Формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности учащихся
1.1. История появления метода проектов 8
1.2. Сущность понятия «Проектная деятельность» 9
1.3. Типы и формы проектной деятельности 13
1.4. Основные требования к использованию метода проектов 16
1.5. Использование проектной деятельности на уроках физики 19
Глава 2. Применение информационных технологий в проектной
деятельности на уроках физики
2.1. Информационные технологии на уроках физики 22
2.2. Критерии оценивания и оформление проекта по физики с
использованием ИКТ 28
Глава 3. Организация проектной деятельности учащихся с
использование ИКТ на уроках физики
3.1. Этапы выполнения проекта 33
3.2. Готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках
физики с использованием информационных технологий 45
3.3. Проект по физики с использованием информационных технологий на тему «Применение электронной системы моделирования Electronic
workbench при изучении радиофизических устройств» 49
Заключение 52
Список литературы 53
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности учащихся
1.1. История появления метода проектов 8
1.2. Сущность понятия «Проектная деятельность» 9
1.3. Типы и формы проектной деятельности 13
1.4. Основные требования к использованию метода проектов 16
1.5. Использование проектной деятельности на уроках физики 19
Глава 2. Применение информационных технологий в проектной
деятельности на уроках физики
2.1. Информационные технологии на уроках физики 22
2.2. Критерии оценивания и оформление проекта по физики с
использованием ИКТ 28
Глава 3. Организация проектной деятельности учащихся с
использование ИКТ на уроках физики
3.1. Этапы выполнения проекта 33
3.2. Готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках
физики с использованием информационных технологий 45
3.3. Проект по физики с использованием информационных технологий на тему «Применение электронной системы моделирования Electronic
workbench при изучении радиофизических устройств» 49
Заключение 52
Список литературы 53
Приложения
В настоящее время усовершенствование образовательной парадигмы ставит перед системой образования важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменение образовательной системы направленны на то, чтобы сделать ее более интегрированной в мировой системе образования.
Актуальность определяется противоречием между задачами современного обучения физике, решаемыми с использованием информационных технологий и сложившейся практики обучения.
Технология «метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности, это общение на равных. В проектной деятельности обучающийся сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими учащимися и взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход.
Поэтому формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности с использованием информационных технологий является определяющей чертой современного образования.
Таким образом, выбранная тема является актуальной в современной педагогической науке.
Осмысление проблем:
• изучение большого объёма сложной научной информации в сжатые сроки из-за сокращения количества часов, отводимых на её изучение;
• изучаемый материал слабо связан с повседневным опытом и познавательным интересом учащихся;
• невысокие результаты ЕГЭ по физике.
Выявили основные противоречия между:
• требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;
• растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;
• потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентоспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;
• стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.
Поэтому тема «Формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности с использованием информационных технологий» является определяющей чертой современного образования.
Проблема исследования заключается в том, какова готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Цель выпускной квалификационной работы: сформировать готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Объект исследования: Проектная деятельность с использованием информационных технологий в старшей школе.
Предмет исследования: процесс формирования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Гипотеза исследования: Использование проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий позволяет повысить познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор и творческий подход к изучению физики.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить педагогические условия для исследования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий;
3. Спроектировать мероприятия проектной деятельности старшеклассников на уроках физики с помощью информационных технологий.
Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы познания:
1. Педагогическое наблюдение
2. Анкетирование учащихся
3. Анализ научно-методической литературы
4. Педагогический эксперимент.
Теоретической базой опыта являются теоретические положения:
- Теоретической базой исследования являются теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В.
- Системно-деятельностном подход к обучению: А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова
- О психодидактике и новых технологиях в преподавании физики: А.Н. Крутского,
- О новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся: Е.С. Полат и Г.К. Селявка.
Методы и методики исследования:
- Педагогическое наблюдение
- Анкетирование учащихся
- Педагогическое тестирование
- Изучение и анализ педагогической и методической литературы
- Изучение и анализ результатов деятельности учащихся
- Методика накопления фактов из педагогического опыта
- Педагогический эксперимент
Опытно-экспериментальная база исследования: Опытно экспериментальная работа проводилась на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Зеленолольского механического колледжа» г. Зеленодольска, среди обучающихся 1 курса (10-11 класс).
Теоретическая значимость исследования: Состояла в проведении теоретического анализа проектной деятельности старшеклассников на уроках физики с использованием средств компьютерных информационных технологий.
Практическая значимость исследования: разработка ряда мероприятий проектной деятельности в области изучения физики с использованием информационных технологий.
Апробация: Апробация спроектированных мероприятий для приемов формирования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий:
• В рамках методической недели на городском семинаре преподавателей физики «Современные средства оценивания результатов обучения в условиях внедрения информационных технологий»;
• Публикация в научном журнале «Интернаука» включенного в систему Российского индекса научного цитирования на тему: «Использование современных информационных ресурсов на уроках физики».-2016г.-4 стр.
Актуальность определяется противоречием между задачами современного обучения физике, решаемыми с использованием информационных технологий и сложившейся практики обучения.
Технология «метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности, это общение на равных. В проектной деятельности обучающийся сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими учащимися и взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход.
Поэтому формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности с использованием информационных технологий является определяющей чертой современного образования.
Таким образом, выбранная тема является актуальной в современной педагогической науке.
Осмысление проблем:
• изучение большого объёма сложной научной информации в сжатые сроки из-за сокращения количества часов, отводимых на её изучение;
• изучаемый материал слабо связан с повседневным опытом и познавательным интересом учащихся;
• невысокие результаты ЕГЭ по физике.
Выявили основные противоречия между:
• требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;
• растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;
• потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентоспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;
• стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.
Поэтому тема «Формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности с использованием информационных технологий» является определяющей чертой современного образования.
Проблема исследования заключается в том, какова готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Цель выпускной квалификационной работы: сформировать готовность старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Объект исследования: Проектная деятельность с использованием информационных технологий в старшей школе.
Предмет исследования: процесс формирования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий.
Гипотеза исследования: Использование проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий позволяет повысить познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор и творческий подход к изучению физики.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить педагогические условия для исследования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий;
3. Спроектировать мероприятия проектной деятельности старшеклассников на уроках физики с помощью информационных технологий.
Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы познания:
1. Педагогическое наблюдение
2. Анкетирование учащихся
3. Анализ научно-методической литературы
4. Педагогический эксперимент.
Теоретической базой опыта являются теоретические положения:
- Теоретической базой исследования являются теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В.
- Системно-деятельностном подход к обучению: А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова
- О психодидактике и новых технологиях в преподавании физики: А.Н. Крутского,
- О новых образовательных технологиях, основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся: Е.С. Полат и Г.К. Селявка.
Методы и методики исследования:
- Педагогическое наблюдение
- Анкетирование учащихся
- Педагогическое тестирование
- Изучение и анализ педагогической и методической литературы
- Изучение и анализ результатов деятельности учащихся
- Методика накопления фактов из педагогического опыта
- Педагогический эксперимент
Опытно-экспериментальная база исследования: Опытно экспериментальная работа проводилась на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Зеленолольского механического колледжа» г. Зеленодольска, среди обучающихся 1 курса (10-11 класс).
Теоретическая значимость исследования: Состояла в проведении теоретического анализа проектной деятельности старшеклассников на уроках физики с использованием средств компьютерных информационных технологий.
Практическая значимость исследования: разработка ряда мероприятий проектной деятельности в области изучения физики с использованием информационных технологий.
Апробация: Апробация спроектированных мероприятий для приемов формирования готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий:
• В рамках методической недели на городском семинаре преподавателей физики «Современные средства оценивания результатов обучения в условиях внедрения информационных технологий»;
• Публикация в научном журнале «Интернаука» включенного в систему Российского индекса научного цитирования на тему: «Использование современных информационных ресурсов на уроках физики».-2016г.-4 стр.
Физика - наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Но она обладает большим гуманитарным потенциалом.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучение. Проектная деятельность предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ - компетентности учащихся, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность обучающихся. В результате реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень использования наглядности, изменяется отношение к предмету у ребят далеких от физики, изменяется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
В результате реализации проекта создаются такие пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное время, для проведения содержательного досуга, и для стимулирования познавательной деятельности школьников.
В заключении хочу заметить: практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучение. Проектная деятельность предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ - компетентности учащихся, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность обучающихся. В результате реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень использования наглядности, изменяется отношение к предмету у ребят далеких от физики, изменяется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
В результате реализации проекта создаются такие пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное время, для проведения содержательного досуга, и для стимулирования познавательной деятельности школьников.
В заключении хочу заметить: практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.
Подобные работы
- Конструирование учебного процесса по физике в условиях информационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АСТРОНОМИИ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АСТРОНОМИИ»
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Организация исследовательской работы обучающихся по оценке качества питьевой воды
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ
СФОРМИРОВАННОСТЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5800 р. Год сдачи: 2018



