ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования 6
1.1. Понятие и содержание лингвострановедческого аспекта языка 6
1.2. Лингвострановедение как один из компонентов содержания
обучения английскому языку 9
1.3. Особенности формирования лингвострановедческой компетенции
на среднем этапе обучения английскому языку 14
Выводы по Главе 1 20
Глава 2. Формирование лингвострановедческой компетенции у учащихся среднего звена 22
2.1. Методические приёмы формирование лингвострановедческой
компетенции на уроках английского языка 22
2.2. Анализ учебно-методического комплекса на предмет содержания в
них лингвострановедческого материала 35
2.3. Разработка серий уроков направленных на формирование
лингвострановедческой компетенции 45
2.4. Исследование разработанной серии уроков на эффективность
формирования лингвострановедческой компетенции 55
Выводы по Главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1 69
Приложение 2 72
Приложение 3 75
Приложение 4 77
Приложение 5 78
Приложение 6 80
Приложение 7 83
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования 6
1.1. Понятие и содержание лингвострановедческого аспекта языка 6
1.2. Лингвострановедение как один из компонентов содержания
обучения английскому языку 9
1.3. Особенности формирования лингвострановедческой компетенции
на среднем этапе обучения английскому языку 14
Выводы по Главе 1 20
Глава 2. Формирование лингвострановедческой компетенции у учащихся среднего звена 22
2.1. Методические приёмы формирование лингвострановедческой
компетенции на уроках английского языка 22
2.2. Анализ учебно-методического комплекса на предмет содержания в
них лингвострановедческого материала 35
2.3. Разработка серий уроков направленных на формирование
лингвострановедческой компетенции 45
2.4. Исследование разработанной серии уроков на эффективность
формирования лингвострановедческой компетенции 55
Выводы по Главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1 69
Приложение 2 72
Приложение 3 75
Приложение 4 77
Приложение 5 78
Приложение 6 80
Приложение 7 83
Стремительное развитие международных отношений в политической, экономической, культурной и остальных сферах влечёт за собой направленность современной методики обучения иностранным языкам на реальные жизненные условия коммуникации между людьми в обществе.
Стремление к умению владеть коммуникативной компетенцией как к завершающему этапу обучения, подразумевает под собой не только умение владеть соответствующей иноязычной техникой, но и овладение огромнейшей неязыковой информацией, которая необходима для последовательного обучения и взаимопонимания между людьми, потому что взаимопонимание не может существовать без определённого равенства главных знаний, которые относятся к окружающей действительности. Значимое различие в объёме этих знаний у носителей различных языков в большей мере определяется несхожими материальными и духовными составляющими и условиями существования различных народов и стран мира, их историческими особенностями, культурными факторами, общественно-политическим строем, политической системой и др.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости создания условий для формирования умения свободно использовать весь объем лингвострановедческого материала в коммуникации. Можно сказать, что есть необходимость глубокого изучения специфики страны изучаемого языка и тем самым мы можем сделать вывод о том, что необходимость использования страноведческого подхода при обучении иностранному языку является первостепенной. Одной из самых первостепенных задач и целей во времена античности было ни что иное, как знакомство с культурой страны, язык которой изучался.
В работах Р.Р. Шарафутдинова «Лингвострановедение и его роль в иноязычном образовании» автор описывает содержание данного понятия и раскрывает его в разных аспектах. Также изучением данной темы занимался профессор кафедры английского языка Виргинского университета Э.Д. Хёрш. Во времена античности и позднее обучение классическим иностранным языкам, как трактовка религиозных текстов, не представлялось без такого направления, как культуроведческое комментирование говорящего.
В обучении и преподавании живых иностранных языков уже с конца XIX века на первое место, наряду с устной речью, выносится знакомство и изучение различных аспектов страны изучаемого языка. Стремительное развитие международных контактов, укрепление связей народов в экономике и культуре ставят перед школьной системой главную задачу на данный момент - воспитать личность, главными показателями которой являются общечеловеческая культура и ценности в обществе. Эта задача очень тесно связана с проблемой взаимопонимания людей в обществе, их духовных связей и поиска различных путей осуществления прогресса на сегодняшний день.
Научная новизна работы состоит в исследовании современного состояния проблемы формирования лингвострановедческой компетенции в контексте преподавания английского языка в школе, представленном в разработке практических основ формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучения.
Методической базой работы, на которую мы опирались, стали труды таких учёных, как Масловой В.А., Пассова Е.И., Болдыревой Н.Н., Гура В.В., Гальсковой Н.Д., Зангиевой З.Н., Костюченко М.В. и др.
Цель данной работы - раскрыть содержание и специфику формирования лингвострановедческой компетенции при обучении английскому языку.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть понятие и содержание лингвострановедческого аспекта языка;
2. определить методы и приемы реализации лингвострановедческого
материала на уроках английского языка;
3. рассмотреть особенности формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучения;
4. исследовать УМК по английскому языку для средней школы на предмет наличия лингвострановедческого материла;
5. разработать серию уроков, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции.
Объектом данной работы выступает обучение английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - использование лингвострановедческого материала на уроках английского языка.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические: обобщение, систематизация, описание опыта по формированию лингвострановедческой компетенции в СОШ.
Теоретическая значимость: в данной работе раскрывается специфика лингвострановедческой компетенции и ее эффективное формирование в процессе обучения английскому языку в средней школе, что вносит определенный вклад в развитие методики преподавания иностранных языков, лингвокультурологии, страноведения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная серия уроков, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции, может быть использована в практической деятельности педагогов, в качестве дополнения к любому УМК по английскому языку для учащихся среднего звена обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (после каждой из глав даются выводы), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Стремление к умению владеть коммуникативной компетенцией как к завершающему этапу обучения, подразумевает под собой не только умение владеть соответствующей иноязычной техникой, но и овладение огромнейшей неязыковой информацией, которая необходима для последовательного обучения и взаимопонимания между людьми, потому что взаимопонимание не может существовать без определённого равенства главных знаний, которые относятся к окружающей действительности. Значимое различие в объёме этих знаний у носителей различных языков в большей мере определяется несхожими материальными и духовными составляющими и условиями существования различных народов и стран мира, их историческими особенностями, культурными факторами, общественно-политическим строем, политической системой и др.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости создания условий для формирования умения свободно использовать весь объем лингвострановедческого материала в коммуникации. Можно сказать, что есть необходимость глубокого изучения специфики страны изучаемого языка и тем самым мы можем сделать вывод о том, что необходимость использования страноведческого подхода при обучении иностранному языку является первостепенной. Одной из самых первостепенных задач и целей во времена античности было ни что иное, как знакомство с культурой страны, язык которой изучался.
В работах Р.Р. Шарафутдинова «Лингвострановедение и его роль в иноязычном образовании» автор описывает содержание данного понятия и раскрывает его в разных аспектах. Также изучением данной темы занимался профессор кафедры английского языка Виргинского университета Э.Д. Хёрш. Во времена античности и позднее обучение классическим иностранным языкам, как трактовка религиозных текстов, не представлялось без такого направления, как культуроведческое комментирование говорящего.
В обучении и преподавании живых иностранных языков уже с конца XIX века на первое место, наряду с устной речью, выносится знакомство и изучение различных аспектов страны изучаемого языка. Стремительное развитие международных контактов, укрепление связей народов в экономике и культуре ставят перед школьной системой главную задачу на данный момент - воспитать личность, главными показателями которой являются общечеловеческая культура и ценности в обществе. Эта задача очень тесно связана с проблемой взаимопонимания людей в обществе, их духовных связей и поиска различных путей осуществления прогресса на сегодняшний день.
Научная новизна работы состоит в исследовании современного состояния проблемы формирования лингвострановедческой компетенции в контексте преподавания английского языка в школе, представленном в разработке практических основ формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучения.
Методической базой работы, на которую мы опирались, стали труды таких учёных, как Масловой В.А., Пассова Е.И., Болдыревой Н.Н., Гура В.В., Гальсковой Н.Д., Зангиевой З.Н., Костюченко М.В. и др.
Цель данной работы - раскрыть содержание и специфику формирования лингвострановедческой компетенции при обучении английскому языку.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть понятие и содержание лингвострановедческого аспекта языка;
2. определить методы и приемы реализации лингвострановедческого
материала на уроках английского языка;
3. рассмотреть особенности формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучения;
4. исследовать УМК по английскому языку для средней школы на предмет наличия лингвострановедческого материла;
5. разработать серию уроков, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции.
Объектом данной работы выступает обучение английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - использование лингвострановедческого материала на уроках английского языка.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические: обобщение, систематизация, описание опыта по формированию лингвострановедческой компетенции в СОШ.
Теоретическая значимость: в данной работе раскрывается специфика лингвострановедческой компетенции и ее эффективное формирование в процессе обучения английскому языку в средней школе, что вносит определенный вклад в развитие методики преподавания иностранных языков, лингвокультурологии, страноведения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная серия уроков, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции, может быть использована в практической деятельности педагогов, в качестве дополнения к любому УМК по английскому языку для учащихся среднего звена обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (после каждой из глав даются выводы), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Основной целью лингвострановедения является изучение языка при одновременном изучении культуры страны иностранного языка, в том виде как она опосредована языком. Именно поэтому лингвострановедческий аспект должен найти значительное место в преподавании иностранного языка в средней школе. Это повысит образовательный потенциал учащихся.
Формирование лингвострановедческой компетенции основано на ценностной ориентации учеников на саморазвитие и знание иностранных языков. Знакомство с новой культурой, традициями и основами в процессе изучения языка существенно влияет на духовный мир, развитие личности учащегося и повышает его интерес к предмету. Использование различных аутентичных материалов, которые включают в себя знание этнопсихологических особенностей языка-носителя и умение использовать их в процессе взаимодействия, помогает сформировать лингвострановедческую компетенцию. В процессе межкультурного общения осуществляется коммуникативное взаимодействие представителей разных культур. В своем поведении участники межкультурного общения должны использовать знания культурных норм изучаемого языка.
Процесс обучения иностранному языку в средней школе подразумевает развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка. При систематическом использовании лингвострановедческого материала дети прочно усваивают реалии англоговорящих стран, изучаемые в школе.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование является попыткой внести вклад в решение проблемы формирования лингвострановедческой компетенции в процессе обучения английскому языку в СОШ. В выпускной квалификационной работе установлено, что лингвострановедческая компетенция является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции, определяется содержание и структура данного понятия. Главная составляющая коммуникативной компетенции (т.е. речевые (коммуникативные) умения) формируется на основе языковых умений и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний.
Разработанная серия уроков была экспериментально исследована на базе уроков, проведенных в СРЦ «Детский город КидСпейс». Полученные в результате экспериментальной проверки данные позволяют судить об эффективности разработанных уроков, так как ее применение способствовало формированию у учащихся среднего звена обучения определенных лингвострановедческих знаний, навыков и умений в рамках изученной тематики. Данная серия уроков не только способствует усвоению лингвострановедческого материала, но и повышает интерес учащихся к процессу изучения иностранного языка, а также может быть использована в практической деятельности педагогов, в качестве дополнения к любому УМК по английскому языку для учащихся средней ступени обучения. Это является основным результатом данного исследования.
В заключении отмечаем, что сведения страноведческого характера должны быть обязательным компонентом при формировании лингвострановедческой компетенции. Если раньше эти сведения сопровождали базовый курс иностранного языка, возникая периодически как комментарий при изучении того или иного материала, то в настоящее время лингвострановедческий аспект должен стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка.
Формирование лингвострановедческой компетенции основано на ценностной ориентации учеников на саморазвитие и знание иностранных языков. Знакомство с новой культурой, традициями и основами в процессе изучения языка существенно влияет на духовный мир, развитие личности учащегося и повышает его интерес к предмету. Использование различных аутентичных материалов, которые включают в себя знание этнопсихологических особенностей языка-носителя и умение использовать их в процессе взаимодействия, помогает сформировать лингвострановедческую компетенцию. В процессе межкультурного общения осуществляется коммуникативное взаимодействие представителей разных культур. В своем поведении участники межкультурного общения должны использовать знания культурных норм изучаемого языка.
Процесс обучения иностранному языку в средней школе подразумевает развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка. При систематическом использовании лингвострановедческого материала дети прочно усваивают реалии англоговорящих стран, изучаемые в школе.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование является попыткой внести вклад в решение проблемы формирования лингвострановедческой компетенции в процессе обучения английскому языку в СОШ. В выпускной квалификационной работе установлено, что лингвострановедческая компетенция является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции, определяется содержание и структура данного понятия. Главная составляющая коммуникативной компетенции (т.е. речевые (коммуникативные) умения) формируется на основе языковых умений и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний.
Разработанная серия уроков была экспериментально исследована на базе уроков, проведенных в СРЦ «Детский город КидСпейс». Полученные в результате экспериментальной проверки данные позволяют судить об эффективности разработанных уроков, так как ее применение способствовало формированию у учащихся среднего звена обучения определенных лингвострановедческих знаний, навыков и умений в рамках изученной тематики. Данная серия уроков не только способствует усвоению лингвострановедческого материала, но и повышает интерес учащихся к процессу изучения иностранного языка, а также может быть использована в практической деятельности педагогов, в качестве дополнения к любому УМК по английскому языку для учащихся средней ступени обучения. Это является основным результатом данного исследования.
В заключении отмечаем, что сведения страноведческого характера должны быть обязательным компонентом при формировании лингвострановедческой компетенции. Если раньше эти сведения сопровождали базовый курс иностранного языка, возникая периодически как комментарий при изучении того или иного материала, то в настоящее время лингвострановедческий аспект должен стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка.
Подобные работы
- Дидактический потенциал экскурсии в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Дидактический потенциал экскурсии в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Лингвострановедческий подход при обучении иностранным языкам в средней
. общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Исследование лингвострановедческих реалий как элемента учебных материалов на старшем этапе обучения английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Использование аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Художественный текст как средство формирования социокультурной
компетенции в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных навыков при работе с текстом на уроке английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социокультурной компетенции учащихся 6 классов с использованием страноведческого материала в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023



