Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий

Работа №33520

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
543
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности учащихся
1.1. История появления метода проектов 8
1.2. Сущность понятия «Проектная деятельность» 9
1.3. Типы и формы проектной деятельности 13
1.4. Основные требования к использованию метода проектов 16
1.5. Использование проектной деятельности на уроках физики 19
Глава 2. Применение информационных технологий в проектной
деятельности на уроках физики
2.1. Информационные технологии на уроках физики 22
2.2. Критерии оценивания и оформление проекта по физики с
использованием ИКТ 28
Глава 3. Организация проектной деятельности учащихся с
использование ИКТ на уроках физики
3.1. Этапы выполнения проекта 33
3.2. Готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках
физики с использованием информационных технологий 45
3.3. Проект по физики с использованием информационных технологий на тему «Применение электронной системы моделирования Electronic
workbench при изучении радиофизических устройств» 49
Заключение 52
Список литературы 53
Приложения


В настоящее время усовершенствование образовательной парадигмы ставит перед системой образования важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменение образовательной системы направленны на то, чтобы сделать ее более интегрированной в мировой системе образования.
Актуальность определяется противоречием между задачами современного обучения физике, решаемыми с использованием информационных технологий и сложившейся практики обучения.
Технология «метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности, это общение на равных. В проектной деятельности обучающийся сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими учащимися и взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход.
Поэтому формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности с использованием информационных технологий является определяющей чертой современного образования.
Таким образом, выбранная тема является актуальной в современной педагогической науке.
Осмысление проблем:
• изучение большого объёма сложной научной информации в сжатые сроки из-за сокращения количества часов, отводимых на её изучение;
• изучаемый материал слабо связан с повседневным опытом и познавательным интересом учащихся;
• невысокие результаты ЕГЭ по физике.
Выявили основные противоречия между:
• требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;
• растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;
• потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентоспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;
• стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.
Поэтому тема «Формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности с использованием информационных технологий» является определяющей чертой современного образования.
Проблема исследования заключается в том, какова готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Цель выпускной квалификационной работы: сформировать готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Объект исследования: Проектная деятельность с использованием информационных технологий в старшей школе.
Предмет исследования: процесс формирования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Гипотеза исследования: Использование проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий позволяет повысить познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор и творческий подход к изучению физики.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить педагогические условия для исследования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий;
3. Спроектировать мероприятия проектной деятельности старшеклассников на уроках физики с помощью информационных технологий.
Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы познания:
1. Педагогическое наблюдение
2. Анкетирование учащихся
3. Анализ научно-методической литературы
4. Педагогический эксперимент.
Теоретической базой опыта являются теоретические положения:
- Теоретической базой исследования являются теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В.
- Системно-деятельностном подход к обучению: А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова
- О психодидактике и новых технологиях в преподавании физики: А.Н. Крутского,
- О новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся: Е.С. Полат и Г.К. Селявка.
Методы и методики исследования:
- Педагогическое наблюдение
- Анкетирование учащихся
- Педагогическое тестирование
- Изучение и анализ педагогической и методической литературы
- Изучение и анализ результатов деятельности учащихся
- Методика накопления фактов из педагогического опыта
- Педагогический эксперимент
Опытно-экспериментальная база исследования: Опытно экспериментальная работа проводилась на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Зеленолольского механического колледжа» г. Зеленодольска, среди обучающихся 1 курса (10-11 класс).
Теоретическая значимость исследования: Состояла в проведении теоретического анализа проектной деятельности старшеклассников на уроках физики с использованием средств компьютерных информационных технологий.
Практическая значимость исследования: разработка ряда мероприятий проектной деятельности в области изучения физики с использованием информационных технологий.
Апробация: Апробация спроектированных мероприятий для приемов формирования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий:
• В рамках методической недели на городском семинаре преподавателей физики «Современные средства оценивания результатов обучения в условиях внедрения информационных технологий»;
• Публикация в научном журнале «Интернаука» включенного в систему Российского индекса научного цитирования на тему: «Использование современных информационных ресурсов на уроках физики».-2016г.-4 стр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Физика - наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Но она обладает большим гуманитарным потенциалом.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучение. Проектная деятельность предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ - компетентности учащихся, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность обучающихся. В результате реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень использования наглядности, изменяется отношение к предмету у ребят далеких от физики, изменяется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
В результате реализации проекта создаются такие пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное время, для проведения содержательного досуга, и для стимулирования познавательной деятельности школьников.
В заключении хочу заметить: практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.



1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.:ИОШ РАО. 2010, 228
2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение,
2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам).
3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - С. 94-117
4. Булаева, О. В. Метод проектов и организация проектной деятельности учащихся по физике: Учебно-методическое пособие / О. В. Булаева, Е. А. Рубешта. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 20011 - 72 с.
5. Булаева, О. В. Исследовательские проекты в практике школы / О.
В. Булаева, Е. А. Румбешта // Директор школы. - 1998 - №7. - С. 28-32.
6. Васильев, Е. А. Общая психология : учебное пособие / Е. А. Васильев; Под ред. В. В. Богословского [и др]. - Москва : Просвещение, 1996 - 506 с.
7. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников.
- 2013. - № 1. - С. 16-23
8. Голицына, О.Л. Информационные технологии: Учебник / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, ИНФРА- М, 2013. - 608 с.
9. Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г. В. Голуб, О. В. Чуракова. - Самара, 2012 - 117
10. Гомулина Н.Н., Михайлов СВ. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования // Физика. - 2000 - № 39. - 68-71.
11. Горлов, Ю. А. Формирование самоконтроля и самооценки у учащихся в системе развивающего обучения в средней школе / Ю. А. Г орлов, Н. Р. Файзуллина //Наука и школа. - 2013 - №2. - С. 12-15.
12. Гохберг, Г.С. Информационные технологии: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 с.
13. Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
14. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.- М.,1998
15. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
16. Дейнега С.А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе//Ярославский педагогический вестник. - 2011 - №3. - Том 2 - С. 146-151.
17. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. - 2013. - № 4. - С. 18 - 23
18. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 1. - С. 36-41
19. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. - 2013. - № 4. - С. 3 - 7
20. Игнатьев, В. В. Сборник «На путях к методу проектов» / В. В.Игнатьев, М. В. Крупенина. - Москва: Работник просвещения, 2011 - № 3 - 118 с.
21. Исаев, Г.Н. Информационные технологии: Учебное пособие / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2013. - 464 с.
22. Исаев, Г.Н. Информационные технологии. Учебное пособие. / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2012. - 464 с.
23. Казаков, В. Г. Качество образования. Слагаемые обучения / В. Г. Казаков //Методическое обеспечение государственного стандарта начального профессионального образования. - Оренбург, 2011.-№5. - С. 55-59.
24. Кальней В. А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А., Шишов Е. С., Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2004
25. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. - 2013. - № 6. - С. 59-65
26. Ковалева С.Я. Об исследовательской и проектной деятельности учащихся // Физика в школе, 2010.№16.
27. Корнеев, И.К. Информационные технологии в работе с
документами: Учебник / И.К. Корнеев. - М.: Проспект, 2015. - 304 с.
28. Корнеев, И.К. Информационные технологии в работе с
документами: Учебник / И.К. Корнеев. - М.: Проспект, 2016. - 304 с.
29. Кошенко, Т. Ю. Проектно-модульное построение учебного процесса как способ реализации системно-деятельностного подхода при изучении физики / Т. Ю. Кошенко // Физика в школе. - 2013 - №1. - С. 4348.
30. Крылова, О. В. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании / О. В. Крылова // Директор школы. - 1999 - № 2 -
С.71.
31. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. - Москва : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998 - 438 с.
32. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
33. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
34. Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Н.Ю. Пахомова, изд. «Аркти» 2003.
35. Методология учебного проекта: Материалы городского
методического семинара. -М.: МИПКРО, 2001.
36. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под. ред. доктора педагогических наук Е.С.Полат; Издательский центр «Академия», 2003.
37. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,№7, 2000.
38. Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.
39. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска, Учитель, №1,2000
40. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. Учитель, №4, 2000
41. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. унта. 2013. - 227 с.
42. Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учебное пособие / А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012.-56 с.
43. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии : Пособие для учителей / Е. С. Полат. - Москва : Просвещение, 1997 - 78 с.
44. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов / Е. С. Полат. //Наука и школа. - 1997 - №4. - С. 5-8.
45. Поташник, М. М. Качество образования : проблемы и технология управления: учебник / М. М. Поташник. - Москва : Педагогическое сообщество России, 2012 - 387 с.
46. Рагозинская Н. И., Колобякина Т. П., Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов // Учитель, № 3, 2004.
47. Селивёрстова, Е.Н. От школы знания - к школе созидания : теоретические и технологические аспекты обучения : учеб. пос. / Е.Н. Селивёрстова. - Владимир: ВГГУ, 2008.
48. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность в школе.
- Москва, АРКТИ, 2003
49. Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект?» //М.: Первое сентября, 2010.
50. Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10. - С.43-48.
51. Чечель, И. Д.Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Д. Чечель // Директор школы. - 2011 - № 4 - С. 3
52. Эпштейн, М.М. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты / М. М. Эпштейн, А. Н. Юшков// Народное образование. - 2014.-№6. - С. 151-159.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ