жилого помещения, на которое они имели право наравне с собственником, отказополучателей.
Между тем, право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.
Поскольку изъятие земельных участков и жилых помещений для государственных нужд является одним из оснований принудительного прекращения права собственности на данные объекты, указанный институт требует тщательной детализации и системной проработки.
К сожалению, при анализе федерального законодательства, констатировать должную урегулированность отношений, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, не представляется возможным в виду наличия ряда проблем, среди которых, в частности, можно выделить проблему определения случаев возможного изъятия для государственных нужд указанных объектов.
Закрепление института принудительного изъятия имущества, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, а также его последующее реформирование не разрешило ранее возникшую проблему: данный институт стал использоваться органами публичной власти в качестве универсального инструмента для решения социальных и экономических задач.
Так, п.1-2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ), определяет перечень случаев такого изъятия, который является открытым, чем в последние годы активно пользуется законодатель для реализации грандиозных проектов, путём издания актов законодательного исключения, которые зачастую содержат специальные основания для изъятия и нормы, ухудшающие положение правообладателей изымаемых объектов, что влечёт, во-первых, нарушение принципа правовой определённости регулирования, во-вторых, возможность нарушения конституционного права частной собственности. Подобная ситуация создаёт все условия для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и неправомерному принятию решений об изъятии земельных участков и жилых помещений у их правообладателей.
При этом, исходя из диспозиции ст. 49 ЗК РФ, ключевыми условиями, при которых допускается изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, в порядке, предусмотренном названными нормами земельного законодательства, является наличие государственных и муниципальных нужд, а также исключительная необходимость. При этом действующее законодательство не даёт дефиниции понятию государственной нуждаемости.
Кроме того, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Закрепление гарантий возмещения утраты имущества, связанной с его принудительным изъятием, является конституционным правом, степень реализации которого зависит от правильности подхода к определению размера компенсации за такое изъятие.
К сожалению, правовое регулирование отношений, связанных с процедурой изъятия для государственных нужд, также не может похвастаться детализированностью в части определения размера возмещения в случае изъятия жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования.
Это обуславливает актуальность настоящего диссертационного исследования, которая связана с наличием неразрешённых в настоящий момент вышеприведённых проблем.
Степень разработанности темы. Тема правового регулирования отношений, связанных с принудительным изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, получила освещение в юридических исследованиях. В частности, широкое освещение получили вопросы, связанные с общей характеристикой правового регулирования и порядком изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд. Между тем, тема настоящего диссертационного исследования на сегодняшний день разработана недостаточно полно. Отчасти это связано с тем, что большинство юридических научных работ были составлены и защищены до 01.04.2015 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 года № 499 - ФЗ, которым было исправлено множество заявленных ранее проблем в правовом регулировании института изъятия. Так, существенный вклад в разработку проблемы в данной области исследования был внесён С.Д. Афанасьевой, Н.Н. Никифоровой, А.З. Зиннатуллиным, А.В. Казанковым, М.А. Губанищевой и Д.М. Хлопцовым, О.В. Вагиной.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования являются международно-правовые, зарубежные и российские нормы гражданского, земельного и жилищного права, регулирующие отношения, связанные с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, а также правоприменительная практика и результаты её обобщения.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является формирование комплексного представления о теоретических и практических проблемах в правовом регулировании института изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
• Выявить историческое развитие категории «Государственные нужда» при изъятии частной собственности для указанных целей в России;
• Выявит историческое развитие категорий «Публичные нужды» ("Public use") и «Справедливая компенсация» ("Just compensation") при изъятии частной собственности в Соединённых Штатах Америки;
• Определить субъектов отношений, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд и условия такого изъятия;
• Определить порядок изъятия земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости (в том числе жилых помещений) для государственных нужд;
• Раскрыть порядок определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков и жилых помещения для государственных нужд;
• Выявить проблемы в правовом регулировании, возникающие при определении оснований изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд, а также предложить способы решения указанной проблемы;
• Выявить проблемы в правовом регулировании, возникающие при определении размера равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд и предложить пути преодоления указанных проблем.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные работы учёных юристов: статьи, диссертации, научно - практические комментарии.
Нормативную основу диссертационного исследования представляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный Кодекс Российской Федерации, а также иные федеральные законы, подзаконные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют судебные постановления Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ (в том числе и результаты обобщения судебной практики), арбитражных судов и судов общей юрисдикции. В исторической части относительно развития категории «Публичные нужды» в США были задействованы судебные акты судов указанного государства.
Научная новизна. Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что впервые после внесения изменений в гражданское, земельное и жилищное законодательство Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было проведено комплексное исследование теоретических и практических проблем, возникающих в правовом регулировании при изъятии земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:
1. Несмотря на отсутствие легального определения категории «Государственные нужды», точку в её определении поставил Верховный суд РФ. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 за 2016 года было выведено следующее определение категории «Государственные нужды», наиболее в полной мере и в то же время лаконично отражающее принцип справедливости, баланс публичных и частных интересов: «Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, что, соответственно, исключает принудительное изъятие только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества», поставив тем самым точку в теоретических спорах по данному вопросу;
2. Порядок изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд предполагает урегулированную последовательность юридически значимых действий, осуществляемых с учётом необходимости строгого соблюдения прав и законных интересов правообладателей изымаемых объектов, и нарушение которой влечёт незаконность подобного изъятия;
3. В правовом регулировании по изъятию земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости (в том числе и жилых помещений) существует проблема определения оснований такого изъятия, выраженная в допущении необоснованных с точки зрения общественной необходимости законодательных исключений в виде отдельных федеральных законов, осуществляющих специальное регулирование и вводящих не предусмотренные общими нормами основания, условия и порядок изъятия земельных участков и жилых помещений, ухудшающие положение правообладателей данных объектов, а также влекущих допущение коррупционных рисков и злоупотреблений со стороны уполномоченных органов. Представляется, что для обеспечения надлежащего регулирования отношений, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, необходимо внести изменения законодательный акт. Так, для устранения возможности издания актов законодательного исключения, предусматривающих иные основания для изъятия, чем те, что поименованы в ст. 49 земельного кодекса РФ, необходимо внести изменения в указанную статью, исключив положения части 3, которая допускает введение путём федерального законотворчества иных оснований для изъятия. Таким образом, фактически предлагается сделать перечень оснований для изъятия частной собственности для государственных нужд закрытым.
4. В правовом регулировании отношений по изъятию жилых помещений для государственных нужд существует проблема равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд. Законодателем не установлен механизм равноценного возмещения за утрату права пользования изымаемым жилым помещением лицами, имеющими самостоятельное право пользования, ни в пользу компенсации собственнику предстоящих потерь по расчётам с указанными лицами, ни в пользу непосредственно указанных лиц. Не установлен механизм возложения на нового собственника обязанности предоставить пользователю жилого помещения другое жилое помещение или иное возмещение взамен утраченного права. Для разрешения указанной проблемы представляется возможным один из следующих вариантов решения вопроса:
•возложение на нового собственника обязанности по предоставлению аналогичного права пользователям жилых помещений, сохраняющим такое право независимо от смены собственника;
• внесение в акт специального регулирования отношений по изъятию жилых помещений для государственных нужд (в ст. 32 Жилищного кодекса РФ) положения о включении в размер возмещения в части убытков собственника по несению расходов на компенсацию лицам, имеющим самостоятельное право пользования, рыночной стоимости таких прав, определяемой по аналогии с п.3 ч.3 ст. 56.8 земельного кодекса РФ;
•законодательное уточнение круга субъектов, имеющих право на получение возмещения при изъятии жилого помещения для государственных нужд, включив в него и членов семьи собственника (в том числе и бывших), отказавшихся от участия в приватизации жилого помещения, на которое они имели право наравне с собственником, отказополучателей.
В представленной выпускной квалификационной работе были рассмотрены существующие на сегодняшний день проблемы правового регулирования изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, а также пути их преодоления. В работе рассматривались история развития в понимании понятия «государственные нужды» в России, а также в Соединённых Штатах Америки, юридическая процедура изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд, в рамках которой были выявлены субъекты, условия изъятия, процедура принятия решения об изъятии, выявления правообладателей изымаемых объектов, а также порядок определения размера возмещения.
В процессе написания данной работы были реализованы все поставленные задачи: во - первых, проанализировано историческое развитие понимания понятия «государственные нужды» в России, а также на примере США, во - вторых, проанализирована и систематически изложена юридическая процедура изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд, в - третьих, выявлены некоторые проблемы в правовом регулировании, касающиеся определения случаев возможного изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, а также проблем правового регулирования равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд, а также были предложены пути преодоления указанных проблем.
Исследование рассматриваемых проблем проводилось на основании общей и специальной литературы, посвящённой исследуемым проблемам. Нормативной базой исследования явились положения Конституции РФ, гражданского, земельное, жилищное и градостроительное законодательство, а также ряд подзаконных актов, законов субъектов и актов органов местного самоуправления. Исследование не обошлось без использования Постановлений Пленумов ВС РФ, обобщений на основе судебной практики, выраженных в обзорах судебной практики. Подлежали анализу отдельные правоприменительные акты.
Резюмируя всё вышеизложенное, можно сформулировать общие выводы. В настоящий момент определение понятия «государственные нужды» не закреплено федеральном законодательстве, тогда как в рамках судебной практики государственные нужды определяются как потребности публичноправового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, и, соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества». Юридическая процедура изъятия производится в следующем порядке:
1. Подготовка документов территориального планирования и проекта планировки территорий;
2. Подготовка и направление уполномоченной организацией в уполномоченный орган исполнительной власти ходатайства об изъятии;
3. Выявление правообладателей подлежащих изъятию объектов недвижимости (запросы в ЕГРН, архивы, органы государственной власти, размещение сообщения о предстоящем изъятии);
4. Оформление решения об изъятии и направление его копий правообладателю и регистрирующий орган. А в случае, когда выявление правообладателей изымаемых объектов не представляется возможным, уполномоченный орган исполнительной власти направляет в заявление о признании права в собственности в суд;
5. Подготовка проекта соглашения об изъятии и его направление правообладателю;
6. Подписание соглашения об изъятии и его направление в регистрирующий орган (добровольный порядок). А в случае, когда между уполномоченным органом исполнительной власти не достигнуто согласие относительно условий соглашения, уполномоченный орган исполнительный власти имеет право на предъявление иска о принудительном изъятии у правообладателя объектов недвижимости.
В ходе диссертационного исследования был выявлен ряд проблем в правовом регулировании отношений по изъятию земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Например, существует проблема связана с определением случаев возможно изъятия данных объектов, выраженная в допущении необоснованных с точки зрения общественной необходимости законодательных исключений в виде отдельных федеральных законов, осуществляющих специальное регулирование и вводящих не предусмотренные общими нормами основания, условий и порядок изъятия, тем самым зачастую ухудшая положение правообладателей данных объектов, а также влекущих допущение коррупционных рисков и злоупотреблений со стороны уполномоченных органов. В качестве решения указанной проблемы представляется целесообразным купирование самой законодательной возможности размывания (расширения) объектного определения понятия «государственные нужды», сделав предусмотренный ст. 49 Земельного кодекса РФ перечень оснований для изъятия закрытым.
Кроме того, регулирование процедуры изъятия в части определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение также не отличается детализированностью. В этом аспекте была выявлена проблема регулирования равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования. Законодателем, в частности, не установлен механизм равноценного возмещения за утрату права пользования изымаемым жилым помещением такими лицами ни в пользу компенсации собственнику предстоящих потерь по расчётам с указанными лицами, ни в пользу непосредственно указанных лиц. Следует иметь в виду, что закон предусматривает в качестве основного правила возмещение в виде выкупа. При этом механизма возложения на собственника обязанности предоставить пользователю жилого помещения другое жилое помещение или иное возмещение взамен утраченного права на сегодняшний день, опять же, нет. В качестве одного из вариантов решения указанной проблемы представляется целесообразным возложение на нового собственника обязанности по предоставлению аналогичного права пользователям жилых помещений, сохраняющим такое право независимо от смены собственника. Также возможен и иные варианты: включение в размер возмещения в части убытков собственника по несению расходов на компенсацию лицам, имеющим самостоятельное право пользования, рыночной стоимости таких прав, определяемой по аналогии с п.3 ч.3 ст. 56.8 земельного кодекса РФ либо законодательное уточнение круга субъектов, имеющих право на получение возмещения при изъятии жилого помещения для государственных нужд, включив в него и членов семьи собственника (в том числе и бывших), отказавшихся от участия в приватизации жилого помещения, на которое они имели право наравне с собственником, отказополучателей, получателей ренты по договору ренты или пожизненного содержания с иждивением.
В процессе написания данной работы были реализованы все поставленные задачи: во - первых, проанализировано историческое развитие понимания понятия «государственные нужды» в России, а также на примере США, во - вторых, проанализирована и систематически изложена юридическая процедура изъятия земельных участков и жилых помещения для государственных нужд, в - третьих, выявлены некоторые проблемы в правовом регулировании, касающиеся определения случаев возможного изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных нужд, а также проблем правового регулирования равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования, для государственных нужд, а также были предложены пути преодоления указанных проблем.
Исследование рассматриваемых проблем проводилось на основании общей и специальной литературы, посвящённой исследуемым проблемам. Нормативной базой исследования явились положения Конституции РФ, гражданского, земельное, жилищное и градостроительное законодательство, а также ряд подзаконных актов, законов субъектов и актов органов местного самоуправления. Исследование не обошлось без использования Постановлений Пленумов ВС РФ, обобщений на основе судебной практики, выраженных в обзорах судебной практики. Подлежали анализу отдельные правоприменительные акты.
Резюмируя всё вышеизложенное, можно сформулировать общие выводы. В настоящий момент определение понятия «государственные нужды» не закреплено федеральном законодательстве, тогда как в рамках судебной практики государственные нужды определяются как потребности публичноправового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, и, соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества». Юридическая процедура изъятия производится в следующем порядке:
1. Подготовка документов территориального планирования и проекта планировки территорий;
2. Подготовка и направление уполномоченной организацией в уполномоченный орган исполнительной власти ходатайства об изъятии;
3. Выявление правообладателей подлежащих изъятию объектов недвижимости (запросы в ЕГРН, архивы, органы государственной власти, размещение сообщения о предстоящем изъятии);
4. Оформление решения об изъятии и направление его копий правообладателю и регистрирующий орган. А в случае, когда выявление правообладателей изымаемых объектов не представляется возможным, уполномоченный орган исполнительной власти направляет в заявление о признании права в собственности в суд;
5. Подготовка проекта соглашения об изъятии и его направление правообладателю;
6. Подписание соглашения об изъятии и его направление в регистрирующий орган (добровольный порядок). А в случае, когда между уполномоченным органом исполнительной власти не достигнуто согласие относительно условий соглашения, уполномоченный орган исполнительный власти имеет право на предъявление иска о принудительном изъятии у правообладателя объектов недвижимости.
В ходе диссертационного исследования был выявлен ряд проблем в правовом регулировании отношений по изъятию земельных участков и жилых помещений для государственных нужд.
Например, существует проблема связана с определением случаев возможно изъятия данных объектов, выраженная в допущении необоснованных с точки зрения общественной необходимости законодательных исключений в виде отдельных федеральных законов, осуществляющих специальное регулирование и вводящих не предусмотренные общими нормами основания, условий и порядок изъятия, тем самым зачастую ухудшая положение правообладателей данных объектов, а также влекущих допущение коррупционных рисков и злоупотреблений со стороны уполномоченных органов. В качестве решения указанной проблемы представляется целесообразным купирование самой законодательной возможности размывания (расширения) объектного определения понятия «государственные нужды», сделав предусмотренный ст. 49 Земельного кодекса РФ перечень оснований для изъятия закрытым.
Кроме того, регулирование процедуры изъятия в части определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение также не отличается детализированностью. В этом аспекте была выявлена проблема регулирования равноценного возмещения при изъятии жилого помещения, обременённого самостоятельными правами пользования. Законодателем, в частности, не установлен механизм равноценного возмещения за утрату права пользования изымаемым жилым помещением такими лицами ни в пользу компенсации собственнику предстоящих потерь по расчётам с указанными лицами, ни в пользу непосредственно указанных лиц. Следует иметь в виду, что закон предусматривает в качестве основного правила возмещение в виде выкупа. При этом механизма возложения на собственника обязанности предоставить пользователю жилого помещения другое жилое помещение или иное возмещение взамен утраченного права на сегодняшний день, опять же, нет. В качестве одного из вариантов решения указанной проблемы представляется целесообразным возложение на нового собственника обязанности по предоставлению аналогичного права пользователям жилых помещений, сохраняющим такое право независимо от смены собственника. Также возможен и иные варианты: включение в размер возмещения в части убытков собственника по несению расходов на компенсацию лицам, имеющим самостоятельное право пользования, рыночной стоимости таких прав, определяемой по аналогии с п.3 ч.3 ст. 56.8 земельного кодекса РФ либо законодательное уточнение круга субъектов, имеющих право на получение возмещения при изъятии жилого помещения для государственных нужд, включив в него и членов семьи собственника (в том числе и бывших), отказавшихся от участия в приватизации жилого помещения, на которое они имели право наравне с собственником, отказополучателей, получателей ренты по договору ренты или пожизненного содержания с иждивением.
Подобные работы
- ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ИЗЪЯТИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПОД ЗАСТРОЙКУ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности изъятия земельных участков в целях комплексного развития территории
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности правового регулирования ипотеки жилых помещений в
соответствии с российским законодательством
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Основания и порядок выселения из жилого помещения
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-правовой режим дачных, садовых и огородных земельных участков
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование осуществления государственных закупок (Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



