ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1.1 История развития франчайзинга за рубежом и в России 7
§1.2 Понятие и признаки франчайзинга 15
§1.3 Источники нормативного регулирования франчайзинга 22
§1.4 Соотношение франчайзинга и договора коммерческой
концессии 30
§1.5 Риски и выгоды предпринимательской деятельности в форме
франчайзинга 36
ГЛАВА 2. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК ОСНОВА ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§2.1. Понятие и признаки договора коммерческой концессии 46
§2.2. Субъекты договора коммерческой концессии 51
§2.3. Существенные условия договора коммерческой
концессии 56
§2.4. Особенности заключения, изменения и прекращения договора
коммерческой концессии 63
§2.5. Особенности государственной регистрации договора
коммерческой концессии 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 79
Развитие рыночных отношений и рост предпринимательской активности в России привел к тому, что за последние несколько десятилетий бизнес-словарь российского предпринимательства существенно обогатился за счет терминов иноязычного происхождения. Одним из таких терминов, занявшим прочное место в российской предпринимательской практике, стал термин «франчайзинг» и все производные от него.
Бизнес-модель франчайзинга заняла в предпринимательских кругах России прочное место и продолжает расширять свое присутствие и набирать все большую популярность. Все большее количество предпринимателей задумываются над покупкой успешной франшизы в надежде обеспечить себе легкий старт бизнеса.
В франшизе бизнес-формата франчайзер предоставляет франчайзи не только свое фирменное наименование, продукты и услуги, но и целую систему управления бизнесом. Франчайзи, как правило, получает от франчайзера коммерческую и организационную поддержку, обеспечивает обучение, осуществляет контроль стандартов и качества бренда, маркетинговую стратегию и бизнес-консультационную поддержку. Примеры традиционной или франчайзинговой дистрибуции продукции можно найти в разливочной, бензиновой, автомобильной и других отраслях обрабатывающей промышленности.
Таким образом, франчайзинг - это договорные отношения между правообладателем (франчайзером) и приобретателем (франчайзи), которые позволяют владельцу бизнеса использовать раскрученный бренд и метод ведения бизнеса для распространения товаров или услуг среди потребителей.
По мере расширения сферы применения франчайзинга данная технология все чаще стала применяться отечественными предпринимателями для выхода на региональные рынки и реализации интеграционной политики субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
Несмотря на постоянный рост популярности франчайзинга, официального толкования термин «франчайзинг» в Российской Федерации до сих пор не получил, что, однако, не мешает его применять разработчикам программных документов, а коммерсантам - успешно использовать франчайзинговую технологию при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
Юридическим оформлением, которое получают отношения франчайзинга в России, является конструкция договора коммерческой концессии. Данный договор введен в Гражданский кодекс РФ более десяти лет назад, однако до сих пор продолжаются научные споры о сущности и проблемах регулирования данного договора, а также о его месте в системе обязательственного права России.
Кроме того, не до конца решен на законодательном и доктринальном уровне вопрос разграничения понятий франчайзинга и договора коммерческой концессии. Отражением этого является, в частности, противоречивая судебно-арбитражная практика.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость исследования.
Вопросы правового регулирования франчайзинга, несмотря на относительную новизну данного института для России, достаточно активно разрабатываются и становятся предметом исследования различных авторов. Проблемы правового регулирования франчайзинга разрабатывали такие ученые, как А. Белоглавек, Д.П. Бондаренко, Н.Г. Вилкова, Е.В. Гелашвили, A. А. Еремин, С.В. Климова, К.С. Ковалева, Е.А. Кондратьева,B. В. Кулаковский, И.Ю. Кулеева, И.В. Рыкова, Г.А. Лаптев, О.А. Орлова, Д.П. Стригунова, А.А. Тер-Овакимян, М.Н. Титова, Е.А. Шаталин и другие исследователи гражданского и предпринимательского права.
Объектом изучения в настоящей работе выступают отношения в области предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие предпринимательскую деятельность в форме франчайзинга.
Целью работы является формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития франчайзинга за рубежом и в России;
- исследовать понятие и признаки франчайзинга;
- рассмотреть источники нормативного регулирования франчайзинга;
- исследовать соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии;
- выявить риски и выгоды предпринимательской деятельности в форме франчайзинга;
- рассмотреть понятие и признаки договора коммерческой концессии;
- исследовать категорию субъектов договора коммерческой концессии;
- рассмотреть существенные условия договора коммерческой концессии;
- выявить особенности заключения, изменения и прекращения договора коммерческой концессии;
- исследовать особенности государственной регистрации договора коммерческой концессии.
Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридический, анализ и метод сравнительного правоведения. Используя формально-юридический метод, были исследованы действующие правовые нормы в сфере франчайзинга, их соотношение и логическая завершенность. Метод анализа использован на протяжении всей работы при рассмотрении как нормативного регулирования, так и при исследовании правоприменительной практики. Использование метода сравнительного правоведения явилось основой при рассмотрении мировой практики регулирования исследуемых отношений.
Теоретической базой исследования стали труды таких ведущих учёных в сфере гражданского и предпринимательского права, как В.В. Витрянский, Е.П. Губин, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, М.Ю. Челышев, Г.Ф. Шершеневич, А.А. Еремин, который посвятил вопросам франчайзинга отдельную серьезную монографию, а также диссертационные исследования вопросов франчайзинга, подготовленные Д.П. Бондаренко и Е.В. Гелашвили.
Эмпирической базой работы являются материалы судебной практики: постановления и определения Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Арбитражных судов РФ, а также иных судебных органов.
Нормативной основой работы выступают нормы гражданского законодательства, сосредоточенные в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также федеральные законы, затрагивающие отдельные аспекты отношений в сфере предпринимательской деятельности, возникающие при реализации франчайзинговых соглашений, например, Федеральный закон «О защите конкуренции», а также иные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Структура работы состоит из введения, двух глав, раскрывающих суть исследуемого вопроса, десяти параграфов, заключения с обобщающими выводами по работе и списка литературы.
Рассмотрев вопросы правового регулирования франчайзинга в России, можно сделать следующие выводы и результаты:
Франчайзинг, начавшись с бизнеса по продаже швейных машин Зингера, постепенно завоевал рынок Соединенных Штатов Америки, а затем и весь мир. Наибольшую популярность и свой «классический» вид франчайзинг приобрел благодаря всемирной сети ресторанов быстрого питания Макдональдс, которая до сих пор удерживает первенство среди франчайзинговых сетей по объему продаж и продолжает осваивать новые рынки. В России франчайзинг стал известен благодаря контрактам с компанией Пепси-кола, у которой было приобретено право на производство и продажу напитков под известной мировой маркой в Советском союзе. Сегодня потенциал развития франчайзинга в России состоит в вовлечении предпринимателей по всей территории страны и освоение новых региональных рынков.
Суть франчайзинга состоит в том, что в условиях франчайзингового бизнеса франчайзи получают доступ к ноу-хау и опыту франчайзера в своей бизнес-системе в обмен на свои деньги и личный труд. Франчайзинговые операции являются одной из возможных форм вертикальной интеграции бизнеса. Законодательного определения франчайзинга в российском правовом поле не закреплено. Франчайзинг как модель предпринимательства не однородна и имеет несколько модификаций, или бизнес-моделей. Двумя наиболее распространенными формами франчайзинга являются модель, условно обозначаемая как «распространение продукции» и собственно «бизнес-формат». Значение франчайзинга для сторон, участвующих в данных правоотношениях, в литературе и практике оценивается положительно и высоко для обеих сторон.
Модель правового регулирования франчайзинга в РФ является переложением иностранного опыта на российские реалии. Основными источниками правового регулирования договора франчайзинга выступают национальное право и источники международного права. Во многих странах не существует какого-то специального законодательства в отношении данной модели правоотношений. Отношения франчайзинга регулируются в основном общими нормами гражданского законодательства. В рамках Евросоюза приняты некоторые акты наднационального законодательства в отношении франчайзинга. Отношения франчайзинга в настоящее время активно регулируется нормами, которые закрепляются не законодательных актах отдельных стран, а в актах иного вида средствами lex mercatoria. Регулирование договора международного франчайзинга осуществляется различными международными организациями, в частности Международным институтом по унификации частного права (далее - УНИДРУА), Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), Международной торговой палатой (далее - МТП). В российской правовой системе регулирование отношений, возникающих при реализации бизнесмодели франчайзинга, регулируется, в основном нормами гражданского законодательства об обязательствах и договорах и отдельных их видах: нормы о договоре коммерческой концессии, лицензионные договоры и другие. Также применяется законодательство о защите прав на интеллектуальную собственность. Нормы международного права, а также акты неправительственных организаций также участвуют в регулировании данных отношений и применяются судами и участниками рынка при юридическом оформлении правоотношений по франчайзингу.
Актуальным вопросом правового регулирования отношений франчайзинга в России является выявление соотношения понятий франчайзинга и коммерческой концессии, содержание которых не совпадает. Отсутствие законодательной определенности в этом вопросе, а также тот факт, что законопроект закона, регулирующего исключительно франчайзинг, так и не был принят, свидетельствуют об отсутствии полной ясности в определении данных понятий. Смешение данных понятий ведет к экономическим потерям участников и к дискредитации самой модели франчайзинга. По нашему мнению, понятие франчайзинга несомненно шире, чем понятие коммерческой концессии, который по сути представляет лишь один из возможных вариантов юридического оформления франчайзинга.
Говоря о рисках и возможностях франчайзинга для предпринимателя, можно отметить, что данная форма ведения бизнеса предоставляет множество преимуществ, которые значительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. В то же время существует достаточное количество юридических рисков, которые способны привести к экономическим потерям предпринимателя. Особое внимание необходимо обратить на порядок регистрации договора коммерческой концессии, на предмет и объем передаваемых прав. В обязательном порядке рекомендуется проверить действительность и сроки защиты исключительных прав, а также другие аспекты, содержащиеся во франчайзинговом пакете.
Понятие договора коммерческой концессии закреплено в ст. 1027 ГК РФ. Суть договора состоит в том, что правообладатель обязуется предоставить контрагенту (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав, таких как право на товарный знак, знак обслуживания, другие объекты исключительных прав. Определение перечисленных объектов исключительных прав приводится в соответствующих статьях ГК РФ, объединяет их то, что они предназначены для индивидуализации определенного объекта, а также то, что их ценность определяется определенными ограничениями в использовании либо неизвестностью их третьим лицам. Договор коммерческой концессии входит в группу обязательств, направленных на предоставление объектов гражданских прав во временное пользование. По своим признакам договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. В литературе выделяют также иные признаки, позволяющие отграничить данный договор от иных видов гражданскоправовых договоров.
Договор коммерческой концессии является двусторонним. Согласно закону сторонами данного договора могут являться только коммерческие организации и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели. ГК РФ называет стороны терминами «правообладатель» и «пользователь». В деловом обороте по отношению к сторонам договора коммерческой концессии часто употребляются иные термины, напрмер «франчайзер» и «франчайзи», которые, однако в законе не закреплены.
Все исследователи относят к числу обязательных условий договора коммерческой концессии условие о предмете договора - конкретном описании комплекса исключительных прав, передаваемых во временное пользование другому лицу. Также в число существенных условий требуется включать объем передаваемых прав (п. 2 ст. 1027 ГК РФ); условие о размере вознаграждения (п. 1 ст. 1027 ГК РФ) и условие о форме выплаты вознаграждения. Стороны должны договориться по всем перечисленным условиям, иначе будут иметь негативные последствия для сторон в связи с возможностью признания договора незаключенным.
Изменение договора коммерческой концессии производится по общим основаниям изменения и расторжения договоров, предусмотренным гл. 29 ГК. Закон исходит из необходимости стабильности отношений сторон по договору коммерческой концессии, поэтому при перемене сторон договор сохранится (ст. 1038 ГК). Также закон дает сторонам достаточно редкую для коммерческих договоров возможность в любое время расторгнуть договор, заключенный без ограничения срока его действия, уведомив другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.06.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
30.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
6. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. - 2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3126.
7. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135- ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). -Ст. 3434.
8. Федеральный закон «О несостоятельности(банкротстве)» от
26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3607.
9. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402
ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.
10. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2017 № 171 -р (ред. от
27.10.2018) "О подписании Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза" // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 7. - Ст. 1103.
11. Приказ Минфина РФ от 12.08.2005 № 105н "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.2005 № 6997) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 38.
12. Приказ Роспатента от 29.12.2009 № 186 "Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации"
II. Материалы судебной практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. - 2019. - № 96.
2. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 № 02АП-5468/2017 по делу № А82-15964/2016// Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 № 13АП-1760/2017 по делу № А56-69163/2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
4. Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 304-ЭС15-5828 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант- плюс».
5. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.04.2013 №
ВАС-3422/13 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
6. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу № А33-350/2017 // Документ официально опубликован не был. Доступ из http://kad.arbitr.ru/
7. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 года по делу № А56-62500/2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
8. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 № 11АП-12255/2015 по делу № А65-5282/2015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из http://kad.arbitr.ru/
9. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.03.2014 № Ф03-665/2014 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
10. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-23364/2012-ГК по делу № А40-105978/11-134-333 // Документ официально опубликован не был. Доступ из http://kad.arbitr.ru/
11. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 года по делу № А56-41759/2011 // Документ официально опубликован не был. Доступ из http://kad.arbitr.ru/.
12. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2002 по делу № А56-16500/2001 // Доступ из http://kad.arbitr.ru/
13. Решение АС Новосибирской области от 14.12.2015 по делу № А45- 13334/2014 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
14. Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-141135/12 // Судебный акт официально опубликован не был. Доступ из http://kad.arbitr.ru/
15. Апелляционное Московского городского суда от 02.06.2015 по делу № 33-18036/2015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (документ утратил силу)
III. Специальная литература
1. Белоглавек А. Применение негосударственных правовых норм, обычаев и традиций арбитражными судами и судами // Вестник гражданского процесса. - 2016. - № 6. - С. 118 - 154.
2. Бондаренко Д.П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. - 29 с.
3. Бурсулая Т. Франчайзинг. Договор коммерческой концессии в российском законодательстве // Финансовая газета. - 2019. - № 16. - С. 5 - 6.
4. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002. - 243 с.
5. Гелашвили Е.В. Договор коммерческой концессии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2007. - 175 с.
6. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 2. С. 733.
7. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут,2018. Т. 1. - 528 с.
8. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. - 560 с.
9. Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: монография. М.: Юстицинформ, 2017. - 208 с.
10. Килинкаров В.В. Актуальные проблемы и тенденции в практике
разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России //
Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2018. - № 4. -С. 62 - 103.
11. Климова С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. - 165 с.
12. Ковалева К.С. Перспективы развития франчайзинга в России в условиях экономической нестабильности. - Томск, 2014 г. - С. 368-374.
13. Кондратьева Е.А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты // Право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 58.
14. Кондратьева Е.А Одиннадцать особенностей договора коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2014. - № 3. - С. 47.
15. Косьяненко Е.М. Правовые проблемы квалификации договора коммерческой концессии субъектами малого бизнеса России // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2018. - № 4. - С. 20 - 24.
16. Кулаковский В.В. Антимонопольное регулирование договора коммерческой концессии // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2017. - № 10. - С. 95 - 102.
17. Кулеева И.Ю. Проблемы и противоречия законодательного регулирования договора коммерческой концессии в Российской Федерации и в зарубежных странах // Современное право. - 2019. - № 3. - С. 74 - 79.
18. Рыкова И.В. Дистрибьюция, лицензирование, франчайзинг: некоторые вопросы современной практики // Торговое право. - 2012. - № 11. - С. 81 - 86.
19. Рыкова И.В. Особенности национального франчайзинга // Бизнес- адвокат.- 2002. - № 11. - С. 12.
20. Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист. - 2014. - № 11.
21. Модельный закон УНИДРУА о раскрытии информации 2002 года //
Багдасарян А.Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг).
Гражданско-правовые проблемы заключения договора. М., 2009.
22. Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. - 2003. - № 6. - С. 17.
23. Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3: Средства индивидуализации. - 432 с.
24. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. - 848 с.
25. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. - 992 с.
26. Стригунова Д.П. Договор международного франчайзинга // Современное право. - 2014. - № 12. - С. 135 - 141.
27. Табаров Н.А. Гражданско-правовое регулирование предоставления исключительных прав по договору коммерческой концессии: Дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2015. - 132 с.
28. Тагаева С.Н. К правовой природе lex mercatoria // Международное публичное и частное право. - 2017. - № 3. - С. 30 - 33.
29. Тер-Овакимян А.А. Международный договор франчайзинга и договор коммерческой концессии // Актуальные проблемы российского права. - 2014.- № 6. - С. 1248 - 1253
30. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация № 557. Серия: Издания Международной торговой палаты: на рус. и англ. яз. М., 2002.
31. Титова М.Н. О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности // Право и экономика. - 2014. - № 9. - С. 28 - 29.
32. Устюжанин А.А. Зарубежный опыт и российская практика развития
франчайзинга: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: на правах рукописи. М., 2010. С. 17.
33. Шаталин Е.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии в туризме // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 3. - С. 11 - 13.
34. Перспективы развития франчайзинга в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mavriz.ru/articles/2005/5/3894.html (Дата обращения 11.04.2019).
35. О франчайзинге в Казани и Татарстане: прогнозы, практика, мнения
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http: //www.tatfinance.ru/franchayzin/about-franchising/ (Дата обращения 11.04.2019) .
36. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для Российских предпринимателей [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://dis.ru/library/524/25164. (Дата обращения 11.04.2019)
Николюк В.В. Правовое регулирование договора международного франчайзинга: Учеб. пособие. - Омск, 2009. - С. 10.