РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1.1 История развития франчайзинга за рубежом и в России 7
§1.2 Понятие и признаки франчайзинга 15
§1.3 Источники нормативного регулирования франчайзинга 22
§1.4 Соотношение франчайзинга и договора коммерческой
концессии 30
§1.5 Риски и выгоды предпринимательской деятельности в форме
франчайзинга 36
ГЛАВА 2. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК ОСНОВА ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§2.1. Понятие и признаки договора коммерческой концессии 46
§2.2. Субъекты договора коммерческой концессии 51
§2.3. Существенные условия договора коммерческой
концессии 56
§2.4. Особенности заключения, изменения и прекращения договора
коммерческой концессии 63
§2.5. Особенности государственной регистрации договора
коммерческой концессии 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 79
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1.1 История развития франчайзинга за рубежом и в России 7
§1.2 Понятие и признаки франчайзинга 15
§1.3 Источники нормативного регулирования франчайзинга 22
§1.4 Соотношение франчайзинга и договора коммерческой
концессии 30
§1.5 Риски и выгоды предпринимательской деятельности в форме
франчайзинга 36
ГЛАВА 2. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК ОСНОВА ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§2.1. Понятие и признаки договора коммерческой концессии 46
§2.2. Субъекты договора коммерческой концессии 51
§2.3. Существенные условия договора коммерческой
концессии 56
§2.4. Особенности заключения, изменения и прекращения договора
коммерческой концессии 63
§2.5. Особенности государственной регистрации договора
коммерческой концессии 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 79
Развитие рыночных отношений и рост предпринимательской активности в России привел к тому, что за последние несколько десятилетий бизнес-словарь российского предпринимательства существенно обогатился за счет терминов иноязычного происхождения. Одним из таких терминов, занявшим прочное место в российской предпринимательской практике, стал термин «франчайзинг» и все производные от него.
Бизнес-модель франчайзинга заняла в предпринимательских кругах России прочное место и продолжает расширять свое присутствие и набирать все большую популярность. Все большее количество предпринимателей задумываются над покупкой успешной франшизы в надежде обеспечить себе легкий старт бизнеса.
В франшизе бизнес-формата франчайзер предоставляет франчайзи не только свое фирменное наименование, продукты и услуги, но и целую систему управления бизнесом. Франчайзи, как правило, получает от франчайзера коммерческую и организационную поддержку, обеспечивает обучение, осуществляет контроль стандартов и качества бренда, маркетинговую стратегию и бизнес-консультационную поддержку. Примеры традиционной или франчайзинговой дистрибуции продукции можно найти в разливочной, бензиновой, автомобильной и других отраслях обрабатывающей промышленности.
Таким образом, франчайзинг - это договорные отношения между правообладателем (франчайзером) и приобретателем (франчайзи), которые позволяют владельцу бизнеса использовать раскрученный бренд и метод ведения бизнеса для распространения товаров или услуг среди потребителей.
По мере расширения сферы применения франчайзинга данная технология все чаще стала применяться отечественными предпринимателями для выхода на региональные рынки и реализации интеграционной политики субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
Несмотря на постоянный рост популярности франчайзинга, официального толкования термин «франчайзинг» в Российской Федерации до сих пор не получил, что, однако, не мешает его применять разработчикам программных документов, а коммерсантам - успешно использовать франчайзинговую технологию при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
Юридическим оформлением, которое получают отношения франчайзинга в России, является конструкция договора коммерческой концессии. Данный договор введен в Гражданский кодекс РФ более десяти лет назад, однако до сих пор продолжаются научные споры о сущности и проблемах регулирования данного договора, а также о его месте в системе обязательственного права России.
Кроме того, не до конца решен на законодательном и доктринальном уровне вопрос разграничения понятий франчайзинга и договора коммерческой концессии. Отражением этого является, в частности, противоречивая судебно-арбитражная практика.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость исследования.
Вопросы правового регулирования франчайзинга, несмотря на относительную новизну данного института для России, достаточно активно разрабатываются и становятся предметом исследования различных авторов. Проблемы правового регулирования франчайзинга разрабатывали такие ученые, как А. Белоглавек, Д.П. Бондаренко, Н.Г. Вилкова, Е.В. Гелашвили, A. А. Еремин, С.В. Климова, К.С. Ковалева, Е.А. Кондратьева,B. В. Кулаковский, И.Ю. Кулеева, И.В. Рыкова, Г.А. Лаптев, О.А. Орлова, Д.П. Стригунова, А.А. Тер-Овакимян, М.Н. Титова, Е.А. Шаталин и другие исследователи гражданского и предпринимательского права.
Объектом изучения в настоящей работе выступают отношения в области предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие предпринимательскую деятельность в форме франчайзинга.
Целью работы является формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития франчайзинга за рубежом и в России;
- исследовать понятие и признаки франчайзинга;
- рассмотреть источники нормативного регулирования франчайзинга;
- исследовать соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии;
- выявить риски и выгоды предпринимательской деятельности в форме франчайзинга;
- рассмотреть понятие и признаки договора коммерческой концессии;
- исследовать категорию субъектов договора коммерческой концессии;
- рассмотреть существенные условия договора коммерческой концессии;
- выявить особенности заключения, изменения и прекращения договора коммерческой концессии;
- исследовать особенности государственной регистрации договора коммерческой концессии.
Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридический, анализ и метод сравнительного правоведения. Используя формально-юридический метод, были исследованы действующие правовые нормы в сфере франчайзинга, их соотношение и логическая завершенность. Метод анализа использован на протяжении всей работы при рассмотрении как нормативного регулирования, так и при исследовании правоприменительной практики. Использование метода сравнительного правоведения явилось основой при рассмотрении мировой практики регулирования исследуемых отношений.
Теоретической базой исследования стали труды таких ведущих учёных в сфере гражданского и предпринимательского права, как В.В. Витрянский, Е.П. Губин, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, М.Ю. Челышев, Г.Ф. Шершеневич, А.А. Еремин, который посвятил вопросам франчайзинга отдельную серьезную монографию, а также диссертационные исследования вопросов франчайзинга, подготовленные Д.П. Бондаренко и Е.В. Гелашвили.
Эмпирической базой работы являются материалы судебной практики: постановления и определения Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Арбитражных судов РФ, а также иных судебных органов.
Нормативной основой работы выступают нормы гражданского законодательства, сосредоточенные в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также федеральные законы, затрагивающие отдельные аспекты отношений в сфере предпринимательской деятельности, возникающие при реализации франчайзинговых соглашений, например, Федеральный закон «О защите конкуренции», а также иные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Структура работы состоит из введения, двух глав, раскрывающих суть исследуемого вопроса, десяти параграфов, заключения с обобщающими выводами по работе и списка литературы.
Бизнес-модель франчайзинга заняла в предпринимательских кругах России прочное место и продолжает расширять свое присутствие и набирать все большую популярность. Все большее количество предпринимателей задумываются над покупкой успешной франшизы в надежде обеспечить себе легкий старт бизнеса.
В франшизе бизнес-формата франчайзер предоставляет франчайзи не только свое фирменное наименование, продукты и услуги, но и целую систему управления бизнесом. Франчайзи, как правило, получает от франчайзера коммерческую и организационную поддержку, обеспечивает обучение, осуществляет контроль стандартов и качества бренда, маркетинговую стратегию и бизнес-консультационную поддержку. Примеры традиционной или франчайзинговой дистрибуции продукции можно найти в разливочной, бензиновой, автомобильной и других отраслях обрабатывающей промышленности.
Таким образом, франчайзинг - это договорные отношения между правообладателем (франчайзером) и приобретателем (франчайзи), которые позволяют владельцу бизнеса использовать раскрученный бренд и метод ведения бизнеса для распространения товаров или услуг среди потребителей.
По мере расширения сферы применения франчайзинга данная технология все чаще стала применяться отечественными предпринимателями для выхода на региональные рынки и реализации интеграционной политики субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
Несмотря на постоянный рост популярности франчайзинга, официального толкования термин «франчайзинг» в Российской Федерации до сих пор не получил, что, однако, не мешает его применять разработчикам программных документов, а коммерсантам - успешно использовать франчайзинговую технологию при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
Юридическим оформлением, которое получают отношения франчайзинга в России, является конструкция договора коммерческой концессии. Данный договор введен в Гражданский кодекс РФ более десяти лет назад, однако до сих пор продолжаются научные споры о сущности и проблемах регулирования данного договора, а также о его месте в системе обязательственного права России.
Кроме того, не до конца решен на законодательном и доктринальном уровне вопрос разграничения понятий франчайзинга и договора коммерческой концессии. Отражением этого является, в частности, противоречивая судебно-арбитражная практика.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость исследования.
Вопросы правового регулирования франчайзинга, несмотря на относительную новизну данного института для России, достаточно активно разрабатываются и становятся предметом исследования различных авторов. Проблемы правового регулирования франчайзинга разрабатывали такие ученые, как А. Белоглавек, Д.П. Бондаренко, Н.Г. Вилкова, Е.В. Гелашвили, A. А. Еремин, С.В. Климова, К.С. Ковалева, Е.А. Кондратьева,B. В. Кулаковский, И.Ю. Кулеева, И.В. Рыкова, Г.А. Лаптев, О.А. Орлова, Д.П. Стригунова, А.А. Тер-Овакимян, М.Н. Титова, Е.А. Шаталин и другие исследователи гражданского и предпринимательского права.
Объектом изучения в настоящей работе выступают отношения в области предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие предпринимательскую деятельность в форме франчайзинга.
Целью работы является формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования предпринимательской деятельности в форме франчайзинга.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития франчайзинга за рубежом и в России;
- исследовать понятие и признаки франчайзинга;
- рассмотреть источники нормативного регулирования франчайзинга;
- исследовать соотношение франчайзинга и договора коммерческой концессии;
- выявить риски и выгоды предпринимательской деятельности в форме франчайзинга;
- рассмотреть понятие и признаки договора коммерческой концессии;
- исследовать категорию субъектов договора коммерческой концессии;
- рассмотреть существенные условия договора коммерческой концессии;
- выявить особенности заключения, изменения и прекращения договора коммерческой концессии;
- исследовать особенности государственной регистрации договора коммерческой концессии.
Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридический, анализ и метод сравнительного правоведения. Используя формально-юридический метод, были исследованы действующие правовые нормы в сфере франчайзинга, их соотношение и логическая завершенность. Метод анализа использован на протяжении всей работы при рассмотрении как нормативного регулирования, так и при исследовании правоприменительной практики. Использование метода сравнительного правоведения явилось основой при рассмотрении мировой практики регулирования исследуемых отношений.
Теоретической базой исследования стали труды таких ведущих учёных в сфере гражданского и предпринимательского права, как В.В. Витрянский, Е.П. Губин, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, М.Ю. Челышев, Г.Ф. Шершеневич, А.А. Еремин, который посвятил вопросам франчайзинга отдельную серьезную монографию, а также диссертационные исследования вопросов франчайзинга, подготовленные Д.П. Бондаренко и Е.В. Гелашвили.
Эмпирической базой работы являются материалы судебной практики: постановления и определения Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Арбитражных судов РФ, а также иных судебных органов.
Нормативной основой работы выступают нормы гражданского законодательства, сосредоточенные в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также федеральные законы, затрагивающие отдельные аспекты отношений в сфере предпринимательской деятельности, возникающие при реализации франчайзинговых соглашений, например, Федеральный закон «О защите конкуренции», а также иные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Структура работы состоит из введения, двух глав, раскрывающих суть исследуемого вопроса, десяти параграфов, заключения с обобщающими выводами по работе и списка литературы.
Рассмотрев вопросы правового регулирования франчайзинга в России, можно сделать следующие выводы и результаты:
Франчайзинг, начавшись с бизнеса по продаже швейных машин Зингера, постепенно завоевал рынок Соединенных Штатов Америки, а затем и весь мир. Наибольшую популярность и свой «классический» вид франчайзинг приобрел благодаря всемирной сети ресторанов быстрого питания Макдональдс, которая до сих пор удерживает первенство среди франчайзинговых сетей по объему продаж и продолжает осваивать новые рынки. В России франчайзинг стал известен благодаря контрактам с компанией Пепси-кола, у которой было приобретено право на производство и продажу напитков под известной мировой маркой в Советском союзе. Сегодня потенциал развития франчайзинга в России состоит в вовлечении предпринимателей по всей территории страны и освоение новых региональных рынков.
Суть франчайзинга состоит в том, что в условиях франчайзингового бизнеса франчайзи получают доступ к ноу-хау и опыту франчайзера в своей бизнес-системе в обмен на свои деньги и личный труд. Франчайзинговые операции являются одной из возможных форм вертикальной интеграции бизнеса. Законодательного определения франчайзинга в российском правовом поле не закреплено. Франчайзинг как модель предпринимательства не однородна и имеет несколько модификаций, или бизнес-моделей. Двумя наиболее распространенными формами франчайзинга являются модель, условно обозначаемая как «распространение продукции» и собственно «бизнес-формат». Значение франчайзинга для сторон, участвующих в данных правоотношениях, в литературе и практике оценивается положительно и высоко для обеих сторон.
Модель правового регулирования франчайзинга в РФ является переложением иностранного опыта на российские реалии. Основными источниками правового регулирования договора франчайзинга выступают национальное право и источники международного права. Во многих странах не существует какого-то специального законодательства в отношении данной модели правоотношений. Отношения франчайзинга регулируются в основном общими нормами гражданского законодательства. В рамках Евросоюза приняты некоторые акты наднационального законодательства в отношении франчайзинга. Отношения франчайзинга в настоящее время активно регулируется нормами, которые закрепляются не законодательных актах отдельных стран, а в актах иного вида средствами lex mercatoria. Регулирование договора международного франчайзинга осуществляется различными международными организациями, в частности Международным институтом по унификации частного права (далее - УНИДРУА), Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), Международной торговой палатой (далее - МТП). В российской правовой системе регулирование отношений, возникающих при реализации бизнесмодели франчайзинга, регулируется, в основном нормами гражданского законодательства об обязательствах и договорах и отдельных их видах: нормы о договоре коммерческой концессии, лицензионные договоры и другие. Также применяется законодательство о защите прав на интеллектуальную собственность. Нормы международного права, а также акты неправительственных организаций также участвуют в регулировании данных отношений и применяются судами и участниками рынка при юридическом оформлении правоотношений по франчайзингу.
Актуальным вопросом правового регулирования отношений франчайзинга в России является выявление соотношения понятий франчайзинга и коммерческой концессии, содержание которых не совпадает. Отсутствие законодательной определенности в этом вопросе, а также тот факт, что законопроект закона, регулирующего исключительно франчайзинг, так и не был принят, свидетельствуют об отсутствии полной ясности в определении данных понятий. Смешение данных понятий ведет к экономическим потерям участников и к дискредитации самой модели франчайзинга. По нашему мнению, понятие франчайзинга несомненно шире, чем понятие коммерческой концессии, который по сути представляет лишь один из возможных вариантов юридического оформления франчайзинга.
Говоря о рисках и возможностях франчайзинга для предпринимателя, можно отметить, что данная форма ведения бизнеса предоставляет множество преимуществ, которые значительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. В то же время существует достаточное количество юридических рисков, которые способны привести к экономическим потерям предпринимателя. Особое внимание необходимо обратить на порядок регистрации договора коммерческой концессии, на предмет и объем передаваемых прав. В обязательном порядке рекомендуется проверить действительность и сроки защиты исключительных прав, а также другие аспекты, содержащиеся во франчайзинговом пакете.
Понятие договора коммерческой концессии закреплено в ст. 1027 ГК РФ. Суть договора состоит в том, что правообладатель обязуется предоставить контрагенту (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав, таких как право на товарный знак, знак обслуживания, другие объекты исключительных прав. Определение перечисленных объектов исключительных прав приводится в соответствующих статьях ГК РФ, объединяет их то, что они предназначены для индивидуализации определенного объекта, а также то, что их ценность определяется определенными ограничениями в использовании либо неизвестностью их третьим лицам. Договор коммерческой концессии входит в группу обязательств, направленных на предоставление объектов гражданских прав во временное пользование. По своим признакам договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. В литературе выделяют также иные признаки, позволяющие отграничить данный договор от иных видов гражданскоправовых договоров.
Договор коммерческой концессии является двусторонним. Согласно закону сторонами данного договора могут являться только коммерческие организации и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели. ГК РФ называет стороны терминами «правообладатель» и «пользователь». В деловом обороте по отношению к сторонам договора коммерческой концессии часто употребляются иные термины, напрмер «франчайзер» и «франчайзи», которые, однако в законе не закреплены.
Все исследователи относят к числу обязательных условий договора коммерческой концессии условие о предмете договора - конкретном описании комплекса исключительных прав, передаваемых во временное пользование другому лицу. Также в число существенных условий требуется включать объем передаваемых прав (п. 2 ст. 1027 ГК РФ); условие о размере вознаграждения (п. 1 ст. 1027 ГК РФ) и условие о форме выплаты вознаграждения. Стороны должны договориться по всем перечисленным условиям, иначе будут иметь негативные последствия для сторон в связи с возможностью признания договора незаключенным.
Изменение договора коммерческой концессии производится по общим основаниям изменения и расторжения договоров, предусмотренным гл. 29 ГК. Закон исходит из необходимости стабильности отношений сторон по договору коммерческой концессии, поэтому при перемене сторон договор сохранится (ст. 1038 ГК). Также закон дает сторонам достаточно редкую для коммерческих договоров возможность в любое время расторгнуть договор, заключенный без ограничения срока его действия, уведомив другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
Франчайзинг, начавшись с бизнеса по продаже швейных машин Зингера, постепенно завоевал рынок Соединенных Штатов Америки, а затем и весь мир. Наибольшую популярность и свой «классический» вид франчайзинг приобрел благодаря всемирной сети ресторанов быстрого питания Макдональдс, которая до сих пор удерживает первенство среди франчайзинговых сетей по объему продаж и продолжает осваивать новые рынки. В России франчайзинг стал известен благодаря контрактам с компанией Пепси-кола, у которой было приобретено право на производство и продажу напитков под известной мировой маркой в Советском союзе. Сегодня потенциал развития франчайзинга в России состоит в вовлечении предпринимателей по всей территории страны и освоение новых региональных рынков.
Суть франчайзинга состоит в том, что в условиях франчайзингового бизнеса франчайзи получают доступ к ноу-хау и опыту франчайзера в своей бизнес-системе в обмен на свои деньги и личный труд. Франчайзинговые операции являются одной из возможных форм вертикальной интеграции бизнеса. Законодательного определения франчайзинга в российском правовом поле не закреплено. Франчайзинг как модель предпринимательства не однородна и имеет несколько модификаций, или бизнес-моделей. Двумя наиболее распространенными формами франчайзинга являются модель, условно обозначаемая как «распространение продукции» и собственно «бизнес-формат». Значение франчайзинга для сторон, участвующих в данных правоотношениях, в литературе и практике оценивается положительно и высоко для обеих сторон.
Модель правового регулирования франчайзинга в РФ является переложением иностранного опыта на российские реалии. Основными источниками правового регулирования договора франчайзинга выступают национальное право и источники международного права. Во многих странах не существует какого-то специального законодательства в отношении данной модели правоотношений. Отношения франчайзинга регулируются в основном общими нормами гражданского законодательства. В рамках Евросоюза приняты некоторые акты наднационального законодательства в отношении франчайзинга. Отношения франчайзинга в настоящее время активно регулируется нормами, которые закрепляются не законодательных актах отдельных стран, а в актах иного вида средствами lex mercatoria. Регулирование договора международного франчайзинга осуществляется различными международными организациями, в частности Международным институтом по унификации частного права (далее - УНИДРУА), Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), Международной торговой палатой (далее - МТП). В российской правовой системе регулирование отношений, возникающих при реализации бизнесмодели франчайзинга, регулируется, в основном нормами гражданского законодательства об обязательствах и договорах и отдельных их видах: нормы о договоре коммерческой концессии, лицензионные договоры и другие. Также применяется законодательство о защите прав на интеллектуальную собственность. Нормы международного права, а также акты неправительственных организаций также участвуют в регулировании данных отношений и применяются судами и участниками рынка при юридическом оформлении правоотношений по франчайзингу.
Актуальным вопросом правового регулирования отношений франчайзинга в России является выявление соотношения понятий франчайзинга и коммерческой концессии, содержание которых не совпадает. Отсутствие законодательной определенности в этом вопросе, а также тот факт, что законопроект закона, регулирующего исключительно франчайзинг, так и не был принят, свидетельствуют об отсутствии полной ясности в определении данных понятий. Смешение данных понятий ведет к экономическим потерям участников и к дискредитации самой модели франчайзинга. По нашему мнению, понятие франчайзинга несомненно шире, чем понятие коммерческой концессии, который по сути представляет лишь один из возможных вариантов юридического оформления франчайзинга.
Говоря о рисках и возможностях франчайзинга для предпринимателя, можно отметить, что данная форма ведения бизнеса предоставляет множество преимуществ, которые значительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. В то же время существует достаточное количество юридических рисков, которые способны привести к экономическим потерям предпринимателя. Особое внимание необходимо обратить на порядок регистрации договора коммерческой концессии, на предмет и объем передаваемых прав. В обязательном порядке рекомендуется проверить действительность и сроки защиты исключительных прав, а также другие аспекты, содержащиеся во франчайзинговом пакете.
Понятие договора коммерческой концессии закреплено в ст. 1027 ГК РФ. Суть договора состоит в том, что правообладатель обязуется предоставить контрагенту (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав, таких как право на товарный знак, знак обслуживания, другие объекты исключительных прав. Определение перечисленных объектов исключительных прав приводится в соответствующих статьях ГК РФ, объединяет их то, что они предназначены для индивидуализации определенного объекта, а также то, что их ценность определяется определенными ограничениями в использовании либо неизвестностью их третьим лицам. Договор коммерческой концессии входит в группу обязательств, направленных на предоставление объектов гражданских прав во временное пользование. По своим признакам договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. В литературе выделяют также иные признаки, позволяющие отграничить данный договор от иных видов гражданскоправовых договоров.
Договор коммерческой концессии является двусторонним. Согласно закону сторонами данного договора могут являться только коммерческие организации и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели. ГК РФ называет стороны терминами «правообладатель» и «пользователь». В деловом обороте по отношению к сторонам договора коммерческой концессии часто употребляются иные термины, напрмер «франчайзер» и «франчайзи», которые, однако в законе не закреплены.
Все исследователи относят к числу обязательных условий договора коммерческой концессии условие о предмете договора - конкретном описании комплекса исключительных прав, передаваемых во временное пользование другому лицу. Также в число существенных условий требуется включать объем передаваемых прав (п. 2 ст. 1027 ГК РФ); условие о размере вознаграждения (п. 1 ст. 1027 ГК РФ) и условие о форме выплаты вознаграждения. Стороны должны договориться по всем перечисленным условиям, иначе будут иметь негативные последствия для сторон в связи с возможностью признания договора незаключенным.
Изменение договора коммерческой концессии производится по общим основаниям изменения и расторжения договоров, предусмотренным гл. 29 ГК. Закон исходит из необходимости стабильности отношений сторон по договору коммерческой концессии, поэтому при перемене сторон договор сохранится (ст. 1038 ГК). Также закон дает сторонам достаточно редкую для коммерческих договоров возможность в любое время расторгнуть договор, заключенный без ограничения срока его действия, уведомив другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Конституционное право на свободное занятие предпринимательской деятельностью по российскому праву и праву зарубежных стран
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - Роль банковского сектора в развитии предпринимательской деятельности (на примере Приволжского федерального округа)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017



